Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Трагедия казачества

На протяжении веков казаки служили стражами границ и защитниками родных земель. Однако судьба казачества, как уникальной этносословной группы с богатой культурой и сложной историей, тесно переплетается с трагическими событиями, которые в конечном итоге определили их судьбу. В этой статье мы рассмотрим последствия данных событий, исследуя их значение в контексте различных культур и эпох.

История возникновения казачества и дореволюционный период

Казаки были социальной группой, которая начала формировать свою этническую идентичность еще до русской революции. Первые казачьи группы ведут свою историю с 14 века, когда независимые всадники поселились в Приднепровье. Современные ученые полагают, что казаки имеют как славянское, так и тюркское происхождение, то есть уходят корнями в татарскую культуру на крайнем западе современной России. Само название «Казак» имеет тюркское происхождение и означает «свободный человек».

Более крупные общины были образованы в 16-17 веках беглыми крепостными крестьянами на Диком поле (территории причерноморских и приазовских степей) между реками Днестр и Дон. Численность казачества постоянно увеличивалась за счёт беглых людей, укрывающихся на этих землях от закона или от налогов. Казаки также были представлены на территории Урала.

Тесно связанные с боевыми искусствами и верховой ездой, казаки исторически играли важную роль в охране приграничных, часто уязвимых, регионов Российской империи. Взамен они получали земельные привилегии. Например, Донских казаков активно приглашали на защиту южных границ от турецких нашествий. Казаков также использовали для подавления восстаний против Российского государства. Позднее казаки были включены в состав (нерегулярной) русской армии как специальные подразделения.

Еще одним регионом, где появилось казачество, стал Северный Кавказ. Кавказская война (1763-1864 гг.) представляла собой длительный и сложный конфликт между Российской империей и горскими народами Кавказа, включая горцев. Это самый продолжительный вооруженный конфликт в русской истории, целью которого было присоединение Северного Кавказа к России. Казаки играли важную роль, выполняя функции военных колонн по охране границ. Одним из следствий конфликта стало создание казачьих станиц в стратегически важных точках, служивших базами для ведения операций, а также местами для поселения казачьих семей.

Общая численность казачества в 1917 году, то есть до революции, составляла не менее 4.4 миллиона человек из общей численности населения Российской империи в 166 миллионов человек. Донское войско насчитывало более 2,5 млн. казаков, Кубанское – 1,4 млн., Терское – 250 тыс. Общая численность Амурского, Уссурийского, Сибирского и Забайкальского казачьих войск составляла чуть меньше 1 миллиона человек. Уральское казачество насчитывало более 150 тысяч человек, но полностью исчезло после Гражданской войны в России.

Особый уклад, характер и вера

Казаки были известны своей военной доблестью и готовностью сражаться за свою родину и свою веру. Казачья культура характеризуется сильным чувством общности и любовью к свободе. Они не были национальностью, а считали себя чем-то вроде «этноса» или даже воинской кастой. Так как казаки смешались с кавказскими и тюркскими общностями, они заимствовали слова и культурные понятия из их языков. Казаки также говорили на особых диалектах русского и украинского языков. Они занимались наемнической деятельностью, охотой, рыболовством и скотоводством. Казачество традиционно имело прочные связи с православной церковью, и к нему мог присоединиться любой человек, верующий в Бога, что делает это сообщество скорее гостеприимным, чем исключительным. Традиционные православные верования дополнялись поклонением богине-матери, культом богатырей и пантеоном духов. Рядом с современной Монголией были казаки-мусульмане и небольшое число казаков-буддистов.

Символом казачества является олень, который продолжает гордо стоять, даже несмотря на то, что его пронзили копьем. Традиционным оружием казаков были копье и сабля. Они держали за поясом нож, а в сапогах – “нагайку” (плетку), которую использовали для поддержания порядка. Казачество управлялось в условиях военной демократии. Они избегали системы крепостного права и избирали своих собственных лидеров. Традиционно важные решения, например, по распределению земли и наказанию преступников, принимались на ежегодном собрании, именуемое “войсковым кругом”.

Российская революция

В марте 1917 года царь Николай 2 отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, который, в свою очередь, отказался занять престол и официально передал верховную власть Конституционному собранию и социал-демократическому Временному правительству. Оно было свергнуто большевиками, что позже повлекло за собой Гражданскую войну, где противниками большевиков стало белое движение, включавшее социал-демократов, монархистов и другие более малочисленные партии.

До революции казаки обычно относились к царской власти с уважением и лояльностью. Казаки служили в российской армии и были признаны как элитные войска. Казачеству предоставлялись некоторые привилегии, такие как земельные наделы и особый статус. Казачьи общества имели свои собственные формы самоуправления и внутреннего порядка, что также формировало у них особое восприятие власти. Казачество было пронизано традиционными ценностями, включая патриотизм, верность и уважение к старшим, и их приверженность православной вере также способствовали их лояльности к монархии.

В годы Гражданской войны казачество разбилось на две ветви. Более бедные слои казачества присоединились к большевикам, однако основная часть восстала против нового режима, но не только потому, что сражалось «за царя». Казаки присоединились к Белому движению из-за реформ, которые левый большевизм намеревался провести на их землях.

Так, большевики аннулировали Земельные Договоры, которые регулировали земельные отношения в казачьих общинах и предоставляли казакам определенные земельные привилегии и самоуправление. Одним из первых указов большевиков был Указ о земле, который провозглашал принцип “Землю надо передать тем, кто ее обрабатывает”. Это означало конфискацию казачьих земель и их распределение среди бедноты, крестьян и новых автономных республик. Позже также произошла коллективизация сельского хозяйства и колхозы были созданы, в том числе, на казачьих землях. Родина казаков часто была очень плодородной, и во время кампании коллективизации многие казаки разделили судьбу кулаков. После победы советской власти казачьи общины перестали функционировать как административные единицы. На отдельные станицы были наложены контрибуции.

Казаки рассматривались как потенциальная угроза новому режиму, и вышеперечисленные меры были политикой “расказачивания”, проводимой большевиками, а также частью массового “красного террора” против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами или обвинявшихся в контрреволюционной деятельности.

Политика большевиков также сопровождалась ссылками казаков в Сибирь и на Север и репрессиями. В 1919 и 1920 годах из примерно 3-миллионного населения погибли или были депортированы примерно от 300 000 до 500 000 казаков. 45000 терских казаков, или примерно 9 тысяч семей, были выселены из ряда станиц и депортированы в Архангельскую губернию. Самовольное возвращение выселенных казаков пресекалось. Освободившаяся земля была передана нагорной ингушской и чеченской бедноте. Около 30 000 человек бежали из России вместе с белыми армиями. Коммунистический режим никогда не признавал казаков как этническую группу, и они числились как русские или украинцы.

Великая Отечественная война

К 1937 году И. В. Сталин смягчил преследование казаков, восстановил названия казачьих полков в армии и возобновил набор на Дон, Терек и Кубань. В 1941 году в Красной Армии служило 100 000 казаков. После вторжения немецкой армии в СССР в 1941 году казаков снова стали использовать для сдерживания противника.

Летом 1942 года немецкие войска вошли на территории, населенные казаками. Там, в открытой степи, сопротивление было бесполезным, но тем не менее казаки отказывались сотрудничать с немецкой армией. В то же время были несколько тысяч казаков, которые стали воевать на стороне немцев, например, бывшие царские офицеры. Во время Сталинградской битвы части казаков, некоторые из которых возглавлялись Семеном Буденным, смогли удержать немцев от входа на Кавказ, где, в частности, терские и кубанские казаки смогли помешать немцам взять горные районы. Начиная с 1943 года казаки находились в основном на южной части фронта: в разведке или тыловом обеспечении.

Современность

В настоящее время термин “казак” в России и в ряде других стран, где существует казачество, может использоваться с различными коннотациями и иметь разные значения. Существует несколько групп и организаций, которые в современном обществе могут претендовать на статус казачества. Однако, следует отметить, что эти группы не всегда совпадают с традиционным представлением о казаках в истории России.

1. Российские казаки: В России есть казачьи общества и казачьи объединения, официально признанные государством. Их мы рассмотрим ниже. Они включают в себя различные казачьи части, казачьи общины и ассоциации, занимающиеся культурной и образовательной деятельностью, а также участвующие в ритуалах и празднествах. Например, в 2019 году также было учреждено Всероссийское казачье общество.

2. Казаки за пределами России: В других странах, таких как Казахстан, Украина и странах СНГ, также существуют казачьи сообщества, хотя они могут иметь свои особенности и традиции.
В связи с современными изменениями в обществе, многие аспекты традиционного образа жизни казаков могут быть изменены или адаптированы. Но, в то же время, существуют усилия по сохранению и продвижению казачьих традиций, включая участие в различных культурных и патриотических мероприятиях.

В июне 1991 года президент России Б. Н. Ельцин издал указ о политической реабилитации казачества, а в 1993 года – о предоставлении им государственной поддержки. В августе 1995 года Ельцин объявил, что в составе Пограничной службы Российской Армии будут сформированы казачьи части. В 2005 году конные казачьи подразделения были интегрированы в состав местной полиции Ростовской области.

Казаки до сих пор стремятся к местному самоуправлению и национальной автономии. Например, в ноябре 2005 года донское казачество подтвердило свое требование территориальной автономии в форме воссозданной “Донской казачьей республики”, которая также предоставила бы казачеству статус отдельной этнической группы. Однако администрация президента отвергла все эти требования.

Намерение федерального правительства приблизить казачество к себе привело к созданию в 2009 году Совета при президенте по делам казачества. Состоящий из общественных активистов, Совет стремится обеспечить более широкое вовлечение казачества в общественную жизнь, правоохранительную деятельность и охрану границ. В 2011 году А. Д. Беглов, председатель Совета при президенте России по делам казачества, сказал в интервью, что сегодня к казакам себя причисляют примерно 7 миллионов человек, живущих в России. Но на вопрос, кто же такие казаки, он дал предельно корректный ответ. Казак – это «любой гражданин, который лично по своему внутреннему решению относит себя к казачеству ». Можем ли мы в связи с этим утверждать, что казаки все же утратили свою аутентичность и свои национальные традиции?

Казаки в культуре

Казаки часто становятся фольклорными и литературными героями.
1) Казаки часто изображаются как герои эпических рассказов и романов. Их жизнь, связанная с кочевым скотоводством, военной службой и традициями, приобретает эпические черты в литературе.
2) Литературные произведения, включая “Тихий Дон” М.А. Шолохова, описывают казаческие традиции и обряды, такие как свадебные церемонии, песни, танцы, обычаи и религиозные практики.
3) Казаки часто предстают в литературе как патриоты, готовые защищать свою землю и традиции. Их верность родине, чувство долга и героизм становятся ключевыми чертами литературного образа казака.
4) Казаки традиционно ассоциируются с военной службой. Их участие в войнах, героические подвиги и военная доблесть выделяются в литературных произведениях.

Н. В. Гоголь в произведении “Тарас Бульба” создает образ казацкого атамана Тараса Бульбы, который является символом силы, героизма и национального духа. Роман описывает жизнь казаков, их любовь к родине и борьбу за независимость. Л. В. Соловьев, в повести “Купеческая дочь и её служанка”, освещает тему отношений между казаками в свете событий 1917 года. Казаки предстают как неотъемлемая часть русского общества, сталкивающегося с переменами.
Каждый из этих писателей внес свой вклад в литературное представление о казачестве, создавая образы, отражающие различные аспекты казачьей жизни, и подчеркивая их важность в истории и культуре России.

Заключение

История казаков является богатой и многогранной частью русской культуры, оставившей непередаваемый след в нашем национальном наследии. В течение веков казачество символизировало силу, героизм и преданность Родине, а литературные произведения великих писателей, таких как Шолохов, Гоголь, Бунин и другие, увековечивали его образ в искусстве.

Однако, несмотря на богатое наследие, современная история казаков не обходится без трагических страниц. Напряженность и изменения в статусе казачества могли привести к потере аутентичности и утрате национальных традиций. Тем не менее, в современной России казачество продолжает жить в виде различных обществ и организаций. Казачество продолжает оставаться важной частью российской культуры, и особенно для тех, кто уважает и ценит этот уникальный аспект нашей истории.

Автор: Варвара Заикина

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Антоненко А.В.

Поделиться в сетях: