Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Аналитика: Блогеры – современные идеологи нации

На вручении премии GQ «Человек года» известный блогер и журналист Юрий Дудь произнес речь.
«У меня есть просьба. Когда в России в следующий раз будут метелить очередных простых прохожих дубинками, когда будут воровать следующий вагон государственных денег, когда будут вкидывать новую пачку макулатуры в избирательную урну, я очень прошу вас говорить об этом, а не молчать. …я не понимаю, почему нужно встречать беспредел молчанием, а не встречать его лицом к лицу.»

Юрий Александрович Дудь – видеоблогер, журналист, главный редактор спортивного сайта Sports.ru.
Популярность ему принесла деятельность на просторах YouTube в связи с резко набравшим популярность каналом «вДудь».
Благодаря харизме и хорошей подготовке Юрия банальный, казалось бы, формат интервью, держал зрителя в напряжении до последней минуты каждого выпуска.

2 января 2014 года Юрий Дудь зарегистрировался на YouTube и назвал свой канал лаконичным именем «вДудь». Однако первое видео было опубликовано лишь в феврале 2017 года (выпуск с Бастой).
Первый же ролик с запоминающимся джинглом «Юрий будет Дудь» набрал за сутки 100 тысяч просмотров, а сам канал в рекордные сроки стал «миллионником».

Словарь Merriam-Webster так определяет понятие блога: «сайт, на котором кто-то пишет о своих убеждениях, деятельности и опыте». В 2004 году этот же словарь назвал «блог» словом года.
Ранняя семантика слова «блогинг» довольно неопределенная. Более поздние и известные значения – это «веб-блог», «личная интернет-страница» и «онлайн-дневник». Теперь мы просто говорим «блог» – этот термин легко прижился в современном лексиконе. Однако, его значение продолжает меняться. Современным блогерам доступны десятки платформ и форматов ведения блога, поэтому сейчас не существует стандарта того, как блог должен выглядеть.
Определить точную дату появления блогинга как явления довольно сложно, но она приходится на первую половину 90-х. Блоги того времени сейчас не найти, так как не существовало онлайн-рейтинга блогов и никто не архивировал их. По версии «Википедии», первый блог рунета – это сериал «Бред-Социум», появившийся в 1994 году.

Топовые блогеры современности сродни звездам, у которых берут автографы и с которыми делают фото. Блогеры с большой аудиторией приравниваются к СМИ, их слово и мнение имеют вес; бренды привлекают их к сотрудничеству для разработки новых продуктов. Блог теперь – это не просто онлайн-дневник, обилие платформ и видов блогинга позволяет создавать разнообразный контент.
Forbes составил рейтинг самых высокооплачиваемых российских блогеров.

Валентин Петухов возглавил рейтинг самых высокооплачиваемых российских блогеров. За год его доход превысил 176 млн. рублей. Соответствующий список составил Forbes. Его лидер ведет на YouTube канал о технологиях и гаджетах Wylsacom. Вторую строчку занимает журналист Юрий Дудь. Ему за год удалось заработать около 90 млн рублей. На третьем месте – блогер и телеведущая Анастасия Ивлеева. Доход звезды составляет 57,7 млн рублей в год.

В десятку лидеров вошли также Oblomoff (Олег Григорьев) с заработком 52,5 млн рублей в год, Ида Галич – 51 млн рублей, Макс +100500 (Максим Голополосов) – 44,9 млн рублей, Саша Спилберг – 44,9 млн рублей, Амиран Сардаров – 38, 8 млн рублей в год и другие.
Все это дает основание думать, что популярность блогинга будет только расти.
В условиях стремительного развития цифровой культуры традиционные СМИ перестают быть единственным инструментом формирования новостной повестки дня. Значимую роль в этом отношении приобрели интернет-ресурсы, а в частности блоги. Учитывая особенности структуры Интернета, которую можно точно охарактеризовать постмодернистским термином «ризомой», подчеркивая ее нецентрализованность, неиерархичность, разветвленность, блоги становится значимой площадкой для мобилизации граждан, обмена мнениями, ретрансляции определенных политических идей и информации в целом, которые не только являются репрезентацией происходящих политических событий в реальности, но и позволяют ее формировать.

Русскоязычный YouTube до недавнего времени был очень аполитичным. Топовые блогеры не обсуждали политику, популярностью пользовался детский и развлекательный контент. Если сейчас открыть топ YouTube, то можно подумать, что ничего не изменилось, большинство подписчиков все так же у детских и развлекательных каналов, вот только контент у некоторых блогеров поменялся, ибо мимо горячих политических тем пройти было нельзя. Моду на политику в YouTube принес Навальный. Именно его ролики теперь регулярно набирают более миллиона просмотров, часто попадают в топ ютуба, а все, что попадает в топ подхватывается другими блогерами.
Главная причина, по которой такие блогеры подключились к обсуждению политических тем является пресловутый хайп. Блогеры, зависящие от горячих и актуальных тем, будут обсуждать все, что вызывает общественный резонанс

Как отмечают некоторые исследователи, «блогинг становится самиздатом… который позволяет пользоваться свободой слова в обход ограничений, устанавливаемых деспотичными режимами».
А согласно исследованию ФОМ по изучению гражданской активности в Сети, «люди, проявляющие гражданскую активность в Интернете, чаще других готовы объединяться для совместных действий, склонны доверять людям из своего окружения.

Рост числа блогов, действительно, имеет экспоненциальный характер. Так, если в 2004 году их число оценивалось в 4 млн., то в 2008 году – 133 млн. (рост за 4 года в 33 раза), а в 2016 году насчитывалось более 150 млн. 29, 2% всех блогеров находятся именно в Америке.

Дональд Трамп заявил, что самыми влиятельными людьми в обществе становятся блогеры и журналисты интернет-СМИ. И что они – в отличие от прессы и телеканалов – доносят до американцев правдивые, а не фейковые новости. На конференции, которая прошла в Белом Доме, Трамп подчеркнул, что именно соцсети помогли ему выиграть президентскую гонку, сообщает телеканал”Россия 24″.

“Никогда ещё интернет-журналисты не были столь влиятельными людьми. Вы бросаете вызов медиа-привратникам и корпоративным цензорам, чтобы донести факты до американского народа напрямую – не проходя через фильтр фейковых новостей. Вместе вы охватываете на сегодня гораздо большую аудиторию, нежели любое телевидение или вещательная сеть. Они не могут с вами тягаться”, — заявил Дональд Трамп, президент США.

Результаты одного из американских исследований показали, что среди главных целей, побуждающих политических блогеров вести свой «дневник», как раз числятся: обеспечение читателей альтернативной новостному мейнстриму точкой зрения, а во- вторых, возможность влиять на общественное мнение.
Потенциал роста числа блогов физически ограничивается лишь числом пользователей Интернета.
Кроме того, традиционные СМИ зачастую обращаются к блогам за новостным поводом и нетривиальным контентом. В этой связи исследователи все чаще говорят о тенденциях взаимовлияния и взаимосвязи блогосферы и традиционных СМИ. Можно с долей уверенности предположить, что данная тенденция с каждым годом лишь усиливается во многих странах социальные медиа, в частности блоги, играют особую роль в вовлечении граждан в политическую коммуникацию посредством Сети.

Лидеры мнения в цифровой среде – сегодня ведущие блогеры, которые со своей персональной сетевой страницы – блога – выступают неким авторитетом, «агентом» социальных изменений. В условиях сетевого общества и интернет-технологий имеют значение именно «…авторитет и знания, а не прямая власть, поскольку интернет-сообщество изначально не терпело руководство над своими действиями и воспринимает виртуальное пространство как территорию, свободную от вмешательства государства». Лидер мнения в Сети – это человек, который сам активно участвует в политической жизни страны и открыто выражает свою позицию, тем самым воздействуя на своих подписчиков, формируя у них определенное мнение, к примеру, о происходящих политических событиях, побуждая их к политической активности.
Кроме того, само использование блогинга в политической коммуникации в России представляет собой особый интерес по ряду причин: во-первых, стоит учитывать невысокий уровень развития демократии в нашей стране (по определению некоторых исследователей, наш политический режим можно назвать «выборным авторитаризмом») с серьезным контролем СМИ и постепенно увеличивающегося контроля за Интернетом. При этом в нашей стране все же пока не используется масса технических фильтров в Сети, как, например, в Китае или Иране, что позволяет блогосфере Рунета оставаться в некотором роде независимой площадкой для высказывания различных точек зрения.

Российские исследователи, в частности М.Ю. Павлютенкова, также обозначает эти функции, дополняя:
• продвижением политической идеи в обществе;
• формированием общественно-политической организации;
• созданием площадки для политических дискуссий . Данные факторы обуславливают и мотивацию политических блогеров «говорить» о происходящем.

Активное развитие компьютерных технологий на современном этапе трансформировало основные функции Интернета – служить способом быстрого и эффективного поиска информации и хранить/передавать информацию. С каждым годом все большее количество людей получают доступ к Сети, находясь в самых отдаленных уголках страны. Другая сторона этого вопроса предусматривает возможность читателя быть услышанным обществом, властью. Получение таких откликов является важной стороной коммуникации. Ведь «право говорить и право быть услышанным неразрывны и всеобщи в демократическом обществе».
Сама власть и партии активно используют интернет-коммуникацию как в целях пиара, привлечения на свою сторону избирателей, информирования общества о принимаемых решениях, так и, получения возможности «услышать» своих граждан. Интернет сегодня выступает не просто площадкой для получения информации, это эффективный инструмент политической коммуникации, способный в умелых руках изменить ситуацию уже в оффлайн-пространстве, о чем свидетельствуют события Арабской весны, а также последние события в Украине, когда в Сети было создано несколько групп для оперативной организации протестных акций/митингов по всей стране.

Блогосфера на сегодняшний день стала авангардом интернет- журналистики, по многим критериям существенно опережая традиционную журналистику. Массовую аудиторию привлекает в блогосфере ее оперативность и независимость, а также возможность обеспечения интерактивной связи. Граждане выходят в Сеть, надеясь найти там объективную информацию или хотя бы увидеть несколько точек зрения по тому или иному вопросу, которых практически не найдешь в традиционных СМИ. Указанные характеристики стали причиной использования блогов и блогосферы в целом для политических коммуникаций.

Если вспомнить, то и Навальный получил широкую известность за счет расследований, публикуемых в его блоге на ЖЖ. Эта аудитория была более взрослая, чем современные топовые блогеры, которым в основном менее 30 лет, и политика их практически не интересует. Но важнейшую роль здесь играет зритель. Это зритель выбирает, что будут показывать блогеры, что будет популярно, а что нет. Пока говорить об устойчивости политизации блогеров рано, но ситуация в сети может измениться под воздействием внешних факторов.

Постепенная политизация неминуемо приведет к тому, что кому-то из них поступят соответствующие предложения от политических сил, а кто-то и сам захочет попробовать себя в политике. На выборах 2021 года каждая партия захочет заполучить в свои ряды лидера мнений в молодежной среде. Это идеальный вариант для партий, так как за счет блогеров можно омолодить ряды, а также привлечь дополнительный медиаресурс, поэтому на следующих парламентских выборах блогеры будут выступать уже не в качестве обслуживающего персонала, а в качестве непосредственных участников политического процесса и в Госдуме мы увидим несколько блогеров.
В современном мире, находящемся под активным влиянием высоких технологий, социализация молодежи проходит также под их воздействием. Влияние, оказываемое социальными сетями, блогосферой и Интернет-сайтами на молодое поколение россиян, практически невозможно цензурировать. Данные процессы иногда становятся непредсказуемыми и приводят к негативным последствиям, сводя на нет воспитательный процесс как внутри семьи, так и на уровне системы образования и государства. Новые информационно-коммуникационные технологии имеют возможность многократного усиления информационного воздействия на молодежь и становятся важным фактором как положительного, так и отрицательного влияния на систему ценностей молодежи.
Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов https://yurij-dud.ru/, https://newizv.ru/, http://actualcomment.ru/, http://www.journ.msu.ru/, https://www.vesti.ru/, https://texterra.ru/

Image by Freepik

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.