Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Роль инвестиций в развитии экономики

Статья посвящена рассмотрению мощного экономического драйвера, способствующего развитию экономики, а именно инвестициям. Рассмотрено само понятие инвестиций, даны критерии благоприятного инвестиционного климата , рассмотрены истории успеха ряда стран, которые смогли развить свои экономики благодаря активным инвестиционным вливаниям в их экономику. Также рассмотрен вопрос о инвестициях в России.

Для того, чтобы рассуждать об инвестициях и инвестиционной деятельности, необходимо дать небольшую теоретическую основу. Инвестиции – это размещение капитала с целью получения прибыли. Инвестиционная деятельность – это непосредственно деятельность по вложению инвестиций. Роль инвестиций в экономике сложно переоценить, так как они являются ее драйвером. Средства не извлекаются, а наоборот, вовлекаются в оборот, тем самым обеспечивая рост экономических показателей.

Глобализация инвестиций

Если говорить о роли инвестиций в современной экономике, то она постоянно растет. Современный мир движется в сторону глобализации всех процессов, в том числе, и экономических, даже несмотря на все современные антиглобализационные и изоляционистские тенденции, общий мировой тренд все еще находится в поле глобализации. Крупные и сложные проекты зачастую невозможно реализовать без кооперирования множества стан, без активной инвестиционной деятельности, направленной на развитие этих проектов.

Ведущие государства мира переходят к V технологическому укладу, в котором большую роль играют наукоемкие сложные производства, а также развитая сфера услуг. Эти сферы затруднительно реализовывать, опираясь исключительно на внутренние силы государства, они требуют привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных.

Поэтому, роль инвестиций в современной экономике высока. От них зависит развитие или отсутствие развития проектов. В случае, если иностранные инвестиции по какой-либо причине перестают поступать, производство, или же целая отрасль рискуют обанкротится, так как инвестиции напрямую влияют не только непосредственно на производство или отрасль, но и на цепочку поставок, без которой никакое производство существовать не в состоянии.

Кто такие инвесторы и чем они рискуют?

Говоря об инвестициях, стоит подробнее рассмотреть инвестора, а также оценить круг его интересов. С экономической точки зрения можно разделить инвесторов на 2 типа:
– стратегические инвесторы;
– портфельные инвесторы.

Стратегические инвесторы занимаются прямыми инвестициями. Они приобретают активы на длительный срок, и, зачастую, участвуют в управлении тех предприятий, куда они инвестируют свой капитал.

Портфельные инвесторы редко участвуют в жизни кампаний, куда инвестируют свой капитал, так как их основная цель это заработок на перепродаже акций и иных ценных бумаг. Можно сказать, что основу их дохода составляет спекулятивная деятельность на рынке ценных бумаг.
Инвестиционная деятельность это прибыльное, но очень рискованное занятие. Каждый инвестор, перед тем как сделать инвестицию, оценивает степень риска. Если не проводить анализ рискованности инвестиций, инвестор может потерять все свои средства.

Инвестиционные риски можно разделить на 2 основные группы:
– политические риски;
– экономические риски.

Самой непредсказуемой группой риска являются политические риски, так как они зависят от политической обстановке в стране. Если политический курс государства нестабилен, или же политический режим имеет альтернативные представления о таком понятии как «частная собственность», то инвестор рискует потерять весь свой капитал вследствие действий политического руководства той страны, в которую он инвестировал.

Экономические риски обычно именуют «просчитываемыми», так как существуют различные механизмы их учета. Они бывают:
– финансовыми – риски понести ущерб из-за действий на рынке;
– процентными – риски обесценивания инвестиций вследствие неуспеха предприятия, в которое были вложены инвестиции;
– инфляционными – риски обесценивания инвестиционных активов вследствие ухудшившейся экономической ситуации в стране.

Когда речь заходит о просчете различных инвестиционных рисков, нельзя утверждать, что существуют абсолютно просчитываемые и непросчитываемые параметры, так как в современном мире невозможно просчитать эффект «черного лебедя». Поэтому, любая инвестиционная деятельность напрямую связана рисками.

Инвестиционные климат страны – важное условие

Глобально инвестиции можно разделить все инвестиции на внешние и внутренние.
С точки зрения макроэкономического, государственного взгляда, внутренние инвестиции – это  инвестиции отечественного происхождения, а именно инвестиции хозяйствующих субъектов, различные отечественные проекты. Под внешними инвестициями понимается любые иностранные инвестиции в экономику государства.

Для развития инвестиционной деятельности, как внешней так и внутренней, в государстве должны существовать благоприятные условия для ведения активной экономической деятельности, в противном случае, страна лишится не только выгодных внешних инвестиций, но и недополучит инвестиции внутренние, так как граждане скорее всего предпочтут сбережение денег в нестабильной ситуации, нежели активную экономическую деятельность.

В глобальном смысле условия для привлечения в страну внешних инвестиций и активизации внутриэкономической инвестиционной деятельности называют инвестиционным климатом. Инвестиционный климат – это совокупность географических и социально-политических условий, которые определяют привлекательность государства для потенциальных внутренних и внешних инвесторов. Этот показатель является важным для государства, так как современный миропорядок имеет тенденцию к глобализации, вследствие чего развитие государства без притока внешних инвестиций, а также активного действия внутренних инвесторов, попросту не представляется возможным.

Существует большое количество способов подсчета инвестиционной привлекательности того или иного государства, на регулярной основе выпускаются исследования оценок инвестиционного климата. Стоит выделить следующие международные рейтинги инвестиционной привлекательности:
– индекс глобальной конкурентоспособности;
– рейтинг легкости ведения бизнеса;
– «всемирные показатели управления».

Все вышеперечисленные индексы и рейтинги являются ключевыми показателями для оценки инвестиционной привлекательности того или иного государства по версии Всемирного банка.

Общие характеристики основных критериев, влияющих на инвестиционный климат того или иного государства

1. Политические факторы
В группу политических факторов в первую очередь входят такие понятия как политический строй в той или иной стране, насколько он благосклонно относится к внешним инвестициям и финансовой деятельности иностранных держав.

Есть страны, которые предоставляет широкую свободу действий иностранным инвесторам, позволяя контролировать неограниченное количество экономических отраслей, примером такого государства является Сингапур. Есть иные государства, которые относятся с большей настороженностью к иностранным инвестициям и имеют большое количество протекционистских мер для защиты внутреннего рынка. Зачастую же встречаются государства смешанного типа, где экономика разделена на различные сферы, и часть этих сфер открыта, а часть закрыта для иностранных инвесторов. Примером такого государства служит Китай.

Помимо самого политического режима немаловажную роль играет и политическая стабильность в государстве. Рабочие механизмы сменяемости власти, развитые демократические институты и долгое существование государства без переворотов, революций и иных социальных потрясений делает его более устойчивым в инвестиционном плане, нежели те государства, где рабочая политическая система еще не сформировалась, а революционные и социальные потрясения происходят с завидной регулярностью.

К политическим факторам можно отнести законодательную базу государства, насколько она терпима к коррупционным делам, чем строже борются с коррупцией в государстве, тем привлекательней оно выглядит в глазах потенциального инвестора, так как прозрачная политическая и судебная система уменьшает политические риски для инвестора.

2. Географические факторы
К географическим факторам относятся неизменяемые условия среды, а именно географическое месторасположение государства, транспортная доступность и доступность высококвалифицированной рабочей силы. Неслучайно, успешные и инвестиционно-привлекательные «азиатские тигры» такие как Сингапур или Гонконг были важными портовыми точками, через которые шла международная торговля. Эти факторы среды в свое время во многом предопределили вектор развития этих территорий.

3. Социальные факторы
К социальным факторам относится состояние и качество рабочей силы в государстве. В условиях голода и низкой квалификации рабочей силы государство будет выглядеть менее инвестиционно привлекательным, особенно для тех проектов, где требуется высококвалифицированная рабочая сила. Зачастую, это требуется для реализации крупных инновационных межгосударственных проектов, к примеру, развитие микроэлектроники.

История крупных инвестиционных проектов ХХ века

«План Маршалла»
Одним из первых глобальных инвестиционных проектов ХХ века стал «План Маршалла», по которому 17 европейских государств получили широкий пакет инвестиций от Соединенных Штатов для восстановления своей экономики после Второй мировой войны. План был выдвинут в 1947 и уже в 1948 году он вступил в действие.

План подразумевал оказание экономической помощи в обмен на политические условия, а именно удаление коммунистов и коммунистически настроенных политиков из правительств. Вашингтон также предлагал помощь по «Плану Маршалла» и СССР, однако советское руководство от него отказалось ввиду неприемлемых политических условий.

Помощь по «План Маршалла» осуществлялась до 1960-х годов, это позволило осуществить ряд важных экономических преобразований в странах западной Европы, а именно:
– была преодолена большая безработица;
– благодаря внешним инвестициям быстро восстановились основные европейские производственные мощности, что наметило контуры будущей политической и экономической интеграции западного мира;
– менее чем за 20 лет экономические показатели стран Западной Европы смогли превысить довоенный уровень;
– европейские страны смогли выплатить и реструктуризировать большое количество внешних долгов;
– был восстановлен средний класс – политическая опора европейского капитализма;
– было ослаблено влияние коммунистов в странах Западной Европы.

Инвестирования в экономику Японии
Параллельно с «Планом Маршалла» Вашингтон принял решение о необходимости инвестирования в экономику Японии. По мнению американского правительства, одной политической оккупационной администрации было недостаточно для того, чтобы сохранить контроль над Японией и не допустить возрождение милитаризма, или же, что было бы несравненно хуже для США, прихода к власти коммунистов.

Для того, чтобы экономически связать Японию с западным миром и, прежде всего, с США, необходимо было сперва восстановить разрушенную японскую промышленность которая серьезно пострадала из-за американских бомбардировок. Для осуществления этого плана, Вашингтон начал инвестировать в экономику Токио, параллельно создавая новые торгово-промышленные связи, ориентированные на западный мир.

К 1947 году 92% импорта и 12% экспорта Японии приходилось на США. Ценовая политика при этом была целиком и полностью в руках американской оккупационной администрации. Также, начиная с 1947 года стали формироваться совместные американо-японские предприятия в области металлургии, химической, электротехнической промышленности, а также в ряде других критически важных для японской экономики секторах.

К 1948 году в Японии было открыто представительство более 100 различных иностранных компаний, большая часть которых была связана с США. До 1950-х годов США в общей сложности предоставили Японии $1.3. млрд. долгосрочных кредитов и порядка $200 млн. краткосрочных кредитов. Важную роль в усилении инвестиционной деятельности в Японию сыграло изменение законодательства страны, которое произвело американское оккупационное правительство в Японии, а именно, ликвидация препятствий для свободного хождения иностранного капитала в Японии, это открыло дорогу для более активной инвестиционной деятельности западным инвесторам.

Впоследствии американские инвестиции, и измененное американским оккупационным правительством законодательство позволили Японии совершить качественный скачок экономике, улучшив уровень жизни граждан. Созданные экономические связи позволили Японии в дальнейшем развить у себя сложные технические производства, что вывело Токио в лидеры по некоторым отраслям робототехники. Весь это комплекс мер также позволил Японии стать одной из крупнейших экономик мира, так, страна восходящего солнца входит в G7.

Однако, по мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей, в обмен на «экономическое чудо» Япония потеряла политическую правосубъектность, попав в зависимость от Соединенных Штатов.

Инвестиции в СССР

Советский Союз, вследствие нестандартного экономико-политического строя, имеет непростую историю взаимоотношений с иностранными инвестициями. Возникшее после Октябрьской революции новое социалистическое государство провозгласило иной, отличный от западных стран путь развития. В нем не было места классическим капиталистическим отношениям и механизмам. Однако, использование исключительно методов и средств «военного коммунизма» не принесло процветание молодому советскому государству.

Благодаря тому, что у власти в стране находились практики, способные оперативно реагировать на быстро изменяющуюся обстановку, в стране была введена Новая Экономическая Политика (НЭП) в 1921 г. По сути, НЭП являлся частичной реставрацией некоторых элементов капиталистических отношений в советском государстве.

В числе прочего были вновь разрешены товарно-денежные взаимоотношения с западными государствами и участие иностранного капитала в жизни молодой страны Советов. Было организовано большое количество «иностранных концессий», специфические формы коммерческих предприятий с иностранными инвестициями.

СССР на начальном этапе развития требовалось проводить форсированную индустриализацию и модернизацию всех отраслей жизни страны, поэтому, участие иностранного капитала приветствовалось. Однако, этот период продлился недолго. С усилением роли И.В. Сталина в руководстве СССР была свернута НЭП, а также почти полностью ликвидированы иностранные концессии. Большая часть из них была ликвидирована к 1944 году, но некоторые просуществовали до 60-х-70-х годов.

Впоследствии, СССР изменил подход к участию иностранного капитала в жизни страны. Начиная с 60-х годов с отдельными западными странами прорабатывался вопрос о совместном экономическом развитии и взаимодействии по некоторым аспектам экономической деятельности. Несмотря на это, большую часть времени СССР оставался закрытым и недоступным для западных инвестиций.

Иностранные инвестиции: истории успеха

Повествуя о важности инвестиций, необходимо также указать страны, которые можно поставить в пример, как государства, чья грамотная политика позволила сделать благоприятный инвестиционный климат в государстве.

Сингапур
Первым таким государством является Сингапур. На момент обретения независимости страна не могла даже обеспечить сама себя питьевой водой. Каких-либо значительных залежей полезных ископаемых также не было в распоряжении Сингапура. Помимо этого, государство находилось в непростой политической ситуации, когда соседнее государство (Малайзия), применяла различные дискриминационные меры по отношению к сингапурскому населению, а треть местных жителей вообще симпатизировали китайским коммунистам во главе с Мао Цзэдуном.

Изменить эту ситуацию смог Ли Куан Ю, человек, который стал премьер-минстром страны в 1959 и покинул свой пост только в 1990 г. Несмотря на авторитарный стиль правления, он воплотил в жизнь стратегический план, позволивший впоследствии Сингапуру перепрыгнуть из страны 3-го мира в 1-ый.

План Ли Куан Ю базировался на следующих основных критериях:
– бескомпромиссная борьба с коррупцией;
– модернизация облика страны;
– создание режима максимального благоприятствования для иностранных инвесторов;
– почти полное отсутствие протекционистских мер в экономике;

Эти факторы в совокупности позволили реформировать экономику. а также привлечь большое количество иностранных компаний в страну, что и послужило причиной экономического роста.

Южная Корея
Южная Корея имеет схожую историю развития, в основе которой все также лежит жесткое авторитарное руководство, которое создает хороший инвестиционный климат, чем и привлекает иностранных инвесторов. В истории Южной Кореи, как и в истории становления Японии, большую роль сыграли американские инвестиции, и, что куда более важно, американские рынки сбыта. Налаженные цепочки поставки готовой продукции позволили форсированно развивать экономику страны.

Гонконг
История успеха Гонконга, который недавно вновь вернулся в состав КНР, похожа на истории вышеперечисленных стран. Однако, есть и отличия. Гонконг являлся портовым городом, который позволял держать неофициальную связь между китайским коммунистическим правительством и западными инвесторами. Выгодное географическое положение предопределило вектор развития Гонконга.

Участие в неофициальных экономических отношениях между КНР и западными странами приносили хорошую прибыль Гонконгу, чья роль как посредника в экономических делах только росла. Помимо этого, в Гонконге были созданы льготные условия для того чтобы западные инвесторы регистрировали там свои главные офисы, это позволило привлечь иностранный капитал в страну.

Тайвань
История Тайваня напоминает историю Японии и Южной Кореи, чьи успехи были предопределены выгодными взаимоотношениями с Соединенными Штатами. Желание американцев закрепиться в азиатском регионе и создать мощный форпост своего присутствия в Азии и побудило их вести активную инвестиционную политику для развития лояльных им азиатских государств.

Впоследствии, набор всех факторов, которые предопределили успех этих государств и территорий (Тайвань и Гонконг не являются признанными государствами), назовут азиатским экономическим чудом, а сами страны «азиатскими тиграми».

Основные факторы, обусловившие успех притока иностранных инвестиций, и, как следствие, экономическое развитие азиатских тигров следующие:
– активное взаимодействие с США, что позволило наладить новые рынки сбыта;
– режим максимального благоприятствования для иностранных инвесторов;
– стабильная политическая система;
– мягкое законодательство, поощряющее иностранные инвестиции.

Иностранные инвестиции и Россия

Современная Россия в начале своего пути, имела большую привлекательность для многих западных инвесторов. После того, как страна ушла от коммунистической идеологии и встала на демократические рельсы, открылись возможности для приема западных инвестиций. Однако, отсутствие стабильной политической системы и высокий уровень коррупции долгое время отталкивал многих иностранных инвесторов.

Ситуация изменилась после стабилизации политической обстановки в стране и выстраивании четкой вертикали власти. В таком виде Москва стала куда более привлекательной для западных компаний. РФ интегрировалась в международные торговые отношения, вступив в ВТО в 2012 году. Однако, в России всегда были сильны протекционистские меры, которые были направлены на защиту тех или иных местных отраслей производства. Условия о сохранении на определенный срок части протекционистских мер также были прописаны в договоре о вступлении России в ВТО.

Экономические форумы в России
В РФ проходит большое количество различных экономических форумов, но самыми крупными являются Московский Экономический Форум (МЭФ) и Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ).

Петербургский Экономический форум появился раньше Московского, в 1997 году. Также, начиная с 2000-х годов, он признается крупнейшим экономическим форумом на всем постсоветском пространстве. Главная цель ПМЭФ – быть инструментом бизнеса, позволяющим создавать условия для активизации экономической деятельности. Традиционно, на полях этого саммита заключается большое количество сделок и обсуждаются многие экономические, в том числе и инвестиционные программы.

Форум является традиционным ежегодным мероприятием. Последний такой форум прошел в июне прошлого года. Он отметился следующими показателями:
– общее количество стран: 130;
– общее количество соглашений: 691;
– общая сумма сделок, (соглашения, которые не предполагают коммерческую тайну): 5,639 трлн. рублей.

Если сравнивать эти показатели с предыдущим ПМЭФ, то можно отметить, что уменьшилось количество стран-участниц: 130 против 141, а также уменьшилось общее количество соглашений: 691 против 890. Однако, возросла сумма сделок (информация по которым не является коммерческой тайной): 5,639 трлн. против 4 трлн. 266 млрд. 600 млн.

На основании этого можно сделать вывод о том, что проведение СВО оказало определенное влияние на представленность международных инвесторов на ПМЭФ, однако, не смотря на это, сумма сделок увеличилась. Дальнейшая судьба ПМЭФ будет во многом зависеть от геополитической обстановки в мире, и, в случае ее нормализации, велики шансы увеличения инвестиций в Россию, равно как и повысится статусность участников самого мероприятия.

Выводы

Инвестиции – это неотъемлемая часть любой успешно функционирующей экономики. Каждое государство, если оно ставит целью своего существования развитие и процветание, должно стремиться улучшать инвестиционный климат в стране, налаживать новые рынки сбыта и участвовать в мировой экономической деятельности. Все эти действия залог успешного развития государства.

Автор: Владимир Уткин

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение от Freepik

Поделиться в сетях: