Тарковский Андрей Арсеньевич – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Тарковский Андрей Арсеньевич


Фото: Festival de Cine Africano Tarifa Tánger - FCAT / https://www.flickr.com/ Использование

Годы жизни: 4 апреля 1932 - 29 декабря 1986 гг.

Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Кадыйского района Костромской области (ныне — Юрьевецкий район Ивановской области) в семье поэта и переводчика Арсения Тарковского.

В 1951-1952 годах учился на арабском отделении Московского института востоковедения.
В 1952-1953 годах выезжал в геологическую экспедицию в Сибирь.
В 1954 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).

В 1960 году защитил диплом короткометражной картиной "Каток и скрипка" (первая премия на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке).
С 1961 года Андрей Тарковский стал режиссером киностудии "Мосфильм".

Его полнометражным дебютом стал фильм "Иваново детство" по мотивам рассказа Владимира Богомолова "Иван". Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке произвела подлинную сенсацию в мировом кино (Гран-при "Золотой Лев" XXIII МКФ в Венеции (1962); премия "За лучшую режиссуру" на VI Международном кинофестивале в Сан-Франциско (1962), ряд других призов).

В 1966 году он завершил работу над фильмом "Андрей Рублев" ("Страсти по Андрею"). Картина вышла в советский прокат в 1971 году очень ограниченным количеством копий и в урезанном виде. В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат фильма, с успехом показала его на Каннском фестивале, где картина демонстрировалась вне конкурса и получила премию ФИПРЕССИ (1969).

В 1978 году по опросу киноведов фильм был включен в список 100 лучших фильмов в истории кино.
После завершения работы над "Андреем Рублевым" Тарковский взялся за работу сразу над двумя сценариями: "Солярис" и "Исповедь".

Первый, основанный на одноименном романе Станислава Лема, писался Тарковским вместе со сценаристом Фридрихом Горенштейном.

"Исповедь" же была полностью автобиографическим проектом, создавалась режиссером в одиночку (лишь много позже к работе подключится Александр Мишарин). Работу над "Солярисом" режиссер закончил в 1972 году. Фильм получил Специальный приз жюри в Канне (1972) и Приз Международного евангелического центра.

В 1973 году Тарковский вернулся к работе над "Исповедью", прерванной из-за съемок "Соляриса". Рабочее название "Исповедь" в итоге было заменено на "Зеркало". Фильм "Зеркало" вышел в 1974 году и для многих любителей кино стал центральной работой Тарковского, но не получил проката и обострил противостояние режиссера и власти.

В этот период Тарковский писал сценарии, читал лекции по режиссуре, поставил спектакль "Гамлет" в Театре Ленинского комсомола (1977).

В 1980 году вышел фильм "Сталкер" по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" (специальная премия экуменического жюри МКФ в Канне, 1982). "Сталкер" — последний фильм, снятый Тарковским в Советском Союзе. В том же году ему было присуждено звание Народного артиста РСФСР. Он стал лауреатом итальянской премии "Давид Донателло" в номинации "За вклад в киноискусство".

В 1982 году Андрей Тарковский уехал в Италию, где в процессе поисков натуры для своего нового фильма снял документальную ленту "Время путешествия" (1982).
В 1983 году он осуществил постановку оперы "Борис Годунов" в Ковент-Гардене (Лондон).

В 1983 году вышел фильм "Ностальгия" (Италия-Франция, Гран-при, приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1983), который рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине.
В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе.

В 1986 году в Швеции режиссер снял фильм "Жертвоприношение" (специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986; приз Британской академии киноискусства и телевидения, 1988).
В начале 1970-х годов, когда приступил к созданию "Соляриса", Андрей Тарковский начал вести дневниковые записи и продолжал писать их вплоть до своей кончины.

В 1994 году дневники Андрея Тарковского получил премию салона кинокниги в Париже за лучшую книгу, написанную кинематографистом. В 2001 году в итальянском издательстве "Меридиана" дневники были изданы под названием "Мартиролог".
В 2008 году дневники Андрея Тарковского вышли в России.

29 декабря 1986 года Тарковский скончался от рака легких и был похоронен на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.
В 1990 году он стал посмертно лауреатом Ленинской премии.

Через десять лет после смерти Тарковский был награжден Итальянской премией "Навичелла-96", учрежденной ведомством Общественных зрелищ при правительстве Италии и журналом "Ревиста дель чинематографо". Премия была вручена сыну режиссера Андрею.
В 2002 году Тарковскому была присуждена премия Национальной академии кинематографических наук "Золотой орел".

В 1992 году в городе Юрьевце, где жил режиссер, появилась улица Андрея Тарковского. На этой улице сохранился дом, где в 1941-1943 годах и в 1963 году жила семья режиссера.
В 1996 году в Юрьевце был открыт музейный центр Андрея Тарковского.

В 1989 году был организован Фонд Андрея Тарковского, который в стране и за рубежом проводит фестивали и выставки, посвященные творчеству режиссера, ведет архивную работу.
С 1993 года в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского.

С 2007 года в Иванове проходит международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало".
Источник: https://ria.ru/

Интересные факты
► Во время работы над фильмом «Сталкер» при проявке было испорчено несколько тысяч метров отснятой пленки, и фильм пришлось фактически переснимать заново.

► Станислав Лем остался недоволен тем, как Тарковский воплотил его книгу. Наиболее сильно он возражал против включения в фильм пролога, происходящего на Земле.

► У Тарковского было три гражданства (СССР, Италия, Франция).

► Тарковский считал Модеста Петровича Мусоргского гениальнейшим композитором России, а Пушкин был его любимым поэтом.

ЦИТАТЫ:

«Совершенно ясно, что я не могу быть прежним не потому, что изменился, а потому, что мне было сказано: зная то, что я узнал, я обязан измениться».

«Человек должен уметь жить в пустоте».

«Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство».
«Что такое любовь? Не знаю. Не потому, что не знаком, а не знаю, как определить».

«Мне бы хотелось им сказать только то, чтобы они умели больше находиться в одиночестве. Любили быть наедине с самим собой побольше. Беда нынешней молодёжи в том, что они стараются объединиться на основе каких-то шумных действий, порой агрессивных. Это желание объединиться для того, чтобы не чувствовать себя одиноким — это плохой симптом. Мне кажется, каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой. Человек, скучающий от одиночества, находится в опасности с нравственной точки зрения».

«Душа жаждет гармонии, а жизнь дисгармонична».

«Отвратительно. Деньги, деньги, деньги, деньги... Ничего настоящего, истинного. Ни красоты, ни правды, ни искренности, ничего. Лишь бы заработать... На это невозможно смотреть... Можно все, позволительно все, если за это «все» платят деньги».

«Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».