Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Возможно ли народоправство в современной России?

На сегодняшний день к сожалению, а может быть к счастью, наше общество излишне политизировано. Активно обсуждается деятельность действующего президента, правительства, губернаторов. И это, конечно, не случайно.

Во-первых положение в стране в плане благосостояния обычных людей оставляет желать лучшего. Реформы последние годы буксуют, вызывая у большей части публики явное раздражение. «Реформа» ЖКХ полностью переложила на плечи россиян грабительские тарифы, капитальный ремонт зданий, восстановление изношенных сетей и коммуникаций. Неудержимый рост цен на продовольствие не укладывается в объявленный коридор инфляции и съедает большую часть семейного бюджета. Жилищная реформа в виде ипотечного кредитования загоняет заемщиков в пожизненную кабалу, а на фоне падающих зарплат выглядит вовсе утопичной. Даже снижение процентов по ипотеке вряд ли исправят существующее положение: это как если бы верблюд присел на 2 сантиметра, чтобы вам было удобней на него взбираться. Государственная жилплощадь вовсе кажется несбыточной сказкой. Пенсионная реформа лишь приблизила к краю пропасти взрослое население, которое в отсутствии работы и постоянно дорожающих лекарств, обречены на нищенское существование.

Картина происходящего в стране, сетование власти на отсутствие средств на фоне фантастических коррупционных скандалов, наводят людей на мысль, что руководство страны не справляется со своими прямыми обязанностями — обеспечение достойного благосостояния своих граждан.

Политика Центробанка, по конституции призванная сохранять и оберегать национальную валюту, напротив, открывает двери для различного рода биржевых махинаций и спекуляций. Предпринимательская среда на фоне постоянного роста налогов, отсутствия понятных правил игры, стабильности и карантинных мер, начинает катастрофически сокращаться, и сегодня близка к самоликвидации как никогда раньше.

Первую скрипку в экономическом оркестре нашей страны которое десятилетие играют банки, военно-промышленный сектор, государственные корпорации, биржевые игроки и дельцы приближенные к бюджету.

У обычных людей, которые живут даже не «от зарплаты до зарплаты», а одним днем, возникают справедливые вопросы: «А все ли правильно в нашем государстве? Почему одни жируют и набивают свои оффшорные карманы, а другие батрачат охранниками, оберегая покой и материальные ценности новоиспеченных бояр и сударынь?»

Отдавая свой голос на очередных выборах за кандидата или партию, согласно конституционного порядка и правила, граждане с удивлением видят лишь точечные изменения в своей жизни.
Малые партии, движения, течения вовсе не способны отстоять интересы единомышленников. Их сразу записывают в разряд несистемной оппозиции, навешивают ярлыки и ставят им «черную» метку. Таким партиям пройти все барьеры, кордоны, правила, обеспечить необходимые организационные ресурсы выборов просто не возможно.

По статистике явка на избирательные участки оставляет желать лучшего. На сегодняшний день голосуют лишь 40% россиян, а остальные как раз либо не согласны с правящими партиями, либо приверженцы априори не проходимых партий, либо просто равнодушные и разуверовавшиеся во всех партиях и кандидатах.

Я не хочу огульно грести всех депутатов и представителей партий под одну гребенку. Среди них есть активные защитники прав и свобод, истинные граждане, с твердыми убеждениями, и таких немало. Однако, учитывая партийную фракционную дисциплину, они вынуждены признавать решения большинства, даже если это решение требует справедливой критики.

Выборы последних лет напоминают процесс, в котором есть только одна цель: любой ценой удержать  власть ряду избранных, «забронзовевших» партий. На мой взгляд, это не только не правильно, но и опасно. Такая линия действий, исходя из истории, всегда вела к активизации крайне правых течений, для которых методы и способы получения власти не имеют значения.
Если гражданское общество не участвует в жизни страны, это является плохим признаком для действующей власти.

Там, где не происходят изменения в конституционном и правовом полях, где существует разрыв в доходах, где высок уровень коррупции и низок уровень экономики, политический кризис неизбежен.

Гибель советской империи в условиях развивающейся мировой демократии, отставание страны по уровню благосостояния населения и зависимость от продажи сырья, вывели на вершину политики новые партии и новых лидеров. Съезды первых Государственных Дум стали образцом подлинной демократии, а выборы несли в себе элемент политической конкуренции. С тех пор прошло тридцать лет. Тридцать лет правления одних и тех же партий в России сформировали однобокую партийную политическую систему. Для иных партий, многополярности мнений, дискуссий, споров, консенсусов — двери закрыты. Косность в решениях, развивающаяся геронтократия, несменяемость, могут привести к массовому недовольству в обществе с нарушением закона. Когда люди голосуют митингами, улицами, забастовками, они явно выходят из конституционного поля.

В двадцатые годы прошлого века, когда партия большевиков взяла власть в стране, провозгласив спорные лозунги о мире, земле и заводах, моряки и рабочие Кронштадта, поняли хитрость и лукавство правящей верхушки. Их главный лозунг «Вся власть советам, а не партиям!» был объявлен контрреволюционным и потоплен в крови. Их требования вернуться к созыву учредительного собрания, к народному вече, не входило в планы партии, которая стремилась править долго, а может быть, и вечно. История рассудила кто прав намного позже.

Избежать кровопролития, террора, лагерей можно было лишь с привлечением к демократическим институтам всего гражданского общества.

Последние события в странах постсоветского пространства показывают, что народ является силой, игнорировать которую и пренебрегать мнением которой не стоит. Я бы не хотел революционных событий, которые моя многострадальная Родина вряд ли выдержит. Я не против действующего президента, я за альтернативу развития страны. В одночасье общественный строй и политический режим поменять нельзя. Россияне должны сделать все, чтобы достичь изменений и выйти из опасной для нашей страны ситуации мирно и эволюционно. В жизни и в политике для нас в приоритете человек и важнейшие общечеловеческие ценности – добро, любовь и нравственность.

Я против попыток решать политические проблемы силовым и кровавым путем. Я против революций и радикализма любого толка. Даже самая разумная политика не принесет результата в условиях морального и организационного распада государственных структур. Реформы необходимы. Но они должны быть направлены не на разрушение, а на развитие точек роста, которые уже есть в обществе. Я выступаю за реформы для большинства, а не для узкой прослойки. Реформы должны содействовать гражданскому миру и согласию, объединению общества, а не его разъединению.

Я убежден, что необходимое условие движения России вперед – мирный отказ от авторитарной системы, приход к власти демократической оппозиции законным, конституционным путем, с помощью широкого участия в выборах граждан России.

Гарантией результативности будет политическая сила, одновременно умная и влиятельная, с которой нельзя не считаться. Представляя интересы миллионов своих сторонников, она станет равноправным участником таких переговоров. Если появится такая сила, то объективное изменение ситуации в стране рано или поздно заставит официальный Кремль пойти на разговор с ней и обществом.

Первым итогом общественного диалога с нынешней властью должно стать формирование правительства народного доверия, имеющего качественно иную репутацию. Затем – принятие на основе действующей Конституции норм, направленных на демократизацию, на создание правового и социального государства, на ограничение исполнительной ветви власти, на отделение государства от бизнеса, на прекращение политики «по понятиям», на формирование адекватного внешнеполитического курса, на отказ от выживания режима за счет сочетания отсталости общества и силового ресурса.

Задача, которую надо в итоге решить, – предоставление обществу реального права на политический выбор государственного устройства.

Это именно та задача, которая стояла век назад перед всенародно избранным Учредительным собранием, разогнанным 6 января 1918 года. И чем больше проходит времени с той поры, тем более значимой проблемой становится противоречивость представлений нынешней российской власти о том, какое историческое наследство лежит в ее основе. Вопрос о конкретной форме правления и особенностях политической системы может решить только народ России в результате общенациональной дискуссии.

Учредительное собрание может стать фундаментом построения современного российского государства. Именно оно (в форме Конституционного собрания, как это предусмотрено в действующей Конституции) способно восстановить подлинную российскую государственность. Задача в том, чтобы каждый гражданин чувствовал себя причастным к этой работе – как непосредственно, так и через своих представителей. Понятно, что подготовка Учредительного собрания будет сложной и длительной. Необходим масштабный процесс осмысления положения России, ее места в мире. Но обойтись без такого серьезного институционального поворота вряд ли удастся.

Автор: Александр Тонин
Из книги «Россия сегодня и завтра»

Поделиться в сетях: