Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Современное положение КНР и Тайваня

В исследовании рассматривается история развития Тайваня, его взаимоотношения с материковым Китаем, а также с остальным миром. Рассмотрена позиция ООН по данному вопросу, а также то, каким образом происходит в настоящее время взаимодействие с Тайванем. Рассмотрен вопрос его непростого государственного статуса, кроме этого, даны прогнозы, касающиеся дальнейшей судьбы Тайваня и то, какую роль в разрешении тайваньского вопроса сыграет КНР.

История вопроса

Для того, чтобы лучше понять, как обстоят дела в настоящее время, необходимо рассмотреть историю возникновения и динамику развития тайваньского вопроса. Понимание эволюции данного процесса позволит комплексно оценивать его текущее состояние.

Историю образования двух китайских государств стоит начать с повествования о событиях ХХ века. После произошедшей в 1911 году синьхайской революции, в Китае была свергнута монархия и провозглашена республика. Во главе республики стала партия Гоминьдан. Однако, новообразованное государство было нестабильным, различные группы начали борьбу за власть, которую некоторые эксперты называют началом гражданской войны. Большая же часть экспертов сходится во мнении, что наиболее четкой отправной точкой начала гражданской войны стоит считать 1927 год, когда произошли разногласия между двумя выдающимися китайскими лидерами: Мао Цзэдуном и Чан Кайши.

После разногласий из состава Гоминьдана исключают коммунистическую партию Китая и начинается активный этап вооруженного противостояния. Активная фаза гражданской войны ненадолго прерывается вторжением милитаристской Японии и началом японо-китайской войны (1937-1945 гг.). На период противостояния с внешней угрозой противоборствующие стороны ненадолго объединились, однако, после поражения Японии во Второй мировой войне, противостояние вспыхнуло с новой силой.

Несмотря на то, что под руководством Чан Кайши находилось большее количество хорошо экипированных бойцов, он проиграл в битве за материковый Китай коммунистам во главе с Мао Цзэдуном.

В 1949 году гоминьдановцам пришлось бежать на остров Тайвань, где в последующем будет провозглашена Китайская Республика. Во многом, исход гражданской войны был следствием активного участия в ней сил извне, а именно СССР на стороне китайских коммунистов и США на стороне Гоминьдана. Когда Чан Кайши был вынужден с остатками своих сил бежать в Тайвань, Соединенные Штаты не считали, что он сможет долго продержаться там, поэтому не возлагали больших надежд на Гоминьдан. Однако, после того, как Вашингтон вступил в Корейскую войну (1950-1953 гг.), этот небольшой остров около материкового Китая приобрел стратегическое значение. Для охраны режима Чан Кайши, Соединенные Штаты отправили к берегам Тайваня седьмой военно-морской флот, это стало одной из немногих причин, почему Мао Цзэдун так и не решился продолжить преследование гоминьдановцев и восстановить полную территориальную целостность Китая.

Тайвань

В 1949 году Мао Цзэдун провозглашает на территории материкового Китая Китайскую Народную Республику (КНР), а в 1950 году Чан Кайши на территории Тайваня провозглашает Китайскую Республику (КР). Обе страны претендовали на звание единственно-легитимного китайского государства, под контролем которого должен находиться весь Китай. С этого периода начинается история параллельного развития двух китайских государств.

Начальный период существования КНР и КР происходил в обстановке растущей эскалации, которая грозилась перерасти в открытое боестолкновение. В связи с этим, Тайвань и США заключили ряд соглашений о военной помощи в случае начала полномасштабного конфликта. Чан Кайши также настаивал на размещении ядерного оружия на острове, однако в администрации Белого дома посчитали такой шаг неоправданной эскалацией.

Изначально США признавали только один Китай – Тайвань, который имел место постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Ситуация меняется во второй половине 60-х годов, когда отношения между СССР и КНР накаляются. В этой связи Вашингтон, стремясь усилить раскол между двумя социалистическими странами, начинает тайные переговоры с КНР. Подобное положение дел в корне не устраивает Тайвань, ведь в перспективе подобные действия американцев могут привести к потере независимости Тайбэя.

В 60-х годах эта страна была очень зависима от американских финансовых дотаций, объем которых со временем уменьшался. В начале 70-х годов происходит разворот американской внешней политики и переориентация на КНР. Подтверждением этому может служить шанхайское коммюнике, заключенное между представителями КНР и Генри Киссинджером, в котором впервые декларирован принцип одного Китая. В том же году место постоянного члена Совета Безопасности ООН было передано КНР. В 1975 году в КР умирает первый глава государства, Чан Кайши, а через год после этого в КНР умирает Мао Цзэдун, эти события открывают новые возможности.

Новая эпоха в межкитайских отношениях началась в 1979 году, когда США окончательно сместили вектор азиатской политики с Тайбэя на Пекин. В этом году были установлены дипломатические отношения между КНР и США, а также разорваны дипотношения между Вашингтоном и Тайбэем, утратил силу документ от 1954 года о взаимной обороне. Тогда же, в 1979 году новый руководитель КНР, Дэн Сяопин, впервые предложит принцип «одна страна, две системы», как способ нормализовать ситуацию по обе стороны тайваньского пролива. Несмотря на то, что Вашингтон не собирается полностью отказываться от поддержки Тайваня, в 1982 году он заключил соглашение с Пекином, в котором давал обязательство о поэтапном сокращении военной помощи острову.

После смерти Чан Кайши, в Тайване происходят значительные изменения, появляется вектор на демократизацию и либерализацию. Дело в том, что в стране действовал жесткий авторитарный режим с активными репрессиями против всех несогласных. В 1986 году появляется первая оппозиционная партия – Демократическая Прогрессивная Партия (ДПП), а в 1987 году отменяется режим военного положения. Согласно мировой статистике, это самый длительный период военного положения, он длился целых 38 лет (с 1949 по 1987 годы).

Начиная с этого года КНР и КР заключили соглашение о свободном перемещении китайцев в оба региона, что позволило соединить разделенные семьи. В 1991 году Пекин и Тайбэй подписали декларацию о прекращении войны, а к 1992 году стороны даже смогли согласовать общую позицию принципа единого Китая, оставив вопрос трактовки этого принципа на усмотрение каждой из сторон. Демократизация привела к тому, что в 1992 году в Тайване прошли первые в истории выборы в законодательные органы власти, а также был снят режим чрезвычайного положения. Процесс преобразования политической действительности продолжался, в 1996 году в стране произошли первые президентские выборы.

Параллельно с демократизацией политических сфер жизни, происходит реконструкция экономики. В Тайване быстро осознали всю ценность наукоемких производств, поэтому, начиная с 80-х годов экономика острова активно перестраивалась для решения новых задач. Исследователи отмечают факт того, что Тайваню потребовалось кратно меньше времени для проведения всех необходимых модернизаций, то, на что в тех же Соединенных Штатах уходило 20-30 лет, Тайбэю удалось реализовать за 6-8 лет.

Развивая как политическую, так и экономическую составляющую Тайваня, власти острова пришли к пониманию выгодности сотрудничества с материковым Китаем для развития экономики. Однако, вместе с тем они осознавали опасность того, что чрезмерная взаимоинтеграция может привести к полному поглощению острова и потере формальной независимости. Таким образом, в Тайване сформировались два основных противоборствующих лагеря, с одной стороны это Гоминьдан, главная идея которого заключается в наращивании экономических, политических и культурных связей с материковым Китаем, и ДПП, которая ставит во главу угла сохранение де-факто независимой политики острова. Различия в подходах ярко проявились во время смены правящей элиты острова. Так, с приходом президента Чэнь Шуйбяня в 2000 году, который являлся представителем ДПП, контакты с материковым Китаем были серьезно урезаны.

После того, как в 2008 году власть вновь оказалась в руках Гоминьдана, экономические и политические контакты КР и КНР активизировались. За период 2008-2016 было заключено большое количество экономических двусторонних соглашений, самым значительным из которых является рамочное соглашение о торговле 2010 года. Главный прорыв этого соглашения – отмена таможенных пошлин на более 500 наименований тайваньских товаров, что составляло около 16% экспорта, а также на 267 наименований товаров из КНР (10,5% экспорта). Этот договор позволил увеличить количество рабочих мест на более чем 200 тыс. человек и внес серьезный вклад в экономический рост.

Политика Гоминьдана предполагала создание взаимозависимости экономик Тайбэя и Пекина, что должно было бы гарантировать политическую стабильность. Действительно, во времена, когда представители Гоминьдана находились у власти (речь идет о периоде после смерти Чан Кайши, прим. авт.), ситуация с межкитайскими отношениями была в большинстве своем стабильной и предсказуемой. Однако, с приходом представителей ДПП в 2016 году, ситуация по обе стороны тайваньского залива накалялась.

После того, как в 2020 году на очередных президентских выборах в Тайване победил представитель ДПП, Цай Инвэнь, отношения с материковым Китаем продолжали ухудшаться. Очередной тайваньский кризис произошел в 2022 году, когда бывший спикер палаты представителей США Нэнси Пелоси демонстративно посетила остров. Как отмечали западные СМИ, визит носил исключительно символический характер, однако, это первый подобный визит такого высокого уровня со времен 1997 года, когда в Тайбэй приехал спикер палаты представителей республиканец Ньют Гингрич. Многие эксперты пророчили самые различные сценарии, вплоть до того, что самолет с Нэнси Пелоси должен быть сбит ВВС НОАК, а все события в совокупности приведут к третьей мировой войне. Однако, реальность оказалась куда более прозаичной, несмотря на эскалацию конфликта, Пекин не стал начинать военные действия, ограничившись только учениями в Тайваньском проливе. В настоящий момент пик этого кризиса миновал, но ситуация по-прежнему остается напряженной.

Для того, чтобы комплексно рассмотреть проблему КНР и КР, стоит дать пояснения по тому, как видят этот вопрос основные акторы конфликта, а именно Пекин, Тайбэй и Вашингтон.

Позиция КНР

Позиция Пекина проста – Китай един и неделим, Тайвань – крупнейшая китайская островная провинция, вернувшаяся в состав государства в 1945 году, после разгрома японских милитаристов. Пекин имеет большой опыт по реинтеграции ранее временно утраченных регионов, принцип одна страна – две системы, с помощью которого интегрированным регионам позволяют сохранять некоторую политическую и экономическую автономию на время переходного периода, необходимого для полной интеграции в состав Китая. Среди регионов, которые вернулись в состав КНР можно отметить Гонконг и Макао, до 90-х годов находившиеся в аренде у западных держав.

Начиная с 00-х годов, Китай стал защищать свое право на остров Тайвань законодательно. В качестве примера можно привести «Закон о противодействии расколу государства», принятый в 2005 году. В законе говорится о том, что в случае возникновения угрозы мирному воссоединению материковой части страны и Тайваня правительство КНР обязано прибегнуть к силовым и другим необходимым способам для сохранения своей территориальной целостности. В качестве одной из таких угроз рассматривается гипотетическая попытка Тайваня провозгласить независимость.

В отношениях с США КНР опирается на три коммюнике, а именно Шанхайское коммюнике 1972 года, Коммюнике об установлении дипломатических отношений 1978 года и Коммюнике от 17 августа 1982 года, в которых Вашингтон обязался разорвать дипломатические отношения, расторгнуть договор об обороне и вывести войска с территории острова.

Позиция Тайваня

Изначально, власти Тайваня заявляли о правах на весь материковый Китай, считая правительство острова единственно легитимным. Это также до 1971 года признавалось ООН, однако, после того, как место КР передали КНР, позиция властей острова по данному вопросу претерпела изменения. В настоящее время Тайбэй почти не заявляет политических притязаний на материковый Китай, вектор сместился на попытку добиться признания. Тайвань предпринимал неоднократные попытки вступить в ООН, однако, этот вопрос регулярно снимают с повестки заседания.

Опираясь на данные социологических опросов 2021 года, можно сказать, что жители острова сами до конца не определились с тем, какой правовой международный статус должен быть у государства. Только 5% от опрошенных респондентов сообщили о желании немедленного провозглашения независимости, а 1,3% сказали о том, что хотят воссоединения с материковым Китаем. Большая же часть респондентов заявила о том, что текущий «подвешенный» международно-правовой статус острова их вполне устраивает.

Позиция США

Соединенные Штаты изначально признавали единственным законным Китаем Тайвань, однако, впоследствии, их позиция изменилась. После серии проведенных переговоров и заключенных коммюнике, Вашингтон признал КНР единственным законным Китаем. Но несмотря на де-юре разрыв дипотношений с Тайванем, де-факто эти отношения остались. Роль посольства США на острове выполняет американский институт на Тайване.

Также Соединенные Штаты имеют большое количество торговых и военных соглашений с Тайванем, являются главным экспортером вооружения, общая сумма поставок, согласно данным из открытых источников, превысила сумму 70 млрд. $. Сами американцы подобную двойственную политику называют «проявлением стратегической амбивалентности» .

Тайвань и международные организации

На сегодняшний день Тайвань признают независимым государством только 13 государств, однако, это не мешает ему взаимодействовать с различными международными организациями. Однако, из-за отсутствия политического признания, большая часть этих организаций носит сугубо экономический характер.

Китайская Республика является членом АТЭС, Азиатского Банка Развития, Международной Торговой Палаты, Международной Конфедерации Свободных Профсоюзов (МКСП), Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международного Олимпийского Комитета (МОК), Всемирной Конфедерации Труда, а также ВТО. Тайваню пришлось пойти на различные уступки, так, по требованию КНР, Тайвань был обязан именоваться как «Китайский Тайбэй», чтобы стать членом этих организаций.

Экономическая составляющая вопроса

Тайвань – страна с развитой экономикой. Согласно данным МВФ номинальный ВВП острова составил 761 млрд. $. Страна является лидером в производстве высокотехнологичной электроники, а некоторые из компонентов вообще производятся только в этом регионе (90% всех 5-ти и 10-ти нанометровых чипов, производятся на острове).

Несмотря на политические разногласия, главным торговым партнером Тайбэя является Пекин. За 50 лет (с 1971 по 2021 год) товарооборот вырос с 50 млн. $, до 328 млрд. $., половина всего экспорта острова приходится на КНР. За время взаимодействия было подписано более 100 различных экономических соглашений. Несмотря на пандемию коронавируса, экспорт из КНР вырос на 14,6 %, импорт в КНР на 10,8%, что говорит о тесных экономических связях. Более 1 млн. человек, граждан КР проживают в настоящее время на территории КНР, многие тайваньские компании имеют офисы в поднебесной, сотрудничают с китайскими фирмами, к примеру, большое количество высокотехнологичных комплектующих для таких гигантов как Huawei, Xiaomi, Honor производят в Тайване.

Общий объем тайваньских инвестиций в экономику КНР оценивается экспертами в 60 млрд. $, однако, в настоящий момент наблюдается иная тенденция, если в 80-х Тайвань больше инвестировал в экономику и развитие КНР, то сейчас объем инвестиций Пекина превышает инвестиции из Тайбэя. Данные за 2021 год свидетельствуют о росте взаимной торговли, согласно данным официального информационного агентства правительства КНР «Синьхуа», товарооборот между континентальной частью Китая и Тайванем увеличился на 27,3% в годовом исчислении до 298,3 млрд. $. За 2021 год были созданы две новые базы индустриального межкитайского сотрудничества. В 2022 году объем инвестиций Тайваня в КНР снизился на 13%, но по-прежнему составляет внушительный объем в 5,04 млрд. $.

Соединенные Штаты также активно развивают торговлю с КР, в текущем, 2023 году, было подписано первое соглашение в рамках так называемой «Американо-тайваньской инициативы по торговле в XXI веке», и, хотя подробности данного документа пока не разглашаются, как ожидается, в нем урегулированы вопросы, касающиеся малого и среднего бизнеса, борьбы с коррупцией, транспортной логистики и оптимизации товарооборота. Америка традиционно является одним из ведущих торговых партнеров Тайваня, за 2022 год объем товарооборота составил 136 млрд. $. Однако, несмотря на то, что исторически Америка была основным торговым партнером Тайваня, в настоящее время Тайбэй диверсифицирует свою экспортоориентированную экономику, снижая объемы торговли с Вашингтоном и перенося вектор в страны Азии. Подтверждением этих слов может служить падение доли США в товарообороте с Тайванем, если на момент 80-х годов она составляла около половины, то сейчас это не более 15%, согласно данным 2022 года.

Также американцы являются крупнейшими экспортерами вооружения, в 2023 году было подписано соглашение о продаже оружия на сумму 500 млн. $, это стало уже 11 по счету торговым соглашением о продаже оружия. Объемы трафика вооружений растут, ровно как и растет количество наименований, появляются самолеты а также ЗРК.
Кроме Соединенных Штатов, в экономику Тайваня активно инвестируют страны Европы и Азии. За 2022 год крупнейшими инвесторами, помимо Соединенных Штатов и КНР были такие страны как: Дания (3,58 млрд. $.), Британские территории в Карибском регионе (2,5 млрд. $.), Япония (1,7 млрд. $), Австралия (1,14 млрд. $), Нидерланды (0,9 млрд. $).

Прогнозы

КНР активно занимается строительством своей собственной макроэкономической экосистемы, создавая параллельные механизмы экономического и политического взаимодействия, примером тому является появление азиатского банка инфраструктурных инвестиций, усиленное взаимодействие по линии ШОС, АСЕАН, БРИКС, АТЭС и других организаций. В этой связи, Пекину крайне важно сохранить контроль, а в перспективе полностью включить в свой состав Тайвань, как международный центр производства высокотехнологичной электроники, без которого невозможно дальнейшее интенсивное развитие технологий.

В случае успеха реализации китайской макроэкономической инициативы, Соединенные Штаты рискуют потерять большой регион мира, как в экономическом, так и в геополитическом смысле. В связи с этим, Вашингтон старается помешать Пекину в осуществлении данного плана, в частности, путем перевода старых замороженных конфликтов в «горячее» состояние, визит Пелоси тому является подтверждением.

Тайвань же во всей этой истории находится в позиции «между молотом и наковальней», так как с одной стороны находится самый крупный экономический партнер, без которого невозможно успешное развитие экономики (КНР), а с другой находится крупнейший военно-политический партнер, без которого размышления о независимости или, хотя бы широкой автономии останутся несбыточными мечтами. Тайвань пытается разрешить эту ситуацию путем экономико-политического дуализма, когда с одной стороны, по линии официальных властей все чаще говорят о наращивании партнерства с Вашингтоном и курсе на политическую независимость, с другой последовательно уменьшают долю США в товарообороте страны, тем самым, делая гипотетический уход из торгово-экономического взаимодействия с Вашингтоном менее болезненным.

Согласно данным объективного контроля, основанным на открытых источниках, крайне маловероятен сценарий военного воссоединения Пекина и Тайбэя. Практика показывает, что КНР стремится больше к «мирной» интеграции своих земель, используя силу юаня, а не пушек и ракет. Также гипотетическая военная конфронтация ставит по угрозу целостность предприятий, задействованных в микроэлектронике. которые, вероятно, Пекин захочет получить целыми и невредимыми.

Автор: Денис Дроздов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Image by fanjianhua on Freepik

Поделиться в сетях: