Эренбург Илья Григорьевич – Институт развития социально-экономических проектов и инициатив Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Раздел Персоны


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Эренбург Илья Григорьевич

Годы жизни (14 [26] января 1891 — 31 августа 1967 гг.)
Илья Григорьевич (Гиршевич) Эренбург родился 27 января (14 января по старому стилю) 1891 г. в Киеве.
В 1895 г. семья переехала в Москву, где его отец некоторое время занимал должность директора Хамовнического пивоваренного завода.

Илья Эренбург учился в 1-й Московской гимназии, из шестого класса которой был исключен за революционную деятельность. За участие в работе революционной организации большевиков в январе 1908 г. он был арестован, а в августе того же года освобожден до суда под надзор полиции.
В декабре 1908 г. Эренбург эмигрировал в Париж, где продолжал революционную работу, затем отошел от политической жизни и занялся литературной деятельностью.

В 1910 г. в Париже было опубликовано первое стихотворение Эренбурга, затем там же вышли сборники стихов "Я живу" (1911), "Будни" (1913), "Детское" (1914) и др.
Когда началась Первая мировая война Эренбург попытался вступить иностранным добровольцем во французскую армию, но был признан негодным по состоянию здоровья.

В 1914-1917 гг. он был корреспондентом русских газет на Западном фронте. Военные корреспонденции этих лет стали началом его журналистской работы.
В 1915-1916 гг. он публиковал статьи и очерки в газете "Утро России" (Москва), а в 1916-1917 гг. - в газете "Биржевые ведомости" (Петроград).

В июле 1917 г. Илья Эренбург вернулся в Россию, но Октябрьскую революцию он вначале не принял, что отразилось в книге стихов "Молитва о России" (1918).
После кратковременного ареста в сентябре 1918 г. уехал в Киев, затем в Коктебель.
Осенью 1920 г. вернулся в Москву, где был арестован, но вскоре освобожден.
В Москве Илья Эренбург работал заведующим детской секцией Театрального отдела Наркомпроса, которым руководил Всеволод Мейерхольд.

В 1918-1923 гг. им были созданы сборники стихов "Огонь" (1919), "Кануны" (1921), "Раздумья" (1921), "Зарубежные раздумья", "Опустошающая любовь" (оба - 1922), "Звериное тепло" (1923) и др.
В марте 1921 г., получив разрешение выехать за границу, он вместе с женой уехал в Париж, сохранив советский паспорт. В Париже он познакомился и подружился с деятелями французской культуры - Пикассо, Элюаром, Арагоном и др.
С этого момента Илья Эренбург большую часть времени жил на Западе.

Из Франции он вскоре после приезда был выслан за просоветскую пропаганду.
Летом 1921 г., будучи в Бельгии, написал первое свое произведение в прозе - роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников..." (1922).
В 1921-1924 гг. Эренбург жил в основном в Берлине, где сотрудничал в журналах "Русская книга" и "Новая русская книга".
До 1923 г. еще продолжал писать и публиковать стихи, затем полностью переключился на прозу.

После прихода в 1924 г. во Франции к власти "Левого блока" Эренбург получил разрешение жить во Франции, и с этого времени жил преимущественно в Париже.
В 1920-е гг. Илья Эренбург написал более двадцати книг, среди которых: сборник рассказов "Неправдоподобные истории" (1922), сборник новелл "Тринадцать трубок" (1923), романы "Трест Д. Е. История гибели Европы" (1923), "Жизнь и гибель Николая Курбова" (1923), "Рвач" (1924), "Любовь Жанны Ней" (1924), повести "Лето 1925 года" (1926), "В Проточном переулке" (1927) и др.
В 1928 г. Эренбург написал роман "Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца", опубликованный в СССР в 1989 г.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. Эренбург издает книги "Белый уголь, или Слезы Вертера" (1928) и "Единый фронт" (1930).
В 1930-е гг. поездки в Испанию, Германию и другие страны Европы убеждают Илью Эренбурга в наступлении фашизма, он активно включается в жизнь советской страны.
В 1932 г. Эренбург стал парижским корреспондентом газеты "Известия", он посещает различные стройки первых пятилеток, результатом которых стал роман "День второй" (1933), после поездки в 1934 г. по северу страны Эренбург написал роман "Не переводя дыхания" (1935).

В период Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Эренбург большую часть времени находился в этой стране, в качестве корреспондента "Известий" в республиканской армии в Испании, где написал множество статей и очерков, а также роман "Что человеку надо" (1937).
Помимо журналистской работы он выполнял также ряд дипломатических поручений, представительствовал как советский писатель-антифашист на международных конгрессах в защиту культуры (1935, 1937).
В 1938 г., после пятнадцатилетнего перерыва, Эренбург вернулся к поэзии и продолжал писать стихи до конца жизни.

После захвата Франции немцами в 1940 г. Эренбург окончательно вернулся в СССР, где начал писать роман "Падение Парижа", первая часть которого вышла в начале 1941 года, полностью роман был опубликован в 1942 г. В том же году роман был удостоен Государственной (Сталинской) премии.
Во время Великой Отечественной войны Илья Эренбург был военным корреспондентом газеты "Красная Звезда". Его статьи публиковались не только в "Красной Звезде", но и в газетах "Правда", "Известия", дивизионных газетах, а также за рубежом.
За 1941-1945 гг. в газетах было опубликовано около 3 тысяч его статей. Антифашистские статьи и памфлеты Эренбурга вошли в трехтомную книгу публицистики "Война" (1942-1944).
Одновременно Эренбург продолжал писать и публиковать стихи и поэмы. В дни войны возник замысел романа "Буря", который был завершен в 1947 г. и получил Государственную премию за 1948 г.

В послевоенные годы Илья Эренбург опубликовал роман "Девятый вал" (1951-1952) и повесть "Оттепель" (1954-1956), вызвавшую острые споры и название которой дало название целому периоду в общественно-политическом развитии страны.
В 1955-1957 гг. Эренбург написал ряд литературно-критических эссе о французском искусстве под общим названием "Французские тетради". В 1956 г. он добился проведения в Москве первой выставки Пабло Пикассо.
В конце 1950-х гг. Эренбург начал работу над книгой мемуаров "Люди. Годы. Жизнь". Изданная в 1960-е гг., она включала шесть частей, лишь в 1990 г. мемуары были изданы полностью.

Илья Эренбург до конца жизни вел огромную общественную деятельность.
В 1942-1948 гг. был Членом Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), в 1943 г. возглавил литературную комиссию ЕАК по подготовке "Черной книги" о зверствах фашистов против евреев, однако книга была запрещена (позднее опубликована в Израиле).
В 1945 г. из-за конфликта с руководством ЕАК Эренбург вышел из состава комиссии.
В ноябре 1948 г. ЕАК был ликвидирован, а против его руководителей начался процесс, завершившийся лишь в 1952 г. Эренбург фигурировал в материалах дела, однако его арест не был санкционирован Сталиным.

В апреле 1949 г. Эренбург был одним из организаторов 1-го Всемирного конгресса сторонников мира, с 1950 года он был вице-президентом Всемирного Совета Мира.
Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР. Он был дважды лауреатом (1942, 1948) Государственной премии СССР и лауреатом Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1952).
В 1944 г. ему был вручен орден Ленина, а французское правительство возвело Эренбурга в кавалеры ордена Почетного легиона.
Источник: https://ria.ru/

ЦИТАТЫ:
«Варвары, помышляющие сейчас о войне, готовы умертвить будущее человечества, потому что это не их будущее.»

«Жизнь не шоссе, а искусство и приподымает человека и часто уводит его в сторону.»

«Настоящие писатели всегда стремились выразить не себя, а через себя мысли и чувства современников.»

«Даже большой мастер не может обучить другого мастера: различные ключи подходят к различным замкам.»

«Война для народов — это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, это раскиданное гнездо, погибшая молодость и оскорблённая старость...»

«После поэта остаются книги, после художника — полотна, после государственного деятеля — страницы истории. А после человека? Разве что память, немного света и тепла.»

«Есть в музыке огромное преимущество: она может, не упоминая ни о чём, сказать всё.»

«Разные бывают люди: одни вылеплены из воска, другие высечены из камня; это вопрос не убеждений, а природы, и часто человек выбирает путь, мало соответствующий материалу, из которого он сделан.»

Фото: http://pcbs.nnov.muzkult.ru/