Одна из самых красивых станций московского метро получила название в честь поэта Владимира Маяковского. Станция «Маяковская» расположена на Замоскворецкой линии в самом центре столицы в Тверском районе. Открыли станцию в 1938 году, а в следующем году ее проект был удостоен Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке. Станция «Маяковская» является объектом культурного наследия регионального значения.
Станция построена в стиле ампир, который так любил Иосиф Сталин. Архитектура отличается монументальностью, в оформлении широко используются дорогостоящие материалы, осветительные приборы по форме напоминают старинные канделябры. Постройки в стиле ампир ассоциируются со средневековыми замками и королевскими дворцами. Этот стиль также называют советской неоклассикой.
Станция «Маяковская» лаконична в своем оформлении. Но каждая деталь здесь продумана до мелочей. Впервые в мире станция метрополитена глубокого заложения (34 метра) была выполнена с использованием колонн. Конструкция состоит из трех сводов, двух рядов колонн и одной главной платформы. При строительстве впервые в истории СССР вместо стали использовали железобетон. В оформлении применили редкий камень орлец — разновидность полудрагоценного родонита. Интересно, что внутри нефы сводов отделаны металлическими пластинами, которые являются частью дирижабля, сооруженного по проекту Циолковского.
Спроектировал станцию знаменитый архитектор Алексей Николаевич Душкин, который также является автором станций «Дворец Советов» и «Площадь Революции». Душкин, помимо классического стиля, использовал элементы ар-деко и авангардного направления в архитектуре. Поэтому станция получилась воздушной, лаконичной, торжественной – классикой на все времена.
В ниши сводов вмонтированы мозаичные панно из смальты, на которых изображены картины из жизни советских летчиков. Автор картин – художник Александр Дейнека, название цикла – «Сутки советского неба». Чтобы увидеть эти изображения, надо поднять голову, словно глядя в небеса.
Не вполне понятно до сих пор, почему станция, носящая имя знаменитого поэта, ничем о нем не напоминала. Бюст Маяковского появился здесь лишь в начале 50-х годов.
Во время войны станция служила в качестве бомбоубежища. В 1941 году здесь проходили торжества в честь годовщины Октябрьской революции. На станцию прибыл Сталин и зачитал торжественный доклад.
Москвичи настолько привыкли к станции «Маяковская», что ее модернизацию власти столицы проводят крайне осторожно. Реконструкции подверглись почти все составные части: заменены эскалаторы, покрытия, отреставрирована мозаика. К сожалению, пострадали и пластины орлеца — почти весь камень ныне заменен на более дешевый аналог, так как в природе этот вид родонита уже не встречается.
В 2012 году столичные архитекторы решили заменить лампы станции на более современные светодиодные. Но выбрали неудачный холодный оттенок. Москвичи потребовали вернуть прежнюю теплую гамму. Пришлось менять лампы, чтобы станция приобрела привычную атмосферу величественного сводчатого дворца.
Поделиться в сетях:
Комментарии отключены.