Проблема замороженных конфликтов не нова, однако, она все еще является актуальной в наши дни. Нерешенные конфликты имеют свойство разгораться вновь с новой силой, или же медленно тлеть, подогревая общий градус нестабильности в регионе. В настоящем обзорном исследовании рассмотрены страны Северо-Восточной Азии, через призму неразрешенных противостояний.
Для рассмотрения были выбраны следующие конфликты:
– противостояние Тайваня и материкового Китая
– напряженность на Корейском полуострове
– незавершенность японо-российского диалога по поводу заключения мирного договора
Каждый из этих конфликтов является угрозой региональной стабильности и безопасности, в совокупности же они бросают вызов не только региональной, но и глобальной безопасности. Особо пристальное внимание уделяется еще и потому, что во всех конфликтах главными акторами являются страны, обладающие ядерным оружием. Не будет преувеличением сказать, что от того, сумеет ли человечество избежать ядерного конфликта, зависит наше будущее, поэтому, рассмотрение этих вновь активизировавшихся конфликтов как никогда актуально.
Китай-Тайвань
Конфликт между Китаем и Тайванем имеет не самые глубокие исторические корни. После гражданской войны 1949 года одна из сторон, а именно Чан Кайши, проиграв битву за материковый Китай Мао Цзедуну, был вынужден бежать с остатками армии на остров Тайвань, тогда как материковый Китай стал контролироваться коммунистической партией под руководством товарища Мао. До 1971 года Китай в ООН представляла так называемая «Китайская Республика», квазиправительство, сформированное Чан Кайши на территории Тайваня. Однако, со временем всем стало очевидно, что маленький остров не может репрезентативно представлять интересы всего китайского народа. Поэтому, по решению ГА ООН, утвержденному СБ ООН, кресло постоянного члена СБ от Тайваня перешло к представителям КНР. Это означало признание суверенитета Пекина над Тайбэем, с точки зрения международного права Тайвань есть ни что иное как часть КНР, такого же мнения придерживается и ООН. Однако, отсутствие официального признания со стороны мирового сообщества не мешает Тайваню считать себя независимым государством. Пекин же, несмотря на признание острова своей территорией, не имеет фактического суверенитета над ним. Все это порождает нестабильную ситуацию, на текущий момент, Китай воздерживается от проведения военной операции по восстановлению суверенитета над Тайванем, предпочитая военным действиям альтернативную, экономическую стратегию. Тайбэй же в свою очередь воздерживается от формального провозглашения собственной независимости, чтобы не провоцировать материковый Китай на начало военных действий. Все эти факторы в совокупности дают патовую ситуацию, при которой де-факто и де-юре статус Тайваня остается не формализованным. Хрупкий баланс, однако, может быть нарушен одной из сторон. Этим вкратце обуславливается генезис проблемы противостояния Пекина и Тайбэя.
Политики обеих сторон часто обостряют ситуацию. Например, в 2024 году после инаугурации нового президента Тайваня Лая Цзиндэ, Китай сразу же провел масштабные военные учения вокруг острова. Пекин рассматривает подобные действия как предупреждение Тайваню и его союзникам, в первую очередь США, о том, что движения в сторону официального провозглашения независимости острова недопустимы. В свою очередь, США, несмотря на официальную приверженность принципу «одного Китая» (необходимое официальное требование правительства КНР для ведения дипотношений с КНР, прим. авт.), продолжают поставки вооружений Тайбэю на фоне растущей угрозы. Эти действия вызывают резкое осуждение со стороны Китая.
Военные учения, проводимые КНР в районе Тайваньского пролива, стали регулярным явлением. В 2024 году Китай активизировал свои маневры, которые включают в себя симуляции атак на остров и блокирование ключевых маршрутов снабжения. Эти действия сопровождаются увеличением военного бюджета, направленного на усиление военно-морских сил и развитие высокотехнологичных видов вооружений. С другой стороны, Тайвань также активно увеличивает свои военные расходы, расширяя арсенал систем противовоздушной обороны и возможностей асимметричной войны.
Соединенные Штаты продолжают играть ключевую роль в нагнетании ситуации вокруг Тайваня, предоставляя ему военную помощь и технологии. Вашингтон принял на себя обязательства помогать острову в рамках «Акта об отношениях с Тайванем», что позволяет проводить поставки оружия даже в условиях отсутствия официальных дипломатических отношений. В это время Китай, усиливая свое военно-политическое сотрудничество с Россией, проводит совместные военные учения, эти действия в совокупности обостряют региональную напряженность. Близкое сотрудничество правительства Тайваня с Соединенными Штатами стало причиной введения санкций со стороны Тайбэя в отношении Москвы.
Стоит отметить, что Тайвань на сегодняшний день является лидером в области производства микрочипов, в частности, 95% всех 10- и 25- нанометровых чипов производятся на острове. На поставки электронной продукции Тайбэя завязана вся мировая электроника, а это значит, что в случае начала активных боевых действий это крайне негативно скажется на мировой экономике. Также гипотетическое уничтожение или повреждение заводов, производящих высокотехнологичную электроаппаратуру, создает риск отбрасывания развития всей электронной промышленности на 10-15 лет назад.
Все эти факторы в совокупности, а именно, нежелание КНР восстанавливать контроль над островом военным путем, прямая заинтересованность США в существовании Тайваня в «подвешенном статусе» а также риски для мировой торговли, свидетельствуют о том, что вооруженный конфликт Тайбэй-Пекин в краткосрочной перспективе крайне маловероятен.
Межкорейские отношения
Проблема противостояния Северной и Южной Кореи это отголосок холодной войны ХХ века. Само разделение некогда единого народа на два отдельных государства искусственное, а границы по 38 параллели обусловлены лишь местом, где встретились советские и американские войска, сражавшиеся в 1945 году в Корее против милитаристской Японии.
Символом Холодной войны по праву можно считать разделение государств: Западной и Восточной Германии, Южного и Северного Вьетнама, и, конечно же, Северной и Южной Кореи. В отличие от остальных разделенных стран, конфликт на Корейском полуострове до сих пор не является разрешенным, ни одна из сторон так и не одержала победу в этом противостоянии.
Произошедшая в 1950-1953 годах Корейская война, по праву считающаяся одной из самых кровопролитных войн ХХ века после Второй мировой, также не поставила точку в этом вопросе. Более того, это противостояние де-факто завершилась статусом-кво, было подписано перемирие, мирный договор не заключен и по сей день. Формально, Северная и Южная Кореи до сих пор находятся в состоянии войны.
Все это является основой для нестабильности в регионе, провоцирует всевозможные обострения.
С момента 1970-х годов между КНДР и РК появились первые договоренности и впервые за более чем 20 лет состояния «вялотекущей поствойны» страны договорились о снижении общего уровня напряженности, обязуясь не проводить военных акций против друг друга. Несмотря на целый ряд исключений, эти договоренности в целом соблюдались.
Более того, в начале ХХI века страны открыли новую страницу истории, перейдя от прямой конфронтации к сотрудничеству. Во многом такой разворот от войны на торговые отношения стал возможен благодаря приходу к власти в РК Ким Дэ Чжуна, президента, который считал, что торговать лучше чем воевать, поэтому и взял курс на нормализацию отношений с северным соседом.
Результаты подобной политики не заставили себя долго ждать. Уровень напряженности на Корейском полуострове существенно снизился, количество пограничных инцидентов достигло исторического минимума, а объемы межкорейской торговли существенно возросли. Об успехах политики «солнечного тепла» говорит торговая статистика: если на момент начал 1990-х годов межкорейская торговля не превышала пределов статистической погрешности, то к началу 2000-х РК стала основным торговым партнером КНДР. Приход же консервативных президентов в РК традиционно повышает общий уровень напряженности на полуострове. Они считают, что смотреть друг на друга через перекрестие прицела куда выгоднее, чем торговать и развивать добрососедские отношения.
