Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Опубликовано в категории Исследования и Социальная сфера

Аналитика: 9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией

«Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло;
начальник требует подарков, и судья судит за взятки,
а вельможи высказывают злые хотения
души своей и извращают дело»
Книга пророка Михея, 7:3

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики.

Первое упоминание о коррупции (и, соответственно, борьбе с ней) можно отнести ко второй половине XXIV в. до н. э., когда Урукагина — царь древнего шумерского города Лагаша на территории современного Ирака — реформировал государственное управление, дабы пресечь многочисленные злоупотребления своих чиновников и судей. Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не приносила желаемых результатов, особенно в восточных деспотиях.

По мнению автора древнеиндийского трактата «Артхашастра», «легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников».

Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи — и стала одной из причин ее крушения. Само слово «коррупция» имеет латинское происхождение — corrumpere означает «растлевать, портить, повреждать».

Современное понятие коррупции начинает складываться в ХV – ХVI вв. Уже в то время Н. Макиавелли, автор знаменитого произведения «Государь», сравнивает коррупцию не просто с болезнью общества, а с такой тяжёлой болезнью организма как чахотка. В момент возникновения эта болезнь трудно распознаётся, но легко излечивается. Если она запущена, то её легко распознать, но лечить трудно. Классик немецкой социологии начала ХХ в. М. Вебер, признавая, что в основе любого государства лежит господство чиновников, предупреждал, что бюрократия может превратиться в неконтролируемую «тайную» организацию и в конечном итоге использовать своё положение в личных целях.

Коррупция в России имеет глубокие корни. Первые письменные упоминания о «посулах» встречаются в летописях XIV века. Традиционно в царской России взяточничество разделялось на «мздоимство» и «лихоимство». Чиновник считался «мздоимцем» если получал взятку за исполнение своих обязанностей. «Лихоимцем» считался чиновник, совершающий незаконные действия за взятку. «Лихоимство» считалось более тяжким преступлением и каралось более строго.

До 1715 года получение подношений государственными служащими было естественной практикой и основным их доходом. Чиновники жили «кормлениями» на средства лиц, заинтересованных в их деятельности. Государевы люди не имели фиксированного жалования и прокармливали себя как могли.

Соляной бунт 1648 года в Москве имел одну из основных причин — разгул коррупции.

Эрнест Лисснер. Соляной бунт. Фото Tumblr.com

При Петре I был учреждён административный аппарат. С 1715 года чиновникам стали выплачивать фиксированное жалованье, и получение взяток стало преступлением. Однако крупный канцелярский аппарат требовал на своё содержание больших денег, которых в казне нередко было недостаточно из-за частых войн. Для многих чиновников, особенного низшего ранга, получение взяток являлось вопросом выживания. Впервые при Петре I против взяточников стали применяться жесточайшие меры: битьё батогами, клеймление, ссылки, казни. Но всё было тщетно. После смерти Петра из-за нехватки средств пришлось снова вернуться к прежней системе обеспечения чиновников. Канцелярским служащим без жалования дозволялось «брать акциденцию от дел».

На протяжении всей истории царской России борьба с коррупцией велась с переменным успехом. С одной стороны, принимались новые законы, ужесточались наказания, особенно в сфере оборонных заказов. С другой стороны, аппарат чиновников рос и требовал на своё содержание всё больше денег, которых часто было недостаточно.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.
В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.

Ханс Корелл. Фото Enca.com

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции.

Специальный представитель Генерального секретаря ООН Ханс Корелл, объявив о решении учредить Международный день борьбы с коррупцией, призвал представителей более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, подписать Конвенцию.

Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства».

Коррупция — это сложное социальное, экономическое и политическое явление, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны, вне зависимости от уровня развития. Она замедляет экономическое развитие общества и подрывает государственные устои. Ни одна из стран, ни один регион, ни одно общество не обладают иммунитетом от коррупции.

По данным ООН, ежегодный объем взяток оценивается в один триллион долларов. Мировая экономика теряет еще 2,6 триллиона долларов в связи с коррупционной деятельностью. Эти средства составляют более пяти процентов глобального ВВП.
Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.

Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий.

В группе лидеров произошли несущественные изменения: первое место заняла Дания (88 баллов), второе — Новая Зеландия (87 баллов), а третье разделили Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур (по 85 баллов). В конце списка — Сомали (10 баллов), Сирия и Южный Судан (13 баллов). Соединенные Штаты Америки получили 71 балл (на 4 балла меньше, чем в прошлом году) и впервые за долгое время не смогли попасть в первую двадцатку лидеров. Также два балла потеряла Бразилия, заработав самый низкий показатель ИВК за семь лет — сейчас у нее 35 баллов.

В группе стран СНГ и географических соседей России самый большой рывок совершил Таджикистан — с 21 до 25 баллов. На два балла улучшили свое положение Украина (с 30 до 32 баллов) и Молдавия (с 31 до 33 баллов). Часть стран остались с прежними результатами (Казахстан — 31 балл, Армения 35 баллов, Киргизия 29 баллов). Азербайджан же потерял целых 6 баллов: в ИВК — 2018 страна получила 25 баллов против 31 в 2017 году.

Помимо традиционного индекса доклад этого года включает в себя дополнительное исследование, показывающее взаимосвязь между ИВК и уровнем демократии в стране. Авторы анализируют связь между коррупцией и глобальными трендами развития демократии в условиях, когда демократическим институтам и нормам угрожают авторитарные лидеры или популисты.

С точки зрения Transparency International Россия как раз иллюстрирует эту тенденцию. «Проблемы с коррупцией в России связаны с тем, что действующие институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией», — пишут авторы доклада.

По определению Transparency International , коррупция — это злоупотребление доверенной властью в частных интересах .

В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое определение: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды».

Еще 18 апреля 2002 года в послании Федеральному Собранию Президент страны Путин В. В. констатировал: «Нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция — это не результат отсутствия репрессий — хотел бы это подчеркнуть, — а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер — тем больше взяток и чиновников, их берущих. И мы не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность превратится в административный застой. В том числе из-за непрозрачности в работе госаппарата. Для граждан он еще остается «черным ящиком».

Сумма ущерба от коррупции за 8 месяцев текущего года 2019 года в России составила около 102 млрд рублей. При этом обеспечено возмещение ущерба на сумму 27 млрд рублей, о чём сообщил замначальника управления по борьбе с правонарушениями в сфере распределения и использования бюджетных средств ГУЭБиПК МВД России Дмитрий Севастьянов.

Мировой опыт борьбы с коррупцией

«Если мы ликвидируем государство, мы ликвидируем коррупцию».
Гэри Стэнли Беккер, экономист,
лауреат Нобелевской премии
по экономике 1992 года

Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:
• Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
• Создано автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:
-получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
— расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
— проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
• Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
• Дерегулирование экономики
• Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.
Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.
Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля

В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:
• Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии
• Свободный доступ к внутренним государственным документам
• Независимая и эффективная система правосудия
• Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
• Высокие зарплаты госслужащим
Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15 раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно — восприятие честности как нормы поведения чиновника.
***

В России 27% опрошенных уверены, что в ближайшие годы удастся заметно снизить уровень коррупции в стране. Не верят в хорошие результаты 55% участников опроса (в Дальневосточном ФО – 65%). 31% россиян уверены: руководство страны может, но не хочет успешно бороться с коррупцией. 30% думают, что бороться оно хочет, но не может достичь успеха.

Сегодня коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, и представляет огромную социальную угрозу. Поэтому разработка правовых механизмов противодействия коррупции становится значимой и актуальной проблемой развития современного российского общества и государства. На данный момент, несмотря на все принимаемые государством усилия, коррупция создала реальную угрозу национальной безопасности страны. Она наносит ущерб стабильности и безопасности общества, приводит к значимым и ощутимым потерям в социально-экономическом и политическом развитии.

Потому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве главного показателя цивилизованности государства, его приверженности демократическим ценностям. Коррупция представляет собой один из серьёзнейших и опасных вызовов человеческому развитию. Она не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства, но и подрывает сами устои человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благосостояние, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов – кризис доверия.

Не бороться с коррупцией означает поддерживать ее, учитывая все разрушительные последствия. В связи с этим важно всестороннее изучение причин коррупции, поскольку, выявляя причины, можно устранить все возможные факторы, влияющие на формирование коррупции.

К сожалению, на сегодняшний день основной упор по-прежнему делается на борьбу с последствиями коррупции, при этом причины коррупции остаются практически без внимания. Несомненно необходимы целенаправленные усилия не только со стороны государства в целом, но Счетной Палаты, Торгово-промышленной палаты, гражданского общества и отдельных граждан.

Программа борьбы с коррупцией, основанная на мировом опыте, беспощадную независимо от регалий и сословий, включающая в себя компенсацию имущества и высшую меру наказания. Бесспорным является тот факт, что реализация вышеуказанных мер будет способствовать предупреждению коррупции.

Вместе с тем, совершенствование законодательства должно идти по пути минимизации возможностей проявления коррупции, включать в себя комплекс мер, направленных не только на решение проблемы несовершенства законодательства как фактора, способствующего расцвету коррупции и отсутствию контроля деятельности органов власти, ущербности кадровой политики, а также на уменьшение масштабов государственного администрирования, но и на снижение общественной незрелости и деформированности правового и нравственного сознания гражданского общества, формирование нетерпимости к коррупционному поведению, выработку устойчивого антикоррупционного стандарта поведения в обществе, повышение правового сознания граждан и правовой культуры общества в целом.

Источник: https://carnegie.ru/, ttps://fom.ru/, https://ruxpert.ru/, https://transparency.org.ru/