Глазунов Илья Сергеевич – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Глазунов Илья Сергеевич


Фото: Руслан Кривобок / РИА / Использование

Годы жизни (10 июня 1930 - 9 июля 2017 гг.)

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Его отец Сергей Глазунов был историком, экономистом, доцентом Ленинградского государственного университета. Мать Ольга Глазунова, урожденная Флуг, была дочерью действительного статского советника.
В детстве Илья учился в школе искусств, затем – в художественной школе на Петроградской стороне.

Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде умерли родители и ближайшие родственники будущего художника.
В 1942 году 11-летнего Илью вывезли по "Дороге жизни" в деревню Гребло Новгородской области.

Вернувшись в Ленинград в 1944 году, он поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, по окончании которой в 1951 году был принят на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры) имени И.Е. Репина.
В 1956 году, будучи еще студентом, он получил Гран-при на международном конкурсе в Праге, что послужило основанием для проведения его первой персональной выставки, состоявшейся в Москве в 1957 году. На ней были представлены четыре цикла работ, определивших основные направления творчества художника – "Образы России", "Город", "Образы Достоевского и русской классики", "Портрет".

В 1958 году он познакомился с поэтом, автором гимна СССР Сергеем Михалковым, который, по выражению художника, стал его благодетелем. В феврале Глазунов написал портрет жены посла Швеции в СССР, урожденной княгини Оболенской. В это же время им был создан графический портрет мексиканского художника Давида Альфаро Сикейроса.
В 1959 году Глазуновым были написаны портреты Сергея Михалкова, поэтов Бориса Слуцкого, Назыма Хикмета, Майи Луговской, писателя Анатолия Рыбакова, актрисы Татьяны Самойловой, режиссера Михаила Калатозова.

Позже Глазунову заказывали портреты многие политические деятели: Сальвадор Альенде (портрет уничтожен при штурме президентского дворца), Индира Ганди (художник за портрет получил премию Джавахарлала Неру), Урхо Кекконен и др. Обширная галерея Глазунова включает также портреты Джины Лоллобриджиды, Федерико Феллини, а также космонавтов, рабочих, писателей, артистов и др.

В 1960-1970-х годах Глазунов создал иллюстрации к произведениям русских классиков – Федора Достоевского, Александра Блока, Александра Куприна, Николая Некрасова, Павла Мельникова-Печерского, Николая Лескова. В это же время им написаны известные полотна, воссоздающие образ многовековой России, – "Господин Великий Новгород", "Русская песня", "Град Китеж" и другие произведения. Особое место среди работ исторической тематики занял цикл "Поле Куликово". Создавая свои исторические картины "Борис Годунов" (1967), "Легенда о царевиче Димитрии" (1968), "Князь Олег и Игорь" (1972), "Иван Грозный" (1974), "Дмитрий Донской" (1979), художник сочетал темперную живопись на доске с инкрустацией цветными стеклами, парчой, металлом, по-своему преломляя приемы древнерусского искусства.

Вершинами философского осмысления процессов мировой и отечественной истории стали всемирно известные живописные полотна "Мистерия ХХ века", "Вечная Россия", "Великий эксперимент", "Разгром храма в пасхальную ночь".

Глазунов был известен также как талантливый сценограф. Вместе со своей супругой Ниной Виноградовой-Бенуа оформлял постановки опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" в Большом театре, "Князь Игорь" и "Пиковая дама" в Берлинской опере, балет "Маскарад" в Одесском оперном театре.

Художник являлся автором более трех тысяч произведений.
В 1996-1999 годах Глазунов был художественным руководителем работ по реставрации Большого Кремлевского дворца.
Илья Глазунов написал книги "Дорога к тебе" и "Россия распятая".

Он принимал активное участие в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, возглавлял с 1979 года портретную мастерскую Московского художественного института им. В.И. Сурикова, с 1987 года был бессменным ректором созданной по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

31 августа 2004 года была открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова. К 850-летию Москвы Илья Глазунов подарил городу все свои работы, созданные за 40 лет творческой деятельности.
Художник являлся доверенным лицом президента РФ Владимира Путина.
Глазунов был действительным членом академии художеств России, членом Королевских академий художеств Мадрида и Барселоны.

Творчество Ильи Глазунова было отмечено различными наградами.
В 1980 году он был удостоен звания Народный художник СССР. Являлся лауреатом Государственной премии РФ (1997). Был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1985), орденом "За заслуги перед Отечеством" IV (1995), III (2000), II (2005) и I (2010) степеней.

Среди его иностранных наград есть португальский орден Святого Михаила, лаосский орден Вишну, индийская премия имени Д. Неру. Глазунов был удостоен орденов Русской православной церкви – ордена Преподобного Сергея Радонежского (1999) и ордена Преподобного Андрея Рублева (2010).
Имя художника было присвоено одной из малых планет.
Источник: https://ria.ru/

Интересные факты
► За дипломную работу в Ленинградском Институте живописи Илья получил «тройку», но мало кто знает истинную цену этой оценки. Темой дипломной работы изначально была картина «Дороги войны», увидев которую преподаватели пришли в замешательство. Один из них, не выдержав, перешел на крик: «Глазунов, что себе позволяешь?! Вместо того чтобы прославлять великий подвиг советского народа-победителя, рисуешь отступление Красной Армии, скорбные лица беженцев. Мы драпаем от немцев, и это, по-твоему, дороги войны, да? Такое мог состряпать лишь духовный власовец! Тебя надо гнать поганой метлой из института, а мазню твою спалить…»Несколькими годами позже полотно действительно была сожжено.

► На защиту диплома пришлось выставить картину, написанную еще на первом курсе «Рождение теленка», в которой члены комиссии также увидели поклеп на советское крестьянство. Вердикт был вынесен: пригоден работать учителем черчения в школе. И поехал по распределению молодой специалист в Ижевск. Но из-за нехватки свободной ставки Илье выдали справку и отпустили на все четыре стороны.

► О спиртном: "Когда, после снятия блокады, я вернулся в Ленинград, то я поселился вначале у тети Аси, бывшей замужем за графом Николаем Николаевичем Монтеверде (его дед был на службе у Николая I и основал ботанический сад). И как-то раз я сидел один — никого не было, все ушли в консерваторию — и вставлял в патефон пластинки Бетховена, Рахманинова. И вдруг слышу во дворе крики: «Война окончилась! Все! Победа!» Мы ликовали. А по праздничному поводу раздали талончики на вино. Я взял и пошел в магазин, где мне дали бутылочку с какой-то красной жидкостью. Все ликовали и пили, выпил и я. А потом всею ночь простоял над металлическим — как у Раскольникова — облупившимся унитазом. С тех пор я видеть не могу ничего спиртного. Это очень плохо. Если бы пил, то давно б академиком был".

► "Я не путешествовал, а ездил только, куда меня посылали. Я нигде не оставался подолгу. Знаете, почему? Потому что я чувствовал, что умру от страшной и мучительной болезни, которая называется ностальгия. Она ранее уже лишила работы моего любимого, гениального композитора Рахманинова. Он ничего не мог делать вдали от России. А сегодня создается такое ощущение, что многие готовы уехать туда, где жратва, простите, лучше, и где платят больше. Но для меня Россия — святая православная Русь — это наша мать. И нельзя ее покидать, когда она больна".
Источник: https://www.pravmir.ru/

ЦИТАТЫ:
«Пишу молча. Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная обстановка — если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет — экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек — Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе… Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет — документ человеческого духа, реальная форма гуманизма.»

«Когда меня хотели выслать за картину «Мистерия ХХ века» в Америку, один только голос в ЦК сказал: «Хватит плодить диссидентов». И я остался. Я не хотел уезжать! Я мог… Мне предлагали остаться все, кого я писал, – короли и президенты разных стран. Я всегда возвращался.»

«Художником меня сделал Ленинград, с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер... Эрмитаж — мерцание будто бы свечей, отражённое в паркете, тёмные прорывы картин в золочёных рамах... Сколько помню себя — рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни — кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: «Живи!»

«Я уверен, что врата ада не одолеть, но каждый из нас должен бороться за добро, как это ни звучит пышно и высокопарно, и считаю, что зло существует как рак в мире – если оно пожрет до конца организм, то умирает вместе с добром зло.»

«Современное искусство – это то, что понятно народу, а народ – это мы с вами. Это шоферы такси, академики, бомжи, школьники и студенты.»