Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Взаимоотношения России со странами Северо-Восточной Азии

Российская Федерация — это государство, которое стремится развивать и реализовывать многовекторную политику. Подобная диверсификация как дипломатических, так и экономических отношений особенно актуальна в настоящее время, когда наметился тренд на противостояние со странами Европы и Соединенными Штатами Америки. Стоит упомянуть о том, что многие геополитические проблемы в данном регионе затруднительно решать без участия России. Поэтому данное направление актуально не только для Москвы, но и для самих стран Северо-Восточной Азии.

В данной статье будут рассмотрены как политические, так и экономические взаимоотношения с такими странами региона, как: Япония, Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея.

Первая страна – Япония. Отношения между Россией и Японией имеют давнюю историю. Официально они начались во времена Российской Империи, когда в 1855 году был заключен Симодский договор между Россией и Японией, он же «Симодский трактат»[1]. Уже в те годы обозначилась проблемная точка дипломатических отношений – правильная демаркация границ. Острова Курильской гряды, а также Сахалин, часто становились предметом споров между Токио и Москвой. По итогам проигранной русско-японской войны 1904-1905 года, Курильская гряда и Сахалин отошли во владение Японской Империи, но на этом территориальный вопрос закрыт не был. После окончания Второй мировой войны, Советский Союз вновь вернул под свою юрисдикцию не только Сахалин, но и все острова Курильской гряды. В итоге два из четырех островов (Хабомаи и Шикотан), на которые по-прежнему претендует Япония, становились предметом торга, Москва предлагала передачу их под юрисдикцию Токио в обмен на заключение мирного договора[2]. Однако, в силу определенных геополитических обстоятельств, передача этих островов, равно как и заключение мирного договора не произошли до настоящего времени, вопрос о мирном договоре по-прежнему является актуальным и часто формирует повестку дня любых политических российско-японских переговоров.

Современные отношения между Россией и Японией начались в 1992 году, когда Япония признала Российскую Федерацию правопреемницей СССР. После того как дипломатические отношения вновь были активизированы, неизбежно встал вопрос с островами Курильской гряды. Однако, несмотря на слабое политико-экономическое состояние Москвы, президент Б.Н. Ельцин продолжил советский вектор дипломатии в отношении Токио. Существенный прогресс в отношениях наступил с приходом В.В. Путина и Синдзо Абэ. Активизировались совместные визиты, была выработана дорожная карта дальнейших отношений между двумя странами. Было как минимум 6 встреч на различных уровнях, которые проходили в период с 2013 по 2019 год[3].

Однако, несмотря на отсутствие мирного договора, между странами развиваются экономические отношения. Можно выделить такие сферы как здравоохранение, городская среда, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и инфраструктура. В сфере здравоохранения – это совместная разработка портативной системы диагностики инфекционных заболеваний, созданная японо-российской компанией «Эвотек-МирайГеномикс». Городская среда – открытие японской гостиничной сетью «Okura» отеля во Владивостоке. Энергетика – проект «Арктик СПГ-2», «Ямал СПГ» и прочие проекты, связанные с сжиженным газом. Это одна из наиболее весомых сфер, так как Япония – это один из крупнейших потребителей сжиженного газа в мире. Промышленность – участие японских инвесторов в строительстве завода по производству метанола в Амурской области. Сельское хозяйство – участие в развитии и повышении эффективности с/х продукции на территории Якутии и Дальнего Востока. Транспорт и инфраструктура – участие в проекте контейнерных грузоперевозок по маршруту Европа-Россия-Япония, модернизация хабаровского международного аэропорта при посредничестве государственного фонда японских зарубежных инвестиций «Join».

Как мы видим из описанных выше проектов, в первую очередь Японию интересуют те, которые связаны с развитием Дальнего Востока. Большую часть составляет, безусловно, сотрудничество в экономической сфере.

Однако, несмотря на реализацию различных проектов, можно констатировать, что товарооборот с Японией постепенно уменьшается, данная тенденция наметилась еще в допандемийный период и, возможно, продолжиться и после него.

Также важно отметить и политическую составляющую. Не стоит забывать о том, что Россия является членом шестистороннего формата переговоров по решению проблем Корейского полуострова, способствуя разряжению обстановки и снижению напряженности. Посредничество Москвы благоприятно влияет на вопрос о северокорейской ракетно-ядерной программе, а решение данного вопроса дипломатическим путем, безусловно, выгодно Японии.

Основываясь на данных экономического сотрудничества, мы можем сделать вывод о том, что японские инвестиции направлены в первую очередь в энергетическую сферу, а также в развитие Дальнего Востока.

Российская сторона также заинтересована в японских инвестициях, так как это позволяет эффективнее развивать Дальний Восток в целом и Сахалин в частности. Исходя из вышеуказанных данных, мы можем прогнозировать улучшение экономических отношений в проектах, связанных с сжиженным газом. Однако, несмотря на успех в экономике, на наш взгляд, заключение мирного договора с Японией не стоит ждать ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе, так как вопрос о принадлежности Курильских островов является принципиальным для обеих стран, поэтому, территориальные уступки, и, как следствие, заключение мирного договора, являются маловероятными.

Следующая страна – Республика Корея. Из-за ситуации, возникшей на Корейском полуострове, когда в 1945 году советские и американские войска остановились на 38-й параллели, некогда единое государство было разделено на два – Северную и Южную Корею. Они были включены в советскую и американскую сферы влияния. Вследствие этого, дипломатические отношения между СССР и Южной Кореей так и не были установлены. Официально, они начались в 1991 году, уже после развала Советского Союза. Активно отношения начали развиваться после совместных визитов глав государств в 2001 году[4]. Безвизовый режим действует с 2014 года[5].

Между Сеулом и Москвой существуют активные экономические связи. Так Республика Корея участвует в строительстве промышленного комплекса в СЭЗ «Находка[6]», а также в разработке месторождений и добыче природного  газа в Иркутске. Большой совместный интерес представляет совместное сотрудничество в развитии железнодорожных путей, строительство внутрикорейской железной дороги и связью ее с транссибирской магистралью, что позволит улучшить транзит южнокорейских товаров в Европу. Существуют также совместные производства, такие как завод «Хендэ мотор» в Санкт-Петербурге, заводы бытовой техники марок «LG» и «Samsung». Большую роль во внешней торговле РФ и РК играют дальневосточные районы России. В общей сложности существует порядка 50-ти различных соглашений, которые затрагивают сферы торговли, промышленности, рыболовства и туризма[7]. Перспективным направлением является вопрос о заключении договора по зоне свободной торговли между ЕАЭС и Республикой Корея.

Если мы посмотрим на графики экономического сотрудничества, то увидим, что товарооборот с Южной Кореей стабилен, снижение торговой активности последних годов можно объяснить коронавирусной эпидемией, более того, в 2015 году Республика Корея оказалась на 5 месте по уровню товарооборота с Россией[8].

Также из представленных графиков видно, что товарооборот уменьшается во время обострения ситуации на Корейском полуострове, и улучшается со стабилизацией ситуации на нем. Так, приход к власти Мун Дже Ина в 2017 году  и последовавшая за этим разрядка в межкорейских отношений, позитивно сказались на товарообороте с Россией. Это еще раз подчеркивает правильность тезиса о том, что мир на Корейском полуострове важен не только для политической, но и для экономической стабильности.

Кроме экономических отношений, важную роль играет политическое участие России в вопросе о решении проблем Корейского полуострова, в частности вопрос о северокорейской ракетно-ядерной программе. Наша страна с 2003 года является участником шестисторонних переговоров, этот формат является наиболее конструктивным, так как затрагивает всех основных акторов региона. Участие Москвы в данном формате позволяет уравновесить позиции государств, формируя блоки 3х3, где один блок представляет Республика Корея, Япония и США, а второй блок КНДР, КНР и Россия. Позиция нашей страны заключается в том, что вопрос о безъядерном статусе Корейского полуострова можно решить исключительно дипломатическим путем. Несмотря на то, что Москву в западной прессе часто обвиняют в про-северокорейской позиции[9], наша страна выполняет резолюции Совета Безопасности о мерах санкционного давления на Пхеньян, однако при этом заявляет о том, что данным способом невозможно достичь желаемого результата[10].

На основании этого мы можем сделать вывод о том, что российско-южнокорейские отношения носят взаимовыгодный характер, существуют сферы взаимного интереса. Однако, ситуация осложняется двумя основными факторами:

  • нестабильность ситуации на Корейском полуострове, вызванной незавершенной войной между Северной и Южной Кореей.
  • Вопросом о политической независимости руководства Южной Кореи, так как на территории Юга располагается американский военный контингент. Помимо этого, вопрос о самостоятельности южнокорейского руководства вызывает факт размещения американских систем противоракетной обороны «THAAD»[11], которые в большей степени направлены против России и КНР, чем против северокорейских ракет.

Несмотря на это, у России и Республики Корея есть большой потенциал для развития, решение же проблемы Корейского полуострова способно вывести наши взаимоотношения, как экономические, так и политические на новый уровень.

Завершающая страна – Северная Корея. С данным государством у нашей страны существует долгая и непростая история дипломатических отношений. Само государство появилось после искусственного разделения единой Кореи по 38 параллели советскими и американскими войсками. Советский Союз признал новообразовавшееся государство одним из первых.  Отчасти, благодаря помощи СССР, к власти в стране пришел Ким Ир Сен. История взаимоотношений между СССР и КНДР носила непростой характер, Москва осуществляла большие и, зачастую, безвозвратные вливания в экономику КНДР, содействовала развитию северокорейской военной промышленности. Однако, с развалом Советского Союза, щедрая экономическая помощь была прекращена и отношения охладели.

Новым этапом в российско-северокорейских отношений стали совместные визиты В.В. Путина в Пхеньян[12]и Ким Чен Ира в Москву[13]. В новом тысячелетии взаимодействие между нашими странами происходит на иной, партнерской основе. Москва больше не готова вкладывать безвозвратные средства в северокорейскую экономику, больше внимания уделяется взаимовыгодным проектам. Однако, развитию тесных экономических отношений существенно мешают международные санкции, наложенные на Пхеньян, а также общая нестабильность ситуации на Корейском полуострове.

Большая часть проектов экономического партнерства в первую очередь направлена на взаимовыгодное сотрудничество между Россией и обеими Кореями. Среди таких проектов можно выделить строительство газопровода из России в Республику Корея, строительство линий электропередач для поставки электроэнергии в Республику Корея (также через территорию КНДР), ремонт, модификация и соединение южнокорейской и северокорейской железнодорожной сети с транссибирской магистралью для увеличения экспорта и импорта товаров с Корейского полуострова в Европу.  Все эти проекты являются взаимовыгодными, так Россия получит новые места сбыта для голубого топлива и электроэнергии, Южная Корея увеличит более дешевый, по сравнению с авиаперевозками, и более быстрый, нежели морской, железнодорожный экспорт товаров в Европу, а также получит возможность получать более дешевый газ и более выгодную электроэнергию. Северная Корея же получит ремонт существенно износившейся железнодорожной инфраструктуры, а также денежные средства за транзит газа, электроэнергии, и товаров, следующих по железной дороге. Однако, из-за незавершенной войны между Севером и Югом, что, как следствие приводит к нестабильности ситуации на Корейском полуострове, реализация данных проектов затягивается. Российских же инвесторов отталкивают международные санкции, под которыми находится Северная Корея, равно как и общая нестабильность в регионе. Они считают, что Северная Корея – слишком рисковый актив, поэтому, без дополнительной государственной стимуляции и защите инвестиций не спешат реализовывать бизнес-проекты в КНДР.

Если мы посмотрим на график экономических отношений с Пхеньяном, то увидим, что экономическое взаимодействие между нашими странами очень скудное. Это объясняется, как уже сказано выше, международными санкциями и общей нестабильностью ситуации на Корейском полуострове. Как видим из графика, в 2017 году товарооборот упал значительнее всего, так как в этот год были наложены самые масштабные санкции против КНДР.   Также сказываются северокорейские противоэпидемиологические меры, страна усилия закрытие границ, что осложняет взаимную торговлю. Однако, несмотря на это, наша страна активно поддерживает Северную Корею через гуманитарные программы, как двусторонние, так и международные. Так, в 2019 году мы через институты ООН пожертвовали для КНДР 7,4 млн. долларов, что составило более чем 50% от общего объема гуманитарной помощи[14].

Говоря о политической составляющей российско-северокорейских отношений, стоит упомянуть о том, что наша страна является активным участником шестисторонних переговоров по вопросу безопасности на Корейском полуострове, а также последовательно выступает за смягчение санкционного режима против КНДР[15], придерживаясь позиции их необоснованности и неэффективности. Россия заинтересована в скорейшем урегулировании проблем Корейского полуострова, причем исключительно дипломатическим путем. В противном случае, наша страна будет вынуждена оказывать определенного рода военную помощь КНДР, так как существует риск применения по территории Северной Кореи баллистических ракет. Поэтому, при возможной военной эскалации на Корейском полуострове, Россия с высокой долей вероятности будет оказывать помощь северокорейским противовоздушным силам, сбивая ракеты над КНДР, чтобы обезопасить собственные приграничные города от возможного попадания по ним американских ракет.

Подводя итоги, хочется отметить, что у России, безусловно, есть интересы в Северо-восточной Азии, они носят взаимный характер. Так, Москве выгодно искать новые рынки сбыта для собственных энергоносителей, а также заниматься развитием приграничных территорий, за счет инвестиций и совместных проектов с Японией и Южной Кореей. Однако, неразрешенная проблема Корейского полуострова оказывает серьезное влияние на эффективность и масштабность взаимодействия России с Японией, Республикой Корея и КНДР. В случае, если эта проблема будет решена при активном участии Российской Федерации, это положительно скажется как на уровне политического влияния Москвы в регионе, так и на реализацию крупных экономических проектов. Как видно из приведенного ниже сводного графика, Москва больше нацелена на развитие экономических отношений с Южной Кореей, так как в случае успешного разрешения кризиса на Корейском полуострове, тут возможна реализация более масштабных экономических проектов.

[1]Статья «Южные Курилы — геополитическое пространство России» // URL режим доступа: https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200501403#3

[2] Энциклопедия сайта Министерства Обороны Российской Федерации,СОВЕТСКО-ЯПОНСКАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1956  //  URL режим доступа: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=10127@morfDictionary (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[3]  Сайт президента России, переговоры Владимира Путина с Премьер-министром Японии Синдзо Абэ //  URL режим доступа:  http://kremlin.ru/events/president/news/55008; cайт президента России, dстреча с Премьер-министром Японии Синдзо Абэ В Дананге  //  URL режим доступа:  http://www.kremlin.ru/events/president/news/55553; cайт президента России, встреча с Премьер-министром Японии Синдзо Абэ В Гамбурге на полях саммита «большой двадцатки» http://kremlin.ru/events/president/news/56040 (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[4] Ежедневная китайская газета «Жэньминь жибао», визит президента Южной Кореи для укрепления отношений с Россией  //  URL режим доступа:http://english.peopledaily.com.cn/200409/24/eng20040924_158215.html;Официальный сайт президента России, Визит В.В. Путина в Республику Корея  //  URL режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/trips/45695 (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[5] Официальный печатный орган Российской Федерации «Российская газета», Россия и Южная Корея договорились о введении безвизового режима.  //  URL режим доступа:  https://rg.ru/2013/11/13/itogi-site.html  (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[6] Официальный интернет-портал правовой информации, подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о создании Российско-Корейского индустриального комплекса на территории свободной экономической зоны “Находка”  //  URL режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102049262&page=1&rdk=0&intelsearch=%CE+%CF%C5%D0%D1%CE%CD%C0%CB%DC%CD%DB%D5+%C4%C0%CD%CD%DB%D5++&link_id=1#I0 (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[7] Сайт российского посольства с Южной Корее, информация об российско-южнокорейских отношениях в сфере политики и экономики. //  URL режим доступа:  https://korea-seoul.mid.ru/otnosenia-mezdu-rossiej-i-respublikoj-korea-v-sferah-politiki-i-ekonomiki (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[8]Сайт Русстата, товароооборот России и Южной кореи за период 2018-2019 г.  //  URL режим доступа:   https://ru-stat.com/date-M201807-2019,07/RU/trade/KR  (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[9]Интернет издание «Newsru.com» с сслылкой на постпред США в ООН Никки Хейли.  //  URL режим доступа: https://www.newsru.com/world/17sep2018/rukims.html (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[10]Информационное агенство «Известия», «Путин заявил, что санкции против КНДР бесполезны и неэффективны»  //  URL режим доступа: https://iz.ru/641537/2017-09-05/putin-sanktcii-protiv-kndr-bespolezny-i-neeffektivny  (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[11]Сайт «ВВС», «В Южной Корее заработала американская система ПРО»  //  URL режим доступа:   https://www.bbc.com/russian/news-39777504   (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[12] Официальный сайт президента России, «визит В.В. Путина в Пхеньян» //  URL режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/trips/45632 (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[13] Издательство «РИА новости», Ким Чен Ын приехал в Россию //  URL режим доступа: https://ria.ru/20190424/1553006396.html (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[14]Сайт «Российской газеты», Россия оказала рекордную гуманитарную помощь КНДР //  URL режим доступа: https://rg.ru/2019/05/02/rossiia-okazala-severnoj-koree-rekordnuiu-gumanitarnuiu-pomoshch.html (дата обращения 25 февраля 2021 года).

[15]Издательство «РБК» //  URL режим доступа:   https://www.rbc.ru/politics/17/12/2019/5df7f9fd9a79473b589f9132 (дата обращения 25 февраля 2021 года).

Автор: Дроздов Денис, магистрант 2 курса ИИиМО СГУ

Примечание автора: материал данного исследования актуален на момент 24 февраля 2022 года. В связи с началом военной операции на Украине, ряд стран, описанных в данном исследовании (Япония и Республика Корея), ввели санкции против России и показатели экспорта и импорта будут отличаться.

Фото на заставке: hansanglab.com

Поделиться в сетях: