Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Преступление и покаяние: 102 года со дня расстрела царской семьи

Расстрел царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года – трагическое событие в истории России. Последний российский император Николай II был казнен в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева в Екатеринбурге, где содержался в заточении на протяжении двух месяцев. Вместе с Николаем Александровичем Романовым были убиты его жена Александра Федоровна, их дети, доктор, камердинер, повар и горничная.

В одном из своих выступлений Владимир Путин однозначно охарактеризовал это событие, как преступление. На встрече главы государства с активистами «Общероссийского народного фронта» в Ставрополе 25 января 2016 года он подчеркнул, что целесообразность убивать всех членов царской семьи, включая детей, была лишь в том, чтобы искоренить наследников. Однако при этом были убиты слуги и доктор Боткин – представители пролетариата. Зачем это было сделано? По словам президента – для того, чтобы скрыть преступление. В один ряд с этим преступлением советской власти Путин поставил уничтожение нескольких тысяч священников.

Расстрел царской семьи – апогей революции

Официальное решение о расстреле императора было принято Президиумом Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В опубликованном позже официальном заявлении властей утверждается, что семья Романовых переведена в другое место. Об уничтожении ни в чем не повинных детей и служащих речи в постановлении не идет.

“Постановление Президиума Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Ввиду того, что чехо-словацкие банды угрожают столице красного Урала, Екатеринбургу; ввиду того, что коронованный палач может избежать суда народа (только что обнаружен заговор белогвардейцев, имевший целью похищение всей семьи Романовых), Президиум областного комитета во исполнение воли народа, постановил: расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного перед народом в бесчисленных кровавых преступлениях. Постановление Президиума областного совета приведено в исполнение в ночь с 16 на 17 июля. Семья Романовых переведена из Екатеринбурга в другое, более верное место.

Президиум областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Урала”

Расстрел был плохо подготовлен и осуществлен кровожадно и безнравственно. Приговор императору зачитали в подвале непосредственно перед казнью. После этого сразу же началась стрельба, похожая на кровавую бойню. Сохранились показания участников расстрела и тех, кто был в курсе подробностей этого страшного преступления. 13-летний престолонаследник Алексей и его сестры умерли не сразу – их добивали штыками.

Доподлинно о том, кто стал инициатором жестокой расправы над женщинами и детьми из императорского рода, до сих пор неизвестно. Некоторые историки, опираясь на записи в воспоминаниях Троцкого, склоняются к выводу, что негласные указания об уничтожении членов императорского рода, близких и дальних родственников царя, давал Иосиф Сталин, а Ленин со Свердловым были не против этого, так как хотели уничтожить любые напоминания о царской власти, особенно живых ее носителей.

“По словам Беседовского … «цареубийство было делом рук Сталина.» … 16-го июля Белобородов телеграфировал в Москву, что через три дня Екатеринбург должен пасть. Голощокин повидал Свердлова, Свердлов — Сталина. Положив в карман донесение Белобородова, Сталин сказал: «Царь никоим образом не может быть выдан белогвардейцам». Эти слова были равносильны смертному приговору”.

Троцкий, черновики биографии Сталина, 1930-е годы.

В приговоре, который был вынесен Николаю II, его обвиняли в множестве кровавых преступлений против народа. В итоге искупить его вину пришлось всем членам его семьи. Но кто же будет отвечать за преступление, совершенное в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге?

Список расстрелянных:

Семеро членов семьи Романовых:

  • Николай Александрович, 50 лет
  • Александра Федоровна, 46 лет
  • Ольга, 22 года
  • Татьяна, 21 год
  • Мария, 19 лет
  • Анастасия, 17 лет
  • Алексей, 13 лет

Служащие:

  • Евгений Боткин, лейб-медик (53 года)
  • Иван Харитонов, повар (48 лет)
  • Алексей Трупп, лакей (62 года)
  • Анна Демидова, горничная (40 лет)

Жертвы революции

Революцию 1917 года и последовавшую за ней Гражданскую войну называют переломным периодом в истории Отечества. В то время происходили трагедии, последствия которых еще долго сказывались, а отголоски звучат и в наши дни. Перемены в общественном строе страны назревали, но были осуществлены таким образом, что иначе, как катастрофой, Октябрьскую революцию и гражданскую войну назвать нельзя.

Казнь императора Николая II – постыдное событие, ее обстоятельства – позорны. В 1792 похожая участь постигла французского монарха Людовика XVI во время Великой Французской революции. Он был казнен на гильотине при массовом скоплении народа, скандировавшего “Да здравствует Революция!”.  Его жену, королеву Марию-Антуанетту, казнили позже. Тяжелая судьба ждала детей королевы, ее фрейлин и слуг. Многие из них были жестоко казнены. Маленького дофина Луи-Шарля замучили до смерти. Дочь королевы Мария-Тереза Шарлотта смогла уехать на родину матери в Австрию, поэтому ее судьба сложилась удачнее.

Октябрьская революция в России произошла ровно через 125 лет после Великой Французской. Мир стал цивилизованнее, произошла промышленная революция. Развивалась судебно-правовая система. Убийство  родственников императора не могло найти каких-либо законных оснований, в то время как смерть самого Николая II можно было оправдать в свете революционной ситуации.

Если говорить об отношении простого народа к подобного рода показательным казням и истреблению монархов, то оно скорее отрицательное, чем положительное. В пылу революции люди направляют весь свой накопившийся и подогреваемый революционерами гнев на самых очевидных обидчиков. В данном случае это были руководители государства. Гнев утихает, приходит осознание произошедшего, просыпается народная совесть. Но происходит это значительно позже. В первые годы после революции судьба императора мало кого интересовала.

В 1918 году Максим Горький заступился за князя Гавриила Константиновича, написав  Ленину  письмо, в котором приводил следующие доводы:

“Дорогой Владимир Ильич! Сделайте маленькое и умное дело, — распорядитесь, чтобы выпустили из тюрьмы бывшего великого князя Гавриила Константиновича Романова. Это — очень хороший человек, во-первых, и опасно больной, во-вторых. Зачем фабриковать мучеников? Это вреднейший род занятий вообще, а для людей, желающих построить свободное государство, — в особенности. К тому же немножко романтизма никогда не портит политики”.

Князь был освобожден и позже эмигрировал в Германию.

В 1981 году Русской православной церковью за пределами СССР члены семьи Николая II были причислены к лику святых мучеников. В 2000 году Русская православная церковь в России признала убитых членов царской семьи «царственными страстотерпцами».

Расследование убийства императора Николая II

В 1993 году  указанию Генерального прокурора Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по факту гибели царской семьи. Им занимался следователь по особо важным делам Владимир Николаевич Соловьев. Он изучил массу материалов по этому делу. Облегчалось расследование тем, что в июле 1918 года, через неделю после расстрела царской семьи, Екатеринбург заняли части Белой армии. Следователь по особо важным делам Омского окружного суда Николай Алексеевич Соколов по поручению белогвардейцев провел тщательнейшее расследование убийства императора. Он занимался этим делом и находясь в эмиграции. Его книга «Убийство царской семьи», впервые изданная в Париже, – ценный источник сведений о преступлении.

В 2015 году Следственный комитет России возобновил расследование убийства царской семьи. В этом деле остается много невыясненных обстоятельств, белых пятен. Главный вопрос о том, кто являлся “заказчиком” убийства и какова была его основная цель, остается открытым.

Интерес к расследованию цареубийства будет сохранятся еще долго, вплоть до однозначной правовой оценки его  причин, обстоятельств и последствий. Внимание к гибели царской семьи привлекают прежде всего представители русской православной церкви. Во времена советской власти вопрос о том, кто виноват в жестоком геноциде царского рода, практически не ставился. После новой революции – распада СССР, когда православная церковь начала возвращать себе утраченные за долгие годы позиции, вопрос цареубийства встал с новой остротой. Его решение принципиально для РПЦ, ведь царь считается ставленником Бога на земле, и, следовательно, жестокое убийство правителя является преступлением не только против человека, но и против Воли Божьей.

Вера в царя и Бога

Верность царю переплелась в народном русском сознании с верой в Бога. В 1613 году была написана и утверждена  присяга верности царю Михаилу Федоровичу Романову, основателю царской династии:

«Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем. И кто же пойдет против сего Соборного постановления – Царь ли, патриарх ли, и всяк человек, – да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен будет от Святой Троицы».

Несмотря на гонения против религии в СССР многие люди, и старые, и молодые, продолжали верить в Бога и молиться перед припрятанными в домах иконами. Этим объясняется органичное и достаточно быстрое восстановление русской православной церкви в новой России после распада Советского Союза. Убийство Николая II, его жены и детей воспринимается в народном сознании как нарушение заповеди “не убий” и отягчается грехом клятвопреступления.

Патриарх Тихон в 1918 году отлучил от Церкви всех, кто участвовал в  гонениях священнослужителей, и тех, кто творил насилие в отношении населения.

Поэт Дмитрий Мережковский писал: «Конечно, Ленин и Троцкий анафемы не испугаются, но еще вопрос, как отнесутся миллионы малых сих – к утверждению всецерковному, всенародному, что большевики анафемы, люди вечным проклятием проклятые».

В 1920 году в Крыму впервые была озвучена идея всенародного покаяния. Три дня в сентябре 1920 года были посвящены  всеобщему покаянию в грехах.

«Эти три дня, – вспоминал митрополит Вениамин (в 1955-1958 гг. – Митрополит Саратовский и Балашовский), – в городе Севастополе денно и нощно… шли богослужения и исповеди. А на праздник Воздвижения Креста Господня причащались. Настроение было молитвенно покаянным. Но к концу этих дней я получил от какого-то ревнителя благочестия жалобное письмо: «Владыка, где же наше начальство? Почему никого не видно в храмах? Неужели лишь рабочим нужно каяться, а не им?»

Словно ответом на этот упрек православного человека стало обращение президента Бориса Ельцина во время захоронения останков членов царской семьи в 1998 году:

«Сегодня для России исторический день. 80 лет минуло со дня убийства последнего российского императора и членов его семьи. Долгие годы мы замалчивали это чудовищное преступление, но надо сказать правду. Расправа в Екатеринбурге стала одной из самых постыдных страниц в нашей истории. Предавая земле останки невинно убиенных, мы хотим искупить грехи своих предков. Виновны те, кто совершил это злодеяние, и те, кто его десятилетиями оправдывал. Виновны все мы… Захоронение останков жертв екатеринбургской трагедии – прежде всего акт человеческой справедливости. В нем символ единения народа, искупления общей вины. Перед исторической памятью народа в ответе мы все. Строя новую Россию, мы должны опираться на ее исторический опыт…Мы обязаны завершить век, который стал для России веком крови и беззакония, покаянием и примирением независимо от политических взглядов, религиозной и этнической принадлежности. В этом наш исторический шанс. На пороге третьего тысячелетия мы должны сделать это во имя ныне живущих и грядущих поколений».

Преступление и покаяние

В 2017 году Владимир Ильич Лавренов, кандидат исторических наук, член Государственного геральдического совета при Президенте РФ, в Твери прочитал доклад на тему национального покаяния. Мероприятие, на котором прозвучал доклад ученого, было посвящено памяти митрополита Вениамина.

Лавренов говорил о том, что в истории России произошел разрыв, утеряна правоприемственность. Во времена СССР до основания разрушили царский строй, после развала СССР с большим рвением уничтожили и его наследие. Лавренов напомнил, что в истории есть примеры покаяния и со стороны правителей, и со стороны народа. Преодолеть разрыв поколений, историческую пропасть поможет признание и принятие трагических событий такими, какие они есть, но не только. Необходимо покаяние, которое, возможно, принесет и прощение, в первую очередь – внутреннее экзистенциальное прощение и отпущение грехов в сознании каждого человека. Восстановить объективные обстоятельства трагедий революционных лет сейчас не представляется возможным. Поэтому вопрос вины тех или иных лиц останется невыясненным. Выход один – просить прощения у жертв революций и гражданских войн всем миром.

Великий русский писатель Федор Достоевский писал:

«Каждый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый».

Автор книги «1917: моя жизнь после» Андрей Васенёв, журналист, главный редактор медиапроекта «Стол», утверждает:

“Речь идет не о том, что должен покаяться только русский народ. В том, что произошло в 1917 году и далее виноваты многие народы, и не получится так, что одни покаются и это изменит всё. Покаяние нужно пережить лично каждому. И здесь важно не ждать, что покаются наследники палачей, нам всем есть за что каяться”.

Васенёв стал одним из организаторов  Акции национального покаяния — «Имеющие надежду», инициатором которого выступило Преображенское братство. Проект был осуществлен прежде всего в информативных целях, чтобы напомнить россиянам о трагедии 1917 года, заставить задуматься о произошедшем и в чем-то пересмотреть свои представления о революционных событиях. Ведь информацию о тех временах представители нескольких поколений черпали в основном из школьных учебников, в которых прославлялась Октябрьская революция, и крайне мало говорилось о ее невинных жертвах.

Александра Строцева, художник-монументалист, Акции национального покаяния, описала ее так:

– Наша задача не может быть решена в политическом плане. Есть духовная жизнь страны – сначала обновляется память, потом меняется жизнь. Сегодняшняя дискуссия – это тоже иллюстрация, что не все можно разложить по полочкам. А если в семье дедушка был НКВДшником, а отец сидел? И так бывает часто. И в этом смысле невозможно просто обозначить факты, это не даст выхода. Выход нужно искать не в политических и даже не в исторических спорах, а в том, чтобы покаяние прожить. И в первую очередь, это восстановление общения. Найти смелость и решимость начать слушать друг друга, независимо от того, кто какую боль несет. Иногда с позицией человека невозможно согласиться, но при этом очень важно видеть этого человека и принимать его.

Что такое национальное покаяние? Однозначного понимания этого явления нет до сих пор. Ведь покаяние – это искреннее личное переживание человека. Примером народного покаяния может служить многолетнее осуждение фашизма в Германии, где до сих пор чтят память жертв нацистов и пресекается любая попытка их оправдания. Народное покаяние – это прежде всего память о преступлении, а не стремление вычеркнуть его из истории, умолчать о постыдном, скрыть подробности и даже оправдать преступников. Народное покаяние – сложный исторический процесс, потому что он основан не на осуждении других, а на признании собственных ошибок.

В одной из поправок к Конституции, которые были приняты 1 июля 2020 года, говорится, что Российская Федерация является правопреемником СССР. Значит, и ответственность за преступления советского режима нам предстоит взять на себя, теперь уже официально.

Покаяние – это не оборачивание назад, а явление нового, реальный шаг в будущее, которое невозможно созидать без очищения глубинных оснований жизни страны и народа.

Автор: Климова Мария

В статье использованы материалы сайта https://psmb.ru/

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.