Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опубликовано в категории История

Исследование: «Философский пароход». 97 лет назад началась депортация русской интеллигенции

«…Германия — все же не Сибирь,
но как же чудовищно трудно было оторваться от корней,
от самой своей сути, которая умещалась в одном коротком слове — Россия».
Н.О. Лосский

Картина «Философский пароход». Художник Дмитрий Пантюхин Слева направо: Франк, Трубецкой, Бердяевв, Шестов, Лапшин, Кизеветтер, Ильин, Осоргин, Вышеславцев, Карсавин, Лосский. Фото http://arthb.ru/

31 августа 1922 года советское руководство приняло решение выслать из страны оппозиционно настроенных представителей интеллигенции. Уже осенью родину покинули около 200 неугодных властям врачей, учёных, писателей и философов. Эти драматические события вошли в историю как «Философский пароход».

В.И. Ленин в своём письме Дзержинскому высказал мысль, что «… Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодёжи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу».

В августе в газете «Правда» появилось сообщение о том, что высылка «активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции является первым предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям. Советская власть по-прежнему <…> будет пресекать всякую попытку использовать советские возможности для открытой или тайной борьбы с рабоче-крестьянской властью за реставрацию буржуазно-помещичьего режима».

С этой публикации начался отсчёт до рейса так называемого «Философского парохода» — это собирательное название немецких судов, на которых была осуществлена самая масштабная высылка интеллигенции в советской истории. Пароходов было два: «Oberburgermeister Haken» и «Preussen», и в сентябре и ноябре 1922 года они доставили в немецкий Штеттин высланных из Петрограда представителей интеллигенции. Такие же рейсы отправлялись из Одессы и Севастополя, а с вокзалов в сторону Польши уходили поезда с теми, кто не принял власть Советов.

Пароход «Oberburgermeister Haken». Фото Liveinternet.ru

В первых списках 1922 года на выдворение оказалось 195 человек — врачи, профессора, педагоги, экономисты, агрономы, литераторы, юристы, инженеры, политические и религиозные деятели, а также студенты. Позднее 35 человек были вычеркнуты из этих списков после рассмотрения различных ходатайств.

Пароход «Preussen». Фото Alexandrtrofimov.ru

Хотя в публикации в «Правде» утверждалось, что «громких имён» в списках высылаемых нет, это не совсем соответствовало действительности. Большинство тех, кто попал в список, кроме оппозиции новому режиму, больше ничем не прославились ни до высылки, ни после. Но были и исключения.

Самым известным из высланных стал один из основателей социологии Питирим Сорокин. В годы Гражданской войны Сорокин поддерживал противников большевиков, однако впоследствии изменил свои взгляды на происходящее и написал Ленину покаянное письмо. Тем не менее он оказался в числе тех, от кого молодое государство предпочло избавиться. Поводом для высылки стали не его прежние взгляды, а попытка социологического исследования голода в Поволжье начала 1920-х годов.

Решению об изгнании предшествовала новая политика советской власти в отношении буржуазной интеллигенции, выступавшей на стороне оппозиции. С момента своего установления революционный режим натолкнулся на сопротивление в различных слоях общества, в том числе и в научных. Часть учёного сообщества с энтузиазмом поддержала большевиков, как это сделали, например, Тимирязев К.А. и Кащенко П.П., но многие оказались в оппозиции, не всегда тайной.

Решение выслать за границу неугодных можно назвать радикальным, но если сравнивать со смертельными приговорами, которые выносились на публичных процессах, то данную меру можно назвать гуманной. К тому же власть Советов не могла пойти на расстрел двухсот выдающихся представителей русской интеллигенции. Поэтому в мае 1922 года Ленин в письме Дзержинскому предложил отказаться от смертной казни для активных противников советской власти и заменить её высылкой из страны.

До 20-х годов в России ещё достаточно свободно публиковались философские работы самой разной мировоззренческой направленности. Но почти сразу после революции власти стали пристально наблюдать за выступлениями, публикациями русских мыслителей. Например, Ивана Александровича Ильина арестовывали несколько раз. Со многими философами беседовал непосредственно Дзержинский и его ближайшие помощники. Так что философы были на особом счету и их значение понимали. Акция высылки не была спонтанной, она тщательно готовилась, была даже составлена смена с подсчетами о затратах на депортацию интеллигенции.

30 августа 1922 года, то есть за месяц до акции, Лев Троцкий (Бронштейн) дал интервью американской корреспондентке (опубликовано в газете «Известия»), в котором сказал: «Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе ничтожны. Но … все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочли сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность».

Через некоторые годы такую предусмотрительную гуманность проявили по отношению к автору этого приговора. Изгнание цвета интеллигенции было вынужденной мерой, потому что сразу начать репрессии, сажать в тюрьмы и расстреливать было бы слишком, все-таки эти фигуры были хорошо известны в мире. Ленин достаточно хорошо представлял, с кем имеет дело, хотя и относился к ним резко критически, особенно к религиозным русским философам. Религиозность Ленин оценивал с позиций воинствующего материализма и безбожия.

Среди пассажиров парохода «Обербургомистр Хакен» были философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, В.В. Зворыкин, Н.А. Цветков, В.И.Ясинский и др. В ноябре из Петрограда отплыл второй пароход с изгнанниками на борту — «Пруссия». Из страны уезжали ученые-философы Н.О. Лосский, И.И. Лапшин и др.

Кто это был? Почему они оказались на борту?

Бердяев Н. Фото 24smi.org

Николай Бердяев
Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьезное увлечение марксизмом, высылки он не избежал, поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем. Главная тема Бердяева – свобода, которая имеет для него добожественное происхождение и коренится в Ничто. Христианство Бердяев понимает, прежде всего, как религию свободы, религию, впервые утверждающую роль личности в истории. Человек по Бердяеву – соработник Бога, и главная его задача – приближение Царства Божиего. Бердяев был одной из центральных фигур движения веховцев, программный сборник которого Ленин в 1909 году охарактеризовал как «энциклопедию либерального ренегатства». В 1920 году Бердяев был допрошен лично Дзержинским по делу о так называемом Тактическом центре, к которому непосредственного отношения философ не имел. Однако на допросе он открыто высказал свое отношение к коммунистической идеологии. Бердяев критиковал коммунизм, прежде всего, с религиозных позиций, как учение отрицающее личность.
Бердяев органично влился в интеллектуальную жизнь Европы: принимал участие в международных философских конгрессах, читал лекции, публиковался в немецких и французских изданиях. По его инициативе в Париже открылась Религиозно-философская академия (РФА), с 1925 по 1940 гг. издавался религиозно-философский журнал «Путь». Бердяев был главным идеологом Русского студенческого христианского движения (РСХД), руководил издательством «YMCA ‒ Press» («Христианского союза молодёжи»), участвовал в создании Лиги православной культуры. Во время Второй мировой войны Бердяев занял активную просоветскую позицию.

Ильин И. Фото Stsl.ru

Иван Ильин
В 1918 году была издана главная работа Ильина до высылки из России – «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Н. О. Лосский отмечал, что Ильин опроверг ложное представление о философии Гегеля как системе абстрактного панлогизма и доказал, что идея для Гегеля – это конкретный принцип. В этом выразилась характерная для русской философии тенденция к конкретному идеал-реализму. Одной из самых известных книг Ильина является «Сопротивление злу силою», где он полемизирует с учением Льва Толстого. Ильин – один из самых оригинальных представителей консервативной мысли в России. Он открыто поддерживал белое движение, выступал против реформы орфографии 1918 г., последовательно критиковал большевистскую власть. С 1923 по 1934 гг. Ильин работал в Русском научном институте в Берлине. Являясь главным идеологом белого движения в эмиграции (с 1927 по 1930 гг. издавал журнал «Русский колокол»), активно участвовал в общественной жизни Германии: выступал на антикоммунистических митингах, на первых порах активно поддерживал распространение фашизма в Европе, видя в нем защиту от коммунизма . В 1938 перебрался в Швейцарию, где обосновался благодаря помощи Сергея Рахманинова.
Иван Ильин считается самым проницательным русским философом: более полувека назад он ответил на многие вопросы, которые сегодня стоят перед страной и властью.

К примеру в послании Федеральному собранию президент страны Путин В.В. неоднократно цитировал Ильина. Например, вот эту мысль философа: «Государственная власть имеет свои пределы… И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться… Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, любви, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт и без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей».

Многие прогнозы философа о будущем России полностью исполнились. Русский народ, считал Ильин, нуждается в покаянии и очищении, и те, кто уже очистился, «должны помочь не очистившимся восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого Россию не возродить и величия не воссоздать. Без этого Русское государство, после неминуемого падения большевизма, расползется в хлябь и грязь».

Лосский Н. Фото History.syktnet.ru

Николай Лосский
Николай Онуфриевич Лосский – русский религиозный мыслитель, один из основателей интуитивистской философии. Интуитивизмом Лосский называет «учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания» . Философ выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую. Важнейшим вкладом Лосского в русскую культуру считается сделанный им перевод «Критики чистого разума» Канта.С 1916 года Лосский был профессором Санкт-Петербургского университета. Однако после революции его лишили кафедры за христианское мировоззрение. После запрещения преподавательской деятельности последовала и высылка из России.

 

Вышеславцев Б. Фото 4fasol.com

Борис Вышеславцев
Важнейшей проблемой, которой занимался Вышеславцев, является, так называемая «философия сердца». По замечанию Лосского, он, вслед за христианским мистицизмом,«понимает сердце не просто как способность к эмоциям, но как нечто гораздо более значительное, а именно как онтологический сверхрациональный принцип, составляющий реальную «самость» личности» .
Еще в 1908 году Вышеславцев сдал магистерский экзамен по философии. После трехлетнего пребывания за границей, он читал лекции по философии права в Московском университете. После революции участвовал в работе Вольной академии духовной культуры.
Вышеславцев остановился в Берлине, где до 1924 г. преподавал в Религиозно-философской академии. Вместе с академией переехал в Париж. Там до 1947 года преподавал в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Участвовал в создании издательства YMCA-Press.

Трубецкой С.Е. Фото Turkaramamotoru.com

Сергей Трубецкой
Сергей Евгеньевич Трубецкой – сын религиозного философа Евгения Николаевича Трубецкого. В 1912 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. На Первую мировую войну пытался уйти добровольцем, но не был допущен из-за проблем со здоровьем. После Февральской революции идейно и делами поддерживал Белое движение. В 1919 году стал одним из инициаторов создания Тактического центра – объединения подпольных антибольшевистских организаций.Сергей Трубецкой был арестован в феврале 1920 года по обвинению в пособничестве контрреволюции. Верховный ревтрибунал при ВЦИК приговорил его к расстрелу, но наказание было заменено на 10 лет лишения свободы. В конце 1921 года Трубецкого освободили от отбытия наказания, а 29 сентября 1922 года выслали за границу. Сергей Трубецкой поселился в Берлине. До 1938 года работал в Русском общевоинском союзе (РОВС) – самой массовой организации русских эмигрантов, созданной П. Н. Врангелем; занимался публицистикой и переводами. Самая известная работа Сергея Трубецкого – книга мемуаров «Минувшее».

Карсавин Л.П. Фото Bing.com

Лев Карсавин
Лев Платонович Карсавин – не только религиозный философ, но и историк-медиевист. Окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII веков», и докторскую – «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии». Кроме многочисленных трудов по истории религиозных течений, Карсавин разрабатывал собственную версию философии Всеединства. В 1918 – 1922 гг. участвовал в деятельности Братства Святой Софии, был одним из учредителей издательства «Петрополис» и Богословского института В Берлине Карсавина избрали товарищем председателя Бюро Русского академического союза в Германии. Он участвовал в создании Русского научного института и издательства «Обелиск». В 1926 году переехал в Париж, где стал участником Евразийского движения. В 1927 году Карсавина пригласили занять кафедру в Литовском университете, в Каунасе. Там он преподавал до 1940 года, потом стал профессором Вильнюсского университета. В 1949 г. Карсавина арестовали за участие в антисоветском евразийском движении и приговорили к 10 годам лишения свободы. В 1952 году он умер от туберкулеза в одном из лагерей республики Коми.

Хорошо известны слова Льва Троцкого, который так прокомментировал акцию высылки неугодных властям за границу: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Но, как свидетельствует история, избавляясь от интеллигенции, Советская власть парадоксальным образом спасла жизни тех, от кого избавилась. Никита Алексеевич Струве, современный исследователь и издатель русской литературы в Париже, высказывал мысль, что благом для России является то, что в 1922 году выслали часть мыслителей на «философском пароходе», потому что они уцелели и продолжили свое творчество. Наверное, без русского зарубежья мы бы не знали ни Ильина, ни Сергея Николаевича Булгакова, ни Бердяева.

К практике изгнания из страны диссидентов в СССР вернулись лишь в брежневские годы, но не в таких масштабах. Тогда советского гражданства лишили Солженицына, Войновича, Ростроповича и некоторых других деятелей культуры и искусства.

Диссиденты (от лат. dissidens — несогласный) — лица, несогласные с официальными общественно-политическими доктринами, принципами политического устройства, внутренней и внешней политикой СССР. Действовали индивидуально и небольшими группами, выражали несогласие порой открыто, но чаще прибегали к нелегальным методам. Диссидентство как общественное явление представляло собой спектр общественных организаций и движений, литературных направлений, художественных школ, совокупность индивидуальных диссидентских поступков. Известное единство диссидентству как общественному явлению придавало активное неприятие сложившихся в стране порядков, стремление к свободе и правам человека.

Диссидентство начало обращать на себя внимание после XX съезда КПСС (1956), в условиях либерализации режима, когда инакомыслие (преимущественно представителей интеллигенции) получило некоторые возможности для проявления.

Оппозиционные настроения были во многом стимулированы обнародованием доклада Н.С. Хрущева «О культе личности Сталина», письмом ЦК КПСС к партийным организациям «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов» (от 19 декабря 1956 г.) и аналогичными «закрытыми письмами», которые, в целях осуждения, оперировали многочисленными примерами проявлений недовольства и неприятия советско-коммунистического строя.

На развитии диссидентства в конце 60-х гг. существенным образом сказались демонстрация протеста против ввода войск в Чехословакию и суд (октябрь 1968 г.) над ее участниками, исключение в ноябре 1969 г. А.И. Солженицына из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов «В круге первом» и «Раковый корпус», присуждение ему Нобелевской премии по литературе (1970).

«Нобелевская лекция» Солженицына стала выражением либерального почвеннического направления в движении. В этой связи он писал: «Когда в Нобелевской лекции я сказал в самом общем виде: Нации это богатство человечества…» это было воспринято всеобщеодобрительно… Но едва я сделал вывод, что это относится также и к русскому народу, что также и он имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение после жесточайшей и суровой болезни, это было с яростью объявлено великодержавным национализмом». Свою идеологию писатель неоднократно определял не как национализм, а как национальный патриотизм.

5 сентября 1973 г. А.И. Солженицын написал «Письмо вождям Советского Союза», в котором предлагал выход из главных, по его мнению, опасностей грозивших нам в ближайшие 10–30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе. Предлагалось отказаться от марксистской идеологии, «отдать ее Китаю» а самим, по опыту Сталина от первых дней Отечественной войны, развернуть «старое русское знамя, отчасти даже православную хоругвь», и уже не повторять ошибок конца войны, когда «снова вытащили Передовое Учение из нафталина». Предлагалось также перенести все усилия государства с внешних задач на внутренние: отказаться от водки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на строительство рассредоточенных городов, признать на обозримое будущее необходимым для России не демократический, а авторитарный строй.

Указ М.С.Горбачева вернул в частности гражданство таким известным людям, как Александр Солженицын, Василий Аксенов, Владимир Войнович. Инакомыслящие, как их называли в советском государстве, получили возможность вернуться на Родину.

Ельчанинофф Мишель Фото Nv.ua

В 2016 году премии «Книга и права человека» был удостоен французский философ и писатель Мишель Ельчанинофф за исследование «Новые диссиденты». Рассуждая через призму времени он приходит к определенным выводам.
В 60–80-е годы ХХ века диссидентство было в основном советским явлением. Имена Сахарова, Буковского, Горбаневской были очень известны на Западе. Благодаря им мир понимал, что такое Советский Союз, и Советский Союз, супергосударство, нес репутационные потери. После распада СССР, после падения Берлинской стены эти диссиденты более-менее ушли в тень. Они не добились власти, по крайней мере, в бывшем Советском Союзе, и про них начали забывать. Я стал замечать в последние годы, что в Париже уже никто не знает, кто такие Сахаров и Буковский. Я начал специально организовывать встречи с бывшими диссидентами, с Натальей Горбаневской, когда она была жива, и с другими. Я специально поехал в Кембридж, чтобы встретиться с Владимиром Буковским, чтобы напомнить французам, что были такие прекрасные люди. Но когда 2000-е годы закончились, я понял, что у советских диссидентов есть наследники, причем не только в России, но и по всему миру – и в Иране, и в Китае, может быть, даже в Мексике, в Израиле и других странах. И я стал встречаться с этими новыми диссидентами, продолжающими борьбу советских. Эта борьба очень специфичная, она не насильственная, более-менее индивидуальная и открытая. Диссидент не пользуется оружием, диссидент действует в первую очередь как личность, а не как представитель некой организации, диссидент не скрывается. Он идет на площади, борется против государства с помощью каких-то акций. Этот метод не потерял актуальности, потому что появились новые авторитарные режимы.

Высланные «Философским пароходом», диссиденты по-разному отрицательно относились к реалиям своего времени, но в целом не признавали над собой диктата. Время многое заставляет пересмотреть Доживший до эпохи Хрущева Питирим Сорокин считал, что наступает время обращения коммунистов к христианским ценностям. К сожалению, великий социолог ошибался. То, что десятки ученых оказались за границей, сыграло роль в развитии русской мысли. Мысли диссидентов воплотились в Хельсинскую группу права и защиты человека. В конечном итоге мысли «несогласных» привели к распаду великой советской империи и становлении новой России. То, что произошло в далеком 22-ом году, было злом, но это зло спасло для нас многих ярких представителей русской национальной мысли. Может ли зло порождать добро? Или можно рассматривать это, как ухмылку истории.

Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов http://ruskline.ru/, https://www.svoboda.org/, https://www.portal-slovo.ru/, http://ronsslav.com/