Эзенштейн Сергей Михайлович – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Эзенштейн Сергей Михайлович

Годы жизни (10 (22) января 1898 — 11 февраля 1948 гг.)
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 (10 по старому стилю) января 1898 года в Риге (Латвия) в семье инженера и архитектора Михаила Эйзенштейна и Юлии Конецкой, происходившей из семьи архангелогородских купцов.
Он получил хорошее домашнее образование: изучал три языка — английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры.

В 1912 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом.
В 1915 году Эйзенштейн окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров. После Октябрьской революции 1917 года, не закончив учебы, добровольцем ушел в Красную Армию, был техником-строителем на Западном фронте, художником при политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер.

Осенью 1920 года Эйзенштейн был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (класс японского языка отделения восточных языков), но не стал там продолжать учебу, а ушел в театр. Он поступил художником в
Первый рабочий театр Пролеткульта, где в 1921 году оформил спектакль "Мексиканец" по Джеку Лондону.

С 1921 по 1922 год Эйзенштейн был слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством режиссера Всеволода Мейерхольда. Вместе с будущим известным кинорежиссером Сергеем Юткевичем оформлял спектакли в театре "Мастфор" и в Центральном просветительском театре.

С 1923 года Эйзенштейн руководил театральными мастерскими Пролеткульта, преподавал различные дисциплины (от эстетики до акробатики), среди его учеников были будущие известные режиссеры Григорий Александров, Иван Пырьев.
В 1923 году в журнале "ЛЕФ" Сергей Эйзенштейн опубликовал свой творческий манифест "Монтаж аттракционов", в котором обосновывался метод воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики в театральных спектаклях.
Свой первый полнометражный фильм "Стачка" режиссер снял в 1924 году и получил за него золотую медаль на выставке в Париже. Золотой медали выставки была удостоена его следующая кинокартина "Броненосец Потемкин", вышедшая на экраны в 1925 году.
Американская киноакадемия признала киноленту лучшим фильмом 1926 года. Картина неизменно присутствует в рейтинге десяти самых значительных произведений мирового кинематографа, который составляется каждые 10 лет, начиная с 1952 года.

Фильмы "Октябрь" (1927) и "Старое и новое" (1929) отразили следующий этап в его творчестве, когда от идеи "монтажа аттракционов" он логически пришел к своего рода "монтажу мыслей", реализованной в ряде метафор.
"Октябрь" завершал условную революционную кинотрилогию Эйзенштейна, начатую "Стачкой" и "Броненосцем "Потемкиным". Благодаря тому, что режиссер "переписал" событийную канву Октябрьской революции, "Октябрь" стал в мировом кино одним из первых примеров воплощения на экране "второй реальности", кажущейся подлиннее настоящей.

В 1929 году Эйзенштейн вместе с актером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ был командирован за границу — сначала в Западную Европу, а затем в США.
Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио. В США Эйзенштейн заключил контракт с компанией Paramount Pictures на экранизацию "Американской трагедии" Теодора Драйзера, но компания отказалась от сценария Эйзенштейна. Позднее режиссер приступил к работе над фильмом "Да здравствует Мексика!", который не был завершен.
Позднее фильм был доработан Григорием Александровым в 1979 году.

После возвращения в Советский Союз в 1932 году Сергей Эйзенштейн занимался научной и педагогической деятельностью.
Преподавал в Государственном техникуме кинематографии, преобразованном в 1938 году во ВГИК. С 1937 года был профессором ВГИКа.
Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой книг "Смысл фильма" (1942) и "Форма фильма" (1949), где разрабатывались принципы цвета, звука и монтажа в кино.

В 1935-1936 годах он снимал фильм "Бежин луг", посвященный памяти Павлика Морозова. Картина была запрещена Политбюро "ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности".
За свой следующий фильм "Александр Невский", созданный в 1938 году, режиссер получил орден Ленина, степень доктора искусствоведения и Сталинскую премию.
В отличие от "Броненосца" и "Октября", важную роль в этом фильме играет работа профессиональных артистов, главную роль исполнил известный актер Николай Черкасов.

В 1940 году он поставил на сцене Большого театра оперу Рихарда Вагнера "Валькирия".
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) режиссер участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета, принял участие в съемках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке "To the Jews of the World" (К евреям мира) и в радиопрограмме "To Brother Jews of All the World" (К братьям евреям всего мира, июль 1941), призывавших англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.

Последний фильм Эйзенштейна — кинотрагедия "Иван Грозный" в двух сериях стал второй вершиной творчества режиссера. В этом фильме Эйзенштейн затронул идею трагической расплаты правителя за преступления совершенные в ходе борьбы за власть. В картине снимались Николай Черкасов, Амвросий Бучма, Серафима Бирман, Михаил Жаров, музыку к фильму написал известный композитор Сергей Прокофьев. За первую серию "Ивана Грозного", вышедшую в 1945 году, Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии. Однако историческая концепция, предложенная Эйзенштейном во второй серии, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет, и в сентябре 1946 года ЦК ВКП (б) принял постановление резко критикующее вторую серию картины за искажение русской истории и образов ее деятелей. Фильм был выпущен на широкие экраны лишь в 1958 году.

В ночь на 11 февраля 1948 года Сергей Эйзенштейн скончался от сердечного приступа в Москве во время работы над статьей "Цветовое кино". Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Сняв за свою карьеру лишь семь художественных картин, Эйзенштейн вошел в историю кино как один из крупнейших его теоретиков и практиков.

В 1956 году вышло однотомное, а в 1964-1971 годах — шеститомное собрание сочинений режиссера.
Сергей Эйзенштейна был женат на журналистке Пере Фогельман (литературный псевдоним — Пера Аташева).
Эйзенштейн был удостоен двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946).
Он был заслуженным деятелем искусств РСФСР (1935), доктором искусствоведения (1939).

В 1968 году Москве именем режиссера названа улица, расположенная на территории Северо-Восточного административного округа.
В 2008 году распоряжением правительства Москвы была создана Библиотека киноискусства имени С.М. Эйзенштейна.
Источник: https://ria.ru/

ЦИТАТЫ:
«Мы, русские, либо ломаем себе шею, либо одерживаем победу. И чаще мы побеждаем.»

«Заграница — это как бы университет и зачет на выбор классовой позиции человека. Видел все там — от миллионера до нищего. Воочию — буржуазный строй. Заграница может работать двояко.»

«По моему мнению, художник должен выбрать между театром и кино, «заниматься» и тем и другим одновременно невозможно, если хочешь создать что-нибудь настоящее.»

«Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения.»

«В нашей жизни правда всегда торжествует, но жизни часто не хватает.»

«И природа, и обстановка, и декорация к моменту съемки, и сам заснятый материал к моменту монтажа часто бывают умнее автора и режиссера.»

Фото: https://www.peoples.ru/