Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Встречи лидеров великих держав

Современная система международных отношений включает в себя 193 государства, являющихся членами ООН. Несмотря на это многообразие, основное внимание в международной политике сосредоточено на действиях так называемых «великих держав». В академической литературе и международной практике к основным критериям отнесения государства к великим державам относятся:

  • Экономическая мощь: высокий уровень ВВП, развитая промышленность и финансовая система.
  • Численность населения: наличие большого человеческого ресурса, что способствует как экономическому росту, так и военному потенциалу.
  • Военная сила: наличие современных вооружённых сил, включая ядерное оружие.
  • Политическое влияние: активное участие в международных организациях, членство в альянсах, способность формировать глобальные нормы и правила.

За счет наличия этих факторов великие державы играют ключевую роль в формировании глобальной повестки, обеспечении всемирной безопасности и развитии экономики, поэтому встречи их лидеров всегда притягивают особое внимание прессы и всего мирового сообщества.

В ООН Великие державы часто определяются как страны, имеющие постоянное место в Совете Безопасности с правом вето – это Китай, Франция, Россия, Великобритания и Соединенные Штаты. Однако их статус великих держав подтверждается не только историческим контекстом и институциональной ролью, но и объективными экономическими показателями. В совокупности номинальный ВВП пяти стран в 2024 году составил около 54 триллионов долларов США[1] – это более половины мирового ВВП (по оценкам МВФ, мировой ВВП в 2024 году – около 105 трлн долларов).

Тем не менее, четких критериев определения «великой державы» все равно не существует. Так, например, согласно исследованию Всемирного экономического форума[2], некоторые влиятельные государства можно отнести к «региональным» или «средним» державам. Они тоже обладают значительным дипломатическим, экономическим и иногда военным потенциалом и определяют траекторию развития отношений внутри своего региона. К ним можно отнести как страны Глобального Севера (например, Канаду, Австралию, Южную Корею, Японию), так и Глобального Юга (например, Бразилию, Индонезию, Аргентину).

В этой статье мы рассмотрим знаковые встречи и форумы мировых лидеров, так или иначе определивших траекторию развития системы международных отношений.

Знаковые международные встречи 20 века

На протяжении 20 века встречи лидеров великих держав не только отражали расстановку сил на мировой арене, но и становились поворотными моментами в истории, закрепляя важнейшие политические решения в форме соглашений и договоров. Так, особенно ярко это проявилось во время Второй мировой войны: Тегеранская конференция (1943) и Ялтинская конференция (1945), также известные как встречи «Большой тройки», стали символами союзнического единства в борьбе против фашистской Германии и заложили основы послевоенного устройства мира. В обеих конференциях участвовали Франклин Рузвельт (США), Уинстон Черчилль (Великобритания) и Иосиф Сталин (СССР). В Тегеране обсуждалось открытие второго фронта, участие СССР в войне против Японии и идея создания международной организации. В Ялте были приняты решения о разделе Германии, создании ООН с правом вето для постоянных членов, проведении свободных выборов в Восточной Европе и начале Нюрнбергского процесса. Эти встречи стали поворотными моментами в истории и определили послевоенное устройство мира, включая структуру ООН и последующие сферы влияния держав.

Эти конференции были только началом построения международного сотрудничества, формы которого сохранились до настоящего времени. Тем не менее, после Второй мировой войны мир быстро разделился на два враждующих лагеря – Запад и Восток, что привело к Холодной войне, гонке вооружений, созданию НАТО (1949) и Варшавского договора (1955), а также к череде острых кризисов, включая Берлинский кризис (1961) и Карибский кризис (1962). То есть, несмотря на благие намерения, сама структура созданной недавно ООН, особенно наличие Совета Безопасности с пятью постоянными членами, обладающими правом вето, во многом закрепила неравенство между странами и создала предпосылки для упомянутых конфликтов. Крупные державы получили возможность блокировать любые решения, противоречащие их интересам, и баланс сил держался не на равноправии и сотрудничестве, а на сдерживании и взаимном недоверии, что и вызвало необходимость в поиске новых форматов диалога.

Стоит также отметить, что это недоверие стало нарастать даже до официального окончания Второй мировой войны. Потсдамская конференция (июль–август 1945 года) стала последней встречей союзников во Второй мировой войне. Сменились два лидера «большой тройки»: Рузвельта заменил Трумэн, Черчилля – Эттли. США сообщили СССР о создании и подготовке атомной бомбы, к тому же, стороны всё больше расходились в вопросах будущего Европы. Именно с Потсдама начался переход от союзничества к противостоянию – фактическое начало Холодной войны.

Лишь в конце 1960-х – начале 1970-х годов начался процесс разрядки. Так, в 1972 году состоялся первый визит американского президента в СССР. Ричард Никсон и Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев подписали в Москве два важнейших соглашения: 1) Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) – бессрочный договор, ограничивающий каждую сторону двумя районами размещения ПРО (впоследствии сокращено до одного) и 2) Временное соглашение по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1): пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Соглашение не касалось боеголовок и бомбардировщиков. Также был подписан политический документ «Основы взаимоотношений между СССР и США», в котором стороны признали, что в ядерный век мирное сосуществование – единственно возможная основа отношений

В рамках процесса разрядки также возникла идея проведения общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, кульминацией чего стало подписание Хельсинкского акта 1 августа 1975 года 35 странами, включая США, Канаду, все европейские государства (кроме Албании) и СССР, представленный Леонидом Брежневым. Конференция была действительно масштабной для своего времени: она потребовала более 5 лет подготовки, а в финальной стадии переговоров участвовали около 3 000 делегатов.

Акт включал три ключевых аспекта – политико-военный (принципы нерушимости границ, отказ от силы, уважение суверенитета), экономический (сотрудничество в торговле, науке и технологиях) и гуманитарный (права человека, свобода информации, контакты между людьми). Хотя Хельсинский акт не имел юридической силы, он стал важным морально-политическим документом, способствовавшим снижению международной напряженности, активизации правозащитного движения в странах Восточного блока и созданию в будущем ОБСЕ. Он также стал символом попытки преодоления последствий разделённой Европы, заложенных еще на конференциях времён Второй мировой войны.

Несмотря на значимость Хельсинского акта, в последующие годы все равно сохранялось глубокое недоверие между сверхдержавами, и лишь с приходом к власти Михаила Горбачёва в 1985 году начались реальные продвижения в сторону разрядки. Его политика Перестройки и гласности стала продолжением тех принципов, которые были зафиксированы еще в Хельсинки, но теперь они начали воплощаться в конкретных действиях. Кульминацией этого процесса стала историческая встреча в Москве 29 мая 1988 года, когда президент США Рональд Рейган прибыл в СССР, и стороны подтвердили приверженность Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), подписанному в 1987 году в Вашингтоне. Этот договор стал первым в истории соглашением, предусматривающим полное уничтожение целого класса ядерных вооружений – в общей сложности 2 692 ракеты (1 846 со стороны СССР и 846 со стороны США)[3], а также взаимные инспекции, что стало беспрецедентным шагом в сфере контроля над вооружениями.

Стоит отметить, что Горбачев и Рейган уже встречались в Женеве в 1985 году. Американский президент, ранее критиковавший политику СССР, вероятно, впервые продемонстрировал готовность к диалогу. Хотя конкретных соглашений подписано тогда не было, стороны договорились продолжить переговоры и признали необходимость предотвращения ядерной войны, что в дальнейшем и привело к заключению ДРСМД.

Таким образом, Перестройка не только изменила внутреннюю политику СССР, но и сыграла ключевую роль в завершении Холодной войны, став логическим продолжением хельсинкского процесса и открыв путь к новому этапу международной безопасности. Финальной точкой, ознаменовавшей конец Холодной войны, стала встреча Президента США Джорджа Буша-старшего и Михаила Горбачёва в Москве в июле 1991 года. Главным итогом стало подписание Договора СНВ-1 – первого соглашения, обязывающего стороны не просто ограничивать, а сокращать стратегические ядерные вооружения. СССР и США договорились сократить количество боезарядов до 6 000 и ограничить число носителей (ракет и бомбардировщиков) до 1 600 у каждой стороны[4]. В итоге было уничтожено около 80% стратегических вооружений, существовавших на тот момент. Встреча стала не только дипломатическим успехом, но и важным сигналом миру о завершении эпохи глобального противостояния. Холодная война принесла не только множество потерь и противоречий между странами, но и значимые достижения в виде подписания вышеупомянутых договоров. Новый этап проходил уже с участием России как правопреемницы СССР.

Встречи лидеров США и России

Рассмотрение встреч лидеров США и России (или, ранее, СССР) имеет ключевое значение для понимания глобальной политики 20 века, потому что именно эти две сверхдержавы определяли архитектуру международной безопасности, баланс сил и ход Холодной войны. Каждая такая встреча – от Никсона и Брежнева до Рейгана и Горбачёва – отражала не только текущие отношения между странами, но и более широкие сдвиги в мировой политике.

После распада СССР Россия, как его правопреемница, вступила в 21 век на фоне надежды на интеграцию в мировое сообщество и отказа от коммунизма как государственной идеологии. Это создало уникальные ожидания: что бывший главный оппонент Запада станет его партнёром. Именно в этом контексте проходили первые встречи лидеров США и России. В период 1993-1999 годов состоялась серия встреч между президентом США Биллом Клинтоном и президентом России Борисом Ельциным в Ванкувере, Москве, Париже, Хельсинки. В начале 2000-х годов, особенно на фоне терактов в США 11 сентября 2001 года, отношения между странами временно продолжили улучшаться: встреча президентов США Джорджа Буша-младшего и России Владимира Путина в 2001 году прошла в Любляне, которая, хотя и не принесла никаких результатов, продемонстрировала личную симпатию президентов друг к другу.

После этого периода относительного сближения в начале 2000-х годов отношения между Россией и США начали стремительно ухудшаться. Ключевым поворотным моментом стала речь Владимира Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 года, в которой он подверг критике однополярный мир, доминирование США в международных делах и расширение НАТО на восток. На фоне этого напряжения, в 2008 году, когда президентом России стал Дмитрий Медведев, США и Россия предприняли попытку улучшить отношения. С приходом к власти Барака Обамы в США началась так называемая «перезагрузка» (reset) российско-американских отношений. В рамках «перезагрузки» были достигнуты некоторые успехи. Так, в 2010 году в Праге состоялась встреча президентов, где был подписан новый договор СНВ-III о сокращении стратегических наступательных вооружений до 1 550 у каждой стороны. США также предоставили России поддержку в рамках вступления в ВТО.

Однако, несмотря на эти шаги, фундаментальные разногласия между странами сохранялись, и отношения окончательно ухудшились в 2014 году на фоне начала конфликта на востоке Украины и международно-правового спора о статусе Крыма. Лидеры двух стран не проводили встречи с 2013 года (когда президент США Барак Обамы лично встретился с президентом России Владимиром Путиным в рамках G20) до 2018 года.

Но и встреча в 2018 году между Владимиром Путиным и президентом США Дональдом Трампом в Хельсинки сопровождалась напряженностью на фоне обвинений в российском вмешательстве в американские выборы. Последняя на данный момент личная встреча прошла в Женеве в 2021 году между Джо Байденом и Владимиром Путиным. По итогам встречи было принято совместное заявление о стратегической стабильности, в котором лидеры подтвердили принцип, впервые озвученный Горбачёвым и Рейганом в 1985 году: «в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана[5]». Стороны также договорились о возвращении послов в Вашингтон и Москву[6], что стало одним из немногих конкретных результатов саммита.

Таким образом, за два десятилетия было проведено более 10 официальных встреч на высшем уровне, но лишь некоторые из них завершились конкретными соглашениями. Атмосфера этих встреч напрямую зависела от международного фона – от надежд на партнёрство к конфронтации и попыткам стабилизации. Ситуация снова ухудшилась на фоне начала Специальной военной операции в Украине в феврале 2022 года, однако в последнее время, несмотря на сохраняющееся напряжение в отношениях, контакты между руководителями России и США начали постепенно возобновляться. При Дональде Трампе, особенно в 2024–2025 годах, такие контакты происходили в основном в формате телефонных разговоров. Хотя это не полноценные саммиты или официальные визиты, сам факт диалога на высшем уровне уже рассматривается как прогресс на фоне предыдущих лет дипломатического молчания.

Встречи лидеров G7 и G20

Безусловно, большое значение для международной политики имеют также многосторонние встречи влиятельных государств. Существует несколько площадок для их проведения. Так, например, с момента своего основания в 1975 году как клуба ведущих индустриальных демократий (первоначально шести стран: США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии), G7 стал важнейшей площадкой для обсуждения ключевых вопросов мировой политики, экономики и безопасности. В 1976 году к ним присоединилась Канада, и формат стал известен как G7. Идея возникла как ответ на экономические потрясения 1970-х годов, крах Бреттон-Вудской системы и нефтяной кризис, и была направлена на создание гибкой площадки для личного диалога между лидерами, свободного от бюрократии и формальностей, характерных для традиционных международных организаций. В 1997 году, после окончания Холодной войны и распада СССР, к группе была официально приглашена Россия, и формат стал известен как G8. Это стало символом признания России как полноправного участника глобального диалога и надежды на её интеграцию в западноцентричный миропорядок.

На встречах G8 всегда обсуждались темы, выходящие далеко за рамки экономической повестки: от изменения климата и энергетической безопасности до борьбы с терроризмом, глобального здравоохранения и конфликтов на Ближнем Востоке. Эти саммиты сопровождались подписанием совместных заявлений, меморандумов и запуском международных инициатив, отражающих консенсус крупнейших держав мира.

Особое значение имел 32-й саммит G8, прошедший в Санкт-Петербурге с 15 по 17 июля 2006 года – первый, где Россия выступала не просто участником, а страной-хозяйкой. Это событие стало важным моментом в международной репутации России: оно символизировало её возвращение в клуб ведущих держав как равноправного партнёра. Саммит собрал лидеров всех стран G8, а также представителей Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и международных организаций, включая ООН, ВТО и Всемирный банк. Главной темой встречи стала энергетическая безопасность – вопрос, в котором Россия играла ключевую роль как один из крупнейших поставщиков энергоресурсов. Участники выработали общую стратегию по обеспечению надёжности энергетических поставок, развитию ядерной энергетики и продвижению энергосберегающих технологий. Также обсуждались глобальные вызовы: ситуация в Ираке, Иране, Ливане, борьба с инфекционными заболеваниями, образование и развитие Африки. По разным оценкам, подготовка к саммиту обошлась России почти в 40 миллиардов рублей, что в 10 раз превышало затраты на предыдущий саммит в Великобритании[7].

Россия была исключена из формата G8 в 2014 году на фоне разногласий, связанных с международным правом и ситуацией вокруг Крыма. Это решение отражало позицию большинства участников группы в отношении соблюдения суверенитета и территориальной целостности государств. Отсутствие России в этом формате ограничивает возможности для прямого диалога между ключевыми мировыми державами по вопросам, затрагивающим глобальную стабильность и безопасность. Тем более, что несмотря на отсутствие у G7 официального устава, секретариата или юридической силы решений, совокупный экономический вес участников сегодня – более $40 трлн ВВП[8], или около 40% мировой экономики – делает их заявления и инициативы крайне влиятельными.

Помимо более узкого и гомогенного формата G7, состоящего из семи развитых западных экономик, существует также форум G20, созданный в 1999 году на уровне министров финансов и глав центральных банков в ответ на азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов. Изначальной целью G20 было обеспечение координации экономической политики между системно значимыми экономиками. С 2008 года, в условиях глобального финансового кризиса, форум был поднят до уровня глав государств и правительств, что придало ему стратегическое значение в архитектуре глобального управления. Участники форума охватывают все ключевые регионы – Северную и Южную Америку, Европу, Азию, Ближний Восток, Африку и Океанию. В состав G20 входят как развитые, так и развивающиеся государства, включая все страны G7 – США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию и Японию.

К ним присоединяются крупнейшие развивающиеся экономики, такие как Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Южная Корея, Южная Африка, Саудовская Аравия, Аргентина, Австралия, Турция и Россия, а также Европейский союз, представленный через Европейскую комиссию и Европейский центральный банк. На долю стран G20 приходится более 85% мирового валового внутреннего продукта, около 75% международной торговли и две трети населения планеты[9], что подчеркивает их структурную роль в мировой экономике и политике. Уникальность G20 заключается не только в его экономическом весе, но и в способности объединять государства с различными политическими системами и стратегическими приоритетами. Особенно актуальным это становится в условиях ослабления доверия и растущей конкуренции между странами, когда другие форматы взаимодействия – такие как G7 – обладают более ограниченным представительством и фокусом.

После приостановки участия России в формате G8 в 2014 году, G20 остаётся единственной площадкой, где она на постоянной основе участвует в диалоге с другими ведущими державами по вопросам глобальной экономики, энергетики, изменения климата, здравоохранения и международной безопасности. Вопрос об  исключении России из формата G20 поднимался в 2022 году, однако Индонезия, принимавшая саммит G20 в 2022 году, наряду с государствами БРИКС (Бразилией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой), отказалась поддержать предложение об исключении России. В результате президент России Владимир Путин не присутствовал лично на саммите на Бали в ноябре 2022 года, но принял участие дистанционно в одном из мероприятий. Подобный формат участия повторился и в 2023 году: на саммите G20 в Индии выступал министр иностранных дел Сергей Лавров, однако российский президент принял участие в заключительной виртуальной сессии форума.

В последние годы наблюдается тенденция к расширению международных форматов, особенно среди развивающихся стран. Так, в 2024 году формат BRICS+ был официально расширен: к Бразилии, России, Индии, Китаю и Южной Африке присоединились Египет, Эфиопия, Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия. Это отражает стремление к созданию более сбалансированной архитектуры глобального управления, альтернативной западным форматам. BRICS+ усиливает роль Глобального Юга в международной политике, особенно в вопросах устойчивого развития, реформирования финансовых институтов и энергетической безопасности. Для России расширение BRICS стало важным направлением внешнеполитического взаимодействия, особенно в условиях ограниченного диалога с рядом западных стран. Новые партнёрства в рамках BRICS+ позволяют сохранять активное участие в глобальной повестке и продвигать многополярный подход к международным отношениям.

Помимо глобальных форумов, важную роль играют региональные площадки, такие как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Африканский союз, МЕРКОСУР и ЛАГ (Лига арабских государств). Эти организации обеспечивают диалог между странами, объединёнными географией, культурой или экономическими интересами, и всё чаще становятся ареной для обсуждения вопросов безопасности, торговли и устойчивого развития. Например, ШОС активно развивается как платформа для взаимодействия России, Китая, Индии и стран Центральной Азии, а АСЕАН играет ключевую роль в обеспечении стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе.

Таким образом, мы наблюдаем, что форматы прямого и личного взаимодействия России с другими великими державами существенно сократились, но не прекратились, а, скорее, перешли на другие площадки. В настоящее время наиболее устойчивыми остаются двусторонние связи с Китаем и Бразилией, лидеры которых регулярно поддерживают личные контакты с президентом РФ. С китайской стороной диалог продолжается на платформах ШОС и БРИКС, и визиты на высшем уровне между Москвой и Пекином сохраняют регулярный характер. С Бразилией, несмотря на более сбалансированную внешнеполитическую линию, отношения также поддерживаются на высоком уровне, в том числе в формате БРИКС.

Глобальные угрозы требуют глобального диалога

Персональные встречи лидеров, даже в условиях серьёзных разногласий, играют важнейшую роль в предотвращении эскалации конфликтов. Прямое общение позволяет оперативно прояснять позиции сторон, устранять недоразумения и сохранять хотя бы минимальный уровень взаимного доверия. Игнорирование этого механизма чревато не только дипломатическими тупиками, но и реальными угрозами безопасности. Только координация между крупнейшими мировыми игроками, в первую очередь в формате личных встреч, может обеспечить эффективность усилий – как в рамках ООН, так и на площадках G20, БРИКС и других форумов. Эти механизмы и площадки не способны работать автономно.

На примере России, которая остаётся ключевым актором мировой политики – постоянным членом Совета Безопасности ООН, ядерной державой и крупной экономикой, – мы видим, что исключение из международного диалога не может способствовать ни стабильности, ни решению общечеловеческих задач. Диалог – это не признак слабости, а инструмент ответственности. Чем больше политических центров участвуют в глобальных обсуждениях, тем выше шанс на мирное и устойчивое развитие. Без этого – усиливаются конфронтационные сценарии, а пространство для дипломатии сужается.

______________________________________________________________________________________

[1] https://thedocs.worldbank.org/en/doc/ea1c75b527eb9688f7fb835f7274483f-0360012024/original/GEP-January-2024-wb-tokyo-seminar-020624.pdf

[2] What are middle powers and why do they matter? | World Economic Forum

[3] Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности — Википедия

[4] СНВ-I — Википедия

[5] Саммит Россия — США в Женеве (2021) — Википедия

[6] В апреле 2021 года США объявили о высылке 10 российских дипломатов в связи с обвинениями в кибершпионаже и вмешательстве в американские выборы. В ответ Россия объявила персонами нон грата 10 американских дипломатов и закрыла консульство США в Санкт-Петербурге.

[7] В.Путин подвел итоги саммита G8 в Санкт-Петербурге — РБК

[8] G7: какие страны входят, цели организации, саммиты | РБК | Дзен

[9] http://diplomaticdictionary.com/dictionary/%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B8-g20/

Автор: Варвара Заикина

Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение: https://ru.freepik.com/

Поделиться в сетях: