Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Расширение НАТО на Восток с 1985 года

«Русские земли» всегда занимали значительную часть суши планеты. Огромные богатства недр, природные залежи нефти и газа, минералов, драгоценных металлов и других полезных ископаемых, бескрайние российские просторы плодородных земель, полноводных рек и широких лесов часто были причиной захватнических войн со стороны соседних стран.

Любые войны априори направлены на реализацию собственных амбиций. Даже оборонительные войны, впоследствии, перерастают в захватнические, в силу необходимости компенсации потерянных в ходе войны ресурсов и средств, а также для расширения своих территорий. 

Евразия во все времена была ареной жестоких сражений и кровопролитных войн. Россия, находящаяся практически в центре континента и располагающая огромными территориями, по которой пролегают великие торговые пути, имеет стратегически важное геополитическое расположение. К примеру, через Великий шелковый путь из Китая и стран тихоокеанского бассейна не только переправлялись восточные товары в Европу, он приносил реверсом европейские технологии, культуру в страны Востока.

Россия во все времена была лакомым куском в конкурентной борьбе стран-завоевателей. Было время в истории России, когда она была раздроблена на отдельные княжества и ханства, порабощена Речью Посполитой. Польские наместники в то время восседали в царских ложах Кремля, наслаждаясь величием и богатствами российского государства. Объединившись, Россия все-таки смогла отстоять свою независимость.

Причины русофобии

Взять реванш, захватить и разделить Россию пытались многие. Франция и Германия, поработившие всю Европу, использовала в походе на Восток всю технологическую, военную и людскую мощь. Из этого ничего не вышло, кроме ответного победоносного движения России на Запад, вызвавшего панический страх перед русским натиском.

Русофобия зародилась после триумфального похода Александра II в Париж. После поражения Наполеона, Европа панически боялась порабощения русскими всей Европы и превращения ее в Русскую колонию.

«Казалось бы, русская армия освободила завоеванную и униженную Наполеоном Европу. Более того, русская армия сразу же покинула оккупированную Францию и освобожденные земли Германии, что было необычно. Но тут, же в столицах стали шептать, что Россия планирует создать всемирную монархию и что царь опаснее Наполеона. Стали поминать, что Наполеон перед походом в Россию сказал, что после него «Европа станет или республиканской, или казацкой» – писал С.Г. Кара-Мурза в книге «Россия и Запад: Парадигмы цивилизаций». Источник

Карта России многократно перекраивалась в соответствии с аппетитами и фантазиями завоевателей. Многие хотели получить от России лакомые куски, поработив народ, разрушив экономику, уничтожив язык и историю, однако, это пока еще не удавалось никому.

Как только была достигнута победа СССР и союзников над фашистской Германией, произошло то же, что и в 1815 году, после победы над Наполеоном: США развернулись на 180 градусов, и вчерашний союзник — СССР — был превращен в главного соперника. Так началась холодная война.

По мнению автора книги «Запад–Россия: тысячелетняя война» швейцарского публициста Ги Меттан, одна из субъективных причин европейской ненависти к России заключается в огромных размерах страны:

«Стоит только посмотреть на карту и увидеть, что Россия доминирует своей территорией по отношению ко всей Европе. Да, у европейцев при взгляде на карту возникает ощущение тревоги и обеспокоенности, потому что “такое огромное не может быть ни чем иным, как угрозой”».

Принимая во внимание послевоенное широкомасштабное расширение СССР на европейском пространстве и тоталитарный стиль управления страной В.И. Сталиным, создание организации, подобной НАТО, можно считать оправданным решением. Первый Генеральный секретарь НАТО Исмей Гастнингс Лайонел обозначал главной задачей альянса следующее: «Держать ¬¬ СССР за пределами Европы, американцев — внутри, а немцев — в подчинении».

НАТО: начало

4 апреля 1949 года была основана The North Atlantic Treaty Organization – Организация Североатлантического договора (НАТО).

Предпосылкой основания организации послужила доктрина сдерживания СССР, которая была провозглашена президентом США Гарри Трумэном в марте 1947 года в самом начале холодной войны.

Через год, в марте 1948 года представители министерств иностранных дел Франции, Великобритании, Бельгии и Нидерландов подписали Брюссельский договор, который предусматривал коллективную оборону. В июле в переговорах с западноевропейскими странами о создании военного альянса приняли участие США и Канада.

Североатлантический договор для «укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе» 4 апреля 1949 года подписали 12 стран:
– Бельгия
– Великобритания
– Дания
– Исландия
– Италия
– Канада
– Люксембург
– Нидерланды
– Норвегия
– Португалия
– Соединенные Штаты Америки
– Франция
Согласно этого Договора, ст.5, нападение на одного из членов Договора расценивается как агрессия против всех стран-подписантов. Таким образом, на момент образования НАТО, в 1949 году, это был военный альянс Западной Европы и Северной Америки.

За 74 года развития НАТО распространило свое влияние на большую часть Европы:
• 1952 год – приняты Греция, Турция
• 1955 год – принята Германия
• 1982 год – принята Испания
• 1999 – приняты Венгрия, Польша, Чехия
• 2004 – приняты Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония
• 2009 год – приняты Албания, Хорватия
• 2017 – принята Черногория
• 2020 – принята Северная Македония

В настоящее время не утихают обсуждения возможности и условий вступления в НАТО еще восьми стран: Грузии, Косово, Молдавии, Сербии, Украины, Финляндии, Черногории, Швеции.

Для расширения влияния НАТО среди стран запада и Европы культивируется пропаганда в духе: «агрессивная Россия располагается рядом с мирными базами НАТО», для России подготовлена другая линия пропаганды: «НАТО – всего лишь мирная организация, направленная исключительно на оборону».

Варшавский Договор как противовес НАТО

Ответом на создание НАТО стало подписание Советским Союзом, Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией в Варшаве договора  14 мая 1955 года.

Организация Варшавского договора (ОВД), целями которой провозглашались дружба, сотрудничество и взаимная помощь, охватила страны, в которых после Второй мировой войны был установлен социалистический режим. Договор был заключен на 20 лет с возможностью его продления еще на 10 лет.

Целью ОВД было «поддержание мира в Европе на основе положений Устава ООН». Принципы ОВД заключались в уважении суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела. Координировали работу ОВД Объединенное командование вооруженными силами (ОКВС) и Политический консультативный комитет (ПКК). Договор гарантировал военную помощь странам, подписавшим его в случае внешнего нападения.

Устав ОВД подразумевал принятие новых членов, однако, за все время своего существования, не приобрел ни одного. Напротив, в 1961 году из Варшавского договора вышла Албания.

Если сравнивать НАТО и ОВД, то можно увидеть, что объединение капиталистических стран во много раз превосходило объединение социалистических стран по многим аспектам. Объединение 15 стран, против 7, их военный потенциал, численность населения, экономическое состояние, техническое оснащение, ставило НАТО в более выгодное положение перед истощенных Второй мировой войной стран блока ОВД.

Несмотря на сложное экономическое послевоенное положение, Советский Союз методично помогал социалистическим странам техникой, технологиями, вооружением и специалистами. Затратив огромное количество ресурсов, направляемых на оборону и развитие ОВД, этот блок 36 лет влиял на паритет сил в Европе.

К концу 80-х политическая ситуация в мире и СССР начала меняться: в Союзе был взят курс на «перестройку», в социалистических странах назревал кризис коммунистической линии, берлинская стена пала, ГДР, вошедшая в состав ФРГ автоматически стала членом блока НАТО, а подписание Парижской хартии ознаменовало конец холодной войны.

СССР, который сам претерпевал глобальные внутренние политические и социальные изменения, был не в состоянии сохранить влияние на страны-участников ОВД, а новые европейские правительства сделали кардинальный разворот в сторону сотрудничества со странами Запада и США.

В итоге – ОВД перестала выполнять и соответствовать возложенным на нее функциям.
25 февраля 1991 года было объявлено о роспуске организации, 1 июля 1991 года – о прекращении действия Варшавского договора. ОВД был распущен безо всякого шума, М. Горбачёв не принял участия в заключительном заседании руководства ОВД. Советские войска, размещавшиеся в странах ОВД, были выведены.

Попытки вступления СССР и России в НАТО

Москва четыре раза: в 1954, 1983, 1991 и 2002 годах предпринимала попытки вступить в Североатлантический Альянс, каждая из которых была отвергнута по различным причинам.

В 1954 году на Берлинской конференции, прошедшей с 25 января по 18 февраля, Министр иностранных дел СССР В.М. Молотов озвучил желание Советского Союза войти в НАТО и предложил проект Президиума СССР, предложенный А.А. Громыко и утвержденный Н.С. Хрущевым.

По этому проекту Советы давали согласие на объединение Восточной и Западной Германий, гарантировали соблюдение интересов Европы и отказывались от любых агрессивных действий. В ответ СССР требовали гарантии соблюдения национальных интересов Союза, равноправного партнерства, военного нейтралитета объединенной Германии. Данное предложение должен был закрепить Договор европейской коллективной безопасности.

Проект Москвы на Западе встретил жесткую критику: из Договора европейской коллективной безопасности были исключены Соединенные Штаты Америки. Молотов резонно парировал, что США, находящиеся на другом континенте к безопасности в Европе не имеют никакого отношения, тем не менее, он был обвинен в политическом интриганстве.

Проект в короткие сроки был отредактирован и в версии от 26 марта американцы входили в Договор общеевропейской безопасности. Мировая общественность ожидала скорого окончания холодной войны, однако в мае страны Запада окончательно отклонили предложение СССР.

Формально, отказ СССР в членстве в НАТО обосновывался тем, что Сою не является демократической страной, поэтому не может быть членом европейских организаций, а проект, предложенный Молотовым настолько нереален, что даже не заслуживает обсуждения: «Нереальная природа предложения не заслуживает обсуждения» – говорилось в официальном ответе.

Для того, чтобы не оставалось никаких шансов договориться, даже после ряда уступок со стороны СССР, представителями НАТО были выдвинуты встречные заведомо невыполнимые условия:
– вывод военного контингента из Австрии и Германии;
– уничтожение военных баз на Дальнем Востоке;
– полное разоружение.
Ожидаемо, Москва не приняла эти условия. Вопрос о вступлении СССР в НАТО был закрыт.

В 1983 году по инициативе Ю.В. Андропова, о вступлении СССР в Североатлантический альянс заговорили снова. Инициатива была связана со сложным геополитическим положением Союза, напряженной обстановкой на международной арене, а также помощью Китая афганским моджахедам, что расценивалось как угроза стране и требовало дополнительных мер обеспечения безопасности.

Однако и в этот раз СССР не было суждено попасть в члены НАТО. На советские воздушно-военные силы была возложена ответственность за уничтожение 1 сентября 1983 года авиалайнера Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines, выполнявшего международный рейс KE007 по маршруту Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул. После атаки истребителя Су-15, Боинг рухнул в пролив Лаперуза в 37 км. к юго-западу от Сахалина. На борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров, все они погибли.

По некоторым версиям, пассажирский самолет, отклонившись от своего курса на 500 километров и залетев на территорию СССР, выполнял разведывательный полет, организованный совместно Кореей и США. По другим данным, советские военные были уверены, что нарушителем воздушного пространства СССР был американский самолет-разведчик, так как в тот день испытывалась секретная баллистическая ракета SS-25.

Многие эксперты склоняются к мысли, что это была преднамеренная провокация со стороны Запада. Как бы там ни было, эта трагедия, вину за которую возложили на СССР, вызвала настоящую антироссийскую истерию и дала старт масштабной кампании, направленной против Советского Союза.

Р. Рейган назвал этот инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости». Он объявил СССР «империей зла» и заговорил о необходимости «крестового похода» против русских. В 1990 году М.С. Горбачев принес официальные извинения президенту Республики Корея Ро Дэ У в ходе его официального визита в Москву.

20 декабря 1991 года Президент России Б.Н. Ельцин объявил вступление в НАТО одной из внешнеполитической целью новой России и направил в Североатлантический альянс соответствующее обращение.

Вместо принятия России в альянс, были подписаны ряд документов и проведены ряд совместных мероприятий:
• 22 июня 1994 года – подписан рамочный документ программы «Партнерство ради мира»;
• 31 мая 1995 года – введена Программа индивидуального партнерства России и НАТО;
• 27 мая 1997 года – подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО». Документ гарантировал неразмещение ядерного оружия в странах, вступавших в альянс, предполагал организацию совместного военного комитета НАТО-Россия и совместного совета НАТО-Россия;
• 4 декабря 1997 года в Брюсселе состоялась встреча руководителей Североатлантического альянса с начальником Генерального штаба военных сил России генерал-полковником Анатолием Квашниным;
• 18 марта 1998 года в России было официально учреждено постоянное представительство в НАТО, обеспечивающее интересы России в отношениях с НАТО.

Напряженность в отношениях между Россией и НАТО наметилось в конце марта 1999 года, когда НАТО начало военную операцию на Балканах, тогда был отозван представитель России при НАТО. В апреле этого же года Россия не приняла участие в 16 саммите НАТО, посвященном 50-летию альянса из-за острого несогласия по операции НАТО в Косово.

В сентябре работа постоянного совета Россия-НАТО была возобновлена.

В марте 2000 года В.В. Путин, и.о. президента России, сделал громкое заявление в интервью ВВС. Помимо того, что он четко обозначил линию своего видения внешнеполитического курса: «Я не могу представить свою страну изолированной от Европы», на вопрос о возможном вступлении страны в НАТО он ответил: «Почему нет? Я не исключаю такой возможности — в том случае, если с интересами России будут считаться, если она будет полноправным партнером». На вопрос корреспондента Ъ, примут ли Россию в НАТО, высокопоставленный чиновник альянса ответил:

«НАТО — открытая организация, в том числе и для России. В перспективе она вполне может стать членом альянса — когда примет проповедуемые нами ценности. Путь к этому один — через значительную активизацию контактов, которые выгодны всем. Прежде всего это должны понять работающие в Брюсселе российские военные и не бегать от нас, как черт от ладана».

За прошедшие 23 года было много взлетов и падений в отношениях НАТО и России, однако страна так и не стала членом альянса, не смотря на подписанные договора, соглашения, открытые представительства и тесное сотрудничество. Всякий раз находились веские причины для прямого или косвенного отказа: отсутствие демократии в стране, провокационные действия, а события 2014 года, связанные с присоединением Крыма к России, кажется, навсегда поставили крест на планах вступить в Североатлантический альянс. В 2019 году диалог Россия – НАТО фактически прекратился.

Участие НАТО в международных конфликтах

Осуждение России за враждебные и агрессивны действия звучат сейчас во всем мире. Однако, зададимся вопросом: только лишь Россия грешит агрессией? Неужели только наша страна способна развязать конфликт и вести военные операции, в отличие от миролюбивого НАТО?

НАТО может проводить 2 вида военных операций:
1 – операции по поддержанию мира. Они направлены на выполнения уже достигнутых договоренностей и с согласия конфликтующих сторон;
2 – операции по принуждению к миру. Они направлены на уничтожение военных объектов и военной живой силы сторон конфликта, без согласия конфликтующих сторон.

Для проведения операции по принуждению к миру требуется решение Совета Безопасности ООН, однако силы НАТО провело ряд операций и без подобного решения.

Список военных операций, вторжение стран НАТО и размещения вооружения на территориях разных стран с момента его образования:
1950-1953 гг. Военные действия на Корейском полуострове
1959 г. Военные действия в Лаосе
1964-1975 гг. Военные действия во Вьетнаме
1989 г. Военные действия в Панаме
1990–1991 гг. «Операция Якорный страж» и «Операция Южный страж» в Средиземное море, Турция
1991 г. Операция «Страж стражей», авиабаза Диярбакыр, Турция
1992-1993 гг. Операция «Морской монитор», блокада международных вод у берегов бывшей Республики Югославии в Адриатическом море
1992-1993 гг. Операция «Воздушный монитор», блокада воздушного пространства бывшей Республики Югославии
1993-1995 гг. Операция «Запрещение полёта», блокада воздушного пространства бывшей Республики Югославии
1993-1996 гг. Операция «Зоркий страж», блокада территориальных вод бывшей Республики Югославии
1993-1999 гг. Операция «Способный часовой», оккупация территории Македонии
2001 г. Операция «Основной урожай», оккупация территории Македонии
1995 г. Операция «Обдуманная сила», Нанесение авиационных ударов по целям на территории бывшей Республики Югославии
1995-1996 гг. Операция «Совместные усилия», военные действия на территории Боснии и Герцеговины
1996-1998 гг. Операция «Совместная стража», военные действия на территории Боснии и Герцеговины
1998-2004 гг. Операция «Совместная кузница», военные действия на территории Боснии и Герцеговины
1999 г. Операция «Союзная сила», Нанесение авиационных ударов по целям на территории бывшей Республики Югославии
1999-н.в. «Силы для Косово»
2001-2014 гг. Международные силы содействия безопасности, военная операция в Афганистане
2003 г. Война в Ираке
2008 г. Операция «Союзный оператор», военно-морская операция НАТО в Индийском океане
2009 г. Операция «Союзный покровитель», военно-морская операция НАТО в Индийском океане
2009-н.в. Операция «Океанский щит», Индийский океан
2011 г. Операция «Союзный защитник», Воздушная операция стран НАТО в Ливии
2012 г. Операция «Активное ограждение», Противовоздушная операция стран НАТО в Турции
2014 г. Военные действия в Сирии
2015-2021 гг. Операция «Решительная поддержка», военная операция в Афганистане Источник

Несомненно, все эти военные действия НАТО, унесшие миллионы жизней как военных, так и гражданских, разрушение инфраструктуры городов, беженцы, количество которых невозможно подсчитать – все эти действия проводились и проводятся исключительно в мирных целях продвижения демократии и социального равенства для всего человечества. По крайней мере, так утверждают наши западные партнеры.

Расширение НАТО: механизм

Механизм распространения сил альянса довольно прост. С выбранной жертвой разыгрывается отработанный сценарий. Для начала в обществе сеют противоречия и недовольство существующим режимом, щедро финансируя всевозможные оппозиционные организации и ведя прозападную пропаганду. Затем уничтожают сторонников и защитников государственного строя или независимости страны, организуя «цветные» революции, перевороты или путем навязывания стране, к примеру, доктрины перестройки, а по факту – вседозволенности и беззакония.

Страна впадает в хаос, экономическую пропасть и нищету. И здесь появляются западные благодетели с траншами МВФ, «легкими» деньгами, обещаниями благоденствия и процветания. Новоиспеченного руководителя страны лелеют, восхваляют, признают «героем нашего времени», финансируют.

На самом же деле происходит нарастание финансовой внешней зависимости страны и падение в долговую яму. Очень скоро наступает день «Х», когда по счетам приходится платить.

Вот тогда и появляются предложения о вступление в НАТО. На территории страны размещаются военные базы под видом военной помощи и для защиты, начинается экономический диктат со стороны заемщиков. Страна перестает быть самостоятельной и уходит под внешнее управление. Захватываются контрольные пакеты акций заводов и фабрик, забираются природные разработки и месторождения, оказывается огромное влияние на избирательные процессы и государственное управление.

В случае если страна не поддается на провокации, то не исключена ее ковровая бомбардировка с целью полного уничтожения как прямой угрозы демократии и непосредственно Соединенным Штатам Америки, причем не играет никакой роли, где эта страна находится, пусть даже на расстоянии многих сотен километров от Штатов.

Различные варианты подобных сценариев развития событий в течение последних тридцати лет наблюдался многократно в различных странах мира. В итоге, Россия оказывается окруженной странами с размещенными на их территориях большого количества вооружения НАТО. В 90 годы высокопоставленные представители США и стран Запада убеждали руководство России в своих твердых намерениях не распространять присутствие НАТО на Восток и не приближать оружие НАТО к границам России. Правда делали они это в беседах или выступлениях и, как правило, ничего из сказанного не было зафиксировано на бумаге в виде официального документа.

Обещать – еще ничего не значит

История о том, что НАТО обещали не расширяться на восток, много раз пересказывалась на разные лады СМИ, политиками и общественниками. Самое известное и цитируемое обещание, что НАТО не продвинется «ни на один дюйм» на восток, президенту СССР Михаилу Горбачеву дал в 1990 году госсекретарь США Джеймс Бейкер. В последующие годы подобные заверения звучали неоднократно.

В конце февраля 2022 года многие российские СМИ цитировали документ, на который обратил внимание журналист немецкого Der Spiegel. В 2019 году в Британском национальной архиве американский политолог, доцент Бостонского университета Джошу Шифринсон обнаружил протокол переговоров представителей Великобритании, Франции, СССР, США, ГДР и ФРГ, проводившихся 6 марта 1991 года в Бонне.

Переговоры были посвящены объединению ГДР и ФРГ и вопросам неразмещения иностранных военных баз на территории бывшей ГДР. Переговоры получили неформальное название «Договор 2+4». Некоторые представители стран, участвующих в переговорах, высказали свое мнение в отношении распространения влияния НАТО на страны Восточной Европы.

Юрген Хробог, представитель Федеративной Республики Германии:
«В ходе переговоров в формате 2+4 мы ясно дали понять, что не будем расширять НАТО за пределы Эльбы (в тексте далее уточняется, что речь идет не об Эльбе, а о реке Одер — «Газета.Ru»). Поэтому мы не можем предложить Польше и другим членство в НАТО».

Раймонд Зайтц, представитель Соединенных Штатов Америки:
«Советскому Союзу дали четко понять, что в переговорах 2+4, а также в рамках других переговоров не будут извлекать выгоду из вывода советских войск из Восточной Европы». «НАТО не должно ни формально, ни неофициально расширяться на восток».

Джон Вестон, представитель Великобритании:
«Мы не можем предлагать странам Восточной Европы статус члена или ассоциированного члена НАТО, а также формальные или неформальные гарантии безопасности. У них не должно быть отношений с НАТО как с блоком, а НАТО не может выполнять функции миротворца в регионе».

Участники этой встречи, согласно протоколу, высказываясь против вступления стран Восточной Европы в Североатлантический альянс, и одновременно выступали за необходимость расширения и укрепления интересов НАТО в странах бывшего соцлагеря.

Никаких полномочий в принятии соответствующих решений участники встречи не имели, и не планировали принимать, о чем свидетельствует заключительная фраза протокола: «Было достигнуто согласие, что дискуссии в НАТО должны идти примерно в этом русле».

Таким образом, можно говорить лишь о мнениях, намерениях и планах, высказанных официальными представителями участников переговоров, но не о конкретных договоренностях, оформленных в соответствующий договор или соглашение. В политических делах не стоит «верить на слово», пусть даже это слово исходит от английского джентльмена.

Уже в 1994 году было принято решение о вхождении в НАТО бывших республик СССР и государств-членов ОВД. Марте 2004 в НАТО были приняты 7 стран, в том числе граничащие с Россией прибалтийские государства — Эстония, Латвия и Литва.

Руководство НАТО никогда не подтверждало каких-либо своих обещаний ни в 90-е годы, ни в настоящее время. Об этом сказал и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, комментируя протокол переговоров, обнародованного Der Spiegel. На вопрос, обоснованы ли претензии России к НАТО в том, что альянс нарушил данное в 90-е годы обещание о нерасширении в восточном направлении:

«Нет. НАТО принимает решения вместе с 30 странами-членами, нет нигде решения, в котором страны НАТО договорились отказаться от того, что написано в основополагающем договоре альянса, в вашингтонском договоре», — заявил Столтенберг. Источник 

Роль М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и В.В. Путина в развитии НАТО

М.С. Горбачев, в 1990 году мог использовать не только общественную поддержку в своей стране, но и сохранившееся влияние СССР на мировой арене после победы во Второй мировой войне. Имея на территории Европы огромное количество советских военных баз, в том числе, большой военный контингент в ГДР, он мог предложить Германии выйти из НАТО в обмен на разрешение воссоединения, чего серьезно опасалось руководство альянса.

Президент СССР пошел иным путем: получив от западных руководителей миллиарды дойчмарок в виде всевозможных формах помощи, он позволил Германиям объединиться без письменных гарантий о нерасширении НАТО на Восток.

Восточная Германия присоединилась к НАТО 3 октября 1990 года, что позволило военному блоку начать беспрепятственное распространение своего влияния и открыло ворота на Восток.

По мнению многих экспертов-политологов, это был геополитический провал Союза и стратегическая ошибка М.С. Горбачева как политика и руководителя страны. Просчет же Запада состоял в том, что расширение военного блока проводилось при полном игнорировании опасений Москвы, что ее крайне раздражало и могла вылиться в новое военное противостояние.

Б.Н. Ельциным в 1997 году был подписан Основополагающий акт Россия – НАТО, который не предполагал запрета на расширения НАТО в восточном направлении. Взамен были получены миллиардные суммы кредитов МВФ, а также поддержка России со стороны США при вступлении в ВТО и подобные экономические «бонусы». Документ действует и в настоящее время.

Этот документ обязывает НАТО не размещать ядерное оружие и «существенные боевые силы» на территориях новых членов альянса, а также предусматривает организацию Совета Россия-НАТО, правда, в рамках этого Совета НАТО не обязано исполнять позицию России. Билл Клинтон не мог поверить в подобную удачу.

В новой книге историка, профессора Университета Джонса Хопкинса Мэри Элиз Саротт под названием «Ни одного дюйма: Америка, Россия и попадание в тупик после холодной войны», вышедшей в ноябре 2021 года приводятся слова Клинтона, оценивающего эти события:

«Позвольте мне сказать прямо: все, что русские получат от этой «отличной сделки, которую мы им предлагаем», — заверения о том, что мы не собираемся размещать нашу военную технику на территории их бывших союзников, которые теперь станут нашими союзниками, если только мы не проснемся однажды утром и не решим передумать. Русские получат шанс сидеть в одной комнате с НАТО, но не будут иметь никакой возможности помешать нам сделать что-то, с чем они не согласны и смогут только заявить о своем неодобрении, выйдя из комнаты».

В.В. Путин в 10 февраля 2007 году, выступая в Мюнхене на конференции по безопасности, сказал:

«Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия». Источник

Его слова были проигнорированы, более того, в 2008 году, всего через год после мюнхенской речи, в политическом поле было заявлено, что в альянс могут войти Грузия и Украина. Принятие последней в военный блок означало бы прямую военную угрозу России, поэтому подобные политические заявления привели к напряжению внешнеполитической ситуации.

