Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Выдающиеся борцы за ликвидацию расовой дискриминации

Достигнутый с таким трудом прогресс в области обеспечения равенства и гражданских прав стал возможным благодаря борьбе и самоотверженности людей, которые противостояли дискриминации и навсегда вошли за это в историю. Мы обращаемся к этим героям из прошлого, чтобы уяснить очень важные уроки и получить вдохновение для продолжения их идей в будущем.

Борьба с расовой дискриминацией как одна из основ американской государственности

Сотни тысяч африканцев, как свободных, так и порабощенных, способствовали созданию колоний в Америке и Новом Свете. Важной отправной точкой начала рабства в Америке считается 1619 год, когда капер «Белый Лев» высадил на берег в британской колонии Джеймстаун, штат Вирджиния, 20 порабощенных африканцев против их воли.

На протяжении 17 века африканцы были дешевым и достаточно многочисленным источником рабочей силы. Хотя невозможно привести точные цифры, некоторые историки подсчитали, что только в 18 веке в Новый Свет было завезено от 6 до 7 миллионов порабощенных людей, что лишило африканский континент многих здоровых и дееспособных мужчин и женщин.

Это событие повлияло почти на каждый важный момент в американской истории – особенно в отношении расовой дискриминации. Например, первый закон о запрете смешанных межрасовых браков был принят в Мэриленде в 1661 году, то есть вскоре после того, как порабощенные были доставлены в колонии. К 1960-м годам эти законы все еще действовали в 21 штате, большинство из которых находилось на юге. По этой причине отношение к рабству также существенно различалось между Югом и Севером.

Отношение к рабству: Юг и Север

В 17 и 18 веках порабощенные африканцы работали в основном на плантациях табака, риса и индиго на южном побережье, от колоний Чесапикского залива в Мэриленде и Вирджинии до Джорджии. Поэтому рабство было очень важно для сельскохозяйственного производства южных колоний. К тому же, многие южане считали рабство неотъемлемой частью своего образа жизни. Достаточно прочесть известные романы М. Митчелл «Унесенные ветром» или Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», чтобы это проследить.

На Севере же, где господствовала смешанная экономика с фабриками и фермами, и где труд выполнялся наемными рабочими, было негативное отношение к рабству, и жители желали его отмены в других штатах. Они проводили параллель между угнетением порабощенных африканцев с их собственным угнетением со стороны британцев.

К середине 19-го века уже разгорелись большие дебаты по поводу рабства, которые впоследствии раскололи нацию в Гражданской войне. Хотя победа Севера освободила 4 миллиона порабощенных жителей страны, наследие рабства продолжало влиять на американскую историю. 13-я поправка, принятая 18 декабря 1865 года, официально отменила рабство, однако статус освобожденных чернокожих на послевоенном Юге всё равно оставался шатким.

Вплоть до 1960-х годов в США действовали так называемые «Законы Джима Кроу», которые ознаменовали эпоху сегрегации и запрещали афроамериканцам пить из одних и тех же фонтанов, есть в одних и тех же ресторанах или посещать те же школы, что и белые американцы.

«Ку-клукс-клан»: «невидимая империя»

Сразу после окончания Гражданской войны появилось такое явление как «Ку-клукс-клан», означавшее кампанию насилия и террора против прогресса Реконструкции. По мере того, как группа набирала членов из всех слоев южного белого общества, они применяли методы запугивания, чтобы помешать чернокожим американцам – и любым белым людям, поддерживающим Реконструкцию – голосовать и занимать политические посты. Были также случаи жестоких нападений и убийств.

Клан «первой эры» распался, когда стало очевидно, что законы Джима Кроу обеспечат господство белых по всей стране. Клан «второй эры», возродившийся в 1915 году, преследовал уже не только чернокожих, но и католиков и еврейских эмигрантов, а сегодня объектами ненависти являются также представители ЛГБТ-сообщества.

Клан возник в третий раз в 1960-х годах, чтобы противостоять движению за гражданские права и попытаться сохранить сегрегацию. С учетом настойчивого стремления клана оставаться «невидимой империей», почти невозможно оценить, сколько активных членов остаётся сегодня.

Афроамериканские движения за гражданские права

Стоит отметить, что афроамериканское население предпринимало попытки улучшить свое положение и добиться улучшения в своих правах. Например, в 1909 году была сформирована Национальная ассоциация содействия развитию цветных людей (NAACP), которая использовала федеральные суды для оспаривания лишения избирательных прав и сегрегации по месту жительства.

Однако, наибольший масштаб движение за гражданские права приобрело в 1950-х – 1960-х годах. Это была борьба за социальную справедливость чернокожих американцев, чтобы они смогли получить равные права в соответствии с законом в Соединенных Штатах. Они вместе со многими белыми американцами мобилизовались и начали беспрецедентную борьбу за равенство и отмену сегрегационной политики, что растянулось на два десятилетия.

Мартин Лютер Кинг-младший: «У меня есть мечта»

Ни одна фигура не связана с борьбой за гражданские права середины 20-го века более тесно, чем Мартин Лютер Кинг-младший. Вместе с другими лидерами церкви на Юге Кинг основал «Конференцию южного христианского руководства» (SCLC), чтобы организовать ненасильственные протесты против законов Джима Кроу. Вдохновленный моделью ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди, Кинг считал, что мирный протест за гражданские права поможет освещению в СМИ и привлечет общественное внимание.

Он, несомненно, был прав: когда активисты движения подверглись жестоким нападениям со стороны белых чиновников в транслируемых по телевидению эпизодах, это вызвало возмущение во всей стране.

28 августа 1963 года Мартин Лютер Кинг-младший выступил с речью перед огромной группой демонстрантов за гражданские права, собравшихся вокруг мемориала Линкольна в Вашингтоне, чтобы потребовать от правительства Соединенных Штатов расового равенства. Кульминацией этого события стала самая яркая речь в карьере Кинга, известная как «У меня есть мечта».

Под руководством Кинга движение за гражданские права в конечном итоге одержало победу, так как в США был принят Закон о гражданских правах в 1964 году и Закон об избирательных правах в 1965 году.

За свои достижения на протяжении жизни и посмертно Кинг был удостоен десятков наград и почетных степеней. Помимо получения Нобелевской премии мира в 1964 году, Кинг был награжден медалью NAACP в 1957 году. После смерти Кинг был награжден Президентской медалью свободы в 1977 году и получил Золотую медаль Конгресса в 1994 году. В 1983 году Конгресс объявил третий понедельник каждого января Днем Мартина Лютера Кинга-младшего.

В настоящее время ситуация в США по вопросам расового равенства существенно улучшилась, на руководящих должностях и во власти можно всё больше встретить чернокожих политиков. Однако случаи дискриминации по-прежнему встречаются. Например, смерть Джорджа Флойда под коленом белого полицейского Дерека Шовена в 2020 году вызвала один из самых больших протестов против расовой несправедливости в США за многие годы.

ЮАР: последствия политики апартеида

Еще одной печальной историей в отношении расовой дискриминации является положение в ЮАР после Второй Мировой войны. В 1940-х годах Национальная партия, выражавшая интересы Африканеров (белые потомки европейских колонизаторов), смогла получить сильное политическое большинство. Стратеги Национальной партии изобрели «апартеид» как средство укрепления своего контроля над экономической и социальной системой. Первоначально их целью было сохранение господства белых при расширении расового разделения, однако, начиная с 60-х годов, осуществлялся план «Великого апартеида».

С принятием в 1948 году законов об апартеиде расовая дискриминация была институционализирована и введена в ранг государственной политики. Расовые законы касались всех аспектов общественной жизни, включая запрет на браки между небелыми и белыми и разрешение на работу «только для белых». Несоблюдение расовых законов преследовалось жестко. Все чернокожие должны были иметь при себе «пропускные книжки», содержащие отпечатки пальцев и фотографии.

Министерство внутренних дел отвечало за классификацию граждан на «белых», «индейцев/азиатов», «черных» и «цветных» (люди смешанной расы). Белые люди – 15% населения Южной Африки – стояли наверху, обладая властью и богатством. Чернокожие южноафриканцы – 80% населения – оказались на самом дне. Им не разрешалось голосовать или заниматься политикой, и они были вынуждены работать на белых.

Общественные места были классифицированы в соответствии с расой, то есть, например, «цветные люди» не допускались на пляж или общественные туалеты. Миллионы чернокожих граждан были насильственно выселены из своих домов, в то время как белые остались и заняли города.

В стране также было множество политических заключенных. Точное число не раскрывается, однако известно, что с 1961 по 1991 год более 3000 политических заключенных содержались в тюрьме строгого режима Роббен-Айленд у побережья Кейптауна. Были политические заключенные и в других тюрьмах, в том числе около 45 белых активистов, содержащихся в центральной тюрьме Претории.

В течение многих лет южноафриканцы предпочитали мирно протестовать против законов апартеида, включая законы о пропусках. В марте 1960 года большая группа под названием Панафриканский конгресс (ПАК) решила организовать мирную акцию протеста в черном городке Шарпевиль. План состоял в том, чтобы протестующие прошли в местный полицейский участок без пропусков. Они распевали песни о свободе и кричали: «Долой пропуски!» Саймон Мкутау, участвовавший в протесте, позже вспоминал: «Атмосфера была веселая; люди были счастливы, пели и танцевали». Однако без предупреждения полиция открыла огонь по безоружной толпе. В результате 69 человек погибли и 187 человек получили ранения.

21 марта – Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

1 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию, осуждающую убийства и призывающую правительство ЮАР отказаться от политики апартеида. Через месяц Генеральная Ассамблея ООН объявила апартеид нарушением Устава ООН.

После событий в Шарпевиле ООН объявила 21 марта Международным днем борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. Однако белый режим всё равно не собирался менять несправедливые законы апартеида. С 1960 года начинается настоящая международная изоляция страны.

В 1962 году был создан Специальный комитет Организации Объединенных Наций против апартеида, а спустя год Совет Безопасности принял резолюцию 181, призывающую все государства прекратить продажу и отправку оружия, боеприпасов и военной техники в Южную Африку.

Эмбарго на поставки оружия стало обязательным 4 ноября 1977 года. В 1968 году Генеральная Ассамблея призвала все государства и организации «приостановить культурные, образовательные, спортивные и другие обмены с расистским режимом и с организациями или учреждениями в Южной Африке, практикующими апартеид». Стоит сказать, что для организации, созданной лишь недавно и до этого не имевшей опыта урегулирования подобных конфликтов, предпринятые меры уже были большим достижением.

Нельсон Мандела – первый чернокожий президент ЮАР

Так же, как и в случае с Мартином Лютером-Кингом, возникла величайшая фигура, которая навсегда останется в истории – Нельсон Мандела, также обладатель Нобелевской премии мира. Он восстал против апартеида, боролся за лучший мир, в котором уважались бы достоинство и справедливость, и призвал всех южноафриканцев присоединиться к нему. Хотя он был арестован и заключен в тюрьму на 27 лет за свою деятельность, Мандела отказался опускать руки.

В 1990 году он начал переговоры с правительством о прекращении апартеида и выступил перед Специальным комитетом ООН против апартеида в Нью-Йорке. 30 июля 1992 года, в условиях эскалации политического насилия и риска для переговоров, Нельсон Мандела обратился к ООН с просьбой направить наблюдателей в Южную Африку. Миссия наблюдателей ООН была учреждена Советом Безопасности 17 августа 1992 года.

Впоследствии, в 1994 году, Мандела стал первым чернокожим демократически избранным президентом страны. Предыдущему правительству ничего не оставалось, кроме как поддаться давлению после многих лет изоляции от международного сообщества и сильных санкций со стороны США и Великобритании.

Политические заключенные были освобождены из тюрем и была провозглашена свобода объединений. В Южной Африке установилась конституционная демократия, основанная на отказе от расизма. Бесчеловечный режим апартеида, казалось, чудесным образом закончился мирно, хотя оставалось еще много работы для улучшения жизни всех южноафриканцев. Апартеид был ликвидирован не после предсказываемой гражданской войны, а в результате законных переговоров.

В настоящее время Конституция ЮАР является одной из самых прогрессивных в мире, где прямо говорится, что южноафриканцы «признают несправедливость прошлого» и обязывают правительство «создать общество, основанное на демократических ценностях, социальной справедливости и основных правах человека».

Тем не менее, несмотря на усилия по преодолению неравенства, безработица среди белого населения составляет около 9%, безработица среди чернокожего населения – 36,5%. По-прежнему доход в стране остается «сильно расовым»: белые южноафриканцы зарабатывают в среднем в три раза больше, чем чернокожие южноафриканцы. Поэтому стране предстоит еще многое сделать на пути к достижению более справедливого общества.

Борьба за расовое равенство – подвиг неравнодушных

Безусловно, список борцов за расовое равенство не ограничивается только фигурами Мартина Лютера Кинга и Нельсона Манделы.

В историю вошел также Уильям Эдвард Бургхардт Дюбуа, который был одним из основателей NAACP и одним из выдающихся чернокожих интеллектуалов своего времени. Дюбуа опубликовал множество влиятельных работ, описывающих тяжелое положение чернокожих американцев, и призывал чернокожих принимать свое наследие и происхождение, даже если они работали и жили в Соединенных Штатах.

Примечательна также фигура Тургуда Маршалла, который был одним из самых выдающихся адвокатов Америки. В качестве главы Фонда правовой защиты и образования NAACP он руководил судебной борьбой против сегрегации, выступал в историческом деле 1954 года «Браун против Совета по образованию» и в конечном итоге стал первым чернокожим судьей Верховного суда страны.

На своем примере все эти люди доказали, что можно и нужно бороться за свои права, ведь личный пример может стать для кого-то вдохновением и привести к социальным изменениям. Однако борьба еще не окончена. Сегодня расовая дискриминация и наследие рабства и колониализма продолжают ограничивать возможности миллиардов людей. Повсеместно наблюдается распространение ксенофобии, предрассудков, ненавистнических высказываний и других проявлений расизма и нетерпимости. Поэтому в настоящее время надо стремиться к продолжению равноправного и справедливого диалога между различными расовыми и этническими группами.

Автор: Варвара Заикина

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение от prostooleh на Freepik

Поделиться в сетях: