Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Дискуссия о государственном строе России

Государство — это важнейшая форма организации общества. Государство определяет то, как устроена политическая власть и то, как общество функционирует и взаимодействует с властью.

Существуют разные мнения, относительно государственного устройства. Приведем наиболее яркие из них.

Централизация

По мнению лидера ЛДПР Владимира Жириновского, нужно отказаться от Совета Федерации и сделать управление нашей страны централизованным.

По его логике, федеративная форма государственного устройства России не подходит. В конце концов это приведет к тому, что «русские везде будут в меньшинстве». Централизованное государство, по его словам, должно называться просто «Россия».

Политик горячо высказал свою мысль: «Россия может быть только централизованным государством. Если мы будем продолжать развивать принципы «федерации» … мы будем в тупике еще 15 лет и еще 15 лет. В олимпийском движении есть три принципа: выше, быстрее, сильнее. В государстве есть другие три принципа: безопасность, она же надежность, эффективность и дешевизна. Вот если будем продолжать идти по линии «федерации», то мы ни одной цели из трех не добьемся. Поэтому здесь я предлагаю более эффективную, надежную и дешевую форму государства – централизованное государство. Тысячу лет она испытывалась. И когда она была у нас, мы добивались успехов».

Он также привел цитату философа Ивана Ильина: «Федерация – смерть русского государства».

Народность

Владислав Сурков в своих публикациях, рассуждая о модели государства, говорит о народной составляющей.

«Иллюзия выбора является важнейшей из иллюзий, коронным трюком западного образа жизни вообще и западной демократии в частности… Отказ от этой иллюзии в пользу реализма предопределенности привел наше общество вначале к размышлениям о своем, особом, суверенном варианте демократического развития, а затем и к полной утрате интереса к дискуссиям на тему, какой должна быть демократия и должна ли она в принципе быть».

По его мнению, существует «глубинный народ» и элита, олицетворяющая государство. Второе лишь вовлекает народ в различные действа – «партийные собрания, войны, выборы, экономические эксперименты». Народ при этом ничего не решает, он отстранен и живет своей глубинной жизнью. Эти две жизни (народ и элита) протекают параллельно и иногда даже противоположно, они никогда не пересекаются.

При этом по мнению автора, народность предшествует государственности, определяя ее форму. Поэтому в новой системе главной задачей должно стоять доверительное взаимодействие граждан и власти. Все ветви власти сходятся к личности правителя, утверждая свою ценность через связь с лидером. Существуют также и неформальные связи и пути. Помехами здесь, по мнению Суркова, являются глупость, отсталость и коррупция.

Сравнивая такую модель власти с западной, автор говорит, что Россия, переняв от запада часть политического устройства, больше подражает Западу, нежели реализовывает такую модель в реальности.

«Перенятые у Запада многоуровневые политические учреждения у нас иногда считаются отчасти ритуальными, заведенными больше для того, чтобы было, «как у всех», чтобы отличия нашей политической культуры не так сильно бросались соседям в глаза, не раздражали и не пугали их. Они как выходная одежда, в которой идут к чужим, а у себя мы по-домашнему, каждый про себя знает, в чем».

Общество (или народ) доверяет лишь первому лицу. И государство знает это и использует в своих действиях. При этом речь идет не о пресловутой «вере в доброго царя». Нынешняя модель русского государства идет от доверия и на нем держится. Это главное отличие от западной модели, которая идет от критики и недоверия. В этом сила русской модели, считает автор. По логике статьи, монархия, в той или иной форме, присуща русскому менталитету. Поэтому «западная демократия» для нас чужда.

Унитарность

Несколько лет назад на большой пресс-конференции Владимир Путин выразил взгляды на прошлое России. Больше всего внимания привлекло его утверждение, что деструктивная деятельность Владимира Ленина – «скорее не государственного деятеля, а революционера» – превратила Советский Союз в конфедерацию. И эти последствия мы наблюдаем с 1991 года по сей день.

Даже если не говорить об унитаризме, следует заметить, что Российская империя, имевшая титульную нацию, но населенная еще и десятками народов, вряд ли могла выжить в период промышленного капитализма и национального самоопределения.
Понимая это, Ленин попытался переформатировать государство в его прежних границах, но на совершенно иных основах. Его главным новшевством стала не «конфедерализация» страны, а попытка выйти за ее этническую определенность.

Созданный тогда Советский союз намеренно не имел в своем названии этнической составляющей. Государь был заменен на идею, а унитарность реализована через партийные структуры.
Именно идеология тогда заменила православие и сплотила распавшуюся империю еще на 70 лет. И следует признать, что Ленин здесь показал себя, как великий государственный деятель. Никому больше в ХХ веке не удалось удержать подобную империю от распада.

Перед современной Россией стоит более важная задача, чем дела соседних государств, – внутреннее обустройство. Ведь эта сфера остается самой неустроенной.
В СССР не было этнической определенности – республики были как бы равноправными членами, а РФ обладает национальным определением, но состоит как из русских, так и этнических территориальных образований. Это противоречит духу «унитаризма», который формировался на протяжении 400 лет расширения Московского государства и его превращения в Российскую империю. Унитарное государство с национальными республиками — нонсенс.
Похожие трудности, которые близки нашей стране, сейчас проживают и другие государства. Например, Испания и Великобритания, где у власти есть проблемы с национальными и этническими меньшинствами (Страна Басков, Каталония).

Созданные при СССР республики отражают сложную структуру государства, которое при Петре I могло управляться как унитарное, но не сегодня. Вернуться к мифическому «тысячелетнему канону», уходя от федерации в сторону унитарного государства, уже не получится. Собственно, в выборе исторической формы, в которой будет существовать Россия в XXI веке, и состоит спор, который рано или поздно определит судьбу страны. Источник

Корпорация и учреждение

В продолжении дискуссии хочется обратиться к работе Ивана Ильина, его труды часто цитирует российский истеблишмент. Ильин И.А – почетный пассажир «Философского парохода» анализировал сущность, знаковые столпы и первоосновы государственности России. Работа называется «Что есть государство-корпорация или учреждение» Написана она в январе 1949 года, но не утратила своей актуальности и по сей день

Иван Ильин задается вопросом: что есть «корпорация» и что есть «учреждение»?
Корпорация состоит из активных равноправных деятелей, имеющих равные полномочия. Они входят в корпорацию или выходят из нее, руководствуясь свободной волей и общим интересом.
Члены корпорации могут выбирать общую цель, голосовать, выбирать все необходимые органы, отзывать свои решения и т.д. Кооперация считается с индивидуумом, учитывает его мнение и интерес. «Все через народ» — идеал формальной демократии.

Учреждение, напротив, строится не снизу, а сверху. Примеры учреждений – больницы, гимназии. Персоны, которые состоят в учреждении, получают от него определенную пользу и благо, но самостоятельно они не формируют ни цели, ни общий интерес. Они пассивны, не оставляют особого следа в жизни учреждения. «Не их слушаются в учреждении, а они слушаются в учреждении».
Решение о приеме того или иного члена «принимает» само учреждение. Таким образом, учреждение строится по принципу опеки над заинтересованными людьми. Оно имеет свои права и обязанности, свой устав, свою организацию; но все это оно получает не от опекаемых; оно не отчитывается перед ними, и органы его не выбираются, а назначаются. Государство, по логике Ильина, это учреждение: народ здесь не распоряжается собой, а опекается и повинуется.

Сторонники демократического строя полагают, что хорошее государство должно быть устроено, как корпорация. Сторонники тоталитаризма – как учреждение. Однако, последовательное проведение принципа корпорации лишит государство всякой власти и приведет к анархии. Обратная ситуация приведет к гибели свободы личности и каторге.

«Анархия не лечится каторгой; это варварство. Каторга не оздоравливается анархией: это безумие. Спасителен только третий путь. Какой же?»

Суть в том, что государство по типу корпорации потребует от граждан зрелого правосознания. Каждый участник должен обладать высоким уровнем самоуправления, разбираться в сути государства, законов, вопросах свободы, политики и хозяйства. Если этого не будет, и общий интерес подменится корыстью, утратиться общая цель и начнется либо развал государства, либо установление диктатуры.

При этом в отношении к гражданам с незрелым правосознанием (дети, несовершеннолетние, душевнобольные, и т. п.) государство всегда останется опекающим учреждением.
По мнению Ильина, люди и не должны тратить все свое время и силы на политику – люди должны творить культуру. Кипение в политических страстях – это не культура, а растрата сил и жизненных возможностей. Корпоративный строй склонен растрачивать народные силы; строй учреждения, если он на высоте, экономит их. Более того, политика – не дело каждого, для этого, по мнению Ильина, нужен особый талант.

Философ заключает, что государство никогда не перестанет строиться по типу учреждения, особенно там, где нужны единая власть и дисциплина: а именно — в делах общественного воспитания, порядка, суда, управления, обороны, дипломатии и некоторых других. В данной теории не исключается принцип самоуправления в ограниченном наборе сфер граждане.

Вывод в том, что крайние формы государственного устройства (формальная демократия и тоталитарный режим) – это нездоровые заблуждения. Здоровое же устройство государства всегда содержит черты корпорации с чертами учреждения. А именно: оно строится — и сверху, и снизу, и по принципу властной опеки, и по принципу самоуправления. Государство по своей сути публично-правовая, властно-повелительная, обязательно-принудительная система. Оно никогда не перестает быть учреждением и никогда не превратится в кооперацию чистой воды.

Автор: Петр Федотов
По материалам из открытых источников

Поделиться в сетях: