«Я бы поставил знак равенства между словами перестройка и революция»
М.С.Горбачев
Четверть россиян считают себя жертвами перестройки. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ.
Чаще всего жертвами перестройки себя называют люди старше 60 лет (37%), реже — более молодые россияне в возрасте от 24 до 45 лет (8%). При этом 70% опрошенных не относят себя к жертвам перестройки.
Большинство россиян уверены, что перестройка имела негативные последствия для страны. Так, 40% опрошенных считают, что в результате перестройки в России усугубились неразбериха и хаос во власти, еще 30% указали на углубление экономического кризиса. 37% россиян отмечают, что из-за перестройки люди потеряли уверенность в завтрашнем дне. В начале октября депутат Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов предложил ввести в России термин «жертвы перестройки» и выделить таким людям льготы и субсидии. По его мнению, в основном пострадали граждане, которым во второй половине 1980-х и 1990-х было от 24 до 45 лет. Чернышов указал, что из-за перестройки в стране возросла смертность и упала рождаемость, а многие лишились работы.
В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к честному труду. К середине 80-х гг. в CCCР возникла настоятельная необходимость обновления всех сторон общества, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы.
В марте 1985г. на должность генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. На апрельском (1985г.) пленуме ЦК КПСС генеральный секретарь впервые за многие годы заявил о наличии проблем в стране (раньше говорили о трудностях) и провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития. Начался этап в жизни страны, названный перестройкой.
Причины перестройки:
— сокращение темпов прироста в экономике страны;
— высокая доля военных расходов (усиление гонки вооружений в ходе холодной войны);
— нарастание негативных явлений в социальной сфере (растущий дефицит товаров, пьянство, падение трудовой дисциплины и т.д.);
— кризисные явления в политической системе, вызванные, в том числе, старением руководства — в начале 1980-х средний возраст членов политбюро ЦК (фактического руководства страны) 70 лет.
Цель перестройки — совершенствование социализма, очищение его от сталинизма и возврат к ленинской концепции социализма, построение социализма с человеческим лицом.
Этапы перестройки:
1985–1987 гг. — реализация курса на ускорение социально-экономического развития;
1988–1989 гг. — начало экономической реформы;
1990–1991 гг. — политическая реформа.
Ускорение социально-экономического развития:
— научно-техническое обновление производства на основе ускорения научно-технического прогресса;
— интенсивное развитие машиностроения;
— совершенствование экономических отношений;
— достижение мирового уровня производительности труда;
— модернизация всех сторон жизни общества, активизация деятельности политических и общественных институтов.
Главной задачей “ускорения” было признано развитие машиностроительной отрасли, в которой советское руководство видело ключ к быстрому техническому перевооружению всего народного хозяйства. Программа “ускорения” предусматривала опережающее (в 1,7 раза) развитие машиностроения. Однако значительные финансовые вливания в эту сферу не только не дали экономического эффекта, но и значительно увеличили дефицит союзного бюджета. Так же в рамках “ускорения” в апреле 1986г. была принята программа жилищного строительства “Жилье-2000”, согласно которой каждая советская семья должна была получить к 2000г. отдельную квартиру, планировалась компьютеризация школ.
Предпринят ряд мер социального характера. В мае 1985г. принято постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликёро-водочной продукции, увеличение производства соков.
Приняты меры по реорганизации системы управления экономикой: в ноябре 1985г. путём слияния семи союзных министерств и ведомств создан Госагропром, в мае 1986г. – госприёмка — новый орган, контролирующий качество производимой продукции.
Политика ускорения дала краткосрочный эффект (производительность труда в 1985г. выросла на 1,3%). Но кардинальных изменений в экономике не произошло, напротив, ситуация ещё более осложнилась. Потери бюджета от антиалкогольной кампании и сокращения выпуска вина и водки составляли 25 млрд рублей. Проведённая реорганизация органов управления привела к созданию ещё более сложной и плохо управляемой бюрократической структуры.
Главная причина провала политики ускорения — использование традиционных командно-административных мер. Внеэкономические методы интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства, не изменившие социальной природы общественного воспроизводства и основанные на инерции сложившегося бюрократического хозяйственного механизма, уже находившегося в кризисном положении, не могли привести к реальным изменениям в экономике.
На июньском (1987г.) пленуме ЦК КПСС утверждены основные направления перестройки управления экономикой, в ходе реализации которых осуществлено:
— предоставление самостоятельности государственным предприятиям;
— перевод государственных предприятий на хозрасчёт;
— предоставление предприятиям права осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
— сокращение плановых показателей;
— плановые задания для значительного числа предприятий заменялись контрольными цифрами и государственными заказами, уменьшение доли госзаказа было провозглашено важной задачей;
— начало использования частной инициативы — разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов.
Перестройка управления экономикой привела к утрате государственного контроля над предприятиями, что в условиях плановой экономики имело разрушительные последствия. Значительный рост заработной платы превышал рост производительности труда, что привело к обострению проблемы дефицита товаров и услуг. Сократились инвестиции в развитие предприятий.
Итогом стал экономический спад. В 1989г. с забастовки шахтёров Кузбасса начинается стачечное движение по всей стране.
В 1990г. разрабатываются программы перехода к рынку:
— правительственная программа (Н.И. Рыжков, Л.И. Абалкин) предполагала укрепление государственного сектора экономики и государственный контроль за развитием частного сектора, переход к рынку планировалось осуществить в течение 5–6 лет;
— программа «500 дней» (С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский) предполагала приватизацию государственных предприятий, привлечение частных инвестиций и переход к рынку за 1,5 года (500 дней).
Верховный Совет СССР не принял ни одну из представленных программ, предложив доработать их.
В условиях нарастающего экономического кризиса правительство попыталось решить проблему за счёт проведения денежной реформы (в январе 1991г. проведён обмен 50- и 100-рублёвых купюр в целях изъятия приобретённых незаконным путём денег) и повышения цен. 2 апреля 1991г. в 2–4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Сумма компенсации, выплачиваемая населению, значительно уступала уровню повышения цен. Предпринятые меры не улучшили экономической ситуации, но привели к падению жизненного уровня населения.
Политическая система СССР в годы перестройки:
— проведение политики гласности;
— возобновление реабилитации жертв сталинских репрессий;
— критика сталинизма и административно-командной системы;
— курс на демократизацию общественной и политической жизни;
— появление неформальных (неподконтрольных КПСС) общественных и политических обществ и движений;
— реформа избирательной системы, введение состязательности на выборах;
— созыв Съезда народных депутатов СССР (1989г.);
— Верховный Совет преобразован в постоянно действующий орган;
— учреждение поста Президента СССР, избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. М.С. Горбачёва Президентом СССР; в декабре 1990 г. введён пост вице-президента, им избран Г.И. Янаев;
— отмена статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС в государстве;
— начало формирования многопартийной системы;
— изменение структуры высшей исполнительной власти — преобразование Совета министров в Кабинет министров, подчинённый Президенту.
Внешняя политика в годы перестройки.
На международной арене советское руководство выступает с рядом мирных инициатив:
— уменьшение расходов на оборону;
— сокращение численности армии;
— введение в одностороннем порядке моратория на испытание ядерного оружия;
— ликвидация к 2000г. ядерного оружия в мире.
На основе признания ядерного оружия угрозой существования всего человечества сформулированы принципы нового политического мышления в международных отношениях:
— признание мира целостным и неделимым;
— провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами;
— деидеологизация международных отношений;
— отказ от главенства классовых интересов в международной политике;
— признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и др.;
— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов учёт не баланса сил двух систем, а баланса их интересов.
Основные события во внешней политике в годы перестройки:
— подписание договора с США о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД, 1987г.);
— вывод советских войск из Афганистана (1989г);
— нормализация отношений с Китаем, визит М.С. Горбачёва в Китай (1989г.);
— объединение Германии (1990г.);
— подписание договора с США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1, 1991г.);
— роспуск Организации Варшавского договора (1991г.);
— роспуск Совета экономической взаимопомощи (1991г.).
Обострение межнациональных конфликтов и распад СССР
Причины обострения межнациональных конфликтов в годы перестройки:
— экономический кризис;
— социальный кризис;
— непоследовательность и противоречивость национальной политики;
— ошибки руководства страны при решении проблем в межнациональных отношениях;
— кризис коммунистической идеологии и потеря руководством страны контроля над ситуацией.
В ряде районов (Нагорный Карабах, Абхазия, Узбекистан, Киргизия) межнациональные конфликты приняли форму вооружённого противостояния и привели к многочисленным жертвам. В союзных республиках усиливаются сепаратистские настроения, выразителями которых стали народные фронты. Начинается парад суверенитетов — в союзных республиках принимаются документы о государственном суверенитете. Предложенный М.С. Горбачёвым проект нового Федеративного договора, предусматривавший фактически преобразование СССР в конфедеративное государство, не получил поддержки как в ряде союзных республик, так и среди части представителей союзного руководства и стал одной из причин попытки отстранения Горбачёва от власти в августе 1991г.
8 декабря 1991г. в Вискулях под Брестом (Белоруссия) руководители Белоруссии С.С. Шушкевич, России Б.Н. Ельцин и Украины Л.М. Кравчук подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (Беловежское соглашение).
21 декабря 1991г. в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии) подписали Алма-Атинскую декларацию, положившую начало Содружеству Независимых Государств и завершившую процесс перехода бывших республик союза к независимым государствам. 26 декабря на последнем заседании Совета Республик Верховного Совета СССР была принята декларация, констатировавшая прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права.
27 декабря 1991 г. М. С. Горбачёв заявил об отставке с поста Президента СССР.
Прекращение существования СССР сделало США единственной супердержавой мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в холодной войне
Причины провала перестройки:
— отсутствие обоснованной концепции реформ;
— ошибки руководства страны в проведении реформ;
— разочарование населения в социалистической идее;
— раскол в руководстве страны по вопросам целей преобразований и методов их проведения.
Это интересно.
Для наших читателей будет интересно сравнение модернизаций СССР и Китая, происходящие в те же сроки, но с разными подходами. Как следствие – результаты разные. Китай занимает на сегодняшний день лидирующее положение в мире, а Россию ждали встряски, несистемные кризисы и отсутствие какого либо понятного на десятилетия пути модернизации.
С 1970г. экономическое положение Китайской Народной Республики относительно России (а до 1992г. – СССР) существенно изменилось. Если в 1970г. ВВП Советского Союза более чем в четыре раза превышал китайский, то к началу 1990-х гг. Китай обошел постсоветскую Россию по этому показателю, а к 2010г. ВВП КНР был в четыре раза выше российского. По ВВП на душу населения Китай (с населением 1,3 млрд) также совершил впечатляющий рывок к уровню России (с населением 140 млн): если в 1990г. ВВП на душу населения в Китае составлял лишь 10% от российского уровня, то к 2009г. он достиг уже 43%. С 1978 по 2010 гг. Китай увеличил свою долю в мировом ВВП более чем в семь раз (с <1% до 7,4%), в то время как доля СССР/России снизилась с приблизительно 3% до <2%.
Эти данные подчеркивают, что удивительный экономический рост Китая сочетался с серией реформ, проведенных Дэн Сяопином в конце 1970-х гг., в то время как советская, а затем российская экономика фактически рухнула после перестройки Михаила Горбачёва. Китайский опыт показывает, что реформирование коммунизма возможно.
По иронии судьбы, как раз советские экономисты еще с конца 1950-х гг. предлагали передовые модели более сложной, децентрализованной системы принятия экономических решений, которая предусматривала бы адекватные материальные стимулы для управляющих и рабочих заводов. Эти идеи распространялись даже на сельское хозяйство.
Многие советские экономисты косвенно разделяли взгляды Джона Мейнарда Кейнса, рассматривая его поддержку существенного регулирования рынка со стороны государства как обоснование «конвергенции» между капитализмом и коммунизмом, что, в свою очередь, подтверждало большую гуманность и эффективность советской системы. Как справедливо отмечали многие, основополагающее различие между стратегиями Дэн Сяопина и Михаила Горбачёва и главное объяснение разных результатов реформ заключалось в том, что Дэн осуществлял экономические преобразования, жестко ограничив политические изменения, а Горбачёв одновременно проводил реформы и в той, и в другой сфере. Было ли это просто ошибкой Горбачёва? Дэн Сяопин обладал парадоксальным преимуществом: экономический и социальный хаос, ставший следствием культурной революции, в значительной степени напугали номенклатуру и дискредитировали экстремизм Мао и все, что было с ним связано. Используя эти настроения, Дэн создал выигрышную политическую коалицию и стал преемником Мао, а затем вступил на путь экономических реформ, которые закрепили его позицию как лидера.
Михаил Горбачёв, придя к власти в марте 1985г., столкнулся с партийной и правительственной номенклатурой, где все еще доминировали чиновники, выдвинутые на должности в конце 1930-х годов. Уже само по себе это являлось существенным препятствием для реформаторских усилий, а прочное присутствие «сталинского поколения» во власти означало, что Горбачёву – фактически аутсайдеру в кремлевской политике – будет очень непросто закрепить свой политический авторитет. В отличие от Дэн Сяопина, Горбачёв не смог сделать это быстро и никогда не добивался этого со всей решимостью.
Ряд факторов, как внутренних, так и внешних, повлияли на решения, принятые Дэн Сяопином и Горбачёвым. Среди них:
– следствие фундаментальных различий в социальной и экономической структуре двух коммунистических гигантов;
– роль международных факторов, включая традиционную дипломатию, прямые инвестиции, культурную ориентацию элит и диаспор;
– и, наконец, отличие стратегий предпринятых реформ и особая роль политических лидеров.
Хорошо известно, что Дэн Сяопин начал программу реформ с сельскохозяйственной отрасли. До этого китайское руководство регулярно получало сведения о дефиците в продовольственном секторе, о недоедании и даже голоде в деревне. Дэну и его команде было ясно, что система коллективного сельского хозяйства, действовавшая с 1950-х гг., просто не могла справиться с поставленными задачами. Тем не менее, эффективная ликвидация инфраструктуры колхозов стала серьезным политическим вызовом, и Дэн начал действовать, только построив собственную политическую базу между третьим и пятым пленумами XI съезда (декабрь 1978 – февраль 1980г.)
Результаты не заставили себя ждать и были поразительными. Не выдвигая всеобъемлющей программы реформ, Дэн Сяопин сохранил социалистическую форму сельского хозяйства, но лишил ее социалистического содержания. Общественная собственность на землю была сохранена, а местные власти по-прежнему устанавливали квоты на производство для каждой семьи. Однако, выполнив установленные нормы любым подходящим для них способом, семьи могли продавать излишки по рыночным ценам или использовать для личного потребления. В 1982г. сельские коммуны были упразднены, а к концу того же года практически все семьи в сельской местности работали на основе индивидуальных контрактов с местным производственным подразделением. В 1978–1982 гг. средний доход крестьян увеличился почти вдвое, производство зерна в 1984г. выросло на 33% по сравнению с 1977г., значительный прирост был зафиксирован в потреблении говядины, свинины, мяса птицы и яиц.
Эти результаты, положительные сами по себе, также повысили политический авторитет Дэн Сяопина и подкрепили его стратегию, позволив расширить и активизировать программу преобразований.
Горбачёв, напротив, начал экономические реформы, сосредоточившись на промышленном секторе. Его политика была нацелена на повышение эффективности существующих предприятий путем предоставления заводам большей свободы в планировании производства, сохраняя при этом структуру цен и квазимонопольного распределения и не упразднения госсобственности. В результате большинство советских предприятий просто прекратили производить потребительские товары с низкой наценкой, быстро возникла массовая нехватка товаров ежедневного потребления (соль, сахар, спички, масло, стиральный порошок, детская одежда и т.д.). К середине 1989г. у горняков Донбасса не было мыла, чтобы помыться после рабочей смены.
Это привело к массовым забастовкам и способствовало объединению рабочих и интеллигенции против советской системы и лично Горбачёва. Кроме того, первым шагом Горбачёва на посту генерального секретаря КПСС стала широко разрекламированная антиалкогольная кампания, которая, при всех ее достоинствах в теории, на практике сделала генсека непопулярным как среди народных масс, так и среди элит. В этом отношении Горбачёв оказался абсолютным антиподом Дэн Сяопина, который бережно накапливал политический капитал с каждым шагом по пути реформирования.
При этом нужно учитывать, что, если экономика Китая в конце 1970-х на 80% была аграрной, то советская почти на 80% была промышленно-городской. Более того, проникновение советской партийной и государственной системы в сельскохозяйственный (и вообще сельский) сектор было шире и глубже, чем в Китае. Таким образом, Дэн Сяопин проводил экономические, а не политические реформы, хотя и ужесточал при этом контроль над партийным и государственным аппаратом. Во время движения «Стена демократии» в 1978г. и событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Дэн Сяопин показал, что не намерен проявлять выдержку перед прямыми или даже скрытыми вызовами коммунистической монополии. Огромный резерв политического капитала, который Дэн Сяопин создал благодаря своим неоспоримым экономическим успехам, прорывам во внешней политике в отношениях с США, Японией и даже Советским Союзом, а также последовательно укрепляемые тесные связи с военным руководством позволили ему изолировать несогласных и удержать страну на пути экономических, а не политических реформ.
Михаил Горбачёв следовал практически полностью противоположной стратегии. К январю 1987г. он пришел к выводу, что неосталинистская бюрократия не позволит реализовать экономические реформы без масштабных политических преобразований. Поскольку добиться большей эффективности или найти новые источники роста с помощью первоначальной политики «ускорения» (1985–1986) не удалось, Горбачёв инициировал структурные экономические реформы и затем «демократизацию» и таким образом перешел к одновременному осуществлению экономических и политических реформ, что стало невероятным вызовом. В начале 1989г. были введены конкурентные выборы, направленные против старой гвардии, но чтобы полностью отстранить ее от власти, требовалось создать новые политические силы.
В 1989–1990 гг. в советских республиках появились националистические движения, использовавшие выборы для получения легитимного демократического статуса, которого не было у Горбачёва, поскольку он отказался выставлять свою кандидатуру на всенародное голосование.
P.S. Перестройка по Горбачеву стала прогрессивной попыткой модернизации страны исходя из демократических принципам. Это пожалуй единственное во всей истории страны глобальное переустройство и модернизация всех сфер общества. И с этой позиции, Михаила Горбачева можно рассматривать как гениального и смелого реформатора, опередившего свое время, незаслуженно преданного нашим обществом «анафеме». Именно он заложил фундамент перехода к пост социалистическому обществу, открыл путь демократизации общества, изменении политического устройства, в буквальном смысле родил нынешних политических лидеров страны, создал предпосылки к возможному много полярному по своим взглядам обществу. Без этого периода истории новейшая история России в существующем виде вряд ли была возможна.
Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов https://examer.ru/, https://inosmi.ru/, ttps://globalaffairs.ru/
Поделиться в сетях:
Комментарии отключены.