Посмотрев на межкорейский диалог в динамике, мы можем отметить, что самыми спокойными и наименее эскалационными периодами, с минимальным количеством пограничных инцидентов были 1998-2007 гг., и 2017-2020 гг., периоды правления президентов от демократической партии, нацеленных на диалог с северным соседом. Все остальное время характеризуется повышением эскалации в большей или меньшей степени.
В настоящее время межкорейское взаимодействие вновь переживает затяжной кризис. Президент РК, Юн Сук Ёль – ставленник консервативной партии, а это, как мы уже выяснили, прямой путь к конфронтации и повышению конфликтогенности ситуации. Само собой, нынешний глава Южной Кореи продолжает старые традиции по созданию провокационных ситуаций в приграничном районе. В частности, вновь были включены пропагандистские громкоговорители, а также произведен запуск воздушных шаров с агитационными антисеверокорейскими материалами. Ожидаемо, это вызвало крайне негативную реакцию со стороны КНДР, которые ответили на запуск шаров с пропагандистскими листовками запуском воздушных шаров с мусором на территорию РК. Северная Корея, как правило, всегда отвечает на любые провокационные действия.
Обе стороны традиционно обмениваются угрозами в адрес друг друга. «Северная Корея не начнет войну, если она не решит покончить жизнь самоубийством», — заявил Шин Вон Шик, руководитель управления нацбезопасности администрации президента Южной Кореи [1]. «Мы нашли неопровержимые доказательства того, что военные гангстеры РК являются главными виновниками враждебной провокации – нарушения суверенитета, нарушения воздушного пространства над столицей КНДР. Нарушители будут платить высокую цену» – заявила Заместитель заведующего отделом ЦК ТПК Ким Ё Чен [2].
На момент написания данной статьи, РК совершила серьезную провокацию против КНДР, отправив военный беспилотник, который сбросил пропагандистские листовки над столицей Северной Кореи. Это серьезное нарушение воздушного пространства суверенного государства является нарушением как северокорейского, так и международного законодательства. На текущий момент Северная Корея не ответила на эту провокацию, однако, в стране наблюдается приток добровольцев в армию, за неделю в армейские ряды было мобилизовано 1,4 млн. человек. Северная Корея, безусловно, не оставит без ответа этот инцидент, однако, вероятность того, что этот ответ перерастет в полноценный военный конфликт между Севером и Югом ничтожно мала.
Северная Корея продолжает оставаться под строгими санкциями ООН из-за её ядерных и ракетных программ. Эти санкции направлены на ограничение финансирования и торговли, связанной с военными технологиями, чтобы сдержать развитие ядерного оружия. Формально, санкциями ООН запрещены поставки вооружения, однако, существуют и успешно функционируют механизмы, позволяющие обходить эти ограничения. Более того. КНДР имеет договоренности с КНР и, теперь еще и Россией о всеобъемлющей военной помощи, в случае акта агрессии против страны. Эти двухсторонние обязательства подразумевают не только поставку самой широкой номенклатуры боеприпасов и военной техники, но и прямое участие армии союзной страны.
Россия-Япония
С начала СВО Япония присоединилась к санкциям против России, что резко ухудшило двусторонние отношения. Прекращение официальных политических и правительственных контактов стало следствием этого шага, что фактически заморозило диалог между странами.
После введения санкций политические контакты между Токио и Москвой практически прекратились. Япония поддержала западные санкции против России, что привело к значительному снижению уровня экономического сотрудничества. В 2023 году объем торговли между двумя странами упал, несмотря на предыдущие годы стабильного роста. Особое внимание уделяется энергетическому сектору: Япония, будучи зависимой от импорта энергоресурсов, оказалась в сложной ситуации, но продолжает сокращать легальные закупки российской нефти и газа. Это, впрочем, не мешает Токио покупать российский сжиженный газ «серыми» схемами, что, безусловно, дороже, нежели официальная покупка, но все же выгоднее, чем импортировать его от других поставщиков.
Переговоры по подписанию мирного договора, который должен был бы окончательно урегулировать территориальный спор вокруг Южных Курил, заморожены. Вопрос о принадлежности Курильских островов на протяжении десятилетий был ключевым моментом в отношениях двух стран. Однако в условиях растущего политического напряжения никаких подвижек по этому вопросу в ближайшее время не ожидается. Главной причиной отсутствия мирного договора между Японией и Россией является факт того, что Токио до сих пор отрицает итоги Второй Мировой войны, безосновательно претендуя на исконно российскую территорию. Международно признанные границы СССР, а затем и России, включают территорию Курильской гряды, однако, японский реваншизм не признает никаких нормативно-правовых актов.
Во времена президентства Синдзо Абэ, был налажен диалог между Токио и Москвой. Лидеры России и Японии понимали, что обсуждение Курильской гряды это игра с нулевой суммой – если кто-то выигрывает, то оппонент обязательно проигрывает. Однако, несмотря на осознание этого факта, диалог все равно продолжался. Обе стороны стремились выработать такую стратегию совместных действий, которая бы устроила всех участников спора. Желание идти на компромисс, которое, во многом стало возможно благодаря тому, что во главе Японии впервые за долгое время появился человек, способный к дипломатическим переговорам и осознающий важность хороших добрососедских отношений с Россией. Однако, уход президента Абэ из политики, смена курса с сотрудничества на конфронтацию, свели на нет весь переговорный процесс.
В результате ухудшения отношений резко сократился культурный обмен. Совместные научные проекты и программы обмена приостановлены, а также значительно снизился поток туристов. До начала санкций Япония была популярным направлением для российских туристов, однако нынешняя ситуация привела к резкому сокращению количества поездок. Взаимные визиты ученых и культурных деятелей также сведены к минимуму, что тормозит сотрудничество в этих областях.
Текущая геополитическая ситуация оставляет отношения между Японией и Россией на уровне серьезного кризиса с малой вероятностью восстановления в ближайшей перспективе. При этом, стоит отметить, что риск вооруженной эскалации ситуации остается крайне низким, он ниже даже чем в двух предыдущих кейсах.
Санкции и напряженность
Вслед за Японией, к санкциям против России присоединились также Южная Корея и Тайвань. Южная Корея ввела ограничительные меры на экспорт высокотехнологичных товаров и компонентов в Россию, что значительно усложняет доступ страны к передовым технологиям. Тайвань, являясь одним из ключевых производителей полупроводников, также ограничил поставки в Россию, что негативно сказывается на российской электронике.
На фоне растущей напряженности в регионе, Соединенные Штаты активно рассматривают возможность укрепления своих военных баз и позиций в Японии, Южной Корее и Тайване. В рамках своей стратегии по сдерживанию Китая и России, США уже ведут переговоры с Японией о расширении существующих военных баз, а также о возможном размещении новых систем противоракетной обороны на Тайване. Все это, безусловно провоцирует новые конфликтные ситуации в и без того неспокойном регионе.
Учитывая участие Японии, Южной Кореи и Тайваня в санкциях против России, а также продолжающейся кризис Острова и Материка (противостояние Пекин – Тайбэй, прим.авт), риск обострения международной напряженности на Дальнем Востоке возрастает. Эти факторы, наряду с расширением военного присутствия США, создают условия для возможной эскалации конфликта в регионе.
Несмотря на усилия по сдерживанию и дипломатическому урегулированию конфликтов, региональный баланс сил становится все более хрупким. Тайвань остается горячей точкой, и любые провокации могут привести к непредсказуемым последствиям. Однако, военный конфликт между Китаем и Тайванем, с вовлечением США, Японии и других союзников в настоящее время является маловероятным. Свидетельств о том, что очередной виток напряженности на корейском полуострове приведет к открытому военному конфликту также нет.
Резюмируя вышесказанное, несмотря на эскалацию в Северо-Восточной Азии, прямых предпосылок к началу военного конфликта в краткосрочной перспективе не наблюдается.
[1] новостное агенство Yonhap от 13 октября URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20241013001500315
[1] ЦТАК, заявление для прессы от 15 октября URL: http://www.kcna.kp/ru/article/q/96a1d0b468adc047aa85aaca679cd626.kcmsf
Автор: Денис Дроздов
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций
Поделиться в сетях: