Михалков Никита Сергеевич – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Михалков Никита Сергеевич


Фото: Paul Katzenberger / Википедия / Использование

Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в семье известного детского писателя Сергея Михалкова и поэтессы, переводчицы Наталии Кончаловской. Его дед по материнской линии — художник Петр Кончаловский, а прадед — известный русский художник Василий Суриков.

В 1956-1959 годах Никита Михалков учился в музыкальной школе, занимался в театральной студии при Театре имени К.С. Станиславского.
Впервые на киноэкране он появился в 14 лет в фильме режиссера Константина Воинова "Солнце светит всем" (1959). Затем последовали съемки в фильме Василия Ордынского "Тучи над Борском" (1960), а в 1961 году он сыграл свою первую большую роль в фильме Генриха Оганесяна "Приключения Кроша".
По окончании школы Михалков был зачислен в труппу Театра имени Станиславского, но на сцену он выходил изредка и исключительно в эпизодах.
В 1963 году Михалков поступил на актерский факультет Театрального училища имени Б. Щукина (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). В том же году вышел фильм Георгия Данелия "Я шагаю по Москве", в котором он сыграл одну из главных ролей, сразу став всенародно известным.
В 1966 году Михалков был отчислен из Щукинского училища за нарушение дисциплины — он неоднократно игнорировал запрет на киносъемки, который существовал для студентов училища. В том же году он перевелся на второй курс режиссерского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), в мастерскую режиссера Михаила Ромма, который окончил в 1971 году. Его дипломной работой стал короткометражный фильм "Спокойный день в конце войны". На VIII фестивале студенческих фильмов картина была удостоена Приза журнала "Советский экран".
Учась во ВГИКе, Михалков снял несколько комедийных сюжетов для "Фитиля" и курсовую работу — лирическую короткометражку "…А я уезжаю домой" по сценарию, написанному вместе с Евгением Стебловым.

В начале своей актерской карьеры Михалков также сыграл роли танкиста Бородина в "Перекличке" Даниила Храбровицкого (1965), старшего лейтенанта Ежова в "Песне о Маншук" Мажита Бегалина (1969), летчика Чухновского в "Красной палатке" Михаила Калатозова (1969), молодого князя в "Дворянском гнезде" Андрея Кончаловского (1969), ротмистра Минского в "Станционном смотрителе" Сергея Соловьева (1971).

С 1972 по 1974 год Никита Михалков проходил срочную службу в Вооруженных силах СССР на атомном подводном флоте на Камчатке.
Демобилизовавшись, вернулся в кинематограф и с 1974 по 1982 год работал на киностудии "Мосфильм". Как режиссер Михалков дебютировал фильмом "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), где сыграл, одну из главных ролей — есаула Брылова. В основу картины, стилизованной под вестерн, легла повесть "Красное золото", написанная Михалковым в содружестве с Эдуардом Володарским. Фильм получил премию жюри Международного кинофестиваля (МКФ) в Дели.
Позже вышли картины Михалкова "Раба любви" (1976), "Неоконченная пьеса для механического пианино"(1977), "Сибириада" (1979), "Пять вечеров" (1979), "Несколько дней из жизни Обломова" (1980), "Родня" (1982), "Без свидетелей" (1983), "Автостоп" (1990). Фильмы режиссера были удостоены наград на различных международных кинофестивалях.

В 1987 году Никита Михалков снял фильм "Очи черные" по мотивам рассказа Антона Чехова "Дама с собачкой" с известным итальянским актером Марчелло Мастроянни в главной роли, получившим за эту работу приз Каннского кинофестиваля (1987).
В 1991 году режиссер выпустил фильм "Урга — территория любви", получивший "Золотой лев" на МКФ в Венеции (1991), приз "Феликс" Европейской киноакадемии за лучшую режиссуру (1993), Государственную премию России (1993) и множество других наград.
В 1994 году Михалков выступил одновременно в качестве продюсера, режиссера, автора сценария и исполнителя главной роли в фильме "Утомленные солнцем", который был удостоен премии американской киноакадемии "Оскар" как лучший иностранный фильм (1995), Гран-при жюри кинофестиваля в Канне (1994), Приза прессы за лучший фильм России 1994 года.
В 1998 году он вновь выступил в тех же качествах на съемках своего нового международного проекта "Сибирский цирюльник", выход которого на российский экран состоялся в 1999 году.

Его следующий фильм "12" — ремейк картины Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин" — в 2007 году получил "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля. Картина получила 16 статуэток "Золотого орла" в пяти номинациях.
Весной 2010 года, в канун 65-летия Великой Победы, на экраны вышел фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2.
Предстояние", удостоившийся награды "За духовность в культуре" на российском кинофестивале "Виват кино России!" 3 мая 2011 года на экраны вышла завершающая часть "Утомленные солнцем-2. Цитадель".
Последний фильм Михалкова "Солнечный удар" (2014) по произведениям Ивана Бунина был удостоен "Золотого орла".
В 2015 году картина была выдвинута на премию "Оскар".

С 2017 года — художественный руководитель Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова (бывший Театр-студия киноактёра).

Как режиссер документального кино в 1993 году Михалков выпустил свою многолетнюю работу — фильм о своей дочери "Анна: от шести до восемнадцати", завоевавший "Серебряный голубь" на МКФ в Лейпциге, приз "Золотой витязь" на МКФ в Тирасполе, диплом МКФ в Берлине. Среди его документальных работ — "Реквием Великой Победы" (1995, сорежиссер Сергей Мирошниченко), "Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи" (1996). В 2003 году он выпустил совместно с телеканалом "Россия" цикл программ о белогвардейцах "Никита Михалков. Русский выбор". В этом же году вышли две документальные картины "Отец" и "Мама", приуроченные к 90-летию Сергея Михалкова и 100-летию Натальи Кончаловской. В 2005 году режиссер выпустил документальную ленту "Генерал Кожугетыч" к 50-летию министра МЧС Сергея Шойгу. В 2007 году по просьбе телеканала "Россия" он создал фильм-зарисовку под названием "55" к 55-летию президента России Владимира Путина.

В последние годы Михалков снял документальные фильмы "Чужая земля" (2013) и "Своя земля" (2014).
Он является продюсером порядка 15 кинокартин, среди которых "Нежный возраст" (2000, режиссер Сергей Соловьев), "Статский советник" (2005, режиссер Филипп Янковский), "Персона нон грата" (2005, режиссер Кшиштоф Занусси), "1612" (2006, режиссер Владимир Хотиненко) и другие.
В 1987 году Михалков с группой единомышленников создал творческо-производственное объединение ТРИТЭ (Творчество, Товарищество, Труд), где были созданы все последние фильмы Михалкова, начиная с картины "Урга". Никита Михалков преподавал во ВГИКе, на Высших режиссерских курсах.
В 2012 году был запущен новый проект режиссера — "Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова".
Выпускники "Академии Михалкова", прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке в соответствующем направлении профессиональной деятельности.

Никита Михалков ведет активную общественную деятельность. В 1990-1991 годах он был советником премьер-министра правительства России Ивана Силаева по вопросам культуры и культурных связей с зарубежными странами. С января 1992 года был членом президиума, председателем правления Российского международного фонда культуры, с 1997 года — президент Российского фонда культуры.
Председатель Союза кинематографистов РФ.
Является доверенным лицом президента РФ Владимира Путина.

Никита Михалков — обладатель многочисленных международных и отечественных правительственных и профессиональных наград.
Народный артист РСФСР (1984), лауреат Премии Ленинского комсомола (1978). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1984), орденом "За заслуги перед Отечеством" I (2015), II (2005), III (1995) и IV степеней (2010), орденом Святого Луки (1995) и церковным орденом Святого Сергия Радонежского I степени (1995).
В 2005 году Никита Михалков был удостоен высшей общественной награды России — ордена Александра Невского "За труды и Отечество".
Никита Михалков — полный кавалер французского ордена Почетного легиона (1992), командор Почетного легиона "За вклад в мировую культуру" (1994). Он был удостоен ордена Рыцаря Большого Креста и премией Витторио Де Сика (2004).
Режиссер был награжден "Золотым глобусом" за "вклад в развитие мирового киноискусства" на МКФ в Карловых Варах (2010) и многими другими призами и премиями международных и отечественных кинофестивалей.
Источник: https://ria.ru/

ЦИТАТЫ:
«Я вывел формулу русского человека. Вот она: русским человеком может быть только тот, у кого чего-нибудь нет, но не так нет, чтобы обязательно было, а нет — и хрен с ним.»

«Не надо уподобляться собаке, которая на Вас лает. Вы же не встаете на четвереньки и не лаете в ответ? Лучше всего не обращать внимания и она отстанет.»

«А на что вы жалуетесь, господа?! Чего у вас нет тут такого, кроме пармезана, что есть там?»

«А про свободу совести, вы тоже правы... Потому что достаточно людей и тогда было и сейчас есть, действительно свободных от того, что называется совестью.»

«Я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым.»

«Неужели нужно опуститься на самое дно, чтобы потом от этого дна отталкиваться?»

«Не страшно, когда тебя ненавидят ни за что. Страшно, когда есть за что ненавидеть.»

«Главное в жизни — заниматься тем, что приносит тебе удовольствие, и никогда не идти на компромиссы с самим собой. Только так получается делать что-то стоящее.»
«Моя мама говорила: бойся людей, для которых власть — мечта. Иди за теми, для кого власть — это крест.»

«Русский человек так устроен. У нас же нет свободы, у нас воля, а это совсем разные вещи. Поэтому такие вещи, как чередование кнута и пряника, — неоценимо важны. Но еще важнее знать, вернее, интуитивно чувствовать, когда что применить.»

«Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы её должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша “мать” пьяна, лжёт и вся запуталась в грехе,– мы не должны отходить от неё…»

«Русского человека 25 лет заставляют выслушивать «заботливые» призывы западного мира: «Бери от жизни всё, путешествуй, лови момент, наслаждайся… Вся вселенная принадлежит тебе!» И не дают ему задуматься: а на кой хрен, извините, мне эта вселенная нужна? Быть может, тебе принадлежит именно этот – заросший бурьяном, зачахший клочок родной земли.»