Райкин Константин Аркадьевич – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Райкин Константин Аркадьевич


Фото: A.Savin / Википедия / Использование

Константин Аркадьевич Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде (Санкт-Петербург) в семье народного артиста СССР Аркадия Райкина.
В 1971 году окончил Театральное училище (ныне институт) имени Б.В. Щукина, курс Юрия Катина-Ярцева.
В 1971-1981 годах Константин Райкин играл в Московском театре "Современник". Он был занят в постановках "Валентин и Валентина" Михаила Рощина, "И пойду… и пойду…" по Федору Достоевскому, "Балалайкин и К" по Михаилу Салтыкову-Щедрину, "Монумент" Энна Ветемаа, "Двенадцатая ночь" Уильяма Шекспира и др. Всего в театре "Современник" Райкиным было сыграно 38 ролей, 15 из них – главные.

В 1981-1982 годах он работал в Ленинградском театре миниатюр под руководством Аркадия Райкина.
В 1982-1987 годах Константин Райкин был актером Государственного театра миниатюр в Москве. Он играл в спектаклях "Его Величество Театр" (вместе с Аркадием Райкиным), "Мир дому твоему" (вместе с Аркадием Райкиным), "Лица" Михаила Мишина, "Что наша жизнь?" Аркадия Арканова, а также в авторской программе "Давай, артист!..".
С 1987 года – артист, с 1988 года – художественный руководитель Российского государственного театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина.
В театре он играл главные роли в спектаклях "Служанки" Жана Жене, "Сирано де Бержерак" Эдмона Ростана, "Великолепный рогоносец" Фернана Кроммелинка, "Превращение" Франца Кафки, "Жак и его господин" Милана Кундеры, "Гамлет" и "Ричард III" в одноименных постановках по пьесам Уильяма Шекспира, "Контрабас" по пьесе Патрика Зюскинда, "Синьор Тодеро Хозяин" по пьесе Гольдони и др.
В текущем репертуаре Константин Райкин занят в спектакле "Король Лир" Шекспира, моноспектакле "Константин Райкин. Вечер с Достоевским" и моноспектакле-концерте "Константин Райкин. Своим голосом".

В качестве режиссера в Театре-студии под руководством Олега Табакова он поставил спектакли "Пирог" Ивана Крылова, "Прощай, Маугли" Редьярда Киплинга, "Прищучил" Бари Кифа. В Ленинградском театре миниатюр осуществил постановки "Мир дому твоему" Семена Альтова (совместно с отцом), "Давай, Артист!", "Что наша жизнь?!" Аркадия Арканова (совместно с Владимиром Поглазовым и Анатолием Морозовым).
В 1988 году Константин Райкин поставил в "Сатириконе" совместно с Александром Аркадиным-Школьником спектакль "Геркулес и Авгиевы конюшни" по Фридриху Дюрренматту, в 1990 году он осуществил постановку "Маугли" Редьярда Киплинга. Затем им были поставлены спектакли "Такие свободные бабочки" Леонарда Герша (1993), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1995, 2012), "Кьоджинские перепалки" Карло Гольдони (1997), "Шантеклер" Ростана (2001), "Смешные деньги" Рэя Куни (2005) и др.

В последние годы Райкин поставил спектакли "Деньги" Александра Островского (2010), "Лондон Шоу" Бернарда Шоу (2013), "Кухня" Арнольда Уэскера (2014), "Однорукий из Спокана" Мартина Макдонаха (2014).

В кино Константин Райкин дебютировал в маленькой роли в военной картине "Командир счастливой "Щуки" (1972). Широкую известность ему принесли главные роли в фильмах "Много шума из ничего" Самсона Самсонова (1973) и "Свой среди чужих, чужой среди своих" Никиты Михалкова (1974). Большой зрительский успех сопутствовал Райкину после главной роли в музыкальной ленте режиссера Владимира Воробьева "Труффальдино из Бергамо" (1976). Он также сыграл одну из главных ролей в музыкальном фильме "Остров погибших кораблей", снятом Евгением Гинзбургом в 1987 году. Драматический дар Константина Райкина и его мастерство перевоплощения проявились в картине "Тень, или Может быть, все обойдется" (1991), поставленном Михаилом Козаковым по пьесе Евгения Шварца, где актер исполнил две роли – Ученого и его Тени.

Он также снялся в фильмах "Комедия о Лисистрате" (1989), "Руанская дева по прозвищу Пышка" (1989), "Русский регтайм" (1993), "Стреляющие ангелы" (1993), "Простодушный" (1994). В 2002 году Райкин сыграл роль Пуаро в телевизионном сериале "Неудача Пуаро" режиссера Сергея Урсуляка.
В 2001-2013 годах Константин Райкин руководил курсом в Школе-студии МХАТ. В 2005 году состоялся первый выпуск студентов актерского факультета (курс К. Райкина).

1 сентября 2013 года открыта Высшая школа сценических искусств Константина Райкина.
Константин Райкин – президент Международного Фонда К.С. Станиславского.
В июле 2014 года Райкин вошел в состав федеральной Общественной палаты.
Творчество Константина Райкина было отмечено различными наградами. В 1992 году он был удостоен звания народного артиста РФ.
Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III степеней (2010). Является лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1995 и 2002 года.
Он был удостоен международной премии К.С. Станиславского (1998), премий "Золотая маска" (1995, 2000, 2003, 2008), "Хрустальная Турандот" (1995), "Чайка" (2004), "Триумф" (2008).
В ноябре 2011 года получил премию имени Георгия Товстоногова "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".
Источник: https://ria.ru/

ЦИТАТЫ:
«Чем старше становишься, тем труднее найти своих. Круг сужается.»

«Думаю, судьба творится при нашем непосредственном участии. Бог расставляет на пути человека какие-то препятствия и смотрит сверху, изучая нас по мере жизни. Если справляемся с испытанием, поощряет, когда нет — может наказать. Иногда теряет интерес... Всегда надо оставаться верным себе, не суетиться, не пытаться угодить или угадать за другого. Пустое!»

«Голость факта бездушна и холодна, она режет секирой по живому, не признавая изгибов и отклонений. Истина же многовекторна, способна различать полутона и оттенки, потому ведет к Богу. Искусство, как и религия, служит истине. Даже через заблуждения. На том стоит свет, все самое прекрасное создано человечеством благодаря этой ослепляющей энергии.»

«Диссидентской семьей мы вовсе не были, это легенды. Папа многое понимал, он заболевал, когда сталкивался с очередной идеологической мерзостью, но он был сыном своего строя. Жить по принципу «на службе верю, дома нет» он не умел.»