Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Роль ООН в мировом сообществе

Многосторонние институты коллективного управления, к которым относится Организация Объединённых Наций (ООН), являются активными участниками в современных мировых процессах. Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года ознаменовало победу стран антигитлеровской коалиции во Второй Мировой войне. Согласовав важнейшие принципы послевоенного устройства мира, страны-победительницы стремились предотвратить повторение деструктивных событий. Поэтому создание ООН стало важной вехой в развитии международных отношений. Данная организация является символом Ялтинско-Потсдамской системы безопасности. Однако, после окончания Второй Мировой войны недавно созданная организация сразу же подверглась серьёзным испытаниям, а происходящие сегодня события в мире нередко ставят под вопрос её возможности в деле сохранения мира.

История создания ООН

ООН не является первой в мировой истории международной организацией. Её истинной предшественницей стала Лига Наций: она была создана в 1919 году, когда мировое сообщество после окончания Первой Мировой войны осознало необходимость создания мощной международной организации. Лига Наций была призвана заниматься вопросами разоружения и предотвращения военных действий, а её конечной целью было достижение коллективной безопасности. Но работа этой организации оказалась неэффективной: инициаторы создания Лиги Наций США так и не стали её членами, к тому же, ей не удалось стабилизировать напряжённую обстановку в мире и предотвратить Вторую Мировую войну ввиду отсутствия жёсткого санкционного аппарата за нарушения международного права.

Возникновение нового международного конфликта в связи с фашистской агрессией заставило правительства государств принять меры для создания новой модели организации всеобщей безопасности, которая носила бы универсальный характер.

Процесс создания ООН можно разделить на несколько этапов:
1. 14 августа 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль и президент США Ф. Рузвельт в рамках их личной встречи на борту британского линкора «Принц Уэльский» подписали так называемую Атлантическую хартию. Она стала одним из первых документов в деятельности антигитлеровской коалиции, в ней провозглашалось создание справедливого миропорядка в послевоенный период и надёжной системы всеобщей безопасности, основанной на суверенитете, территориальной неприкосновенности, гуманизме, экономическом сотрудничестве и разоружении агрессоров.

2. 1 января 1942 года 26 союзных государств в Белом Доме, в дополнение к Атлантической хартии, подписали Декларацию Объединённых Наций, обозначив, «что они теперь заняты общей борьбой против диких и зверских сил, стремящихся покорить мир… » [1] Это способствовало укреплению антигитлеровской коалиции, которая теперь ассоциировалась со словосочетанием «Объединённые Нации».

3. Система ООН зародилась на Московской конференции, проходившей 19-30 октября 1943 года и результатом которой стало подписание Декларации о создании всеобщей организации безопасности.

4. На Тегеранской конференции 29 ноября 1943 года указывалось, что новая организация не должна быть похожа на Лигу Наций, принятие решений должно иметь рекомендательный характер, а список задач должен охватывать не только военные вопросы. На США, Великобританию, Китай и СССР должна была быть возложена роль «четырёх полицейских».

5. Центральным событием стала конференция представителей СССР, Великобритании и США в Думбартон-Оксе (США), которая проходила с 21 августа по 7 октября 1944 года. Державы быстро определили цели, принципы и основные органы новой организации, а также рассматривали проект Устава. Главными органами, полномочия которых также были утверждены, стали Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Международный Суд, а также Экономический и Социальный Совет.

6. Для подготовки Устава ООН была созвана Ялтинская конференция, проходившая с 4 по 11 февраля 1945 года при участии «большой тройки». Великие державы одобрили так называемую «ялтинскую формулу», по которой право вето не должно было применяться при решении процедурных вопросов. Количество членов СБ ООН составляло 11, был решён вопрос о представительстве советских республик в ООН (Украина и Белоруссия в итоге стали первоначальными членами ООН).

7. Наконец, на Конференции в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года был учреждён Международный Суд и разрешён целый ряд других вопросов, что в дальнейшем способствовало подписанию Устава ООН 26 июня 1945 года и ознаменовало собой начало работы ООН .

Структура ООН

В настоящее время в состав ООН входят 193 государства. Штаб-квартира всемирной организации находится в Нью-Йорке, который является официальным офисом для основных рабочих органов ООН. Именно здесь проходят основные заседания Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Региональные штаб-квартиры находятся также в Вене, Женеве и Найроби (Кения).

В целом, со времен конференции в Думбартон-Оксе структура основных органов не изменилась. Они по-прежнему представлены Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом, Советом по Опеке (приостановил свою деятельность в 1994 году и согласился собираться по мере необходимости), Международным Судом (находится в Гааге) и Секретариатом ООН.

Ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии играет Совет Безопасности. Он призывает стороны урегулировать спор мирными средствами и рекомендует методы и условия урегулирования. Совет состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Франция, Российская Федерация, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты), а также 10 непостоянных членов, избираемых на двухлетний срок Генеральной Ассамблеей (с окончанием срока полномочий) группами по пять стран. Это происходит по принципу равномерного регионального представительства.

В систему ООН входит также более 30 связанных с ней организаций (это программы, фонды и специализированные учреждения). Примечательно, что специализированные учреждения являются независимыми международными организациями, финансируемыми за счет как добровольных, так и обязательных взносов. Некоторые из них были созданы почти одновременно с ООН, другие – для удовлетворения возникающих потребностей мирового сообщества. Самыми известными из них являются ФАО, ИКАО, ВОЗ, МВФ, ЮНЕСКО и т.д.

Согласно 17 статье Устава ООН, «Члены Организации несут ее расходы по распределению, установленному Генеральной Ассамблеей». Комитет по взносам консультирует Генеральную Ассамблею по вопросу о распределении расходов Организации между членами в соответствии с их платежеспособностью. Каждые три года 193 государства-члена Организации Объединенных Наций коллективно принимают формулу, известную как «шкала взносов», которая определяет размер взноса каждой страны в регулярный бюджет ООН и на операции по поддержанию мира. ООН учитывает валовой национальный доход, количество населения и долговое бремя при определении процента от общего бюджета.

Соединенные Штаты вносят самый большой финансовый вклад в ООН. Доля, которую платит США, со временем снизилась, и сейчас составляет 22% регулярного бюджета ООН и 28 % бюджета операций по поддержанию мира. Тем не менее взносы США в ООН – как регулярные, так и миротворческие – составляют всего 0,2% от их общего годового федерального бюджета.

Решения и предложения по глобальным вопросам

Решение глобальных проблем путем объединения мирового сообщества является одной из целей и задач ООН, поэтому международная организация работает по 70 направлениям. В 2015 году в ООН были сформулированы «Цели в области устойчивого развития», которые могли бы помочь в достижении лучшего будущего для всех.

Большим достижением ООН стало заключение Парижского соглашения по климату в 2015 году. Главной целью данного документа является недопущение превышения средней глобальной температуры доиндустриального показателя более чем на 1,5 градуса Цельсия. Сейчас этот показатель уже составляет 1,1 градуса. Парижское соглашение является в своём роде историческим: его ратифицировали 189 сторон, на долю которых приходится 96,98% выбросов.

Однако, до сих пор возникают трудности с реализацией данного договора из-за таких факторов как, например, пандемия коронавируса или выход США из соглашения при Д. Трампе. В самой ООН звучат призывы к странам по взятию на себя более серьёзных обязательств и принятию более решительных мер.

Важные шаги ООН также сделала в области разоружения: например, принятие Договора о торговле оружием (ДТО) в апреле 2013 года, устанавливающее стандарты (не)разрешения поставок оружия, Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, Конвенции о конкретных видах обычного оружия (КНО) и т.д. Тем не менее, эффективность данных документов также остаётся под вопросом.

Как известно, решения ООН во многом носят рекомендательный характер, так что не все страны подписывают и ратифицируют данные документы. Многие из заявлений до сих пор остаются лишь декларацией целей, хоть они и подписаны на бумаге.

Нередко для привлечения внимания к той или иной проблеме ООН приглашает известных личностей: например, послов Доброй воли ЮНИСЕФ (Селена Гомес, Орландо Блум и т.д.) или Посланцев мира (например, Леонардо ди Каприо). Актер Дэниел Крейг назначен Генсеком ООН глобальным пропагандистом усилий по ликвидации мин и взрывоопасных предметов, а в 2020 году певица Манижа стала послом Доброй воли ООН по делам беженцев.

Роль США в ООН как хозяйки места расположения

Со времён окончания «холодной войны» политика США в отношении ООН менялась кардинальным образом – от фактического игнорирования решений универсальной организации до активного участия в её деятельности. Если, например, демократ Б. Клинтон планировал активно использовать структуры организации для защиты прав человека, что предполагало активное участие США в деятельности ООН и межгосударственном взаимодействии, то уже следующий президент-республиканец Дж. Буш-младший и его последователь Д. Трамп прибегали к применению односторонних мер.

ООН в настоящий момент не является приоритетным полем деятельности для США. Как правило, президенты-демократы используют всемирную организацию как инструмент, который будет поддерживать либеральный мировой порядок при главенствующей роли Америки и продвигать её цели. Демократы видят пользу во взаимодействии с союзниками, значительно чаще говоря о том, что ООН способствует решению глобальных проблем.

Республиканцы, в свою очередь, более склонны к применению «рыночных» механизмов, критике ООН, ограничению её финансирования и выходу из её структур (например, подобное наблюдалось при Р. Рейгане, Дж. Буше-младшем, Д. Трампе), чтобы организация не затрагивала и не влияла на интересы США, а в лучшем случае – была бы дополнением к американской мощи.

Тем не менее, сохранение благоприятных отношений между США, крупнейшей сверхдержавой, и ООН представляются важными для всего мира. Нельзя не учитывать тот факт, что США являются одними из главных спонсоров ООН и её структур. Даже если Белый Дом и в дальнейшем не будет финансировать структуры ООН, то экономия для американского бюджета будет символической. Следовательно, это не принесет выгод для налогоплательщиков США, но репутация страны и авторитет президента существенно пострадают.

Основные вехи участия России в ООН

СССР в лице И. Сталина был одним из основателей ООН в 1945 году. Членство Советского Союза в органах организации продолжается Российской Федерацией: за ней до сих пор закреплено постоянное место в Совете Безопасности. Право «вето» по-прежнему остается важнейшим дипломатическим инструментом учета российских интересов в межгосударственном диалоге. В период 1946 – 2015 гг. Советский Союз и Россия прибегали к вето 103 раза, например, для блокировки резолюции о создании трибунала для уголовного преследования виновных в катастрофе Boeing-777 “Малайзийских авиалиний”.

Согласно действующей Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года, страна поддерживает усилия по укреплению центральной координирующей роли ООН. Россия также выступает за умеренное реформирование Совета Безопасности – ориентиром страны по численному составу усовершенствованного СБ ООН является «чуть больше двадцати» (по заявлению МИД), при этом приветствуется вступление Индии на постоянной основе.

С. В. Лавров заявляет: «Развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки должны получить дополнительные места в этом органе. Запад и те, кто занимает с ним единые позиции – союзники США, не могут претендовать на дополнительные места в Совете Безопасности ООН».

Сегодня, однако, позиции России в ООН ввиду украинского кризиса значительно расшатаны: в марте 2022 года большое число зарубежных дипломатов покинули зал Женевы во время трансляции речи С. В. Лаврова в СПЧ, а в апреле было приостановлено членство РФ в данном органе; в мае 2022 года российские делегаты не смогли принять участие в заседании Комитета ООН по информации из-за трудностей с получением виз в США. Фактически ООН уже частично изолировала Россию, когда Генассамблея провела два голосования по резолюциям с осуждением действий страны на Украине.

Генеральные Секретари ООН

Главным должностным лицом ООН является её Генеральный Секретарь. Согласно статье 99 Устава, Генеральный секретарь может напрямую обращаться к Совету Безопасности и привлекать его внимание к ситуациям, которые могут угрожать международному миру и безопасности.

Истории известны случаи, когда Генеральному Секретарю действительно удавалось смягчить обстановку в мире. Например, У. Тан предложил двум сторонам Карибского ракетного кризиса компромиссную формулу: Москва прекращает поставки на Кубу любого оружия, а США снимают военно-морскую блокаду и отказываются от нападения на Кубу.

С другой стороны, Генеральным Секретарям не всегда удаётся разрешить международные кризисы. Так, учитывая серьезные проблемы в Сомали и Боснии в 1990-х годах, Генеральный Секретарь Бутрос-Гали пришел к выводу, что ООН не может успешно участвовать в операциях по принуждению к миру.

Одним из самых известных Генеральных Секретарей ООН является К. Аннан, который в 2001 году был удостоен Нобелевской премии мира «за вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире». Он, например, предупреждал США и их союзников за неделю до вторжения в Ирак в марте 2003 г., что военные действия нарушат принципы международного права, и отказался одобрить данную операцию.

Действия США в Ираке побудили К. Аннана к поиску реформ для ООН, чтобы усовершенствовать потенциал организации по борьбе с терроризмом, а также ужесточить методы управления. К. Аннан был реформатором, но всегда последовательно отстаивал идеалы мира с главенствующей ролью ООН.

Действующего Генерального Секретаря ООН А. Гуттериша швейцарская Neue Zürcher Zeitung назвала «прагматическим утопистом». Он стремится к поиску баланса интересов и действительно занимает нейтральную позицию во многих международных событиях.

Достижения и неудачи ООН

Безусловно, за годы своего существования ООН удалось достичь немалых успехов. Прежде всего, организация определила, кодифицировала и расширила сферу международного права. К тому же, заключено более 560 многосторонних договоров о правах человека, беженцах, разоружении и ядерном оружии, торговле, океанах, космическом пространстве и т. д., охватывающих все аспекты международных отношений.

До сих пор ООН является символом и центром многосторонней системы международных отношений. Создание государствами различных межправительственных организаций доказывает актуальность подобного формата работы.

Вместе с тем, ООН застыла во времени, и это является её главным недостатком. Отсутствие эффективных реформ, состав Совета Безопасности времен Второй Мировой войны замедляют реагирование ООН на международные процессы. Несмотря на ДНЯО и Договор о частичном запрещении ядерных испытаний, несколько стран (в их числе Северная Корея) разработали ядерное оружие. Таким образом, ООН не смогла обеспечить соблюдение правил в отношении стран-нарушителей. Арабскую весну на Ближнем Востоке, приведшую к тысячам смертей и смене режимов, подъему ИГИЛ можно было бы предотвратить, если бы государства-члены ООН имели возможность действовать решительно и своевременно.

Многие исследователи к недостаткам относят также тот факт, что у ООН нет постоянной армии миротворцев, готовых к развертыванию. Противоречивыми являются также и сами законы международного права – переговоры по вопросам мира и безопасности между могущественными государствами заходят в тупик, поскольку большинство правительств склонны «рассматривать признание юрисдикции суда как посягательство на их суверенитет».

Перспективы развития ООН

Очевидно, чтобы соответствовать тенденциям настоящего времени, ООН нужны существенные реформы. Это касается как пересмотра состава Совета Безопасности, так и искоренения чрезмерной бюрократичности.

Некоторые программы ООН должны быть объединены между собой или закрыты, в то время как другие новые программы, связанные с ЦУР, должны быть созданы, чтобы избежать дублирования их функций.

Любая существенная реформа может быть достигнута путем внесения поправок в Устав ООН, что требует одобрения и внутренней ратификации двумя третями государств-членов ООН. Помимо реформы Устава требуются процедурные изменения, в том числе повышение транспарентности деятельности ООН.

_____________________________________________________________________________________

[1] Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Документы и материалы, 22 июня 1941 года – 31 декабря 1943 года. Т. 1. – М.: Госполитиздат, 1944. – С. 170 – 171.

Автор исследования — Варвара Заикина

Изображение на заставке: фотосток <a href=’https://ru.freepik.com/photos/background’>Background фото создан(а) www.slon.pics – ru.freepik.com</a>

Поделиться в сетях: