Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Российский рынок нефти до СВО и после

После полутора лет действия западных санкций и начала специальной военной операции на Украине российская экономика продолжает сохранять устойчивость. Многие эксперты предрекали крах экономике РФ, однако этого не произошло. Экономический спад оказался не столь глубоким, даже несмотря на масштабные ограничения и массовый уход западных компаний с российского рынка.
Как известно более трети бюджета России формируется за счет нефтегазовых доходов. Но, несмотря на начало СВО и введения ряда санкций и ограничений на нефтяную отрасль, показатели за 2022 год не только превысили результаты 2021 года (269 млрд $), но и установили рекорд за современную историю России (384 млрд $). Как же так получилось?

Независимая зависимая Европа

Для начала стоит разобраться какую долю поставок в Европу занимала российская нефть и какие страны зависели от нее больше всего. Согласно данным Европейской комиссии — высшего органа исполнительной власти Европейского союза — доля российской нефти на рынке Европы составляла 29%. Данный показатель был самым высоким, второе и третье место между собой делили США и Норвегия (обе по 8%). Больше всего от нашей нефти зависели следующие страны:
Литва 76,15 %
Словакия 74,1 %
Финляндия 62,9 %
Польша 58,1 %
Венгрия 43,8 %
Эстония 41,5 %
Чехия 30.2 %
Германия 29,7 %
Нидерланды 24,05 %
Греция 21 %
Это данные на вторую половину 2021 года

После введения ряда санкций и эмбарго доля российской нефти сократилась с 29% до 2%, а 7 из 10 стран входящих в десятку самых зависимых от нефти из России, сократили ее использование практически до нуля.

Лишь 3 страны продолжают закупать нефть в России – это Словакия, Венгрия и Чехия.
Причина тому достаточно проста. Стоит различать морские нефтяные поставки и нефтяной трубопровод, и если взглянуть на карту, то становится понятно: у данных стран нет выхода к морю, а значит и портов, чтобы получать нефть в бочках. Таким образом эти три страны продолжают закупать нефть из России по трубопроводу “Дружба”.

Нефтепровод Дружба — крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. В систему входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн м³ нефти.

До начала СВО данный нефтепровод функционировал в следующих регионах: Беларусь, Украина, Прибалтика, Польша, Германия, Чехия, Словакия и Венгрия. Сейчас же по сути активной осталось только южная ее ветка. Освободившуюся нишу после изоляции России понемногу заняли США, Норвегия, Саудовская Аравия, Казахстан и другие страны.

Доходные санкции

Однако, несмотря на столь стремительное сокращение поставок нефти в Европу, Россия заработала на нефтегазовом рынке в 2022 году рекордные 384 млрд $. Немалую часть этой суммы принесли поставки газа, но многие иностранные агентства подтверждают что наша страна не только не просела в поставках, но и по многим показателям значительно превзошла довоенные показатели.
Официальные ограничения на российскую нефть вступили 5 декабря 2022 года, а на нефтерпродукты 5 февраля 2023 года. Важно отметить, что санкции касаются только морской нефти, а на нефть по трубопроводу они не распространяются.

Страны ЕС хотели бы полностью отказаться от нефти из РФ, но сделали это только те, которые смогли найти другого поставщика морской нефти, а остальные же привязаны к трубопроводу. Чехия и Венгрия в данный период даже нарастили закупки. Кстати южная ветка нефтепровода Дружба идет через Украину и по сути пополняет бюджеты обеих враждующих сторон.

Если рассматривать ежедневные поставки нефти России по морю, то они составляли около 2 млн. баррелей в день. После начала СВО и введения ограничений они сократились до 0,5 млн баррелей в день. Однако ровно насколько были снижены закупки из ЕС, настолько же выросли закупки из Индии и Китая – с 0,5 млн баррелей в день до начала СВО до 2.2 млн. баррелей в день после введения эмбарго.

Из России в Китай идет нефтепровод “Восточная Сибирь – Тихий океан 1” с объемом 30 млн. тонн в год, плюс есть возможность донаправить еще 10 млн. тонн транзитом через Казахстан, а так же определенный объём добавить через морские перевозки. Индия, в сложившейся ситуации, пытается извлечь максимальную для себя выгоду. Ведь после введения ограничений, цена российской марки нефти Urals стала продаваться со значительным дисконтом, относительно марки Brent. Ранее разница между Urals и Brent составляла 2-3 $, но после 24 февраля 2022 года разница была уже на десятки $. Поставки российской нефти и нефтепродуктов в Индию увеличились с минимальных значений до 2 млн. баррелей в день.

Сложившаяся ситуация в Европе открыла для Индии возможность закупаться по очень выгодным для себя ценам. На ежегодной энергетической конференции APPEC исполнительный директор крупнейшей нефтяной компании страны Oil and Natural Gas Corporation (ONGC) К.С. Рамеш сказал : «Импортируя нефть из России, Индия также помогла мировой экономике, высвободила некоторое количество нефти в Персидском заливе для других стран, особенно для стран Европы . В свою очередь, экономика Индии выиграла от снижения цен на российское сырье. Это оказывает огромное влияние на нашу экономику с точки зрения содействия ее росту». Также исполнительный директор ONGC назвал цену российской нефти крайне разумной.

Получается, что европейцы запрещают российскую нефть, но если она же будет поставляться через третьи страны, то проблемы нет. Так например та же Индия после введения ограничений увеличила поставки нефти в Европу более чем в семь раз. В итоге, когда в одной части планеты идут военные действия, в другой могут хорошенько закупиться ресурсами по очень хорошей цене.

Натяжной потолок цен на нефть

Западные политики, чтобы ограничить доходы РФ ввели потолок цен на нефть. Он составлял 60$ для сырой нефти, 100$ для дизеля, 45$ для мазута. Целью было снизить зависимость от российской нефти, уменьшить доходы России, но в тоже время не допустить дефицита на рынке. После его введения в декабре 2022 года неэффективность данной меры не была заметна, так как на рынке цена складывалась ниже сама по себе. А вот после решения OPEC+ в июле 2023 года значительно снизить добычу нефти цена резко подскочила вверх и Urals торговалась уже выше 70$ и даже 80$ за баррель.

Но как же введенный потолок? Вариантов обхода достаточно много – например снизить цену на саму нефть и поднять цену на перевозку, логистику, расходы на фрахт, растаможивание и страхование.
Еще не стоит забывать опыт уже заблокированных нефтяных держав, такие как Венесуэла и Иран, которые активно используют так называемый теневой флот: закупаются танкеры, их переделывают и отправляют тайным покупателям с выключенным транспондером.

Транспондер — это устройство, которое в ответ на принятый радиосигнал выдает в эфир данные о своем местоположении. Такими устройствами в целях безопасности оборудованы почти все суда и самолеты. Благодаря им можно получать информацию о местонахождении корабля или самолета в режиме реального времени. Передача информации о местоположении судна является одним из требований Международной морской организации.

За 2022 год рынок подержанных танкеров вырос вдвое. В основном это были небольшие танкеры вместимостью до 1 млн. баррелей, а это именно те модели, чей небольшой размер позволяет заходить в российские порты. Зачастую подобные суда используют спуфинг (подмена GPS-данных судна). Делается это для того, чтобы судно, которое имеет страховое покрытие, его не лишилось. Ведь без него оно не сможет зайти в большинство портов мира. Как известно, большинство страховщиков находится в западных странах, а они не страхуют судна с “неправильной” нефтью.

Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США (OFAC) в апреле 2023 года заявляло: “Некоторые танкеры могут манипулировать данными AIS, практикуя методы, известные как “спуфинг”, чтобы скрыть тот факт, что они заходили в порт Козьмино или другие порты на восточном побережье Российской Федерации. Например, базовые данные слежения за судном могут показывать танкер в одном месте, но более сложные отчеты морских разведывательных служб могут показать, что судно заходило в порт Козьмино или другой восточный порт Российской Федерации”. Отмечается, что “спуфинг” может использоваться при перевалке нефти ship-to-ship – это передача груза между нефтеналивными танкерами или танкерами – газовозами, расположенными рядом друг с другом, либо на стоянке, либо на ходу.

Заключение

В конечном итоге мы видим стремление Запада избавиться от российской нефтяной зависимости, но на деле ряд стран, в силу невозможности полного отказа, продолжают покупать черное золото в России. А другие приобретают эту же нефть, только через отмывочные страны, такие как Китай, Индия, Турция, которая после переработки отправляется в ЕС.

Но все же подобных рекордных доходов, полученных Россией в 2022 году ожидать больше не приходится, так как рынок уже перестроился и игроки адаптировались. Россия, в свою очередь, переориентировавшись на азиатский рынок становится сильно зависимой в первую очередь от Китая и Индии.

Полный отказ от российской нефти невозможен, ведь впоследствии весь мир будет ждать резкий взлет цен, что повлечет за собой невиданный разгон инфляции. Такая ситуация не нужна никому.
В конечном счете, кто лучше приспособится к текущим условиям, тот и окажется в выигрыше или положение обеих сторон будет настолько невыгодным, что вынудит враждующие стороны искать пути для нормализации отношений.

Автор: Виктор Артамонов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Image by kotkoa on Freepik

Поделиться в сетях: