Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Кузница Великой Победы: самоотверженные подвиги тружеников тыла

День Победы – святой и трогательный праздник для всех жителей нашей необъятной Родины. Вряд ли найдется хотя бы одна семья, которая так или иначе, не соприкоснулась с тяжелейшей страницей нашей истории. Многие не дождались родных с полей сражений. Кто-то попал в плен, иные стали калеками, кто-то пропал без вести. 1418 дней и ночей наша страна мужественно шла к Победе.

Фашисткой Германией был предпринят дерзкий по замыслу блиц-крик, рассчитанный на молниеносную победу и минимум боевых действий и потерь с германской стороны. Гитлер рассчитывал на быстрое подавление сопротивления, морального духа народа, максимальное разрушение экономики и уничтожение армии.

Не смотря на огромные потери первых месяцев войны, отступлений, сдачи противнику ряда городов и целых областей, руководству страны во главе с И.В. Сталиным удалось в считанные месяцы наладить переброску заводов вглубь страны. Главная задача состояла в создании промышленной базы, переориентации мирных производств на военный лад.

Фото: Great-country.ru

За период с июля 1941 года по август 1942 года в тыл были переправлены 2743 предприятия. Многосоставные железнодорожные караваны устремились к новым местам дислокации. Буквально с колес, в чистом поле возводились заводские корпуса будущих военных предприятий. А зачастую, в первую очередь, под открытом небом, устанавливались станки и оборудование, которые уже через месяц давали для армии нужную продукцию. Тыл спешно перестраивался под военные нужды. Девиз «Все фронта! Все для победы!» воодушевлял людей, которые несли трудовую службу у заводских станков.

Фото: Museum.kyshtym.org

Для большинства рабочих и служащих главной мотивацией в те трудные годы стали призывы: «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт!», «В труде — как в бою!». Победа в яростной войне круглосуточно ковалась в мартеновских печах, на авиационных и танковых заводах, на фабриках и на полях.

Женщины и дети наряду со всеми несли на своих плечах тяжёлую трудовую ношу. Работали по несколько смен подряд, недоедали, спали тут же, в холодных цехах, отдавали последнее во имя победы, отбросив все личные интересы. Люди не щадили себя, осознавая необходимость самопожертвования.

В условиях постоянной мобилизации и нехватки мужских рук, старики и женская половина сел и деревень впрягалась в плуги и садилась за штурвал тракторов и сеялок. Армию нужно было кормить, одевать и обувать.

Тулупы, валенки, вышитые кисеты с махоркой грели наших бойцов на передовой.
Жители страны жертвовали свои личные сбережения на покупку танков и самолетов.

Работающие на заводах получали бронь от призыва на передовую. Многим запрещали идти на фронт в силу их квалификации, знаний, навыков, необходимых для работы в тылу, на сложных конвейерах, в конструкторских бюро. Однако ежедневно на стол руководителей ложились требования отпустить воевать за Отчизну. «Ваш фронт здесь. Ваша передовая — у станков, кульманов в конструкторских бюро, лабораториях. Вы важнее здесь» — на этом, как правило, заканчивался трудный диалог с начальниками цехов.

Воля к победе тружеников тыла, соединенная с беспрецедентной стойкостью духа, обеспечили достойное материально-техническое снабжение советской армии, разработку новейшей техники, современное вооружение не смотря на тяжелейшее время. Труд, наряду с подвигами солдат на полях сражений, внес огромный вклад в общую Победу. Заводы, фабрики, колхозы и совхозы — вся индустрия военных лет заложила новый фундамент советской послевоенной экономики.

Фото: www.liveinternet.ru

Умение сплотиться перед общей угрозой, нацелиться на победу — вот что всегда отличало наш народ. Трудности и лишения, как ни странно, объединяют наших людей на подвиг во имя жизни. Уникальный генетический код, осознание национальной идентичности ее жителей, неоднократно ставили страну в ряд победителей.

С Днем великой Победы! Победой, которая досталась дорогой ценой в страшной схватке с сильным врагом. Мы выстояли, потому что были вместе. Бессмертный полк героев войны, к сожалению, не сможет в этом году пройти по улицам и площадям городов. Однако в семейном кругу, в соцсетях и мессенджерах, в эти праздничные дни каждый из нас вспомнит вклад своих дедов и бабушек в Великую Победу.

С праздником.

Берегите себя!
Автор: Александр Тонин

Это интересно

30 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР был принят план перевода экономики СССР на военные рельсы. Одной из важнейших задач служб тыла стала эвакуация материальных средств и промышленных предприятий из районов, которым угрожал противник. В течение июля-ноября 1941 г. на восток было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в т. ч. 1360 оборонных. Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 1 августа 1941 г. были созданы Главное управление тыла Красной Армии и управления тыла во фронтах и армиях, учреждены должности начальника тыла Красной Армии и начальников тыла фронтов и армий
Ситуация с материальным снабжением войск в первые месяцы войны была очень тяжелой. Выпуск военной продукции в связи с переводом промышленности в восточные регионы страны к ноябрю 1941 г. упал до самой низкой отметки. Войска остро нуждались в вооружении, боеприпасах, горючем.
В июне 1941 года Алексей Косыгин был назначен заместителем председателя Совета по эвакуации при Совете народных комиссаров (СНК) СССР, а с октября 1941 года – уполномоченным ЦК ВКП(б) и СНК по проведению эвакуации наиболее важных предприятий из Москвы и Московской области.

Алексей Косыгин вспоминает:
«Предприятия, подлежавшие эвакуации из прифронтовой полосы, продолжали выпуск продукции до последнего момента. Демонтаж оборудования и погрузка его в вагоны часто велись под артиллерийским обстрелом и бомбежками врага. Большие трудности были связаны с демонтажем и транспортировкой крупногабаритного оборудования, требующего огромного количества вагонов и паровозов. Одновременно надо было перевезти на восток миллионы людей, уезжавших со своими предприятиями, разместить их на новых местах, помочь устроиться…»

Таким образом, практически за считанные месяцы, было эвакуировано без малого 500 крупных предприятий Москвы и Подмосковья. Всего же, к концу 1941 года из прифронтовых районов на Восток страны, за тысячи километров, были переброшены свыше 10 миллионов людей и более полутора тысяч промышленных предприятий. Мировая история еще не знала таких огромных масштабов становления экономики и перемещение промышленности. Чтобы оценить и понять масштаб этой задачи достаточно сказать, что перевозка только одного броневого стана из Мариупольского металлургического комбината потребовала свыше 200 вагонов. Причем через месяц это оборудование уже работало на Урале и выпускало боевую технику.

Достижения советской экономики в годы войны опирались на трудовой героизм советских людей. Работая в тяжелых условиях, не жалея сил и здоровья, они проявляли стойкость и упорство в выполнении заданий. О необходимости единой мобилизации советских людей в связи с началом войны говорил Сталин в выступлении 3 июля 1941 г. по радио.

Выступление по радио И. В. Сталина 3 июля 1941 г.:
«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идет, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма…»

16 августа 1941 г. ГКО принял «Военно-хозяйственный план» на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири и Средней Азии. В целях скорейшего развёртывания и материального обеспечения военного производства план предусматривал перевод в восточные районы сотен промышленных предприятий машиностроения по производству боеприпасов, вооружения, танков, самолётов с передачей им строек и предприятий других отраслей народного хозяйства. На восток передвигались миллионы людей, перемещались сотни предприятий, десятки тысяч станков, прокатные станы, прессы, молоты, турбины и моторы. Для организации этого небывалого в истории перемещения был создан Совет по эвакуации под руководством Н. М. Шверника.

Уже к декабрю 1941 г. в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было перемещено более 1500 предприятий оборонного значения и 10 млн. человек. На новом месте производство разворачивалось нередко под открытым небом, не дожидаясь, пока будут возведены стены и крыша над головой. Наряду с восстановлением эвакуированных предприятий в восточных районах СССР развернулось новое строительство, особенно заводов металлургии, электростанций, угольных шахт и заводов военной промышленности.

Летом 1942 г. произошел перелом в работе тыловой экономики. На востоке страны была создана новая военно-промышленная база, полностью обеспечивавшая потребности фронта. С этого времени РККА получала вооружение, превосходившее немецкое не только в количественном, но и в качественном отношении (танки Т-34, истребители Як-1, Як-3, штурмовики Ил-2, минометные установки «Катюша»).

Если с июня по ноябрь 1941 г. выпуск валовой промышленной продукции уменьшился в 2,1 раза, то в декабре падение промышленного производства остановилось, а в марте 1942 г. начался его рост. В 1942 г. выпуск военной продукции по сравнению с 1940 г. значительно возрос и превзошел по своему объему германский уровень. В последующие годы войны выпуск вооружения, боевой техники и военного имущества постоянно увеличивался. В 1944 г. Советский Союз ежемесячно выпускал 5,8 тыс. танков, 13,5 тыс. самолетов, тогда как Германия 2,3 и 3 тыс. соответственно.

В тяжелейшей ситуации оказались тыловые службы войск в блокадном Ленинграде. Чтобы обеспечивать армию продовольствием, боеприпасами и горючим, а также эвакуировать раненых и гражданское население задействовались все возможные способы. Работало воздушное сообщение, по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения города горючим, проведен силовой электрический кабель. Но основной транспортной магистралью, связывавшей Ленинград с остальной страной, стала «Дорога жизни», проходившая через Ладожское озеро. Летом снабжение осуществлялось на катерах и баржах, зимой — по льду озера. За время ее действия (сентябрь 1941-март 1943 гг.) в Ленинград было доставлено более 1615 тыс. тонн различных грузов, переправлено значительное количество боевой техники, вооружения и личного состава, вывезено из города около 1376 тыс. человек.

В феврале 1942 г. железнодорожное сообщение приступает к работе в круглосуточном режиме. Личный контроль Косыгина за работой по эвакуации и снабжению блокадного Ленинграда позволяет увеличить пропускную способность дороги с двух до шести составов за сутки. Он объезжает по кольцевым маршрутам все пункты приема и отправки людей, грузов. В ходе этих поездок ему неоднократно приходилось и рисковать жизнью. Вместе с тем, в обстановке строгой секретности Косыгин организует эвакуацию уникальной коллекции Эрмитажа. Зимой 1941 – 1942 года по ледовой дороге были эвакуированы сотни тысяч ленинградцев (более 550 тысяч), вывезено 70 крупных промышленных предприятий и свыше 70 тысяч единиц технологического оборудования, около 160 тысяч тонн черных и цветных металлов.

В 1943-1945 гг. промышленность СССР продолжала наращивать выпуск военной продукции. Все это не могло не сказаться на улучшении снабжения войск. К началу 1945 г. превосходство советских войск над противником на различных фронтах составляло: в артиллерии — до 3,2 раза, по танкам — до 2,8 раза и по самолетам — до 7,4 раза. Различные службы тыла стали действовать более слаженно, хотя нередко они уже не поспевали за быстро продвигающимися вперед боевыми подразделениями. Чтобы не допустить отрыв войск от своих баз снабжения, в 1944 г. в армиях и фронтах были созданы автомобильные части, призванные обеспечивать быстрый подвоз на позиции боеприпасов, продовольствия и материальных средств.

Большое значение для наступающих войск имела поставка в СССР по ленд-лизу десятков тысяч американских грузовиков, прежде всего «студебеккеров». Особенностями обеспечения Красной Армии на заключительном этапе войны было эшелонированное построение тыла фронтов и приближение запасов материальных средств к переднему краю.

Военно-санитарной службой была внедрена передовая система лечебно-эвакуационного обеспечения — этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по медицинским показаниям. Военно-медицинская служба была призвана также ограждать войска от различных эпидемий и заразных заболеваний. В 1941-1945 гг. военные медики вернули в строй более 70 % раненых и около 90 % больных военнослужащих.

Всего за годы Великой Отечественной войны службы тыла Красной Армии обеспечили поступление в войска более 10 млн тонн боеприпасов, свыше 16 млн тонн горюче-смазочных материалов, большое количество про-довольствия, фуража, вещевого имущества и других материальных средств. Силами дорожных войск было построено, восстановлено и отремонтировано около 100 тыс. км автомобильных дорог.

Железнодорожные войска и формирования НКПС восстановили свыше 117 тыс. км железнодорожных путей, доставили на фронты 443 тыс. эшелонов различного назначения. Для авиационных нужд было развернуто и оборудовано более 6 тыс. аэродромов. В целях оказания помощи странам, освобожденным от немецко-фашистских агрессоров, из запасов Красной Армии было передано более 900 тыс. тонн продовольствия.

В годы войны в советском тылу продолжали работать многие деятели науки. Авиаконструкторы А. С. Яковлев, С. А. Лавочкин, А. И. Микоян, М. И. Гуревич, С. В. Ильюшин, В. М. Петляков, А. Н. Туполев создали новые типы самолетов. Лучший танк периода Второй мировой войны Т-34 — был сконструирован М. И. Кошкиным. Физик Л. Д. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за что впоследствии получил Нобелевскую премию. Научный коллектив во главе с академиком А. Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. И. В. Курчатов и А. П. Александров разработали метод размагничивания кораблей для защиты от магнитных морских мин. С 1942 г. Курчатов возглавил работу по созданию атомного оружия.

В истории Великой Отечественной войны советские люди внесли в помощь фронту из своих личных сбережений свыше 2-х миллиардов рублей. Много это или мало? Судите сами: эта сумма почти равнялась среднему годовому расходу на два комиссариата: обороны и Военно-Морского Флота.

На трудовые рубли тружеников тыла построено свыше 2500 боевых самолётов. Такого количества машин вполне достаточно, чтобы вооружить более 80 авиационных полков. Примерно столько — 2172 боевых самолёта — насчитывалось накануне Курской битвы на двух наших фронтах: Центральном и Воронежском.

На средства трудящихся построены многие тысячи танков — их было достаточно для оснащения десятков танковых корпусов. Военно-Морской Флот в годы войны за счёт добровольных взносов пополнился 8 подводными лодками и 16 военными катерами. На фронт с дарственными надписями шли бронепоезда, «катюши», артиллерийские орудия, паровозы.

Колхозники тамбовщины первыми начали сбор средств на строительство боевой техники. В течение 2-х недель они собрали 43 миллиона рублей! Трудящиеся Саратовской области внесли на строительство самолётов более 33-х миллионов рублей. На эти деньги были построены десятки самолётов, на которых летали лучшие лётчики фронтов. 222 миллиона передали авиационным заводам на выпуск боевых машин колхозники Новосибирской области. Этот поистине всенародный почин подхватили трудящиеся республик и областей, районов и городов, предприятий и организаций. Самолёты для фронта приобретали колхозники Горьковской, Курской, Куйбышевской, Ивановской и других областей. В авиационные части прибыли эскадрильи «Кировский колхозник», «Советское Приморье», «Московский колхозник», «Рязанский колхозник», «Куйбышевский колхозник» и другие.

Источник: статья «Это интересно» подготовлена с использованием материалов сайтов http://airaces.narod.ru/, https://foxford.ru/, https://w.histrf.ru/

Комментарии отключены.