Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Самоопределение русского народа — поиски национальной идентичности

Национальная идентичность является важным аспектом развития общества. Сегодня, когда границы между государствами постепенно стираются, мир становится ощутимо меньше и начинает напоминать общий дом, самоопределение нации имеет важное значение. Для человека, как социального существа, необходимо ощущение принадлежности к чему-то большему, в данном случае — к общему роду, нации, государству. Вопросы «Что такое «русское», кто такие русские и что такое Россия?» сегодня актуальны как никогда. Особенно в свете стремления на государственном уровне зафиксировать национальную идею.

Идентичность в психологии означает психический процесс, который позволяет человеку определить себя в качестве члена какого-либо сообщества — социального, экономического, религиозного или другого. При этом человек приписывает сообществу и себе однородные свойства, сопереживает той группе людей, с которыми идентифицирует себя. Ощущая себя частью страны, общества, государства, человек вкладывает силы в их развитие, связывая его с собственным личностным ростом.

Вопрос русской идентичности крайне сложный. Исторически так сложилось, что наша страна даже называлась по-разному в разные исторические периоды. Русь, Российская Империя, Советский Союз, Россия, Российская Федерация… Мы говорим «русский», «российский», «советский» — и подразумеваем порой одно и то же. Со словом «советский» некая определенность есть — это то, что каким-либо образом относится к СССР.

Слова «русский» и «российский» часто употребляют, как тождественные. Во времена Пушкина эти слова действительно означали одно и то же. Сегодня, когда остро встает вопрос самоидентификации наций, входящих в состав РФ, без ущемления прав какой-либо из них, слово «российский» употребляется, когда речь идет о государстве, политике, экономике, демографии и так далее.

Язык же и культура так и остались «русскими». Но говоря так, мы как бы отделяем «русское» от прочего. Идентификация в данном случае может происходить в двух направлениях — приобщении личности к русской национальности (русские) или к России в целом, как целостному многонациональному государству (россияне). Жителям России вполне ясны нюансы этих слов и выражений, а для иностранцев они могут быть непонятны. Для американца russians – все рускоговорящие иммигранты с просторов постсоветского пространства, будь то евреи, грузины, таджики, украинцы.

Русская цивилизация — ключ к поиску национальной идентичности

Вопрос национальной идентичности необходимо рассматривать в контексте человеческой цивилизации в целом. Тогда Россия предстает в виде одной из составных частей целого мира, и является отдельной цивилизационной единицей. Русская цивилизация — это то понятие, которое дает в руки ученых ключ к раскрытию вопроса национальной идентичности России.

Во-первых, Россия в таком случае обретает определенное, только ей предназначенное место в мировой истории. Страна вписывается в общее развитие мировой цивилизации, в том числе европейской и восточной, но в то же время, вбирая в себя элементы Востока и Запада, остается самобытным образованием.

Во-вторых, русская цивилизация становится вполне определенным собранием различных элементов, которые распадаются, словно пазл, если речь идет о России как о стране с четко очерченными границами, национальным языком и культурой. Если говорить о русской идентичности в контексте цивилизационной теории, то понятия «русский», «советский», «российский», «славянский» встают на один уровень, не теряют своего смысла в современном мире и являются звеньями одной цепочки самоидентификации каждого гражданина России.

Понятие русской цивилизации имеет корни в философском течении — славянофильстве. Большой вклад в развитие тории русской цивилизации внес философ Н.Я. Данилевский (1822—1885). Он писал в своем труде «Россия и Европа» (1869), что Россия должна взять лучшее у Запада, а он, в свою очередь, переработал лучшие идеи античной культуры. Как и античная цивилизация, европейская от периода расцвета перейдет к упадку, и в этот момент Россия, подпитанная западными идеями, перейдет к стадии расцвета. При этом Данилевский не использует понятие «цивилизация» в отношении России, но уже определяет ее, как особый культурно-исторический тип, отдельный, самобытный.

Поиск опоры для расцвета русской цивилизации продолжили писатели и философы XX века — В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. С. Хомяков. В своих работах, будь то научные труды или художественные произведения, страстно, лихорадочно, воодушевленно, отчаянно русские писатели и мыслители искали подходящие формулировки для русской цивилизации, русской идентичности и русской идеи.

Смысл этих поисков заключается в том, что национальная идентичность важна не только в философском аспекте, научном понимании, либо отражается в искусстве, но и имеет прикладное значение. Русская идентичность служит фундаментом, на котором основывается образовательный процесс в стране, в ее свете передаются знания об истории, культуре, политике, экономике подрастающему поколению, у юношества формируется представление о себе, своем месте в мире.

Теорию русской цивилизации продолжает и развивает российский философ Александр Дугин, лидер Международного Евразийского движения. Он создает новую эписистему, в которой Россия предстает в качестве переходной цивилизации между Европейской и Евразийской, объединяющей Европу и Азию. Дугин объясняет, почему Россия, являясь многонациональной страной, должна сохранять свою привлекательность для других народов. А для этого ей необходима собственная идентичность. В одной из своих лекций рамках курса «Современная идентичность России» профессор Дугин говорит следующее:

«Если Россия – цивилизация, то все эти темы воспринимаются совершенно иначе. Во-первых, мы можем оставаться привлекательными для других народов, не навязывая им необходимость одномерной принадлежности к одной и той же модели. Во-вторых, мы можем сохранить их самобытность, быть ее гарантом, способствовать укреплению этой культурной идентичности, ее эндогенному развитию. Хотят — модернизируются, не хотят — не модернизируются. И мы точно так же. Можем что-то заимствовать у Запада, а можем не заимствовать».

Сегодня, когда возможности интеграции культур стали практически безграничными, остро встает вопрос о необходимости сохранения русской идентичности, как уникального явления.

Диалог религий как основа русской идентичности

О необходимости сохранения идентичности в России высказался президент Владимир Путин на торжественном собрании, посвященном 10-летию Поместного Собора РПЦ и патриаршей интронизации в январе 2019 года.

«Мы хорошо понимаем, чтобы добиться новых рубежей, нам важно сберечь свою идентичность, наше единство и солидарность, а они строятся на тех ценностях, которые во все времена почитались и православием, и другими традиционными религиями. Это милосердие, честность и справедливость, забота о ближнем и семье, уважение к родителям и детям, и конечно, любовь к родине», — сказал Путин

О важности русской идентичности и связи ее с русской цивилизацией сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на XХII Всемирном русском народном соборе 1 ноября 2018 года в Москве:

«Вопрос о цивилизационной идентичности — это не вопрос какого-то изоляционизма, или превосходства, или противопоставления себя остальному миру. Это, прежде всего, вопрос единства нашего цивилизационного пространства, во многом совпадающего с канонической территорией нашей Церкви, где живут представители различных государств, национальностей и вероисповеданий. Общность исторической судьбы, многовековой обмен культурными достижениями, опыт совместной борьбы с захватчиками сплотил людей на базе единых ценностей, вытекающих из нравственного учения Православной Церкви и других традиционных религий. Эти ценности определяют и социальный идеал, который был обозначен на Соборе как солидарное общество, то есть такое общество, которое основано на взаимопомощи, на сотрудничестве, а не на жестокой конкуренции и «естественном отборе», — подчеркнул Патриарх.

Русская идентичность существует, как данность. Ученым, философам, деятелям культуры остается лишь сформулировать ее, передать соотечественникам и транслировать по всему миру. Следует лишь помнить, что национальная идентичность не должна быть основана на разделении этносов или религий. Так как идентичность есть то, что объединяет, притягивает, обобщает, а не разъединяет. При этом русская идентичность никогда не будет каким-то универсальным сакральным знанием, доступным лишь избранным или поддерживаемым большинством. Это вполне определенные идеи, с которыми можно спорить или соглашаться, но отрицать их значимость нельзя.

Автор Мария Климова
Все материалы автора

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.