Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Истоки американского величия

«Претензии на собственную правоту не могут быть оправданием для навязывания другим своих порядков. Русская поговорка советует не соваться со своим уставом в чужой монастырь»
В. Герасимов «От Вильсона до Рейгана»

Зачастую обыватель, увлеченный «кухонной политикой», не в состоянии в полной мере понять и проанализировать суть происходящих мировых процессов, отказывается верить в существование мировых заговоров и глубинных политических интриг. В этом обыватель часто оказывается прав. Никаких заговоров не существует, а существует детально продуманная планомерная работа «в долгую», целью которой является получение превосходства одной расы или одного государства над другими, завоевание территорий, завладение ресурсами.

События, происходящие в последнее время на мировой арене подтверждают последовательность действий США в установлении гегемонии и верховенства американской идеи над остальными. Активная практика двойных стандартов, шантаж Евросоюза по «Северному потоку», раскачивание и свержение неугодных режимов, букет цветных революций, штампование под копирку и продвижение псевдогероев и псевдолидеров поглощают колоссальные средства и усилия.

Долларовая пирамида требует бесконечной и бесперебойной работы печатного станка. Американский финансовый пузырь готов вот-вот лопнуть, похоронив в очередной раз под своими обломками долларозависимые страны. Стремление к превосходству толкают заокеанских «коллег» к неустанному совершенствованию механизма лидерства. В ход идут и новые технологии, и старые «грязные» методы. Гонка превосходства не щадит никого, победа любой ценой.

Америка глубоко верит в свое особое предназначение, отведенное ей свыше, которое дает право определять что хорошо, а что плохо – в мировом масштабе. Кто не согласен, того надо убедить, пусть даже силой, для его же блага. Стремление к глобальному доминированию имеет ярко выраженное мессианское начало, которое имеет продолжение в ежедневной жизни каждого американца. «Боже, благослови Америку» – патриотическая песня, неофициальный гимн страны и фраза, которую говорят в минуты душевных переживаний. Русское «Боже, царя храни» подчеркивает избранность одной личности, американское «Боже, благослови Америку» – целой страны.

Разногласия пуритан со Старым Светом

Еще до того, как Америка стала колыбелью демократии, первые переселенцы, в большинстве своем пуритане, начав осваиваться в Новой Англии (северо-восток современных США), задали на новом месте жительства пуританский идейно-религиозный тон.

Из истории.
Истоком пуританизма был кальвинизм, по имени его основоположника, Жана Кальвина (1509-1554гг.) – французского теолога, богослова и реформатора церкви. Начиналось все довольно не плохо, главными постулатами учений Кальвина являлись равенство всех людей и рас перед Богом, а лейтмотивом вероучения богослова выступало полное признание суверенитета Бога. Одной из главнейших черт кальвинизма считается учение о предопределении человека или, проще говоря, о судьбе. В Женеве Кальвин окончил написание «Катехизиса», адресованного всем жителям. В нем содержался ряд жестких требований и изменений в устоявшихся традициях и порядках. Городским властям эти намерения показались благими, и они утвердили нормы «Катехизиса». С этого момента реальная власть над вольнолюбивой Женевой перешла в руки Жана Кальвина и его последователей, обернувшись тотальной диктатурой. Участились смертные казни, многие жители были изгнаны из города, а пытки арестантов вошли в обыкновенную практику.

Пуританство оформилось как одно из движений внутри протестантизма во второй половине XVI века, позаимствовав многое из учения Жана Кальвина, в том числе, и приверженность реформам и изменениям. Учение пуритан было направлено на обновление церкви, в религиозном плане их можно назвать анти-традиционалистами.

Отрицательное отношение к пуританам со стороны Старого Света обуславливалось тем, что пуритане критиковали общественное устройство Британии в эпоху Тюдоров и Стюартов, а также требовали экономической независимости церкви от королевской власти. Разногласия с англиканским духовенством и правительством стали веской причиной для переселения за океан. Однако высшей целью пуритан было не просто переселение, а создание нового общества, основными принципами которого будут распространение христианской веры и создание справедливых и равных законов для всех.

Избранный Богом народ

Пассажиры «Мэйфлауэра», в 1620 году направляясь на новую землю строить новое общество, представляли себя избранным Богом народом, призванным построить рай на земле, а для исполнения этой миссии, им были дарованы свыше земли Северной Америки. В своем переселении они видели аналогию с библейскими евреями из Ветхого Завета, которые бежали из Египта и которым была дарована Земля Обетованная. В действительности, люди бежали от голода, нищеты и перенаселенности, царившими в Англии. Уезжали в основном представители самых бедных слоев населения, которым нечего было ждать или терять в Англии. Немногие же богатые люди, мечтали увеличить свое богатство, первыми освоив ресурсы неизведанных земель. Свое бегство из страны в поисках лучшей доли и рисковые богачи, и отчаявшиеся бедняки называли призывом Бога к строительству «Нового Сиона» – так и возвышенней, и религиозней, и жертвенней.

Идеи совершенного общества, которое станет примером для всего человечества, ныне пребывающего в заблуждениях, деспотии и грехе нашли выражение в проповедях Джона Уинтропа (1588–1649), духовного лидера пуритан, политического деятеля и реформатора, возглавившего колонию переселенцев в Массачусетсе. В своих обращениях он призывал стойко переносить все тяготы новой жизни во имя прекрасного будущего, которое сейчас создается своими руками.

Из истории.
Джон Уинтроп, юрист по образованию, работал судьей у себя в графстве, затем в Лондоне. Джона, как ревностного пуританина не устраивали существовавшие государственные порядки, в том числе, подчинение судей власти. Так, в 1624 г. он подписал петицию, которая изобличала пороки государственного устройства, такие как казнокрадство, судебная волокита, произвольное налогообложение и доказывалась «необходимость реформ».
Жизнь в Англии угнетала Уинтропа, он критически воспринимает как экономическую, так и политическую ее стороны. А тут еще и кризис подкосил хозяйственные дела Уинтропа, у него появились долги. В 1629 году он лишился работы по причине роспуска парламента королем. Уповая на Бога: «имеющий Христа имеет всё», Джон все-таки и сам прилагал все усилия, чтобы поправить материальное положение семьи.
Еще в 1628 году он вошел в группу пуритан, планировавших уехать в Америку, а  в конце июля — начале августа 1629 г. решение уехать созрело окончательно. Этому служило предположение, что господь предназначает Америку «в качестве убежища для тех, кого он намерен спасти от всеобщих бедствий» как в религиозном, так и экономических планах. В итоге Джон Уинтроп проявил себя талантливым управленцем и организатором, с 1629 по 1649 год 12 раз избирался на пост губернатора Массачусетса, несмотря на авторитарный стиль правления.

В проповеди «Образец христианского милосердия» он говорил: «Мы будем подобны Граду на холме, взоры всех народов будут устремлены на нас; и если мы обманем ожидания нашего Господа в деле, за которое взялись, и заставим Его отказать нам в помощи, которую Он оказывает нам ныне, мы станем притчей во языцех всему миру».

Не сложно уловить в словах Джона Уинтропа намек не только на высокую миссию колонистов в построении нового совершенного общества, но и на распространение его идей и принципов и на другие народы в обозримом будущем. Так, религиозным реформатором был заложен идейный фундамент под формирующееся самосознание пуританских переселенцев, а именно – исключительность и универсализм. Идея «избранности» в самосознании колонистов впоследствии оказало огромное влияние на ценности будущих Соединенных Штатов Америки.

Раскручивая тему своей избранности и исключительности, пуритане, несмотря на то, что они имели тесные этнические и культурные связи с Европой, противопоставляли свой мир миру консервативного Старого Света из которого они вышли и который их породил.

Э.Я. Баталов пишет: «Обобщенным выражением представлений американцев о своей избранности (уникальный континент, дарованный Всевышним, уникальный народ, ведомый Богом, уникальный политический строй, уникальная империя, необыкновенное будущее, уготованное Америке…) стала концепция американской исключительности (American exceptionalism)».

На светлой стороне

Идея исключительности объединила людей, у которых пока еще не было единой длительной истории.
Стремление пуритан стать правильными христианами обернулось противопоставлением «светлой» стороны, на которой пребывали пуритане стороне «темной», т.е. всему остальному миру.

Политолог В.Ю. Крашенинникова пишет: «Американский протестантизм подразумевает фундаментальную оппозицию добра к злу, правоты к неправоте. Космология пуританства не несет в себе никаких оттенков, в ней есть только сражение между Светом и Тьмой».

«Черно-белые» установки впоследствии проявятся в американской внешнеполитической риторике: Р.Рейган объявит СССР «империей зла» и это выражение станет политическим клише, Дж. Буш-младший запишет в «ось зла» Ирак, Иран и КНДР, затем список пополнится Кубой, Ливией, Сирией, Белоруссией, Мьянмой, Зимбабве. Б. Обама, которого нельзя назвать религиозным консерватором, в 2014 году признается, что «верит в американскую исключительность всей душой». Очевидно, что пуританское влияние на национальном уровне внешней политики США достаточно сильно и по сей день.

Религия и жажда наживы

Следует отметить еще один важный аспект. В кальвинизме уже в XVII веке утверждается позиция, согласно которой если твой бизнес стал успешнее, то это знак того, что Бог тебе благоволит.

Михель Гофман в книге «Американская мечта» пишет: «Библейская заповедь «все люди братья» уступила свое место заповедям Успеха, который стал своеобразной формой национальной религии. Америка создавала новую цивилизацию с новой моралью — моралью труда, моралью всеобщей конкуренции, в которой успех — знак любви Бога».

Современный российский философ В. Можегов уточняет характер этой новой морали: «Свобода американского общества не имела ничего общего с прежней христианской свободой Средних веков… Это была сугубо внешняя свобода, прежде всего — свобода предпринимательства».

Пройдет три века, и США станут с упорством навязывать эти взгляды всему миру. Уйдет в прошлое и забудется, как писал Михель Гофман, что «Американская идея изначально была идеей религиозной. Английские протестанты, прибывшие в 1620 году на новый континент, не мечтали о богатстве, их целью было построение Царства Божьего на земле».

«Град на холме» сияет ли?

Основы американской идентичности, уверенность в собственной правоте и неоспоримого превосходства над остальным миром, были заложены как религиозные установки переселенцев, которым приходилось выживать в новых жестких условиях. Борьба за светлое будущее требовала не только упорства, отваги и трудолюбия, но и постоянной подпитки душевных сил, необходимости верить в то, что они делают правое дело, на них смотрит весь мир, и у них нет права на ошибку. Собственно, у них получилось.

Америка очень набожная и одновременно политизированная страна: молитвы и государственные флаги – постоянные атрибуты быта. Америка страна мечтателей и идеалистов: вера в исполнение «американской мечты» у ее жителей носит культовый характер. Американская мечта, это мечта, прежде всего, о богатстве. Богатый человек отмечен Богом, следовательно, он является примером для подражания.

По сей день религиозный образ «Града на холме» используют политики как в светском, так и политическом контексте, и в каждом из них Америка выступает «мессией», перед которым стоит задача исправить «неправильный» мир по «правильному» образцу.

Достойна уважения святая убежденность американцев в том, что их долг заключается в распространении своих ценностей по всему миру, внедрение американской идеи в каждую страну, в каждый дом, на каждую кухню. Но мир оказался разнообразнее, чем они думали, «правильных» образцов оказалось больше одного, мнения разделились в самих США, а страны стремятся защитить и сохранить свою аутентичность, обычаи и традиции, религию и политические установки. Наступает время пересмотреть политику вмешательства во все дела всех стран мира и перестать решать за всех, как жить и что делать. Ведь как говорится в пословице: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», а если по-русски не понятно, приведу английскую версию: «When in Rome, do as the Romans do».

Автор: Александр Тонин

Поделиться в сетях: