Папанин Иван Дмитриевич – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Папанин Иван Дмитриевич

Годы жизни: 26 ноября 1894 г. - 30 января 1986 г.

Иван Дмитриевич Папанин родился 26 ноября 1894 г. в Севастополе в семье портового матроса. В 1909 г. окончил земскую начальную школу, в 1929 г. - специальные курсы Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ; ныне - ДОСААФ), в 1931 г. - Высшие курсы связи Народного комиссариата почт и телеграфов СССР, в 1932 г. - первый курс факультета связи Всесоюзной плановой академии им. В.М. Молотова при Госплане СССР.

Доктор географических наук (ученая степень присуждена в 1938 г. за руководство полярной экспедицией на первой дрейфующей станции "Северный полюс").

С 1909 г. работал учеником токаря, токарем механических мастерских Севастопольского порта, с 1912 г. - токарем на судостроительном заводе в г. Ревеле (Таллин, Эстония).

С декабря 1914 г. по 1917 г. служил матросом Севастопольского военного порта Русского императорского флота.

После Октябрьской революции 1917 г. был членом Черноморского отряда революционных моряков в Крыму. Во время гражданской войны, в 1918-1920 гг., участвовал в диверсионных операциях на полуострове и Украине. Входил в Революционный военный совет Крымской революционной повстанческой армии.

В 1919 г. вступил в Российскую коммунистическую партию большевиков (впоследствии КПСС).

С 1920 г. - комендант Крымской чрезвычайной комиссии по борьбе с бандитизмом в Крыму, с 1921 г. - секретарь Революционного военного совета Морских сил Черного моря (Севастополь).

В апреле 1922 г. был переведен в Москву комиссаром административного управления Главного морского техническо- хозяйственного управления /Главмортеххозупр/ Народного комиссариата по военным и морским делам СССР. В 1923 г. демобилизовался.

С 1923 г. работал в Народном комиссариате почт и телеграфов СССР (НКПТ СССР), занимал должность ответственного руководителя по организации связи в Якутии. В 1927 г. был заместителем начальника экспедиции по строительству радиостанции на золотых приисках Алдана. Затем возглавлял Центральное управление военизированной охраны НКПТ СССР. В 1931 г. в качестве представителя наркомата участвовал в арктической экспедиции на ледоколе "Малыгин" к Земле Франца-Иосифа (бухта Тихая).

В 1932-1933 гг. - начальник полярной станции в бухте Тихая арктического архипелага Земля Франца-Иосифа, в 1934-1935 гг. - начальник полярной станции на мысе Челюскин полуострова Таймыр.

С 1937 г. по 1938 г. возглавлял первую советскую научно- исследовательскую дрейфующую станцию "Северный полюс" ("СП-1"), которая положила начало изучению высокоширотных районов северного полярного бассейна Мирового океана. Дрейф полярников на льдине начался в 30 км от Северного полюса и продолжался 274 дня, из-за разрушения ледовой площадки они были эвакуированы ледокольными пароходами "Мурман" и "Таймыр".

В 1938 г. был назначен заместителем начальника Главного управления Северного морского пути при Совете народных комиссаров СССР (Главсевморпуть; образован в 1932 г. для освоения Крайнего Севера).

С 1939 г. по 1946 г. - начальник Главсевморпути. Осуществлял руководство строительством мощных ледоколов. В декабре 1939 г. организовал и возглавил экспедицию по выводу из ледового плена ледокола "Георгий Седов" (217 человек на борту). В январе 1940 г. судно, дрейфовавшее 812 дней, было вызволено из плена с помощью ледокола "Иосиф Сталин".

Одновременно в годы Великой Отечественной войны, с октября 1941 г. был уполномоченным Государственного комитета обороны по морским перевозкам в Белом море и организации погрузки и выгрузки в Архангельском порту. Под его руководством были построены железнодорожные линия от порта до ст. Жаровиха и переправа через р. Северную Двину, проведена реконструкция портовых причалов Архангельска и Молотовска (Северодвинск).

В 1946 г. покинул пост главы Главсевморпути по состоянию здоровья.

С 1946 г. в течение сорока лет (до 1986 г.) возглавлял московский филиал Географического общества СССР.

В 1948-1951 гг. занимал должность заместителя директора Института океанологии Академии наук СССР (АН СССР) по экспедициям.

С 1951 г. по 1986 г. - начальник отдела морских экспедиционных работ при Президиуме АН СССР, который был организован для создания научно-исследовательского флота.

Одновременно, в 1951-1956 гг. являлся уполномоченным Президиума АН СССР по вопросам реконструкции и строительства биологической станции "Борок" в Ярославской области, был директором биостанции. В 1956 г. на ее базе был создан Институт биологии водохранилищ АН СССР (с 1962 г. - Институт биологии внутренних вод; с 1987 г. носит имя И.Д. Папанина). Стал первым директором института и возглавлял его до 1972 г.

Избирался депутатом Верховного совета СССР первого и второго созывов (1937-1946; 1946-1950).

Скончался 30 января 1986 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Контр-адмирал (1943).

Дважды удостоен звания Герой Советского Союза (1937, 1940). Кавалер девяти орденов Ленина (1937, 1938, 1944, 1944, 1945, 1956, 1964, 1974, 1984). Награжден двумя орденами Красного Знамени (1922, 1950), орденами Трудового Красного Знамени (1955, 1980), Октябрьской Революции (1971), Красной Звезды (1945), Нахимова I степени (1945), Отечественной войны I степени (1985), Дружбы народов (1982), также медалями, в их числе "За боевые заслуги" (1944).

Отмечен Золотой медалью им. С.О. Макарова АН СССР (1984; "за выдающийся вклад в развитие научных исследований в Северной Ледовитом океане и за создание научно- исследовательского флота страны").

Почетный гражданин городов Мурманска, Севастополя, Архангельска, Липецка, первый почетный гражданин Ярославской области (1982).

Автор научно-популярных книг "Жизнь на льдине" (1938), "Лед и пламень" (1977) и др.

Бюсты Ивану Папанину установлены на его родине (1954), а также в Архангельске, Мурманске, Боровске, мемориальные доски - в Архангельске на доме, где он работал во время Великой Отечественной войны, и в Москве на доме, где жил.

Его именем названы мыс на Таймырском полуострове, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. Имя полярника носят судно ледового класса "Иван Папанин" (Мурманское морское пароходство), улицы в Архангельске, Екатеринбурге, Липецке, Мурманске и др. В 1989 г. в Боровске был открыт музей им. И.Д. Папанина.

Источник: ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. https://tass.ru/info/1600912

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

► Иван Папанин не получил среднего образования - мальчик проучился в начальной школе всего четыре года. "Школой жизни" для него стал завод. Только в 1931 году, работая в Наркомате связи, Папанин окончил Высшие курсы связи.

► За полученные данные во время дрейфа "папанинцы" были удостоены научных степеней. Кроме того полярникам присвоили звания Героя Советского Союза. А фильм "На Северном полюсе", снятый Марком Трояновским, заработал столько, что прибыль несколько раз покрыла затраты на экспедицию.

► Подвиг "папанинцев" увековечили по-разному. В 1938 году была выпущена серия марок, посвященная экспедиции "СП-1". В том же году Папанин выпустил книгу "Жизнь на льдине". Кроме того, несколько лет советские мальчишки играли в "папаницев" и покоряли Северный полюс, что нашло отражение также и литературе (например, у Валентина Катаева в "Цветике-семицветике", 1940). В 1995 году была выпущена памятная монета в 25 рублей, посвященная станции "СП-1".

Источник: https://rg.ru/

► 21 мая 1937 года на самом северном краю земли взвилось знамя СССР. А 6 июня у этого знамени осталось только четыре человека: Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Фёдоров и Пётр Ширшов. Они писали в Москву: «В царстве вечного безмолвия, среди вечных льдов мы будем работать спокойно, зная, что о нас думает и заботится великая страна».

► Оставляя место обитания, участники экспедиции передали последнюю радиограмму с дрейфующей станции:  «В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой и 19 градусов 48 минут вестовой, пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 километров. Наша радиостанция первая сообщила весть о завоевании Северного полюса, обеспечивала надежную связь с родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу. Красный флаг нашей страны продолжает развеваться над ледяными просторами». Источник: https://nts-tv.com/

ЦИТАТЫ

«Я преклоняюсь перед беззаветным мужеством моряков и инженеров гидрографических судов во время войны. Со стороны может показаться – далеко они были от фронта. Совсем нет. На плохо вооружённых мотопарусных шхунах изо дня в день несли они свою – тоже солдатскую – службу и, не боясь врага, работали, часто под обстрелом. Опасность, холод и голод были их постоянными спутниками, так же как стойкость, находчивость и великое терпение.»

«По коварству со льдом может сравниться разве только вода. В 1932 году, когда я прочитал сообщение, что чукотские льды как ножом срезали у корабля вал гребного винта, то сначала не поверил: лед, он же из воды, а диаметр вала больше тридцати сантиметров первосортной стали. А потом насмотрелся на пораненные льдинами огромные суда. Видел и абсолютно противоположный «фокус»: громадное ледяное поле в короткий срок превращается в снежную кашицу, словно кто-то стукнул по нему молотком невообразимых размеров. Таков характер льда – капризный, своенравный. И сегодня при всей отличной технике, которой владеют полярники, опасность не стала меньше: лёд остался льдом и всегда таит в себе неожиданности.»

«На полюсе я не раз благодарил судьбу за то, что она меня многому научила. Недаром говорят: знания плечи не оттянут. В свое время я лудил посуду, тачал сапоги, стирал, мыл полы, свежевал медведя, готовил обед. Все пригодилось.»

«Меня всегда удивляли те недальновидные руководители, которые считают снабжение второстепенным делом. Своевременная доставка необходимого оборудования определяет и запуск в плановый срок сложного научного агрегата, и открытие целого института. От снабжения зависит успех работы любой экспедиции, выполнение плана научной работы. Иначе можно провалить самое ценное начинание.»

Источник: https://ru.citaty.net/

Фото на заставке: https://archives.dvinaland.ru/a