Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Владимир Соловьев — выдающийся философ XIX века, основатель христианской философии

Русский религиозный философ, поэт, публицист Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900 г. г.). Юрий Кавер / РИА Новости

Владимир Сергеевич Соловьев основал новое направление в науке — христианскую философию. Обосновывал неизбежность слияния православия и католичества. Предназначение России видел в объединении человечества на основе идеалов истинного христианства. Осуждал террор, насилие. Сформулировал идею Софии — Души мира, мистической космической сущности, которая является посредником между Богом и Землей. Душа мира, в понимании Соловьева, имеет женские черты.

Владимир Соловьев родился в 1853 году в семье известного историка Сергея Михайловича Соловьева, автора понятия Киевской Руси, ректора Московского университета. Семья имела дворянские корни. Один из предков Соловьева по материнской линии — украинский философ Григорий Сковорода. Старший брат Всеволод Соловьев стал известным писателем, автором исторических романов.

Владимир Соловьев учился в Московском университете. Окончил историко-филологический факультет, но успел поучиться и на естественном отделении физико-математического факультета. Идея о существовании Софии пришла ему уже во время обучения. Он утверждал, что София — живая сущность в женском обличии, с которой можно по средством медитирования вступить в контакт.

После окончания университета Соловьев остался при кафедре философии. В 1874 году стал доцентом. В 1875 году предпринял поездку по Европе, побывал в Каире. Здесь окончательно сформулировались его представления о Душе мира. Большое влияние на мыслителя оказала восточная философия и религия. Соловьев видел много преимуществ в созерцательности восточных мудрецов, наблюдающих мир. Это преимущество он предлагал использовать в западной философии, которая отличается завершенностью логических форм и умозаключений, но нуждается в большей наблюдательности и гармоничности.

Вскоре Соловьев был вынужден покинуть Московский университет, не согласившись с увольнением профессора Николая Любимого, выступавшего за реформирование системы обучения в университетах. Тем самым Владимир Соловьев пошел против собственного отца, который был вынужден вскоре уйти с поста ректора, так как Министерство народного просвещения поддержало позицию Любимова.

В Министерстве народного просвещения Владимир Соловьев стал членом Ученого комитета. В 1877 году переехал в Санкт-Петербург и начал преподавать в Санкт-Петербургском университете. Лекции Соловьева приобрели огромную популярность. Их посещал Достоевский, писатель и философ сдружились.

В 1880 году Соловьев стал доктором философских наук, но профессором Санкт-Петербургского университета его так и не назначили. Впал в немилость российского императора Александра III, так как просил помиловать цареубийц его отца Александра II, хотя и осуждал факт террора. Вскоре оставил преподавательскую карьеру. Но продолжал публиковать научные труды, исследовательские статьи, лирические стихотворения. Умер в 1990 году. В том же году ему присвоили звание почетного академика Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

Основная идея теологической философии Соловьева — единство, гармоничное сосуществование и взаимодействие мировых явлений, стихий и живых существ, слияние человеческой и божественной сущностей, образование Богочеловечества. Проявлялась эта идея в теориях о необходимости объединения католичества и православия в единую христианскую религию. Вернее, Соловьев настаивал в нецелесообразности деления христианства на несколько противоречивых течений, так как сама по себе эта религия является самой оптимальной и несет в себе идею всеединства, справедливости, примирения. Также Соловьев призывал объединить восточную и западную философии. В перспективе мыслитель видел объединение вначале разрозненных западных религиозных, культурных и научных течений, а затем их взаимопроникновение с восточными культами.

Лекции, в которых Соловьев высказывал мысли о необходимости слияния католицизма и православия (экуменизм), нравились далеко не всем. Не особо разбираясь в тонкостях теологии, многие обвиняли Соловьева в отрицании православия как такового. Во многом с этим связано его отстранение от преподавательской деятельности.

Идея о Душе мира — Софии, или «Премудрости Божией», имеет древние корни. София упоминается в Ветхом Завете, участвует в создании мироздания. В античной мифологии ее прообразом служит Афина, богиня мудрости. Понятие применялось в античной и средневековой философиях, а самое активное развитие получило во времена величия Византии, легло в основу христианского учения.

Соловьев формулирует понятие Софии более конкретно, описывает ее предназначение. Воплощение Софии на Земле триедино. Это теософия — Божественная мудрость, познание, которая воплощается в науке и искусстве, в том числе в философии. Теургия — боготворчество. Применение плодов познания, в том числе науки, должно соотноситься с моральными принципами.
Теургия призвана очистить деятельность человека от эгоистического начала в пользу единения с остальными людьми и миром. Теократия является воплощением власти Бога на Земле. Теократическую миссию объединить мир Соловьев возлагал на Россию. Однако он считал, что объединение обязательно должно происходить на единой основе христианской религии. Это означало по сути значительное влияние на православие католицизма, вплоть до полного слияния.

Владимир Соловьев в своих поздних трудах формулирует идею об универсальном характере сознания. Сознание, по Соловьеву, не принадлежит конкретным людям, и является общим достоянием человечества. Либо оно принадлежит высшему трансцендентальному объекту. Философ не отрицает эволюции, однако, рассматривает ее, как путь человека обратно к Богу после преодоления грехопадения.

Мораль и нравственность являются воплощением сверхчеловеческого безусловного добра, которое существует в Боге. Соловьев выступал против смертной казни, а также за гуманизацию права и уголовных наказаний. Он проповедовал естественные права человека на существование и свободу. При этом Соловьев настаивал, что необходимо уравнивать в правах иностранцев, представителей различных наций, культур и религий в первую очередь. Ведь таким образом и происходит слияние культур, а впоследствии и образование единой христианской культуры и религии.

Соловьев стал автором термина панмонголизм. Он считал, что европейцы ощутят вскоре на себе месть со стороны восточных народов. Он предсказывал возможность военных конфликтов на Востоке, при этом укрепленные силы ислама будут одерживать победы.

«Мне кажется, что успех панмонголизма будет заранее облегчен тою упорною и изнурительною борьбою, которую некоторым европейским государствам придется выдержать против пробудившегося Ислама в Западной Азии, Северной и Средней Африке», — писал философ в книге «Три разговора о войне, прогрессе, и конце всемирной истории».

Большое влияние религиозная философия Владимира Соловьева оказала на взгляды отечественных философов Николая Бердяева, Алексея Лосева, Василия Розанова. В литературе отразились идеи Соловьева о «богоискательстве», в том числе в произведениях Достоевского, Булгакова, Мережковского. Идеи Соловьева повлияли на творчество Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова, сформировавших течение символизма в русской поэзии.

Поделиться в сетях:

Комментарии отключены.