Иоффе Абрам Фёдорович – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Иоффе Абрам Фёдорович

Годы жизни: 29 октября 1880 г. - 14 октября 1960 г.

Абрам Фёдорович Иоффе родился в 1880 году в семье купца.
Среднее образование получил в реальном училище города Ромны Полтавской губернии (1889—1897). В 1902 году окончил Санкт-Петербургский Технологический институт, в 1905 — Мюнхенский университет в Германии, где работал под руководством В. К. Рентгена и получил степень доктора философии.

С 1906 работал в Политехническом институте, где в 1918 для подготовки инженеров-физиков организовал Физико-механический факультет. Профессор с 1913 года.

В 1911 году А. Ф. Иоффе определил заряд электрона, использовав ту же идею, что и Р. Милликен: в электрическом и гравитационном полях уравновешивались заряженные частицы металла (в опыте Милликена — капельки масла). Однако эту работу Иоффе опубликовал только 1913 году (Милликен опубликовал свой результат несколько раньше, поэтому в мировой литературе эксперимент получил его имя).
С 1913 по 1915 год читал лекции на Курсах П. Ф. Лесгафта.
В 1913 защитил магистерскую и в 1915 г. докторскую диссертации по физике.

С 1918 — член-корреспондент, а с 1920 — действительный член Российской академии наук.
В 1918 создаёт и возглавляет физико-технический отдел Государственного рентгенологического и радиологического института, являясь также Президентом этого института (директором был профессор М.И. Немёнов).
В 1921 году стал директором Физико-технического института, созданного на основе отдела (теперь этот институт носит имя А. Ф. Иоффе).
В 1919—1923 — председатель Научно-технического комитета петроградской промышленности, в 1924—1930 — председатель Всероссийской ассоциации физиков, с 1932 — директор Агрофизического института.
Абрам Иоффе — один из инициаторов создания Дома учёных в Ленинграде (1934).

В начале Отечественной войны назначен председателем Комиссии по военной технике, в 1942 — председателем военной и военно-инженерной комиссии при Ленинградском горкоме партии.
С середины 1930-х гг. А. Ф. Иоффе отстаивал (в том числе и перед руководством страны) необходимость интенсивных исследований ядерных реакций. В ЛФТИ для этой цели была создана лаборатория, во главе которой он поставил И. В. Курчатова.
В сентябре 1942 года по распоряжению ГКО на базе этой лаборатории, которая в то время находилась в эвакуации в Казани, была создана Лаборатория № 2 АН СССР, что дало официальный старт советской атомной программе.

В 1944 году А. Ф. Иоффе, в свою очередь, принял участие в судьбе Физического факультета МГУ. От его имени В. М. Молотову было написано письмо четырёх академиков, которое инициировало разрешение противостояния между так называемой «академической» и «университетской» физикой.
В 1945 году он был включён в состав Технического совета Специального комитета, планировал научно-исследовательские работы своего института (в этой работе ему помогал Л. А. Арцимович), передачу для нужд института площадей завода № 130 Наркомэлектропрома.
В декабре 1950, во время кампании по «борьбе с космополитизмом», Иоффе был снят с поста директора и выведен из состава Учёного совета института.

В 1952 году возглавил лабораторию полупроводников АН СССР.
В 1954 на основе лаборатории организован Институт полупроводников АН СССР.
Автор работ по экспериментальному обоснованию теории света (1909—1913), физике твёрдого тела, диэлектрикам и полупроводникам. Иоффе был редактором многих научных журналов, автором ряда монографий, учебников и популярных книг, в том числе «Основные представления современной физики» (1949), «Физика полупроводников» (1957) и другие.

Крупнейшей заслугой А. Ф. Иоффе является основание уникальной физической школы, которая позволила вывести советскую физику на мировой уровень. Первым этапом этой деятельности была организация в 1916 году семинара по физике. К участию в своём семинаре Иоффе привлёк молодых учёных из Политехнического института и Петербургского университета, которые вскоре стали его ближайшими соратниками при организации Физико-технического института. По инициативе Иоффе начиная с 1929 были созданы Физико-технические институты в крупных промышленных городах: Харькове, Днепропетровске, Свердловске и Томске. За глаза и ученики, и другие коллеги с любовью и почтением называли Абрама Фёдоровича «папа Иоффе».

А. Ф. Иоффе скончался в своём рабочем кабинете 14 октября 1960 года. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища, на его могиле установлен памятник работы М. К. Аникушина.

Источник: http://biography.su/

Цитаты:
«Нельзя преподавать одну и ту же физику - физику "вообще" металлургу и электрику, врачу и агроному. Такое преподавание и делает физику общеобразовательным предметом, тогда как она призвана также обогащать и углублять специальное образование. Для агронома физика - это основа агротехники, светофизиологии, для врача - биофизики. Электрику физика, (а не электротехника) должна дать основанное на квантовой механике учение об электронах в вакууме, в газах, в металлах, полупроводниках и изоляторах - понимание механизма намагничивания и сегнетоэлектричества. Металлургу и теплотехнику необходима молекулярная физика, статистическая термодинамика и т.п.»

«Научная деятельность, умение наблюдать, искать новые пути, находить выходы из противоречий, на которые наталкиваешься в своей работе или в ходе мыслей, - это работа, которая должна вестись непрерывно и начинаться, возможно, раньше. Обучение не должно разбиваться последовательно на два периода, когда лишь во втором периоде разрешается работать активно, а в первом периоде усваивается такое число фактов и готовых формул, что становишься неспособным к самостоятельной творческой работе второго периода. Мне кажется, что усвоение и творческая работа должны идти параллельно, причем как можно раньше должно начинаться самостоятельное творчество.»

«Курс физики как часть обучения необходимо обязательно согласовать как с программой диалектического и исторического материализма, так и с содержанием курсов механики и химии, сопротивления материалов и технической термодинамики и других технических дисциплин.»

Фото: https://kadet39.ru/