Шукшин Василий Макарович – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Шукшин Василий Макарович

Годы жизни: 25 июля 1929 - 2 октября 1974 гг.

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края.
Его родители были крестьянами. В 1933 году отец был арестован. Оставшись с двумя маленькими детьми, Мария Шукшина вскоре вышла замуж повторно за односельчанина Павла Куксина, который погиб на фронте в 1942 году.
В 1944 году по окончании семи классов Сросткинской школы Василий Шукшин поступил в Бийский автомобильный техникум, но впоследствии вынужден был бросить учебу, чтобы кормить семью.

В 1947-1949 годах работал слесарем-такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира.
В 1949-1953 годах проходил срочную службу матросом на Балтийском флоте, радистом на Черноморском флоте.
В 1953 году был демобилизован с флота из-за обнаружившейся язвы желудка, вернулся в село Сростки. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сросткинской средней школе.

С 1953 года по 1954 год работал в сельской школе учителем русского языка, литературы и истории, одновременно выполняя обязанности директора.

В 1960 году окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института (ныне университет) кинематографии, мастерская Михаила Ромма.
В кино дебют Шукшина как актера состоялся в 1956 году в фильме Сергея Герасимова "Тихий Дон", где он сыграл в эпизоде – изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. Затем Шукшин исполнил главную роль в фильме Марлена Хуциева "Два Федора" (1959). За короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин – "Золотой эшелон" (1959), "Простая история" (1960), "Когда деревья были большими" (1961), "Аленка" (1961), "Мишка, Серега и я" (1961), "Мы, двое мужчин" (1962). В качестве актера Шукшин также снимался в фильмах "Журналист" (1967), "Комиссар" (1967), "У озера" (1969), "Освобождение" (1970-1971) и других.

Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса института, по совету Михаила Ромма, он стал рассылать свои рассказы по столичным редакциям.
В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге".
В начале 1960-х годов литературные произведения Шукшина одно за другим стали выходить в свет – рассказы "Правда", "Светлые души" и "Степкина любовь".

В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник Шукшина под названием "Сельские жители".
В том же году в журнале "Новый мир" были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин". На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень", который вышел на экраны в 1964 году. Главную роль шофера Паши Колокольникова сыграл однокурсник по учебе во ВГИКе Леонид Куравлев, которого Шукшин снимал в своей дипломной работе "Из Лебяжьего сообщают" (1960). Картина получила восторженные отклики публики и получила главный приз на Международном кинофестивале в Венеции на конкурсе детских и юношеских фильмов.

Рассказы Шукшина составили несколько сборников: "Сельские жители" (1963), "Там вдали" (1968), "Земляки" (1970), "Характеры" (1973), "Беседы при ясной луне" (1974).
В 1965 году вышел его роман "Любавины" о путях и судьбах крестьянства. Роман "Я пришел дать вам волю" (1971) был написан параллельно с киносценарием о Степане Разине, но снять фильм Шукшину так и не довелось.

В кино в 1966 году на экранах появился новый фильм Шукшина "Ваш сын и брат", который был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1972 году был снят фильм "Печки-лавочки", где Шукшин выступил вновь в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли.
В начале 1970-х годов Шукшин написал драматургические произведения "Повесть для театра", "Энергичные люди" (1973), повесть "А поутру они проснулись" (1973, не завершена). Он обратился к жанру философской притчи в повести-сказки "Точка зрения" (1974) и "До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума".

Самое зрелое из крупных произведений Шукшина – киноповесть "Калина красная" (1973), которая была экранизирована автором в 1974 году и стала его последней режиссерской работой. В фильме Шукшин блестяще исполнил главную роль, сама картина вызвала большой интерес у зрителей, став для многих потрясением. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года картина "Калина красная" была награждена главным призом.

Последней актерской работой Шукшина в кино стала главная роль Петра Лопахина в эпопее Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" по роману Михаила Шолохова.
2 октября 1974 года во время съемок этого фильма в каюте теплохода "Дунай" в станице Клетской Волгоградской области Василий Шукшин скоропостижно скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Василий Шукшин – заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), лауреат Государственной премии СССР (1971). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1967). В 1976 году посмертно Василий Шукшин был удостоен Ленинской премии.
После смерти Шукшина в 1975 году вышли его сборники "Брат мой" и "Избранные произведения" в двух томах, которые писатель успел в основном составить сам.
Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле.

В память о писателе ежегодно проводится Всероссийский фестиваль "Шукшинские дни на Алтае". История фестиваля начиналась с "Шукшинских чтений", которые впервые были проведены в 1976 году. С 1999 года в рамках "Шукшинских дней" проводится Шукшинский кинофестиваль.
В 1978 году на родине Василия Шукшина – в селе Сростки Алтайского края был открыт Всероссийский мемориальный музей-заповедник Шукшина.
В 2004 году в селе Сростки на горе Пикет ему был установлен памятник работы Вячеслава Клыкова.
2009 год в Алтайском крае был объявлен Годом Шукшина.
Источник: https://ria.ru/

Интересные факты
► Шукшин мечтал поступить во ВГИК. Чтобы купить сыну билет в столицу, его матери пришлось продать корову. Жертва оказалась не напрасной – Шукшин поступил в вуз и выучился на режиссера.

► В 1946 году Шукшин снова покидает родное село. Здесь в его биографии всплывает непонятный, но интересный пробел. Известно, что в 1947 году он устраивается на работу в Калуге. Что Василий делал больше года и как его занесло из Сибири в Калугу? Некоторые биографы считают, что Шукшин связался с воровской шайкой и с большим трудом покинул её, а вся история стала материалом для «Калины красной». Игорь Хуциев, отец которого Марлен снимал фильм «Два Фёдора» с Шукшиным в главной роли, вспоминал, что видел на руке «Дяди Васи» татуировку в виде финского ножа. Впоследствии эту татуировку Шукшин свёл.

► В начальных кадрах фильма «Печки-лавочки» можно увидеть балалаечника-виртуоза. Это реальный человек по имени Фёдор Телецких. Он был настолько популярен в Алтайском крае, что ради того чтобы обеспечить его приезд на свадьбу, переносили день бракосочетания. Практически весь фильм снимался в родных местах Шукшина на Алтае.

ЦИТАТЫ:
«С подлыми жить легче. Их ненавидеть можно – это проще. А с хорошими – трудно, стыдно как-то».

«Человек – полный идиот. Утром встаёт – ворчит, ложится спать – ворчит. Вечно всем недоволен, хрюкает, ненавидит всех. Говорят – характер».

«Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была».

«Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

«Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».

«Не стыдно быть бедным, стыдно быть дешёвым!»

«Ложь, ложь, ложь... Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой».

«Сильный в этом мире узнает всё: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов».

«Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.
Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной».

Фото: https://smartfacts.ru/