Владислав Алексеевич Старевич – создатель объемной кукольной мультипликации, режиссер, который в числе первых занимался коммерческой мультипликацией.
Старевич родился в 1882 году в Москве, воспитывался родственниками с материнской стороны в литовском городе Каунас, так как его мать умерла, когда Владиславу было совсем мало лет.
С детства главными увлечениями Владислава были фотография и энтомология.
После 10-го класса он начал работать в Краеведческом музее, которому подарил свои фотоработы. Фотографии настолько понравились директору музея, что он предложил Владиславу снять несколько фильмов, воспользовавшись камерой музея. Первым фильмом Старевича В.А. стала лента под названием «Над Неманом», затем он снял два энтомологических фильма: «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи» (1909 г.).
После этих первых опытов съемок фильмов Старевич вскоре начал работать с кинопроизводителем Александром Ханжонковым в Москве. Ханжонков снял ему жилье и предоставил необходимую аппаратуру. Уже через непродолжительное время кинопроизводитель, поставив условие передачи прав на кино ему, позволил Старевичу свободно творчески самовыражаться при съемке фильмов.
Идея Владислава снять документальное кино о борьбе жуков-оленей в 1910 году столкнулась с практической проблемой: при необходимом для съемок освещении жуки не проявляли агрессии друг к другу. Тогда режиссер решил применить новаторский метод и снять этот эпизод покадрово с помощью муляжей. Так появился «Lucanus Cervus» (1910 г.), который стал одним из первых в мире кукольных фильмов. Короткометражка произвела настоящий фурор: залы были заполнены желающими посмотреть на «дрессированных жуков», а сотни копий картины проданы в Европу и Америку.
После удачного опыта Старевич снял целый ряд фильмов при помощи той же методики: «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912 г.), «Месть кинематографического оператора» (1912 г.), «Стрекоза и муравей» (1913 г.), «Рождество у обитателей леса» (1913 г.), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913 г.). Эти фильмы являются частью золотого фонда мирового кинематографа.
В те годы покадровую съемку не использовали, поэтому критики искренне не могли понять, как именно это сделано, и ломали голову, неужели жуки в фильме дрессированы. Действительно, муляжи было невозможно отличить от настоящих насекомых. Конечности жуков Старевич делал подвижными при помощи шарниров, поэтому мог ставить насекомых в разнообразные позы. Ажиотажный спрос на просмотр угасал по мере того, как зрители узнавали секрет «Lucanus Cervus» и ряда подобных фильмов Старевича.
Кроме анимации, Владислав Старевич ставил и игровое кино. Режиссер оказался горячим поклонником Н.В. Гоголя и естественно, дебютным стал фильм «Страшная месть», снятый по мотивам гоголевской повести, в «Ночи перед Рождеством» режиссер одновременно использовал игру актера и отрисованные спецэффекты, судьбы же фильмов «Вий», «Майская ночь» и «Сорочинская ярмарка», как и большинства других его фильмов, до сих пор неизвестна.
В 1919 году Старевич перебрался в Италию, а после – во Францию. Там он работал над мультипликацией, создал такие работы, как: «Как лягушки выпросили себе короля» (1923 г. награда Розенфельда), «Песнь соловья», «Любовь в белом и черном», «Крыса сельская и крыса городская». Все его фильмы привлекали внимание реалистичной мимикой кукол, а также гармоничным взаимодействием живых, настоящих и кукольных элементов.
Самым большим достижением режиссера стал фильм «Рейнеке-Лис» (1930 г.) – первый полнометражный кукольный фильм. Изначально он был снят без звука, но позже для проката понадобилась озвучка. В 1938 году фильм озвучили в Германии по заказу Третьего Рейха. Позже он был переведен на французский язык. Эта работа принесла Старевичу 8 международных наград, включая и медаль Розенфельда. Однако тот факт, что картина была спонсирована Третьим Рейхом, позже практически поставило крест на его прокатной судьбе.
До 50-х гг. Владислав Старевич создавал мультипликационные картины. Одним из самых знаменитых фильмов позднего периода стал «Щенок-талисман».
После 50-х гг. популярность режиссера сильно ослабела, поэтому ему пришлось искать варианты, чем зарабатывать на жизнь. Так, он делал и продавал кукол, а также начал снимать рекламные ролики, став одним из первых коммерческих мультипликаторов.
В 1965 году Владислав Старевич скончался во Франции в возрасте 82 лет.
На Ратушной площади, в Каунасе, на фасаде здания, в котором работал Владислав Александрович Старевич, установлен памятник, изображающий насекомых. Литовцы называют мультипликатора «Европейским Уолтом Диснеем».
Поделиться в сетях: