Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Демократия в США

Мы продолжаем цикл статей-исследований о различных областях жизни в США (экономика, политика, наука, культура, общественные отношения). Исследования будут интересны студентам, специалистам и всем интересующимся проблемами мировых отношений и, в частности, развития США, как крупнейшей экономики мира, обладающей передовыми технологиями и разработками. Другим странам, в том числе, и России, можно многое перенять у США и использовать их опыт в своем развитии. 
Автор исследований - Варвара Заикина.

На протяжении десятилетий Соединенные Штаты провозглашали себя «сияющим градом на холме», «маяком» демократии, способным дать возможность не только собственным гражданам чувствовать себя равными и свободными, но и народам по всему миру, не способным вырваться из-под гнёта тирании. Система демократии Соединенных Штатов основана на их собственной практике, хотя её идеи развивали европейцы еще задолго до колонизации Америки. Но согласование правительственных и общественных интересов в государстве в 19 веке всё же казалось новым и уникальным.

Однако США, несмотря на структурные изъяны собственной демократической системы, постоянно вмешивались во внутренние дела других стран и вели войны под прикрытием «демократии», создавая региональные потрясения и гуманитарные катастрофы. К тому же, такие события как, например, Штурм Капитолия 6 января 2021 года заставляют самих американцев всё больше склоняться к мнению о том, что демократия в США находится в кризисе.

Зарождение американской демократии

Когда началась Война за независимость, представители каждой из колоний осознали, что пришло время выступить с заявлением о причинах, по которым колонии желают независимости от английской короны. Эта важная задача легла на Томаса Джефферсона, 33-летнего юриста из Вирджинии, который был вдохновлен идеями англичан, в особенности, философа Дж. Локка. В представленной Джефферсоном Декларации о Независимости были изложены следующие идеи:

«Мы считаем самоочевидными те истины, что все люди созданы равными, что их Творец наделил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть Жизнь, Свобода и стремление к Счастью.
— Что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются правительства, получающие свои справедливые полномочия с согласия управляемых».

Во многих отношениях Декларация Независимости стала основным документом американской демократии, который обеспечивал основу концепции народного суверенитета, т.е. идеи о том, что правительство существует для служения людям и помогает им выразить свою волю. Представители колоний проголосовали за принятие данного документа 4 июля 1776 года, что с тех пор отмечается как официальный День Независимости Соединенных Штатов.

Хотя Декларация послужила источником вдохновения для американской демократии, в ней не была описана реальная система правления. В 1787 году представители штатов встретились в Филадельфии, штат Пенсильвания, на Конституционном конвенте. Перед ними стояла задача по созданию государственной системы, причём достаточно крепкой, чтобы удовлетворить потребности Соединенных Штатов. К тому же, представители штатов хотели уравновесить волю большинства с правами меньшинств.

Под руководством героя Войны за независимость Джорджа Вашингтона делегаты обсудили элементы новой Конституции, окончательная версия которой укрепила идею о том, что власть правительства вытекает из общественного договора граждан. Преамбула Конституции стала всемирно известной и часто цитируемой:

«Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Конституция, разработанная в Филадельфии более двухсот лет назад, до сих пор составляет основу демократической системы США. Данный документ, в который за весь период было внесено всего двадцать семь поправок (включая первый набор из десяти поправок или Билль о правах, принятый сразу после ратификации Конституции), является старейшей действующей национальной конституцией в мире и служит образцом политической демократии для многих стран.

Раньше штаты управлялись так же, как независимые страны в соответствии со Статьями Конфедерации. Но новая Конституция предусматривала центральное правительство с тремя ветвями — Конгресс возглавит законодательную власть, Верховный суд возглавит судебную власть, а президент возглавит исполнительную власть.

Во время двух президентских сроков Дж. Вашингтона был принят Билль о правах и учрежден кабинет советников президента. Конституция не ограничивала срок президентства, хотя Вашингтон добровольно ушел в отставку после своего второго срока и, таким образом, создал прецедент для ограничения президентства двумя сроками, которое существует сегодня.

Вашингтон также наблюдал растущий партийный раскол между федералистами и антифедералистами, опасаясь, что партийная принадлежность навредит США. В своем прощальном обращении Дж. Вашингтон предостерег от «пагубных последствий духа партии». Однако, уже следующие Выборы Адамса ознаменовали появление первой в Америке политической партийной системы. Как федералист, Адамс выступал за свободную интерпретацию Конституции при сильном федеральном правительстве.

Среди первых президентов запомнился также Джеймс Монро – время его правления называют «эрой доброго согласия». Вновь обретенный дух патриотизма захлестнул страну после успешных кампаний американских войск по отражению превосходящих сил британцев в Нью-Йорке, Балтиморе и Новом Орлеане во время войны 1812 года. Обращение Джеймса Монро к Конгрессу в 1823 году стало известно как «доктрина Монро» – она была краеугольным камнем американской внешней политики и важным этапом в становлении гегемонии США. Данный документ фактически делил мир на 2 сферы влияния: американскую (весь американский континент) и европейскую, провозглашалось невмешательство Америки в дела Европы и наоборот. Опираясь на эту доктрину, США не раз пытались сделать Латинскую Америку зоной своего влияния. Таким образом, уже при первых президентах были заложены основы будущих интервенций США в другие регионы.

Система выборов в конгресс и президента США

Роль Конгресса состоит в том, чтобы принимать законы, а роль президента заключается в том, чтобы претворять в жизнь такие законы после их принятия. Политическая система США также следует принципу «сдержек и противовесов», что позволяет всем трем ветвям контролировать друг друга.

Отцы-основатели разработали процесс президентских выборов в Соединенных Штатах с намерением установить представительную демократию, в которой граждане голосуют за список избирателей, а не всенародное голосование определяет исход выборов.

Президентские выборы в США проходят каждые четыре года в первый вторник ноября. Традиционно кандидаты публично заявляют о своем намерении баллотироваться в президенты за год до выборов. Процесс начинается с праймериз (первичные выборы), на которых избираются кандидаты в президенты от двух партий, и кокусов (частные мероприятия, организуемые самими политическими партиями), в январе или феврале года выборов.

Каждому штату, округу Колумбия и некоторым территориям США выделяется количество делегатов, обычно определяемое численностью населения. Эти делегаты представляют свой штат на национальном партийном съезде и голосуют за кандидата в президенты от каждой партии.

Существует два основных типа делегатов:
1. Делегаты, поддерживающие кандидата, которому они были назначены на первичных выборах или закрытом собрании;
2. Супер-делегаты – могут свободно выбирать, какого кандидата они хотели бы поддержать.

Для выдвижения кандидатуры партии необходимо большинство голосов делегатов, что часто уже достигнуто и известно до проведения национальных съездов. Если большинство не будет достигнуто, кандидат в президенты будет выбран на национальном съезде.

В день выборов избиратели отдают свой голос за понравившегося кандидата косвенным путем через Коллегию выборщиков.

Выборщики распределяются по штатам в зависимости от количества мест, которые они имеют в Палате представителей и Сенате. Всего 538 выборщиков (435 мест в Палате представителей + 100 мест в Сенате + 3 от Вашингтона, округ Колумбия). После того, как бюллетени поданы, все голоса подсчитываются по всему штату.

Вашингтон (округ Колумбия) и 48 штатов используют процедуру «победитель получает все», при которой победитель выборов получает всех избирателей в этом штате. Мэн и Небраска являются исключениями, т.к. у них пропорциональная система. Кандидат должен «набрать» не менее 270 выборщиков, чтобы стать президентом. Голосование в Коллегии выборщиков проходит через несколько недель после дня выборов.

Выборы же в Конгресс проходят каждые два года. Граждане выбирают одну треть сенаторов и каждого члена Палаты представителей. Здесь используется всенародное голосование, а не Коллегия Выборщиков.

Критики Коллегии выборщиков считают, что она нарушает принцип «один человек – один голос» и менее демократична, чем всенародное голосование. К тому же, в рамках существующей системы, если кажется очевидным, что один кандидат может победить в конкретном штате, у другого кандидата нет причин проводить кампанию в этом штате и пытаться получить какие-либо голоса.

В результате кандидаты концентрируют свое время и ресурсы на небольшом количестве «колеблющихся штатов», где вполне может выиграть кандидат в президенты от Демократической или Республиканской партии. В последние годы недостатки американского избирательного процесса становятся все более очевидными. Обеспокоенность усилилась из-за серьезных проблем, наблюдаемых в кампании 2016 и 2020 годов, усиления поляризации партий и подрыва общественного доверия к легитимности результатов.

«Американская мечта» и общество равных возможностей

Декларация Независимости дали корни идее «американской мечты». Сам термин был придуман писателем и историком Дж. Траслоу Адамсом в 1931 году. Он понимал эту идею как «мечту о стране, в которой жизнь должна быть лучше и богаче для всех, с возможностями для каждого в соответствии с его способностями или достижениями».

Немаловажно отметить, что Америка росла в основном как нация иммигрантов, поэтому обстоятельства рождения или социальный статус не должны были быть определяющими факторами в достижении благополучия.

Вместо этого создавался набор идеалов, который включает в себя понятия прав личности, свободы, демократии и равенства, а основной фокус был направлен на упорство в труде и «self-made» характеристиках. На этих же идеях строилось и понятие об «обществе равных возможностей».

Безусловно, на протяжении всей истории США – как до, так и после того, как они стали независимой нацией – американская мечта менялась, претерпевая различные формы и значения, но сохраняя в качестве своей сути основные убеждения о свободе и счастье. И хотя Адамс подчеркивал идеалы социального устройства, а не материальные блага, со временем фраза «американская мечта» стала ассоциироваться с восходящей мобильностью и достаточными экономическими успехами.

Отчасти, из-за потока рекламы многие люди стали также ассоциировать американскую мечту с домовладением, что привело к некоторым печальным последствиям. Увеличение продаж жилья стало государственной политикой. В 2003 году президент Джордж Буш-младший подписал закон, субсидирующий покупку жилья в период, когда «пузырь» на рынке недвижимости уже рос со скоростью 10% в год, что привело к финансовому кризису 2008-2009 годов.

Критика американской мечты на самом деле является критикой господствующей культуры, которая отдает предпочтение материализму и потребительству над другими мерами успеха.

Нарушение демократических основ и принципов

Американская мечта во многом стала рекламным ходом страны для продвижения своей «мягкой силы». На самом же деле, среди меньшинств выше уровень бедности, безработицы и в целом более низкая заработная плата. Например, только в 2017 году латиноамериканцы и афроамериканцы в три и четыре раза, соответственно, чаще, чем белые граждане, сообщали о расовой дискриминации при попытке голосовать или участвовать в политике.

Это является результатом неспособности законодателей полностью искоренить устоявшийся за десятилетия структурный расизм. Достаточно вспомнить такую группировку как Ку-клукс клан, которая провозглашает превосходство белой расы. Клан существовал в три разные эпохи, начиная с 1860-х годов, и каждый из них отстаивал экстремистские реакционные позиции (либо через физические нападения и убийства, либо через призывы к «очищению» американского общества). В каждую эпоху членство было секретным, но по состоянию на 2016 год Антидиффамационная лига оценивает общее количество членов Ку-клукс-клана по всей стране примерно в 3000 человек, а Южный юридический центр по вопросам бедности – в 6000 членов.

В 2017 году большинство взрослых афроамериканцев сообщили, что сталкивались с различными формами дискриминации:
– 57% при получении заработной платы/продвижении по службе;
– 56% при подаче заявлений о приеме на работу;
– 60% во взаимодействии с полицией (сообщили, что полиция несправедливо с ними обращалась) [1].

Такие проблемы, как социальное обеспечение, растущее неравенство в доходах, глобализация и большое количество иммигрантов, оказывают давление на идеи о том, что каждый американец может иметь комфортную жизнь.

Время от времени американское общество переживает «рецидивы болезни» расовой дискриминации. 25 мая 2020 года Джордж Флойд, чернокожий американец, погиб в Миннесоте из-за насилия со стороны полиции, что вызвало общественное возмущение. После этого протесты и демонстрации вспыхнули примерно в 100 городах 50 штатов Америки.

Самые известные демократы в истории США

Среди общественных деятелей США можно выделить несколько фигур, чьи идеи существенно повлияли на развитие демократии и её принципов в мире. Так, например, президент Вудро Вильсон оставил после себя богатое наследие – он верил в способность федерального правительства разоблачать коррупцию, регулировать экономику, искоренять неэтичные методы ведения бизнеса, улучшать общее состояние общества. Он также хотел, чтобы США играли центральную роль в Лиге Наций.

Преемником идей Вильсона можно считать Ф. Рузвельта. Известна его речь во время Второй мировой войны о «четырёх свободах» – свободе слова, вероисповедания, свободе от нужды и свободе от страха, – которые символизировали военные цели Америки. Идеи, изложенные в «Четырех свободах» Рузвельта, были основополагающими принципами Атлантической хартии, подписанной Уинстоном Черчиллем и Рузвельтом в августе 1941 года, Декларации Объединённых Наций от 1 января 1942 г., международной организации, которой после его смерти стала ООН, а также Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

В эволюции американской политики свою роль сыграл и Дж. Кеннеди. При нём телевидение начало оказывать реальное влияние на избирателей, и затяжные предвыборные кампании стали нормой. Стиль стал важным дополнением к содержанию. Умелая государственная мудрость — и некоторая удача — привели к заметному успеху во время Карибского кризиса. Длительные и трудные переговоры в конце концов привели к заключению договора о частичном запрещении ядерных испытаний. Рост движения за гражданские права и ограниченное вмешательство федерального правительства медленно, но неуклонно уменьшали влияние сторонников сегрегации Юга США.

Несмотря на это, 1950-е – 1960-е годы в США вновь стали временем борьбы за гражданские права. Ключевое место здесь занимает фигура М. Л. Кинга, общественного деятеля и баптистского священника. Кинг призывал к равенству в правах человека для афроамериканцев, малоимущих и всех жертв несправедливости посредством мирных протестов. Он был движущей силой таких переломных событий, как автобусный бойкот в Монтгомери и марш на Вашингтон в 1963 году, которые способствовали принятию знаковых законов о гражданских и избирательных правах. Кинг был удостоен Нобелевской премии мира в 1964 году.

Крупнейшие демократические инициативы США

США неоднократно выступали за поддержку демократии и прав человека через различные инициативы. Одной из первых было создание Лиги Наций, но парадоксально, что сами США в неё так и не вступили. В декабре 2021 года Дж. Байден открыл первый в истории «Саммит за демократию» — форум лидеров со всего мира для обсуждения проблем и возможностей, стоящих перед демократиями в 21 веке.

Байден объявил об учреждении Президентской инициативы по демократическому обновлению в следующих областях:
1. поддержка свободных и независимых СМИ;
2. борьба с коррупцией;
3. поддержка демократических реформаторов;
4. развитие технологий для демократии;
5. защита свободных и справедливых выборов и политических процессов.

Достаточно большое число представителей США также получали Нобелевские премии мира за вклад в развитие демократии:
– Рут Э. в 1912 году «За усилия по укреплению мира в западном полушарии»,
– В. Вильсон в 1919 году «За привнесение фундаментального закона человечности в современную международную политику»,
– Келлог в 1929 году «За подготовку Парижского пакта» (договор об отказе от войны в качестве орудия внешней политики),
– Полинг в 1962 году как автор проекта договора о запрещении ядерных испытаний,
– Дж. Картер в 2002 году «За десятилетия неустанных усилий по мирному улаживанию конфликтов во всем мире и борьбу за демократию и права человека, и по экономическому и социальному развитию мира» и т.д.

США и ООН

Так же, как и в случае Лиги Наций, США были одними из инициаторов создания ООН. Однако само же государство нередко откровенно игнорировало ее процедурные правила и международные нормы, саботировало работу отдельных органов и прибегало к финансовому давлению.

В 1984 г. США покинули состав ЮНЕСКО, обвинив организацию в антиамериканизме. При президенте Б. Клинтоне Соединенные Штаты использовали Специальную комиссию ООН (UNSCOM) для сбора эксклюзивных американских разведданных по Ираку, что разочаровало не только других членов Совета Безопасности, но и Секретариат и Генеральную Ассамблею ООН.

Администрация Дж. Буша-младшего отказалась от выделения средств на программы планирования семьи в Фонде ООН в области народонаселения (ЮНФПА) из-за позиции администрации против абортов, а также вела идеологическую войну против некоторых конференций ООН, например, по глобальному потеплению и соглашению по стрелковому оружию.

Самый сильный кризис в отношениях между США и ООН произошёл при Д. Трампе, который был не намерен мириться с тем, что ООН, получающая большие средства из американского бюджета, часто придерживается нейтральной позиции и остаётся неподконтрольной американскому влиянию.

Самые крупные нарушения демократии на международной арене

Несмотря на все декларируемые принципы, США часто нарушали принципы международного права и демократии на международной арене.

«Экспорт» США своей разновидности демократии привёл к следующим последствиям:
1. В 2003 году США без санкционирования Совета Безопасности ООН нанесли военные удары по Ираку за предполагаемое наличие у него оружия массового уничтожения. Более того, американские войска серьезно нарушали международные гуманитарные принципы, о чем свидетельствуют частые случаи жестокого обращения с заключенными. До сих пор США не смогли предъявить каких-либо достоверных доказательств наличия у Ирака оружия массового уничтожения.

2. В 2018 году США снова нанесли авиаудары по Сирии с целью, как они назвали, предотвращения применения химического оружия сирийским правительством. Но «доказательством» предполагаемого применения сирийским правительством химического оружия оказались фальшивые видеоматериалы.

3. На протяжении более 60 лет США продолжают всеобъемлющую блокаду Кубы на основе своей политики эмбарго и внутренних законов, таких как Закон Торричелли и Закон Хелмса-Бертона. Блокада нанесла серьезный ущерб экономическому и социальному развитию Кубы, причинив экономике страны прямой ущерб в размере 100 миллиардов долларов США.

В результате этих и других событий (например, после свержения правительств в «банановых республиках») моральный авторитет США существенно пострадал. Всё это связано с попытками страны распространить свои принципы демократии и, таким образом, занимать лидирующее положение в мире через «наведение порядков» в других регионах мира.

Заключение

Таким образом, несмотря на провозглашённые еще в 18 веке демократические принципы, представление о Соединенных Штатах как о «маяке» прав человека и демократии для слишком многих людей в мире является ложью.

В ноябре 2021 года Международный институт демократии и помощи в проведении выборов, базирующийся в Швеции, опубликовал доклад «Глобальное состояние демократии», в котором США впервые охарактеризованы как «отступающая демократия».

Та поляризация, которая сейчас наблюдается в американском обществе, должна подтолкнуть США к тому, чтобы предоставлять миру больше общественных благ, а не стремиться навязать другим свою собственную разновидность демократии, использовать свои собственные ценности как средство для разделения мира на разные лагеря или осуществлять интервенцию, подрывную деятельность и вторжение в другие страны под предлогом продвижения демократии.

____________________________________________________________________________________

[1] URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31663124/

Автор исследования — Варвара Заикина

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение от Freepik

Поделиться в сетях: