Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как вырастить социально ответственную элиту в России?

Принципы элитарного построения государства сложились задолго до нашего рождения. Испокон веков состоятельные люди, добившись личного благополучия, тешили себя надеждой попробоваться в управлении государством. Бояре, дворяне создавали свои клубы, собрания, активно влияли личными финансовыми средствами на продвижение личных интересов в экономике, промышленности, торговле. Участвовали в государственных переворотах, были связаны с разведками иных стран. Они расставляли своих людей в чиновничьих аппаратах, силовых и юридических ведомствах.

Купцы становились «гласными» городских дум. Однако состоятельные люди имели не только возможности, но и обязанности перед обществом, тек, купец первой гильдии не только был пожалован ко двору его императорского величества, имел состояние не ниже положенного ему законом для этого ранга, но и был обязан активно участвовать в благотворительности: строить больницы, школы, помогать приютам, художникам, деятелям культуры. Так формировалась элита царской России.

Сегодня институт «гласных» называется депутатским корпусом и выбирается всенародным голосованием. Наряду с вопросами своих избирательных округов, депутаты зачастую занимаются решением меркантильных вопросов, например, лоббированием своих интересов и интересов группировок своих единомышленников. Института лоббирования в России нет, однако во многих странах этот вид деятельности является официальным, тем более, что с лоббистских вознаграждений взыскиваются налоги в казну государства.

В советские времена, следующие за октябрьским переворотом 1917 года, сформировалась новая элита, коммунистическая. На обломках самодержавия, на осколках сословий дворян, купцов и промышленников, при полном отрицании частной собственности, выросла новая элита — партийная номенклатура. Эта новая элита, словно пираньи, в буквальном смысле разорвали в клочья исторические устои российского государства: «Мы наш, мы новый мир построим — кто был никем, тот станет всем». Отчасти передел собственности того времени, очень сильно напоминал время «лихих 90-х».

Я сейчас не говорю о простом народе, он во все времена представлял из себя низшее сословие, которому не приходилось рассчитывать на привилегии. Пролетариат, работяги и селяне, являлись лишь инструментом в великой игре элит. Эффектные лозунги «Землю крестьянам! Заводы рабочим!» на самом деле прикрывали все тот же рабский труд, только собственник поменялся. Новая элита, ловко манипулируя законами, создавала свою государственную машину подавления: в практику прочно вошли доносительство, суды-тройки, чекистские карательные отряды, сфабрикованные обвинения во вредительстве, контрпропаганде и диверсионной шпионской деятельности. Иллюзии свободы и гражданского участия в управлении страной разбивались о жесткую действительность.

Однако нужно отдать должное Ленину и Сталину в том, что они отлично понимали: кадры решают все. Если грамотно и по-умному не расставить специалистов, невозможно достичь амбициозных целей. Поэтому, население активно обучалось.

«Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» – писал Владимир Ильич в статье «Лучше меньше, да лучше» (Правда. 1923. 4 марта)

«Учиться, учиться и еще раз учиться» – этот лозунг на многие годы стал плакатным мотиватором во многих государственных учреждениях. Наряду со знаменитым планом ГОЭЛРО («Государственная комиссия по электрификации России») в короткие сроки в стране Советов была создана кадровая школа высококлассных специалистов. Не пренебрегало советское государство и обучением за рубежом, так как современное зарубежное оборудование, инструменты, технологии требовали специфических знаний и навыков.

В короткие сроки рождалась советская элита, которая была ориентирована на достижение конкретных результатов, входивших в пятилетние планы. Критериями успеха становилось количество построенных заводов, фабрик, ферм, дорог. Руководители воспитывались со школьной скамьи, совершенствуясь в работе постепенно двигались по карьерной лестнице. Социальный лифт предусматривал начало трудовой деятельности простым рабочим, потом мастером участка с получением дополнительного образования, затем начальником цеха, главным инженером. Дальнейшая карьера закалялась в горниле партийных организаций. Так формировалось государственное мышление и ответственность, которая затем пригождалась в работе директором предприятия.

Наказания, лишения, взыскания, а порой и угроза серьезного наказания в виде понижения в должности или увольнения — непременные спутники советского ответственного работника. Руководитель — это не рукой водить, а брать на себя полную ответственность за принятые решения, проявлять инициативу, искать пути решения задач, а не причину невыполнения.

Кроме того, у каждого руководителя имелось воинское звание, с перечнем обязанностей. Это обстоятельство пригодилось в годы Великой отечественной войны. Многим было поручено эвакуировать заводы, кто-то возглавил партизанские движения, кто-то организовывал жизнь городов в тылу, производил вооружение, продукты питания, одежду для фронта, боролся с преступностью.

После распада Советского Союза новая Россия столкнулась со многими проблемами, в том числе, кадровыми. Коммунистическая партийная школа кадров в условиях строительства демократии была отвергнута. Прокатилась волна люстраций руководителей бывшего СССР. В аппараты управления страной хлынули люди, не имевшие специального образования и подготовки, но имевшие единственную и очень привлекательную цель: обогатится в короткий срок, приватизировав государственные предприятия.

Как и 100 лет назад, новое поколение демократов с либеральным уклоном энергично создавали «свое» государство. Образование, культура и человеческие качества стремительно обесценивались. Главным навыком для новой команды управленцев стало умение жить «по понятиям», а главной задачей — в кратчайшие сроки перекроить государство на новый лад, в котором общество четко делится на «успешных бизнесменов» и «нищих трудяг», мерилом уважения человека становится количество денег на счетах, а не уровень профессионализма и образованности.

Страх выпасть из обоймы, потеряв «хлебное место», нежелание проявлять инициативу, склонность к терпеливому подчинению указаниям сверху, породили класс бездумных управленцев-иждивенцев, для которых власть стала разновидностью бизнеса. Финансовая схема, при которой все национальные богатства попадают в «общак», откуда по мере надобности финансируются проекты, освободила власти на местах от необходимости думать и предпринимать усилия для того, чтобы их регион был на самоокупаемости: и так дадут! В такой системе распределения ценностей коррупция занимает центральное место.

Порочная практика откатов и вознаграждений выросла в самостоятельную экономику с огромными оборотами. Феноменальный и парадоксальный пример тому – деятельность офицера Захарченко, занимавшего высокий пост и призванного противодействовать коррупции, а в итоге предпочевшего влиться в стройные ряды коррупционеров.

Справка.
Дмитрий Викторович Захарченко — сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, полковник полиции, кандидат экономических наук. Получил известность в результате скандала в сентябре 2016 года, когда Захарченко, занимавшему на тот момент должность временно исполняющего обязанности начальника одного из управлений Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, были предъявлены обвинения в коррупции и злоупотреблении полномочиями, а сам он был арестован и уволен из органов внутренних дел.10 июня 2019 года приговорён судом к 13 годам лишения свободы и к штрафу в 117 миллионов рублей по делу о получении взятки и воспрепятствовании правосудию. Он также лишён государственных наград и специального звания полковника В октябре 2019 года суд снизил срок заключения до 12 лет и 6 месяцев, исключив из обвинения признак совершения преступления группой лиц по сговору.

Мздоимство не современное ноу-хау, в каждой эпохе взятничество порицалось обществом, виновных наказывали, порой очень жестоко, но жажда наживы настолько сильна в человеческой натуре, что никакое наказание, вероятно, кроме смертной казни, не остановит казнокрада. Конечно, высшая мера в современных странах не практикуется, за редким исключением, однако даже в Китае коррупция не побеждена на сто процентов. Гуманный подход современного правосудия к наказаниям за коррупционные преступления  дает надежду коррупционерам быть не пойманными, а уж если и попадутся – отделаются легким испугом, ну или откупятся. Обществу остается одно средство в противоборстве с пороком взятничества – взяток не давать.

Над гражданской ответственностью власть имущих перед народом и страной рассуждал современник А.И. Солженицин в публицистическом эссе 1990 года  «Как нам обустроить Россию?», оно актуально и по сей день:

«И – нет такого импульса, который заставлял бы нынешних избранцев стать выше своих будущих выборных интересов, выше партийных комбинаций и служить только основательно понятым интересам родины, пусть (и даже неизбежно) в ущерб себе к своей партии. Делается то, что поверхностно нравится избирателям, хотя бы по глубокому или дальнему смыслу это было для них зло. А в таком обширном государстве, как наше, тем меньше возможность проверять избранцев и тем большая возможность их злоупотреблений. Контрольного механизма над ними нет, есть только возможность попытки отказать в следующем переизбрании; иного влияния на ход государственного управления у народного большинства не остается. (А ведь ни при каком другом представительстве – гражданском, коммерческом, поверенные не могут иметь больше прав, чем доверители, и теряют мандат, если выполняют его нечестно.)»

В условиях современных вызовов, стоящих перед страной, современных задач, создание новой школы кадров, нацеленной на развитие и модернизацию страны, жизненно необходимо. Время революционных кадров лихих 90-х прошли, наступило время цивилизованных кадров.

Внедрение международных стандартов управления, получение навыков цифрового управления, разработка прозрачных критериев оценки управленцев, позволит молодым руководителям выйти на новый профессиональный уровень с понятными целями и задачами для тех, кем они управляют.

Новый подход к обучению, оценке и контролю за выполнением обязанностей, должно дать толчок к полной замене кадрового состава управленцев предыдущих лет. Новая элита должна осознать ответственность перед своим народом, налогоплательщиками. Понять, что власть служит народу, а не наоборот, и каждый имеет право проверить качество их работы и честность при выполнении обязанностей. Каждый полицейский, судья, налоговый инспектор, прокурор, мэр, губернатор, президент находятся на службе у своего народа, и народ волен и вправе спросить с чиновника. А сменяемость власти должна быть не только разновидностью политической конкуренции, но и мощным фактором развития государства.

Глава из книги «Россия сегодня и завтра»

Автор: Александр Тонин

Поделиться в сетях: