Аксёнов Василий Павлович — Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту
Раздел Персоны

Аксёнов Василий Павлович

Аксёнов Василий Павлович

БИОГРАФИЯ

Годы жизни: 20 августа 1932 - 6 июля 2009 гг.

Василий Аксенов родился 20 августа 1932 года в Казани. Он рос в интеллигентной и образованной семье. Его отец, Павел Васильевич, был председателем Казанского горсовета и состоял в партии КПСС. Мать, Евгения Соломоновна, преподавала в Казанском педагогическом институте. После этого она возглавляла отдел культуры в местной газете. Аксеновы жили в достатке, не испытывая каких-либо финансовых проблем. Для многих они были образцовой семьей. Однако когда наступил 1937 г. в СССР начались массовые аресты, под которые попали отец и мать Аксенова. Они были арестованы и приговорены к десяти годам лагерей. В 1938-1948 гг. будущий писатель воспитывался в семье дяди. С 1948 г. Василий жил с матерью в Магадане.

В 1956 г. Василий успешно окончил в Ленинграде медицинский институт, однако трудиться по специальности ему так и не разрешили. Сказывалось прошлое его родителей. В связи с этим ему приходилось браться за любую работу. Со временем Аксенов оказался на Крайнем Севере, устроившись работать карантинным врачом. Затем он переехал в Москву, где ему нашлось место в туберкулезной лечебнице.

Первым произведением в творческой биографии Василия Аксенова была повесть «Коллеги», написанная в 1959 г. После этого он опубликовал свой знаменитый роман «Звездный билет», который сделал его популярным. Затем писатель издал 2 сборника рассказов – «На полпути к Луне» и «Катапульта».

В скором времени Аксенов решил попробовать себя в качестве драматурга. Он написал немало пьес, которые позже ставились в столичных театрах. С каждым днем молодой литератор приобретал все большую известность.

Произведения Аксенова не нравились представителям власти. В 1963 г. Никита Хрущев в жесткой форме раскритиковал его в стенах Кремля, где присутствовали различные деятели культуры. Однако литератор всеми силами пытался оставаться самим собой и не изменять собственным убеждениям.

В конце 60-х Василий Аксенов поставил свою подпись в документах, составленных в защиту диссидентов. Этот поступок повлиял на всю его дальнейшую биографию. Он получил строгий выговор с занесением в личное дело.

В середине 70-х Аксенов закончил написание романов «Остров Крым» и «Ожог», прекрасно понимая, что они не будут напечатаны в СССР. Тем не менее, через пару лет обе книги были изданы в Америке. Когда об этом узнали советские власти – судьба Аксенова была предрешена. В связи с этим Василию Павловичу пришлось «добровольно» покинуть Союз писателей. Интересен факт, что некоторые из коллег по цеху поддержали его и в знак протеста тоже решили оттуда уйти.

В 1980 г. Василий Аксенов получил приглашение посетить США. Как только он покинул Советский Союз, его сразу же лишили гражданства. Вернуться домой ему удалось только спустя 10 лет, сразу после распада СССР. Проживая в Америке, Аксенов преподавал в разных университетах, а также работал журналистом на радиостанциях «Голос Америки» и «Радио Свобода». Кроме этого он продолжал заниматься писательской деятельностью.

В 1990 г. Аксенову возвратили советское гражданство, однако он не спешил переезжать в Россию. Вместо этого он вместе с семьей обосновался во Франции и лишь изредка появлялся в Москве.

С началом 21 века в Российской Федерации начали издавать произведения Владимира Аксенова. В 2004 г. его удостоили Букеровской премии за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки».

В 2009 г. был опубликован его последний труд – «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках».

Василий Павлович Аксенов умер 6 июля 2009 года в возрасте 76 лет. Писателя похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Первые рассказы Василия Аксенова "Факелы и дороги" и "Полторы врачебных единицы" были напечатаны в 1958 году в журнале "Юность", известность приобрел после публикации в 1960 году повести "Коллеги", по которой вскоре был снят одноименный кинофильм.

Написанные в начале 1960-х годов повести "Звездный билет", "Апельсины из Марокко", рассказы "Местный хулиган Абрамашвили", "Товарищ красивый Фуражкин", "Жаль, что вас не было с нами" и другие были обозначены критиками как "молодежная проза".

В 1975 году был написан роман "Ожог", а в 1979 году - "Остров Крым", запрещенные к публикации цензурой. В 1976 году он перевел с английского языка популярный роман Эдгара Доктороу "Регтайм".

В 1979 году вместе с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым, Беллой Ахмадулиной Аксенов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного литературного альманаха "Метрополь", изданного в США.

В США Аксеновым были написаны и изданы новые романы: "Бумажный пейзаж" (1982), "Скажи изюм" (1985), "В поисках грустного бэби" (1986), трилогия "Московская сага" (1989, 1991, 1993), сборник рассказов "Негатив положительного героя" (1995), "Новый сладостный стиль" (1996). Роман "Желток яйца" (1989) был написан Аксеновым по-английски, а затем переведен автором на русский.

В апреле 2007 года в Москве был издан очередной роман Аксенова - "Редкие земли".

В октябре 2009 года был издан последний законченный роман Василия Аксёнова — «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй». Роман автобиографичен; его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев, Роман Кармен, Марина Влади, Юрий Нагибин и другие. Для дистанцирования от мемуарного жанра автор дал персонажам романа вымышленные имена. При этом имена были изменены так созвучно, чтобы все были легко узнаваемы. В 2015 году по мотивам этого романа был снят сериал, премьерный показ которого прошел в ноябре 2016 года на «Первом канале».

Василий Аксенов – автор пьес "Всегда в продаже", "Твой убийца", "Четыре темперамента", "Аристофаниана с лягушками", "Цапля", "Горе, горе, гореть", "Аврора Корелика", "Ах, Артур Шопенгауэр" и киносценариев фильмов "Когда разводят мосты", "Мой младший брат", "Мраморный дом", "Центровой", "Пока безумствует мечта". Своей лучшей вещью писатель считал роман "Новый сладостный стиль".

НАГРАДЫ И ПРИЗНАНИЕ

Василий Аксенов являлся членом Пен-клуба и Американской авторской лиги, ему было присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters (США). В 2004 году он стал лауреатом литературной премии "Букер – Открытая Россия" (ныне "Русский Букер") за роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки", опубликованный впервые в журнале "Октябрь". В 2005 году Аксенов был удостоен французского Ордена искусств и литературы.

Источник: interesnyefakty.org, Википедия, ria.ru

ЦИТАТЫ

«Дружба — умение молчать вдвоем».

«Человек свободен настолько, насколько он свободен внутри».

«Экий вздор вся эта история, вся эта политика».

«Любит наш народ дело мира, однако пацифистом никогда не является. Как гласит популярная шутка: «Заставь нас бороться за мир, камня на камне не останется».

«Процветание страны сразу становится очевидным, когда покидаешь большие города. В России, между прочим, как раз наоборот: ее ресурсов, свободных от милитаризма, еле-еле хватает, чтобы поддерживать кое-какой уровень приличия в больших городах; провинция и село — сплошная гниль».

«К американскому богатству нацболы относятся так, будто оно свалилось на США с неба, а не было создано колоссальным трудом народа, энергией и предприимчивостью дельцов, пафосом строительства принципиально нового в истории цивилизации, сильного, но либерального общества. Им кажется, что при раздаче богатства матушка-Россия была просто-напросто несправедливо обделена, а вот Америка при дележе нахапала. Не лучше ли было бы не злопыхательствовать на чужое богатство, а всерьез подумать о своей бедности: откуда она?»

«Величие нашей страны проявилось в том, что перед лицом национальной катастрофы она, даже после десятилетий уничтожения всякой неординарности, смогла выдвинуть в ходе борьбы талантливых маршалов и военных конструкторов, отважных летчиков и танкистов. Ничтожество нашей биопсихологической верхушки проявилось в том, что Россия, страна-победитель, потеряла в три раза больше миллионов жизней, чем даже спаленная до последних угольков союзной авиацией Германия».