В июле 2016 года на саммите НАТО Россия была признана основной угрозой безопасности для альянса, а её сдерживание было официально провозглашено новой миссией НАТО.

Летом 2021 года ситуация усугубилась совместными учениями военных Украины и НАТО в Черном море, а руководство страны попросило о расширении присутствия альянса на их территориях.

Россия еще раз попросила о гарантиях безопасности в декабре 2021 года. В онлайн-переговорах между Джо Байденом и В.В. Путиным в декабре 2021 года, президент России «обозначил Байдену “красные линии” — дальнейшее продвижение НАТО на восток и о недопущении размещения на Украине и других граничащих с Россией стран наступательных вооружений». Источник 

Заключение

По мнению России расширение Североатлантического альянса на Восток противоречит национальным интересам России, а непосредственное расположение военных баз НАТО около российских границ не способствует духу добрососедства и создают дополнительную международную напряженность.

Несмотря на несогласие России с экспансией альянса, сдержать его распространение не удалось. Возражения России западными политиками воспринимались как пережитки советской идеологии, которые исчезнут сами собой при переходе страны к демократии и свободному рынку.

В числе стран, которые находятся в очереди кандидатов на вступление в военный блок НАТО, могут состоять: Азербайджан, Армения, Казахстан, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и Туркменистан и возможно в скором времени часть из них будет принята в военный блок. Не будем забывать о непоколебимом стремлении в НАТО Грузии и Украины. А после введения войск России на Украину Финляндия и Швеция, которые ранее имели статус внеблочных стран, подали заявления на вступление в НАТО, получили одобрение и вскоре станут полноправными членами военного блока. Все это говорит о неуемной энергии и перспективных планах НАТО. Наши политические оппоненты любят играть «в долгую», а значит, вскоре мы увидим новое расширение альянса.

Их сдерживают лишь правила устава НАТО, предъявляемые к будущим кандидатам. Впрочем эти правила можно и отменить в угоду конъюнктурным планам. В частности, кандидаты в члены НАТО должны: разрешить международные споры с их участием мирными средствами; разрешить этнические, территориальные и политические конфликты в соответствии с принципами ОБСЕ, перестроить армию по определенным стандартам. Эти пункты мешают принять в Североатлантический альянс Грузию, Молдавию и Украину.

Неоднократные требования России о предоставлении письменных гарантий о нераспространении НАТО на Восток не были услышаны. Более того, генсек НАТО Йенс Столтенберг объяснил, что НАТО расширяется на восток, чтобы сдерживать Россию и отвечать на её агрессивные действия, о чем заявил в интервью The Wall Street Journal 17 января 2022 года, что стало ответом на предложении России документально зафиксировать «красные линии» остановки НАТО. Заявление России о «красных линиях», предсказуемо осталось без внимания.

Высшее руководство России, в том числе, президент В.В. Путин в феврале 2022 года решили, что дипломатические пути решения вопроса безопасности были отвергнуты, Россия выбрала силовой метод, который привел к вооруженному конфликту на Украине.
Прискорбно, что военные действия на Украине разгораются с новой силой. Военная и финансовая помощь Украине коллективного Запада набирает обороты. На сегодняшний день поводов для мирной разрядки не предвидится. Нарастает вероятность открытого противостояния НАТО и России, что представляет реальную опасность применения серьезных видов оружия, а возможно, и ядерного оружия. Запад уже не скрывает, что его задачей является поражение России. Диалог России с Европой и США в условиях их крупномасштабной поддержки Украины (а фактически откровенного участия в конфликте) вряд ли возможен.

В настоящее время внешнеполитическая доктрина России заключается: в признании многополярного мира, ликвидации военных блоков и утверждении новых правил миропорядка, контроль вновь созданных и независимых миротворческих организаций современного формата, иначе человечество впадет в период затяжных и губительных войн.

Автор: Александр Тонин

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Изображение от www.slon.pics на Freepik

Поделиться в сетях: