«Легче предупредить болезнь, чем ее лечить», говорили советские врачи и этим постулатом трудно поспорить. Повальная диспансеризация населения, ответственное, а не формальное отношение к медицинским комиссиям, прививкам, исследованиям было присуще советскому строю. Если учесть, что медицинское обслуживание было бесплатным, а соответственно доступным, следовательно, здоровье нации имело государственное значение.
Здравницы Северного Кавказа и Крыма, Черноморского побережья принимали всех желающих. Здоровье поправляли за счет государства и профсоюзных организаций. Санаторно-курортные карты выдавались в организациях, учреждениях, трудовых коллективах. Продолжительность жизни росла и в так называемое «время брежневского застоя», в 1975 году составляла 70 лет. К 1985 году СССР входил в первую десятку стран мира с высокой СПЖ (71,4 года).
Система здравоохранения развивалась и крепла. Именно багаж советских стандартов качества медицины, управления и дисциплины, передаваемый годами врачами из поколения в поколения, сработал в условиях пандемии 2020 года. Отрицательные результаты оптимизации прошлых лет в медицине, равнодушное отношение к инфекционному направлению, которое выразилось в закрытии инфекционных больниц, были сторнированы уменьем, самоотверженностью и геройством медицинского персонала российских клиник. Именно они приняли первый удар короновируса, резкого увеличения количества больных в условиях отсутствия системной информации лечения и профилактики и защиты от короновируса.
Сегодня российское здравоохранение неэффективно и не обеспечивает современных потребностей россиян в охране здоровья, повышении качества жизни и увеличении ее продолжительности.
Медицинская помощь становится все менее доступной, в том числе из-за необоснованного сокращения (укрупнения в рамках реорганизации) медицинских учреждений. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, российское население несет половину всех расходов на медицинскую помощь, что полностью нарушает конституционные права граждан.
Утрачен ведущий принцип: охрана здоровья и медицинская помощь являются системой социального выравнивания. Особенно важно это в условиях выраженного неравенства в доходах и возможностях, поскольку перед лицом болезни и смерти все равны.
Расходы на здравоохранение в России значительно ниже, чем в странах «Группы семи». Об этом сообщила Счетная палата РФ в заключении на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
По данным ведомства, доля расходов бюджетов бюджетной системы РФ в 2020–2022 годах составляет 2,9% ВВП. При этом в Великобритании в 2018–2019 финансовом году фактические расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, в США на 2020–2022 годы на обязательные расходы на здравоохранение предусмотрено 10,1% ВВП ежегодно, во Франции в 2020 году – 8% ВВП.
Основным фактором, повлиявшим на изменение расходов на реализацию госпрограммы «Развитие здравоохранения», стало увеличение объемов субвенций субъектам РФ на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в амбулаторных условиях в 2020 и 2021 годах в сумме 37 757,3 млн руб. ежегодно, а также на закупку лекарственных препаратов и вакцин в сумме 20 143,1 млн руб. в 2020 году, 22 660,2 млн руб. в 2021 году и 2 635,5 млн руб. в 2022 году.
Здравоохранение на 3-м месте по объему субсидий бюджетам субъектов РФ, предусмотренных на 2020 год, на него приходится 121 085,8 млн руб. Больше средств регионы получат только по разделам «Национальная экономика» (196 983,7 млн руб.) и «Образование» (133 776,6 млн руб.).
При этом отмечают аудиторы, 5 из 9 целей национального проекта «Здравоохранение» не отражены в программе «Развитие здравоохранения». То есть перечень показателей нацпроекта включает больше пунктов, чем аналогичный перечень госпрограммы.
«Так, цели и задачи национального проекта «Здравоохранение» соответствуют целям и задачам проекта паспорта госпрограммы «Развитие здравоохранения» только в части 4 целевых показателей снижения смертности (населения трудоспособного возраста, от болезней системы кровообращения, от новообразований, младенческой смертности). При этом остальные пять целей национального проекта «Здравоохранение» в паспорт госпрограммы не включены», – говорится в заключении СП.
Речь идет о ликвидации кадрового дефицита, увеличении охвата населения профосмотрами (не реже одного раза в год), обеспечении доступности первичной медико-санитарной помощи, оптимизации работы медорганизаций, увеличении объема экспорта медуслуг.
Сегодня медицина рассматривается государством как услуга, где врачи являются посредниками при переводе государственных денег в систему обязательного медицинского страхования – страховым компаниям и аффилированным с ними чиновникам. Не случайно с этим перекосом приходится бороться в нынешнее время тем же чиновникам, допустившим в здравоохранение коррупцию, непосильные для населения цены и отсутствие массового здоровья и должной профилактики заболеваний. Источник
Труд медицинского работника – не услуга, а искусство. Знания и душевные силы, которые он отдает пациенту, должны цениться и уважаться государством и обществом. Необходимо восстановить авторитет медработников, повысить престижность профессии, должны быть созданы условия для высокооплачиваемого труда и гарантии обеспечения жильем. На мой взгляд, здравоохранение должно рассматриваться, с той точки зрения что право на здоровье – основное право человека, реализация которого требует не только личных, но и государственных усилий. Здоровье населения – общественная ценность, которая отражает уровень и качество развития государства и общества.
Главной целью в области здравоохранения должен стать рост продолжительности жизни россиян до 80 лет, а обязанностью государства – гарантирование общедоступности и бесплатности медицинской помощи, сохраняя контроль над общественным здравоохранением. При этом рыночные отношения в сфере охраны общественного здоровья и при оказании медицинской помощи недопустимы.
Получение прибыли на здоровье и бизнес на болезнях не могут быть основой государственной политики в здравоохранении. Это недопустимо ни с экономической, ни с правовой, ни с этической точек зрения.
Необходимо остановить разрушение системы здравоохранения в виде обосновываемой экономией ликвидации (укрупнения, оптимизации) огромного числа медицинских учреждений (больниц, роддомов, диспансеров, фельдшерско-акушерских пунктов и т.д.). Необходимо совершить «финансовый разворот» к амбулаторной помощи, к массовой и правильно организованной первичной медико-санитарной помощи, улучшающей общественное здоровье нации, предотвращающей развитие тяжелых форм заболеваний населения; к региональному и муниципальному уровням здравоохранения, где должны создаваться наиболее простые, доступные и общие для всех условия жизни, включая медицинскую помощь общего типа.
Необходимо научное обоснование потребностей населения в различных видах медицинской помощи, без этого все программы и мероприятия носят произвольный характер. Медицинские учреждения должны принимать непосредственное участие в формировании государственного заказа на подготовку в государственных образовательных учреждениях врачей и других специалистов в области здравоохранения.
Для этого необходимо:
– развитие системы охраны здоровья граждан – реальной, а не формальной диспансеризации, развитие открытой инфраструктуры для массового спорта;
– возвращение врача к своим прямым обязанностям – диагностике и лечению пациентов вместо бесконечного заполнения бумаг, отмена нормирования времени приема пациентов;
– возвращение доступности медицинской помощи, сохранение и восстановление сельской медицины;
– сохранение и развитие эшелонированного построения медицинской помощи (от общей до узкоспециализированной);
– отдельные виды медицинской помощи ( принятие родов, травматология, лечение врожденных заболеваний и реабилитация инвалидов, паллиативная помощь и хосписные услуги) должны быть бесплатными для всех граждан России;
– существенное увеличение численности младшего и среднего медицинского персонала в стационарных лечебных учреждениях;
– создание сети медицинских вытрезвителей при наркологических диспансерах, деятельность которых направлена на детоксикацию лиц, находящихся в алкогольной или иной интоксикации психоактивными веществами.
– создание единой системы адресного лекарственного обеспечения для всех граждан страны, а не только для льготников;
– финансирование системы лекарственного обеспечения должно быть защищенной частью бюджета здравоохранения, чтобы эти средства не могли быть переведены на менее важные направления;
– отмена права региональных властей сокращать утвержденный список лекарств, финансируемый из федерального бюджета;
– возвращение аптек в сельскую местность;
– запрет рекламы лекарственных препаратов на телевидении;
– установление референтного ценообразования на лекарственные средства (эта система предполагает, что вы платите за лекарства столько же, сколько платят за аналогичные препараты в других странах со схожими экономическими условиями; государство выбирает минимальный или средний показатель и косвенно или напрямую устанавливает предел цены для фармацевтических компаний);
– отмена обязательных локальных клинических исследований для лекарств, прошедших международные испытания. Допуск на российский рынок лекарств из стран, перешедших на стандарт GCP (стандарт этических норм и качества научных исследований), без каких-либо ограничений;
– создание специальной биржи лекарств для оптовых закупок, куда смогут поступать только надежные и максимально доступные по цене препараты;
– внедрение системы софинансирования лекарственных препаратов для больных сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, гепатитом и ВИЧ/СПИД (больные будут оплачивать 20-30% стоимости лекарств, все остальные расходы будут компенсироваться за счет средств бюджета).
– введение практики бесплатного распространения контрацептивов с целью предупреждения заболеваний, передающихся половым путем;
– внедрение программ по обмену игл-шприцев как меры, предупреждающей заражение ВИЧ-инфекцией;
– принятие мер по импортозамещению препаратов для лечения ВИЧ-инфекции российскими аналогами, до тех пор – расширение программы закупки импортных препаратов.
Уважение к человеку проявляется в отношении к нему со стороны государства при рождении, болезни и смерти. Обеспечение достойного прихода в мир гражданина и его достойного ухода свидетельствует об истинном, а не декларируемом отношении государства к гражданам. Главным критерием качества работы властей в области здравоохранения должны быть рост продолжительности жизни и снижение смертности.
Статья подготовлена: Макурин Максим
В статье использованы материалы интернет-ресурсов: medvestnik.ru
Фото на заставке: https://www.kadrovik.ua/
Поделиться в сетях: