Рязанов Эльдар Александрович – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Рязанов Эльдар Александрович


Фото: Михаил Борисович Козловский / Tatarstan.ru / Использование

Годы жизни: 18 ноября 1927 - 30 ноября 2015гг.
Эльдар Александрович Рязанов родился 18 ноября 1927 года в городе Куйбышеве (ныне Самара).
В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИК (мастерская Григория Козинцева).

После окончания института Рязанов работал режиссером в документальном кино, снимал сюжеты для киножурналов "Пионерия", "Советский спорт", "Новости дня". Им были созданы киноочерки "Дорога имени Октября" (1951), "На первенство мира по шахматам" (1952), "Твои книжки" (1953), "Недалеко от Краснодара" (1953), "Остров Сахалин" (1954), последний из них участвовал в программе Каннского кинофестиваля.

В 1955 году Эльдар Рязанов стал режиссером киностудии "Мосфильм".
В этом же году совместно с режиссером Сергеем Гуровым он снял первый советский игровой широкоэкранный фильм — музыкальную комедию "Весенние голоса".
В 1956 году Рязанов снял свой первый самостоятельный художественный фильм — комедию "Карнавальная ночь".
В последующие несколько лет режиссер снял лирическую комедию "Девушка без адреса" (1957), сатирическую ленту "Человек ниоткуда" (1961), героическую комедию "Гусарская баллада" (1962).

Период творческой зрелости Эльдара Рязанова отмечен его содружеством со сценаристом Эмилем Брагинским. Первой их совместной работой стал комедийный детектив "Берегись автомобиля" (1966). Затем по их сценариям были сняты фильмы "Зигзаг удачи" (1968), "Старики-разбойники" (1971), "Ирония судьбы, или С легким паром" (1975), "Служебный роман" (1977), "Гараж" (1979), "Вокзал для двоих" (1982), "Жестокий романс" (1984) и другие.
В конце 1980-х годов Рязанов снял драму "Забытая мелодия для флейты" (1987), молодежный фильм-драму "Дорогая Елена Сергеевна" (1988).
В 1993 году поставил фильм "Предсказание".

В 1990-2000-х годах режиссер снял трагикомедии "Небеса обетованные" (1991), "Привет, дуралеи!" (1996), "Старые клячи"(2000), "Тихие омуты" (2000), "Ключ от спальни" (2003).
В 2006 году вышел фильм режиссера "Андерсен. Жизнь без любви", завоевавший Гран-при XV Российского фестиваля "Виват, кино России!" — приз зрительских симпатий и приз прессы.
Последней работой Рязанова стал ремейк "Карнавальной ночи" — "Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя", премьера которого состоялась 1 января 2007 года.
Всего Эльдар Рязанов снял 27 художественных фильмов.
К большинству своих картин он написал сценарии. Был продюсером собственных кинолент "Тихие омуты", "Ключ от спальни", "Андерсен. Жизнь без любви".

В 1979-1985 годах Эльдар Рязанов выступал в качестве ведущего телепередачи "Кинопанорама".
Он создал более 200 авторских телевизионных программ. Среди них "Золотой Остап", "Русский бал в Париже", "Разговор на свежем воздухе" и другие.
Эльдар Рязанов преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Среди его учеников были режиссеры Иван Дыховичный и Юрий Мамин, Евгений Цымбал и Исаак Фридберг.

Эльдар Рязанов написал ряд книг. Среди них — "Грустное лицо комедии", "Зигзаг удачи" (с Эмилем Брагинским), "Эти несерьезные, несерьезные фильмы", "Смешные невеселые
истории", "Неподведенные итоги".
В 2013 году в издательстве "Эксмо" вышли его книги "Эльдар Рязанов. Стихотворения и новеллы в одном томе" и "Хочется легкого, светлого, нежного…".
Он был основателем и художественным руководителем киноклуба "Эльдар".

30 ноября 2015 года Эльдар Рязанов скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество режиссера было отмечено многочисленными наградами.
В 1984 году ему было присвоено звание Народный артист СССР. Он был удостоен Государственной премии СССР (1977, за фильм "Ирония судьбы, или "С легким паром!") и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979, за фильм "Служебный роман"), награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы и "За заслуги перед Отечеством" III и II степеней, а также французским орденом "Изящных искусств и литературы", орденом Почетного легиона.
Рязанов был призером Всесоюзного кинофестиваля, кинофестиваля "Виват кино России!", "Московская премьера", кинофестиваля "Кинотавр", кинофестиваля "Литература и кино" в Гатчине, а также Международных кинофестивалей в Мадриде (Гран-при Мадридского кинофестиваля), Дели ("Золотой павлин"), в Брюсселе и других.
Был лауреатом премий "Ника", "ТЭФИ", российской независимой премии "Триумф" и других.
В честь Эльдара Рязанова названа одна из улиц столицы на юго-западе Москвы, расположенная неподалеку от киноклуба-музея "Эльдар".
27 октября 2017 года памятник Эльдару Рязанову открыли в Самаре рядом с домом, где родился режиссер.
Источник: https://ria.ru/

ЦИТАТЫ:
«Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.»

«Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль - не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.»

«С моей точки зрения, способность любить-это как талант, который либо дан человеку, либо нет.»

«Наш капитализм совсем не тот, что в Америке. Он у нас какой-то уродливый.»

«Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.»

«Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется забыли, кто его вырастил.»

СТИХИ

Хочется рухнуть в траву непомятую,
в небо уставить глаза завидущие
и окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать всё живущее.

***

Меж датами рожденья и кончины
(а перед ними наши имена)
стоит тире, черта, стоит знак «минус»,
а в этом знаке жизнь заключена.

В ту черточку вместилось все, что было...
А было все! И все сошло, как снег.
Исчезло, растворилось и погибло,
чем был похож и не похож на всех.

Погибло все мое! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Все это не воротится обратно,
лишь будет между датами черта.

***

Пришли иные времена,
Тебя то нет, то лжёшь, не морщась.
Я поняла, любовь— страна,
Где каждый человек — притворщик.
Моя беда, а не вина,
Что я — наивности образчик.
Любовь — обманная страна,
И каждый житель в ней — обманщик.

***

У памяти моей дурное свойство –
Я помню то, что лучше позабыть.
Хочу прогнать больное беспокойство,
Но не могу себя переломить.

***

Ностальгия – это значит
неизбывная тоска,
когда сердце горько плачет
от любого пустяка.
Ностальгия, как дорожка —
очень трепетная нить —
в то, что больше невозможно
ни вернуть, ни воскресить.

***

Любовь готова все прощать,
когда она — любовь,
умеет беспредельно ждать,
когда она — любовь,
любовь не может грешной быть,
когда она — любовь,
ее немыслимо забыть,
когда она — любовь,
она способна жизнь отдать,
когда она — любовь,
она — спасенье, благодать,
когда она — любовь,
полна безмерной доброты,
когда она — любовь,
она естественна, как ты,
когда она — любовь.

***

Жизнь прожить – нехитрая наука:
отыщи любовь да сбереги…
Место жизни – ближняя округа,
далью не прельщайся, не беги.

***

Жить бы мне
в такой стране,
чтобы ей гордиться!..
Только мне
в большом говне
довелось родиться.

Не помог
России Бог,
царь или республика.
Наш народ
ворует, пьет,
гадит из-за рублика.

Обмануть,
предать, надуть,
обокрасть — как славно-то!
Страшен путь
во мрак и жуть,
Родина державная.

Сколько лет
все нет и нет
жизни человеческой.
Мчат года.
Всегда беда
над тобой, Отечество.

***

Я желал бы свергнуть злое иго
суеты, общенья, встреч и прочего.
Я коплю, как скряга и сквалыга,
редкие мгновенья одиночества.

Боже, сколько в разговорах вздора:
ни подумать, ни сосредоточиться.
Остается лишь одна опора—
редкие мгновенья одиночества.

***

Жизнь страницу за страницей
перелистывает в срок.
Как бы мне остановиться!
Как бы мне прервать поток!

Разрываюсь я на части,
разлетаюсь на куски.
Говорят, что в этом счастье,
а не то помрешь с тоски.

***

Жизнь, коль вдуматься, простая штука.
Главное, ни разу не предать.
Жизнь – совсем не сука и не скука,
если станешь дальним сострадать.

И живи! В любую непогоду!
Сочиняй свой собственный мотив.
А любить жену, друзей, природу —
не такой уж, право, примитив.