Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Ноосфера. Новая эпоха развития человечества

Продолжая тему кондратьевских циклов, обращение к которым посвящено 130-летию ученого, отмечаемого в 2022 году, стоит остановиться на интересной научно-мировоззренческой системе «ноосферизм», которую вот уже более полувека в своих научных работах развивает Александр Иванович Субетто. Александр Иванович – советский инженер и экономист, российский философ, создатель концепции системогенетической философии науки и техники.

Российский экономист, академик РАН Сергей Глазьев пишет о том, что новая эпоха, в которую вступает человечество, в соответствии с недавно открытой закономерностью периодической смены мирохозяйственных укладов, получила название «интегральный мирохозяйственный уклад». Некоторые ученые называют его ноосферным социализмом.

Справка
Ноосферизм - это новая система сохранения и развития человечества, к которой оно должно перейти, поскольку предъявленный Биосферой и планетой Земля как суперорганизмами императив в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы есть императив выживаемости человечества.

Православные политологи называют этот уклад христианским социализмом, мусульманские политологи – мусульманским социализмом, китайские – социализмом с китайской спецификой. В отличие от предшествовавшего ему имперского мирохозяйственного уклада (существовал только в 2-х основных разновидностях: советский и американский), новый уклад допускает большое разнообразие цивилизационных и национальных типов.

«Уходящая эпоха попыток универсального мироустройства на основе государственного социализма или глобального капитализма сменяется полицентричной разнообразной системой суверенных государств и их союзов, добровольно выстраивающих свои отношения на основе прагматических критериев взаимовыгодности на основе норм международного права», – поясняет академик.

В общем, на вопрос «куда ведет ваша партия?» не следует говорить о выборе между капитализмом и социализмом. И, тем более о выборе между темным прошлым и светлым будущем. Грамотный лидер должен ответить: к ноосферному (российскому, гуманному, христианскому, мусульманскому – в зависимости от субъективных предпочтений) социализму. Или, по-научному – к интегральному мирохозяйственному укладу, заключает Глазьев.

Истоки теории ноосферизма

Режабек Б. Г. в статье «Учение В. И. Вернадского о Ноосфере и поиск пути выхода из глобальных кризисов», опубликованной в журнале «Век глобализации» (выпуск №1/2008), пишет, что «вступив в новое тысячелетие, человечество обнаружило себя в ситуации, подобной которой не было еще никогда. Футурологи и философы, политики и географы начиная с 60-х гг. прошлого века призывали обратить внимание на угрозу целого ряда кризисов, нависших над нашей планетой.

Рост населения, ограниченность традиционных источников энергии (нефть, газ и уголь), ограниченность ресурсов пресной воды и полезных ископаемых, загрязнение почвы, воды и воздуха веществами, многие из которых до ХХ в. вообще не существовали (например пестициды и радиоактивные отходы атомных станций), угрожающие политические тенденции, связанные с «глобализацией», под которой часто подразумевают подчинение интересов слаборазвитых стран тем, кто сумел вырваться вперед (концепция «золотого миллиарда»), – все эти явления породили то, что мы сегодня определяем как демографический, энергетический, ресурсный, экологический и геополитический кризисы.

Появилась специальная наука «глобалистика», предметом которой стали закономерности общепланетных процессов и поиски путей преодоления надвигающихся кризисов. Перед человечеством во весь рост встала огромная задача поиска выхода из надвигающихся кризисов, для решения которой мыслители разных типов, разных научных школ и стран предлагают свои пути».

Справка
Само понятие «ноосферы» было предложено французским ученым Эдуардом Леруа, а развито двумя его современниками и коллегами – Пьером Тейяр де Шарденом и В.И. Вернадским. Их взгляды на ноосферу оцениваются, обычно, как противоположные, хотя для этого нет достаточных оснований.

П.Тейяр де Шарден (1987) рассматривает ноосферу в контексте единой философской доктрины, как этап цикла развития материи (универсума) от начальной точки сингуляции (альфы) до конечной (омеги). Его взгляды в России критиковались как идеалистические. Однако, Тейяр де Шарден был не только теософом, но и крупным биологом, палеонтологом, взгляды которого пронизаны эволюционизмом. Он считал, что эволюция

«…основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии – вот что такое эволюция».

Учение о ноосфере Тейяр де Шардена

Такой подход стал реальностью в 70-80-х годах XX века, когда представления о возникновении материи в результате «большого взрыва» стали научной теорией. Физики пытаются проследить возникновение и эволюцию частиц и атомов, астрономы – космических тел, химики – молекулярную эволюцию, вплоть до возникновения жизни, биологи – развитие не только органического мира, но и психики, социологи – глобальные тенденции развития человека.

Учение о ноосфере Тейяр де Шардена можно свести к следующим основным положениям.
• Возникновение разума – закономерный результат развития материи, подготовленный всем ходом развития мира. Эти представления близки к развиваемым в рамках «антропного принципа».
• Возникновение человеческого разума – качественно новый этап эволюции живой материи, переход эволюции от биологической фазы к социальной, духовной; превалирование духовного начала над материальным в организации и функционировании биосферы.
• Человек, как носитель разума, не приспосабливается к среде, как другие животные, а изменяет и подчиняет ее себе, «…устраняет и покоряет всякую форму жизни, не являющуюся человеческой».
• По мере развития «планетаризации» человека, деятельность его принимает глобальный характер, «…затрагивает саму жизнь в ее органической целостности».
• Социальная эволюция объективно направлена на единение человечества, социальную и духовную конвергенцию рас, народов, разных слоев общества, на формирование «единомыслящего» в мировоззренческом плане человека.
• Ноосфера представляет собой результат деятельности всего человечества, начиная с момента появления человека; на современном этапе она, как и биосфера, включает «былые ноосферы».
• В состоянии ноосферы эволюция «…приобретает свободу располагать собой – продолжить себя или отвергнуть», завершить развитие разума путем глобальной катастрофы.
• Формирование ноосферы – естественный процесс, независящий от воли человека, но он может быть ускорен деятельностью человека. «От нас зависит сделать стихийный процесс сознательным, превратить область жизни – биосферу, в царство разума – в ноосферу» (Э. Леруа).

Учение Тейяр де Шардена было отвергнуто не только нашей «официальной наукой», но и западным миром как антихристианское. Ему была запрещена преподавательская деятельность в университете в Сорбонне и он был вынужден покинуть Францию, прожив бoльшую часть жизни в Китае, а затем в США. Основные его произведения были опубликованы после смерти, последовавшей в 1951 г.

Учение о ноосфере Владимира Ивановича Вернадского

Инициатором создания учения о Ноосфере, как и учения о Биосфере, является великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863–1945). Его имя стоит в первых рядах творцов науки ХХ в.

Термины «биосфера» и «ноосфера» Вернадскому не принадлежат: термин «биосфера» появился еще в XIX в. в работах немецкого геолога Э. Зюсса, а термин «ноосфера» ввел в научный оборот Эдуард Леруа (1870–1954) – ученый и философ, профессор Коллеж де Франс (с 1921 г.), член Французской Академии Наук (с 1945 г.), последователь А. Бергсона, представитель католического модернизма. Известны его работы в области математики, антропологии и философии, к сожалению, до сих пор не переведенные на русский язык.

Пьер Тейяр де Шарден познакомились с В. И. Вернадским в 1923 г. в Париже. Здесь Вернадский, будучи приглашенным в Сорбонну, читал лекции об эволюции геологических оболочек земного шара. В книге «Очерки геохимии», изданной в Париже в 1924 г. на французском языке (на русском она вышла в 1927 г.), он писал:

«С человеком, несомненно, появилась новая огромная геохимическая сила на поверхности нашей планеты. Равновесие в миграции элементов, которое установилось в течение длительных геологических времен, нарушается разумом и деятельностью человечества. Мы находимся в настоящее время в периоде изменения этим путем условий термодинамического равновесия внутри биосферы».

Эти идеи обсуждались на семинаре А. Бергсона в 1924 г., где, видимо, и возник термин «ноосфера». На базе своих лекций Вернадский издал в 1926 г. книгу «Биосфера», вызвавшую большой интерес не только в научных кругах. Ею зачитывались М. Пришвин и Н. Заболоцкий.

Вернадский рассматривал закономерное появление ноосферы как общепланетной оболочки, исходя из выдвинутого им геохимического принципа «роста геохимической энергии». В своих работах Вернадский проявил особый научный стиль: он мало использовал математику, опирался на «эмпирические обобщения», являющиеся, по его убеждению, главным фундаментом науки. Но масштабность его мысли и колоссальная интуиция, смелость в обобщениях при корректности построений позволяли ему делать глубочайшие научные выводы.

Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

В. И. Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, и как о неотвратимом будущем:
• Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека.
• Мы живем в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом — и своим сознательным отношением к жизни — перерабатывает земную оболочку — геологическую область жизни — биосферу. Он переводит её в новое геологическое состояние; его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу. Им создаются в биосфере новые, не существовавшие раньше биогеохимические процессы. Биогеохимическая история химических элементов — планетное явление — резко меняется. На нашей планете создаются, например, в огромных массах новые свободные металлы и их сплавы, в ней никогда не существовавшие. Таковы, например, алюминий, магний, кальций. Резчайшим образом изменяется и нарушается растительная и животная жизнь. Создаются новые расы и виды. Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создается стадия ноосферы.

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Воззрения Вернадского на ноосферу отличались тем, что он решающее значение придавал научному познанию законов организации биосферы, трансформации ее под влиянием деятельности человека, а так же сознательной деятельности по ускорению становления ноосферы. Однако последнее обстоятельство относилось в большей степени к будущему, нежели к настоящему, которое он воспринимал достаточно критично.

«Библиография ноосферы», изданная в 1991 г. Фондом им. В. И. Вернадского, уже насчитывала несколько тысяч наименований. Тем не менее, завершенного и общепризнанного учения о ноосфере до сих пор нет.

Ф. Т. Яншина, глубокий исследователь трудов В. И. Вернадского, выявила в его трудах ряд положений, характеризующих условия ноосферной организации процессов на земле:
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.
3. Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.
10. Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.
11. Разумное преобразование природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.

Первая половина этих условий выполнена:
– на земле не осталось мест, недоступных для человека;
– появилась общепланетная сеть независимых коммуникаций – интернет, новые средства переработки информации и усиления интеллектуальных возможностей человека – компьютеры;
– объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли;
– космос стал привычной ареной серьезных проектов;
– возникают мощные международные общественные и политические структуры, способствующие объединению человечества.

Человеку стали доступны совершенно новые источники энергии. Атомная энергия – очевидный пример, являющийся в то же время грозным предупреждением человечеству в его современном состоянии. Осознав опасности атомной энергетики, ученые уже развернули фронт работ по овладению альтернативными источниками энергии: солнечной, водородной, геотермической, термоядерной.

Вторая половина условий сегодня далека от осуществления. Именно здесь идут основные процессы, связанные с формированием ноосферы, – в первую очередь появление «человека истинно разумного», осознавшего свое место и назначение во Вселенной и умеющего быть повелителем, а не рабом своих животных потребностей.

Мировоззрение Вернадского, исходящее из того, что наука, религия и философия суть три фундаментальные и независимые формы Разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач, плохо вписывалось в рамки «единственно верного» учения диалектического материализма.

Эти идеи Вернадского стали доступны советским читателям лишь начиная с конца 60-х гг. Его главное сочинение, связанное с ноосферной проблематикой, «Научная мысль как планетное явление», написанное в 1936 г., стало доступным читателю лишь в 1988 г. Незадолго до смерти Вернадский изложил свои идеи в статье «Несколько слов о ноосфере» и надеялся сделать их доступными для широкого круга читателей, опубликовав в « Правде». Сталин, однако, не допустил этого, хотя и позволил опубликовать статью в «Успехах современной биологии».

В 80-е гг. ноосферное движение в СССР, а в 90-е гг. – в России стало активно развиваться.
Ноосферные идеи начинают проникать сегодня в сознание политических деятелей и руководителей регионов. Президент РФ В. В. Путин, коснувшись учения Вернадского о ноосфере, однажды даже сказал, что «именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития».

Ноосферное мировоззрение, по нашим представлениям, опирается на:
а) науку, точно знающую пределы своей применимости и опирающуюся на требование ответственности человека за планету, на которой он живет;
б) религиозные убеждения, не вступающие в противоречие с доказанными данными науки, дающие общие представления о человеке, его судьбе, правилах поведения и смысле его существования во Вселенной;
в) философию, требующую подвергать все сомнению, но только ради установления истины (постмодернистские концепции, родственные мировоззрению древних софистов, принципиально отказывающихся от категории истины, очевидно противостоят ноосферному мировоззрению).

Критическим моментом, определяющим трагизм ситуации, в которой сегодня находится наша планета, является глубочайший разрыв между техническими возможностями человека и его нравственным развитием. Это приводит в ряде работ к феномену, который можно обозначить как «ноофобия» – страх перед достижениями науки и неверие в способность человека найти разумный выход из кризиса. Разрыв между разумом и интеллектом – главное препятствие на пути формирования ноосферы.

Разум – это способность творить добро и гармонию, находить этически оправданное решение на основе добытых наукой знаний о природе вещей. Он отнюдь не сводится к интеллекту – способности эффективно решать задачи, независимо от их этической окраски.

Задача формирования ноосферного мировоззрения прежде всего и состоит в преодолении этого разрыва. Эта проблема гораздо шире вопроса о взаимоотношении науки и религии – она затрагивает самые глубинные слои человеческого поведения, «базовые мифы», которые это поведение регулируют, независимо от того, сознает ли сам человек или нет, какой именно миф им руководит.

Столкновение мировоззрений разных типов без желания понять иную точку зрения (что требует подчас серьезной интеллектуальной работы и уважения к оппоненту) приводит иногда к совершенно нелепым ситуациям, вроде споров между «креационистами» и «дарвинистами».

Об отношении науки и религии Вернадский писал: «Если же мы всмотримся во всю историю христианства в связи с вековым его спором с наукой, мы увидим, что под влиянием этой последней понимание христианства начинает принимать новые формы, и религия поднимается на такие высоты и спускается в такие глубины души, куда наука не может за нею следовать… Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения».

Ноосферное мировоззрение требует наряду с правами человека признать и его обязанности по отношению к миру, в котором он живет. Оно требует всеобщего осознания невозможности более жить, уклоняясь от главной задачи, поставленной перед человеком его Творцом в самом начале человеческой истории, когда «взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).

Согласно Библии, человек потерпел фиаско, так как пренебрег наставлением Творца и соблазнился перспективой стать «как боги, знающие добро и зло», вместо того, чтобы честно выполнить свое задание – «хранить и возделывать» сначала сад, затем, как можно думать, свою планету, и далее – всю физическую Вселенную, которая без человека обречена на гибель, как это стало ясно физикам, открывшим в середине XIX в. второе начало термодинамики – закон роста энтропии в замкнутых системах. Противостоять этому закону могут лишь благодатные энергии Творца, по отношению к которым Вселенная может стать открытой системой только при осознании человеком его космической роли, а проводником этих энергий в мир являются разум и творческая способность человека.

Это интересно

Ноосферным Прорывом, через переход к управляемой социоприродной эволюции, и с Ноосферным Социализмом, теория которого вошла в теоретический базис Ноосферизма. Интересно, что в газете «Завтра», вышедшей в начале февраля этого, 2022-го, года, опубликована программная статья академика РАН, профессора, доктора экономических наук, известного не только в России, но и за рубежом общественного деятеля и политика Сергея Юрьевича Глазьева «Ноосферный социализм. Как построить государство Развития», в которой он связал становление в России «государства Развития» с принятием на государственном уровне идеологии ноосферного социализма . Хотя представление о ноосферном социализме С.Ю. Глазьева концептуально отличается от системы теоретических положений , но для автора эта статья известнейшего в России и за рубежом ученого, мыслителя, аналитика является «сигналом» интеллектуально- тектонических сдвигов в общественном сознании в России в сторону признания необходимости идеологического прорыва и признания в качестве такой идеологии научной идеологии ноосферного социализма. Источник, Стр 199.

Мы вступили в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, рождающую новую Ноосферную Науку, в которой будет реализован тот синтез всех наук о природе, человеке и обществе, который прогнозировал Карл Маркс еще в 70-х годах XIX века, и который в XXI веке приобретает новое основание – ноосферное. И этот синтез должен обеспечить такое качество целостной Науки, которое сделало бы Науку способной реализовать Научное Управление Социо-Биосферной, или социоприродной, эволюцией.

За этим стоят реализация синтеза Науки и Власти, превращение государства в новый тип – Ноосферное государство, которое одновременно есть «Государство Развития», о котором пишет С.Ю. Глазьев. А общество – превращается в научно-образовательное общество, в котором наука является не только производительной силой, но и « силой управления», а образование предстаёт как «базис базиса» духовного и материального воспроизводства, и соответственно воспроизводства экономики, уже де-факто являющейся наукоемкой, интеллектоемкой и образованиеемкой экономикой. XXI век, по прогнозу автора, окажется Эпохой ноосферно-социалистических преобразований мира, если у человечества хватит разума и воли «сбросить» с себя «объятия» сложившейся мировой рыночно-капиталистической системы, уже де-факто превратившейся в «экологический труп».

Научной идеологией этой Эпохи становится идеология, утверждающая, как будущее социальное устройство в организации жизни человечества на планете Земля, именно Ноосферный Экологический Духовный Социализм, обеспечивающий планетарную кооперацию народов-этносов, Ноосферный Союз Цивилизаций, мир без войн и насилия.

Статья подготовлена: Петр Федотов

В статье использованы материалы сайтов: https://blahnews.ru/, http://noocivil.esrae.ru/http://noocivil.esrae.ru/

Изображение на заставке: <a href=”https://www.freepik.com/free-photo/3d-render-medical-background-with-male-figure-running-virus-cell-attacking-another_1253155.htm#query=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC&position=9&from_view=search&track=ais#position=9&query=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC”>Image by kjpargeter</a> on Freepik

Поделиться в сетях: