Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Прогресс и деградация в развитии современной культуры

Культура неотделима от общества, а смысл культурных ценностей зависит от особенностей социальной жизни людей. Факты культуры возникают на основе социальных фактов, отобранных по значимости для общества, и служат в качестве своеобразных правил и образцов поведения. В каждый конкретный исторический период культура отражает определенный этап развития общества.

Социокультурное развитие можно оценить по-разному. Возникает вопрос, существует ли прогресс в областях искусства, морали, религии. Если в области технологий прогресс очевиден, то в данных областях общественной жизни — нет. Например, в XX веке во время мировых войн технический рывок был огромным: появилась новая техника, автомобили, самолеты, оружие. Но религия, нравственность, культура во многом сделали шаг назад. Большая часть культурного наследия прогрессивного человечества была уничтожена, не сосчитать жертв тоталитарных режимов, геноцида.

В философии культуры возникла оппозиция между исследователям, которые опровергают возможность культурного прогресса, и теми, кто доказывает его безусловное существование. В обоих случаях ученые видят для человечества светлое будущее. Пессимисты при этом настаивают, что люди должны быть более разумными и толерантными. Оптимисты указывают на то, что человечество способно справится с любыми трудностями.

Культурный прогресс в XX веке

Прогресс культуры — это поступательное развитие всех ее составляющих, при котором способы культурной деятельности усложняются и разделяются. В результате культурного прогресса происходит замена отдельных культурных понятий.

В XX веке, особенно во второй половине, в культурной сфере общества происходили сложные процессы. Во время второй мировой войны сформировалась плеяда деятелей искусства, которые побывали на фронте и впоследствии в течение многих лет отражали тему войны, мужества, сопротивления, выживания людей в своих произведениях.

Во второй половине 40-х годов, связи с распространением коммунистической идеологии и необходимостью внедрения новых идей в массовое сознание, возникло такое новое направление искусства, как «социалистический реализм». Воспевался герой-революционер, пролетарий, коммунист, рабочий. Основой служила марксистско-ленинская идеология. Социалистический реализм стал основой советской культуры. Авангардные течения подавлялись. В 50-60-е годы из-за гонений со стороны властей произошла массовая эмиграция деятелей искусств в капиталистические страны. А в Восточной Европе инакомыслящая творческая интеллигенция стала опорой демократических революционных сил.

В результате попыток осмыслить события военного времени, а так же в качестве ответа на социалистический реализм, во второй половине XX века возникло новое направление критического реализма — неореализм. Его последователи старались изобразить жизнь без прикрас, как она есть.

В период «холодной войны» на первый план в формировании культурной среды противоборствующих стран выступила идеологическая составляющая, вытесняя художественные ценности. Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что весь мир узнал об индийской культуре посредством кинематографа, стала популярна латинская и африканская музыка.

Произошел расцвет массовой культуры. Массовая культура носит развлекательный характер, ее особенность — культ «звезд», общедоступность, потворство тем инстинктам человека, которые классической искусство стремится контролировать — насилию, сексуально раскрепощенности, аморальному поведению.

Одни из ярких направлений массовой культуры — поп-арт и рок. Оба эти направления искусства были протестными. Поп-арт возник в 50-х годах в Англии в качестве отрицания роста массового потребления, когда технологический прогресс вызвал резкий рост производства и предложение продукции превысило спрос. В результате материальные ценности общества существенно исказились. Знаменитое изображение бутылки кока-колы Энди Уорхала в стиле поп-арт — не что иное, как предвестник экологического движения за сохранение планеты и против ее загрязнения из-за роста потребления.

Рок по своей сути был революционным. Зародившись в качестве протеста против закрепощенности, пуританства, социального, расового, гендерного неравенства, милитаризма, рок вырос в самостоятельное направление в искусстве, определившее развитие мировой культуры конца XX века. Ярким представителем этого направления стала музыкальная группа «Битлз». К мнению рок-музыкантов прислушивались, будь то отрицание войны во Вьетнаме, различные концерты «Рок против…» (расизма, милитаризма, наркомании…).

В начале XXI века мировое сообщество оказалось в ситуации, когда определенное направление искусства смогло охватить максимальное количество аудитории. Удалось это сделать поп-искусству и рок-искусству благодаря развитию средств массовых коммуникаций.

Поп-искусство оказалось популярным из-за общедоступности, понятности, а также тому, что оно отражает актуальную ситуацию в обществе, современные ценности, как бы поддерживает тот образ жизни, который приветствуется обществом или отдельными группами.

Рок-искусство, наоборот, протестует против ценностей, норм, правил общества или определенных сообществ. Поп и рок создают баланс и при содружестве с классическим искусством создают основу современной культуры. Однако помимо этого сегодня наблюдается рост новых протестных настроений, выражающихся в альтернативных направлениях в искусстве, пока не имеющих определенных черт, но постепенно набирающих силу.

Перспективы культуры в современной России

Тенденции развития современной культуры в России наметились в 80-е годы XX века с наступлением в тоталитарном советском обществе перестройки. В этот период СССР балансировал между «истинным социализмом» и рыночно-капиталистической системой, выбирая дальнейший путь развития. Появилась гласность, которая позволила открыто выражать свои мысли, получать достоверную информацию. Этот процесс вызвал эйфорию у тех, кто хотел перемен, и страх у тех, кто опасался за то комфортное и стабильное существование, которое обеспечивала устойчивая советская система.

Формирование постсоветской культуры было основано на такой базовой ценности, как свобода самовыражения. Эта свобода порождала как новые формы искусства, так и массу сложностей в плане отбора социальных форм для трансляции их на уровне культуры. Возникли новые идеалы, новая социальная мифология, система морали и духовных ценностей. Усилилось противоречие между консервативными и либеральными течениями в искусстве.

Русская культура подверглась значительному влиянию западной культуры. Звучали призывы сохранить самобытность русской культуры. Но она уже была существенно скорректирована влиянием советского социалистического искусства, которое внедрялось в большей степени насильственно сверху. Западное же влияние оказалось стихийным и неизбежным. Культура новой России стремилась к цивилизованному европейскому и американскому образцу.

Российская культура конца XX века с трудом справлялась с нахлынувшим потоком относительно свободной и нерегулируемой западной культуры. Бывшие жители СССР привыкли к цензуре, самоцензура не успела сформироваться. Мышление русского человека не успело приспособится к ситуации, когда над обществом не давлеет власть царя, генсека или президента, не надо оглядываться на мнение церкви, государства, конкретных индивидов и общественных групп.

Начались массовые преобразования во всех культурных сферах. Где-то начали происходить необратимые процессы рецессии, когда культурные составляющие теряли свой изначальный смысл — отражать и формировать ценности и моральные установки общества. Культура в российском обществе всегда занимала важное место, формировала сознание. Когда начался культурный хаос перестройки, многие вновь утвердились в мысли о необходимости цензуры и регулирования отдельных сфер искусства.

На этапе перехода от социализма к капитализму в российском обществе наблюдалось интересное явление. Произошел культурный прогресс, но общество в целом находилось на другой эволюционной ступени и не смогло принять этих резких изменений. Основной причиной такой парадоксальной ситуации можно считать закрытость советского общества, а затем резкое вливание его в мировое сообщество, которое находилось на ином эволюционном витке.

Для развития и становления российской культуры требуется время. До сих пор у многих членов российского общества сохраняется имперское сознание, но империя стала меньше, а мир — больше. Если старшее поколение требует возврата ушедших ценностей, то новое поколение их не воспринимает и движется в сторону других культурных ориентиров. Казалось бы чуждые русскому сознанию ценности органично вписываются в современную действительность. Новые культурные установки помогают развитию общества и стимулируют развитие самосознания россиян. Попытки загнать российскую культуру на данном непростом этапе ее формирования в рамки какой-либо идеологии чреваты новым застоем, из которого будет так же сложно выходить, начиная необходимый этап эволюции заново.

Процессы глобализации мирового пространства происходят неизбежно. Слияние российской и западной культур, а также влияние, оказываемое на них обеих восточной культурой — это одни из проявлений мировой глобализации. В этих условиях остро встала проблема сохранения традиционных национальных культур.

Сопротивление новым веяниям в искусстве происходит как раз на основе страха за разрушение веками формировавшейся и с трепетом хранимой национальной культуры и ее неповторимых образцов. В этих условиях государству важно взять под свою защиту национальную культурную среду, обеспечить сохранение и воспроизводство национальных промыслов, поддерживать музеи, театры, общественные организации, которые работают в сфере культуры.

В то же время следует отметить, что для ознакомления с современными течениями в искусстве необходимо вначале освоить классику, основы культуры, как мировой, так и отечественной. Большая ошибка современного молодого поколения — не обращать внимание на классическое образование и сразу переходить к освоению форм искусства, которые являются отклонениями от стандартов. В итоге у молодых людей отсутствует выбор, им сложно ориентироваться в культурной среде, нет определенных ориентиров, которые помогли бы им при необходимости скорректировать поведение, если оно начинает вредить им самим и окружающим.

Константин Аркадьевич Райкин, руководитель московского театра «Сатирикон», емко охарактеризовал состояние современной культуры: «Я вижу, что уровень культуры падает. И это вижу не я один. Я преподаю и на примере студентов понимаю, что молодое поколение на самом деле мало что знает. По наблюдению артиста, виной тому, в частности — школа, которая сегодня обучает плохо. Это чаще всего абсолютно темные, мало читающие люди, которые ничего не знают об истории своей страны, не знают ее литературы и не приобщены к ее главным культурным ценностям. Абсолютное большинство населения не имеют в часы досуга навыка читать что-то. Оно в основном занято просмотром ТВ-сериалов».

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование культурного сознания человека происходит в детстве и юности, и главные инструменты для образования и воспитания — это чтение, ознакомление с образцами мирового классического и отечественного искусства. Только лишь современное искусство не способно сформировать у человека, а тем более ребенка, целостного представления о мире и о себе. Поэтому классическое советское образование считалось и до сих пор признается одним из самых прогрессивных в мире. Дополненное, но не замененное, современными образовательными методиками, обогащенное современными знаниями, оно могло бы и дальше служить для формирования у подрастающего поколения основных духовных ценностей: добра и красоты, истины и свободы, совести и благородства.

Цивилизация развивается и требует изменений в культурной жизни. Сама по себе цивилизованность не является гарантией прогресса культуры, так как может принимать различные формы, порой противоречивые. При этом культура может самостоятельно существовать в отдельных сферах общественной жизни — в экономике, политике, праве, быте, значительно способствуя их развитию.

Автор: Влад Сычев

На заставке: Энди Уорхол «Зелёные бутылки кока-колы». Фото: Pllsll.com

Комментарии отключены.