Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Попытка государственного переворота в Южной Корее

Настоящее исследование посвящено актуальному событию декабря 2024 года – попытке государственного переворота в Южной Корее. Впервые за 45 лет глава государства вновь ввел военное положение в стране, попытался узурпировать власть, добиться диктаторских полномочий.

В исследовании освещен вопрос совокупности причин, которые, как предполагается, привели к тому, что президент ввел военное положение в стране. Рассказано про реакцию южнокорейского общества на эти события, оценки зарубежных стран. Также дано прогноз  как о дальнейшей судьбе неудавшегося президента-диктатора Юн Сок Ёля, так и о ситуации на Корейском полуострове в целом.

Что произошло?

В Южной Корее  нестабильно: 3 декабря 2024 года президент Юн Сок Ёль объявил о введении военного положения. Причиной стали напряженные внутриполитические конфликты, включая попытки импичмента ключевых чиновников, назначенных президентом (речь идет о прокурорах и иных, назначаемых президентом лицах, прим. авт.), суммарно это 22 официальных лица, 10 из них – с момента 22-го созыва Национального собрания в июне 2024 года. Также была обозначена некая  угроза  «просеверокорейских сил», как их охарактеризовал сам президент. По его словам, эта мера направлена на сохранение конституционного строя и защиту страны от потенциальной дестабилизации.

Военное положение охватило ключевые аспекты функционирования государства. Вооружённые силы были приведены в боевую готовность, а полиция переподчинена Министерству обороны. На этот период были запрещены массовые собрания, политическая деятельность, протесты, а также работа независимых СМИ, что вызвало серьезное беспокойство внутри страны и за ее пределами. Это первый случай введения военного положения в Южной Корее с 1979 года.

После введения военного положения в Южной Корее, армия и полиция были приведены в состояние полной боевой готовности, а их руководство передано под контроль Министерства обороны. Президент Юн Сок Ёль распорядился временно приостановить деятельность всех политических партий, что стало частью его усилий по узурпации власти. Одновременно были введены жесткие ограничения на работу средств массовой информации: контроль над их деятельностью перешел к военному командованию, а распространение информации, расцениваемой как ложная или манипулятивная, было строго запрещено. Эти меры вызвали сильную критику со стороны оппозиции.

Решение вызвало острые дебаты в обществе и парламенте. Уже спустя несколько часов после начала действия режима, Национальная ассамблея (парламент страны) проголосовала за его отмену, что также сопровождалось столкновениями между силовиками и протестующими. В итоге президент, после долгих консультаций в штабе координационных сил военного положения, согласился отозвать военных и признал необходимость стабилизации политической обстановки.

Ситуация подчеркнула политическую нестабильность и усилившееся противостояние между властями и оппозицией, что может иметь долгосрочные последствия как для внутренней, так и для международной политики Южной Кореи.

Причины введения военного положения

Военное положение это крайняя мера, к которой прибегают государства перед лицом угроз, ставящих страну на грань уничтожения и потери государственности. Обычно, это происходит во время военного вторжения иного государства и,  в редких случаях его вводят для подавления внутреннего восстания и/или борьбы  с терроризмом и сепаратизмом, который угрожает территориальной целостности и конституционному строю страны. Ничего из вышеперечисленного в Южной Корее на момент декабря 2024 года,  безусловно, не наблюдалось. В связи с этим особенно интересно рассмотреть как официальную так и альтернативные версии введения военного положения.

Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль ввёл военное положение в декабре 2024 года, сославшись на «угрозу национальной безопасности и политическую дестабилизацию в стране». Однако, эта расплывчатая формулировка вряд-ли может дать исчерпывающий ответ на интересующий вопрос. Поэтому, существует несколько альтернативных причин подобного решения президента РК:

  1. Угроза импичмента: Парламент, контролируемый оппозиционной Демократической партией, инициировал процедуры импичмента против чиновников, назначаемых президентом что, по его мнению, было попыткой парализовать работу правительства. Президент имел крайне низкий уровень народной поддержки и опасался того, что со временем парламент сможет выдвинуть импичмент и ему самому. Юн Сок Ёль обвинил оппозицию в симпатиях к Северной Корее и антигосударственных действиях, представляя это как угрозу «свободному конституционному порядку».
  2. Политический кризис: Президент имел парламент страны, в котором доминировали оппозиционные силы. Оппозиция блокировала ключевые законопроекты и усилила критику администрации АП, включая расследования в отношении высокопоставленных должностных лиц и первой леди, обвиняемой в различных коррупционных махинациях. Это создало глубокий политический кризис, который президент решил разрешить силовыми методами.
  3. Обострение общественного и политического напряжения: Обвиняя политических оппонентов в подрывной деятельности, Юн Сок Ёль повторил риторику ранних авторитарных режимов Южной Кореи. Это вызвало значительные протесты и столкновения в стране, а также обвинения президента в недемократических действиях и попытке узурпации власти.
  4. Меры по сохранению власти: Аналитики отмечают, что введение военного положения стало отчаянным шагом для удержания власти на фоне снижающейся популярности (на момент событий президент имел рейтинг поддержки в 13%) и усиливающегося противостояния с парламентом.

Противостояние парламента и президента

Президент, избранный в 2022 году, представляет правоконсервативные силы, в то время как парламент контролируется оппозиционной Демократической партией, выступающей с левоцентристских позиций. Неспособность пойти на компромисс, закостенелость взглядов и отсутствие гибкости правоконсервативных сил вкупе с политической поляризацией привела к острому конфликту.

Президент публично обвинил оппозицию в том, что она способствует подрыву конституционного строя. В свою очередь, лидеры Демократической партии обвинили Юн Сок Ёля в узурпации власти. Еще до декабрьских событий (где-то начиная с сентября 2024 г., прим. авт) представители демпартии предупреждали об угрозе введения президентом военного положения с целью удержаться у власти, однако, до декабря эти обвинения не были подкреплены весомыми доказательствами, хотя  и были (как выяснилось позже) основаны на инсайдерской информации.

Хронология событий

Начало декабря 2024 года:
Напряжённость между президентом Юн Сок Ёлем и парламентом достигает пика. Оппозиционная Демократическая партия усиливает давление на администрацию президента, выдвигая обвинения в коррупции и злоупотреблении властью. На фоне нарастающей конфронтации усиливаются протестные настроения в обществе.

3 декабря 2024 года:
Президент Юн Сок Ёль в 22.22 объявляет о введении военного положения. Это решение объясняется необходимостью защиты конституционного строя от «антигосударственных сил», которые, по мнению президента, связаны с Северной Кореей и представляют угрозу национальной безопасности. Вводится жесткий контроль над СМИ, приостанавливается деятельность политических партий, а также запрещаются массовые собрания.

Ночь с 3 на 4 декабря:
Введение военного положения вызывает волну протестов. На улицы выходят тысячи демонстрантов, требующих отмены режима чрезвычайного положения. Вооружённые силы и полиция приводятся в полную боевую готовность для подавления возможных беспорядков.

4 декабря 2024 года:
Национальная ассамблея, несмотря на попытки военных заблокировать ее деятельность, проводит экстренное заседание. Парламент большинством голосов  (единогласно)  в  01:00 отменяет решение президента о введении военного положения, ссылаясь на нарушение конституционных норм. Это становится самым коротким в истории страны военным положением, которое продлилось менее 3-х часов.

4 декабря 2024 года:
После долгих консультаций с штабом чрезвычайного положения, в  4:30 президент соглашается с решением парламента, заявляя, что сделает всё возможное для стабилизации ситуации. В обществе сохраняется глубокое недоверие к его администрации, а протесты продолжаются. Оппозиция требует немедленной отставки Юн Сок Ёля и проведения досрочных выборов.

5-10 декабря 2024 года:
Обстановка в стране остается напряженной. Протесты постепенно угасают, но политический кризис сохраняется. Лидеры оппозиции продолжают обвинять президента в подрыве демократических процессов и требуют проведения судебного разбирательства по его действиям.

7 декабря 2024 года:
В парламенте вынесен на голосование вопрос об импичменте президенту. Для того, чтобы его принять, необходимо набрать ⅔ голосов, а именно 200 из 300. В Национальном собрании присутствует 195 представителей оппозиционных партий, другими словами, для процедуры импичмента им нобходимо заручится поддержкой правящей партии. Глава правоконсервативной партии   «сила народа» отказывается поддержать импичмент, вероятно, рассчитывая на то, что президент добровольно уйдет в отставку. Представители правящей партии покинули зал голосования, сорвав процедуру кворума, объявить импичмент 7 декабря не удалось.

Представители оппозиционных сил в ответ заявили, что будут каждую неделю выносить вопрос об импичменте на голосование, пока не добьютя результата.

14 декабря 2024:
Оппозиция сдержала свое обещание, 14 декабря вопрос об импичменте президенту вновь был поставлен на голосование. На этот раз  лидер правящей партии «Силы народа» Хан Дон Хун поддержал импичмент после телеобращения президента Юна, в котором последний оправдывал введение военного положения и отказался уходить в отставку

Итогом голосования стало выдвижение импичмента президента, 204 из 300 депутатов проголосовали за импичмент. Решающую роль в успехе голосования сыграли 12 голосов от правящей партии. В настоящий момент президент Юн Сок Ёль отстранен от  занимаемой должности, окончательное решение  по вопросу импичмента вынесет конституционный суд в срок не более чем 180 дней. И.о. президента РК назначен  премьер-министр, глава правящей партии, Хан Док Су.

Новые факты

Разбирательства по делу о государственной измене и попытки военного переворота со стороны президента страны еще только в процессе инициирования, однако уже сейчас появляются новые факты преступной деятельности Юн Сок Ёля и его ближайших подельников.

В частности, речь идет о показаниях против  министра национальной обороны Ким Ён Хёна, который дал чрезвычайно опасные инструкции председателю Объединенного комитета начальников штабов Ким Мён Су о  том, что необходимо огнем артиллерии поразить точку запуска шаров на территории КНДР. Если бы удар состоялся, а северокорейские военные на него отреагировали, то в лучшем случае произошел бы ответный артобстрел, а в худшем, могла быть развязана полноценная война[1]. Однако, благодаря тому, что у военных на местах есть благоразумие, они просто саботировали это указание.

9 декабря депутат от  оппозиционной «Демократической партии» Пак Бом Ге заявил, что в середине октября по приказу тогдашнего министра обороны Ким Ён Хёна (школьного друга президента) на Пхеньян были отправлены беспилотники. По словам Пака, это говорит о том, что экс-министр Ким, по согласованию а, возможно, и прямой просьбе, в этом еще предстоит разобраться следствию, пытался спровоцировать локальный конфликт с КНДР.

Также согласно новым материалам, в день введения военного положения, по приказу президента Юна был мобилизован «отряд ликвидаторов». Властями планировалось убийство лидера правящей «Силы народа» Хан Дон Хуна, а обвинить в случившемся хотели шпионов КНДР. Согласно планам президента, всех лидеров оппозиционных партий необходимо было арестовать и конвоировать в тюрьму, а на конвой должно было быть совершено нападение, целью которого было бы убийство всех лидеров оппозиции. Эту операцию власти хотели представить как попытку КНДР спасти своих «сторонников». Cхема также включала создание тайников с  северокорейской военной формой в определённых местах, которые впоследствии «должны были быть обнаружены» и использованы для того, чтобы выставить КНДР виновницей.

Иными словами, президент Юн Сок Ёль неоднократно намеренно эскалировал и без того непростую ситуацию с межкорейскими отношениями, пытался спровоцировать военный конфликт, в результате которого бы погибло большое количество мирных граждан и все это с одной целью, оправдать введение военного положения для того, чтобы расправиться с несогласными.

Реакция на события

  1. Внутри страны:

Все основные партии, включая правящую «Силу народа», членом которой является президент Юн, выступили против военного положения. Лидер «Силы народа» Хан Дон Хун сказал: «Объявление президентом военного положения неверно. Мы остановим это вместе с народом».

Мэр Сеула О Се Хун, который также является членом «Силы народа», заявил, что выступает против заявления Юна.

Лидер «Корейской инновационной партии» Чо Гук также назвал объявление военного положения «незаконным» и заявил, что оно является условием для импичмента Юна и министра обороны Ким Ён Хёна.

Ли Чжун Сок, лидер «Партии новых реформ», призвал исключить Юна из «Силы народа».

Губернатор провинции Кёнгидо Ким Дон Ён призвал к аресту Юна.

Корейская конфедерация профсоюзов, крупнейшая профсоюзная организация в стране, призвала к всеобщей забастовке, чтобы отменить введение военного положения и объявить импичмент президенту.

Ли Чжэ Мён, лидер оппозиционной «Демократической партии», призвал граждан собраться в Национальном собрании и заявил, что Юн «больше не является президентом».

Бывший президент Мун Чжэ Ин опубликовал заявление в своих социальных сетях, где обратился к военным как бывший верховный главнокомандующий. Он призвал вооружённые силы уважать волю народа и строго придерживаться конституционных принципов. Мун подчеркнул, что военные не должны действовать против Национального собрания или её членов, особенно следуя неконституционной директиве.

– Спикер Национального собрания У Вон Сик призвал всех законодателей собраться в Национальном собрании.

Отделение «Демократической партии» в Инчхоне раскритиковало военное положение как начало «эры диктатуры Юна».

  1. Международная реакция:

– Великобритания: Посольство Великобритании в Республике Корея в экстренном уведомлении заявило, что внимательно следит за развитием событий после объявления военного положения. Посольство призвало британских граждан следовать указаниям местных властей и избегать участия в политических демонстрациях.

– Китай: Посольство Китая в Республике Корея призвало своих граждан, находящихся в стране, «сохранять спокойствие и обращать внимание на политические изменения». Оно попросило их «быть внимательней, сократить ненужные прогулки и с осторожностью выражать политические мнения».

Россия: Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ситуация «вызывает беспокойство» и что она находится под наблюдением.

 – Сингапур: Посольство Сингапура в Республике Корея опубликовало пост в Facebook, в котором призвало сингапурцев «сохранять спокойствие и следить за новостями». Посольство также отметило, что объявление военного положения «похоже, не связано с какими-либо военными вторжениями».

– США: Совет национальной безопасности США заявил, что он внимательно следит за ситуацией. Представитель Государственного департамента США Ведант Патель выразил «серьёзную обеспокоенность» происходящими событиями, подтвердив при этом «нерушимый» союз США с Республики Корея.

 – Филиппины: Министерство иностранных дел призвало филиппинцев, находящихся в стране, сохранять спокойствие и прислушиваться к рекомендациям местного правительства.

– Франция: Министерство иностранных дел выпустило предупреждение о поездках в регион. Посольство Франции в Республике Корея в экстренном уведомлении заявило, что внимательно следит за развитием событий после объявления военного положения. Оно призвало граждан Франции следовать указаниям местных властей и избегать участия в политических демонстрациях.

– Япония: Министерство иностранных дел посоветовало своим гражданам в Республике Корея сохранять бдительность, отметив, что детали мер военного положения все еще неясны, и призвав их следить за обновлениями.

Резюмируя вышесказанное, внутри страны реакция на действия президента была преимущественно негативной, даже правящая партия, членом которой является президент, осудила его действия. Международная реакция наоборот, была чрезвычайно сдержанной, хотя большинство стран все-таки отметило факт отсутствия прямой военной угрозы Южной Кореи, признав тем самым то, что введение военного положения это следствие внутриполитического кризиса а не действий какого-либо соседнего северного государства.

Драматическая история президентов Южной Кореи

Южная Корея имеет насыщенную политическую историю, большую часть которой страна находилась под авторитарным правлением, на регулярной основе происходили перевороты, выдвигались импичменты и проводились судебные разбирательства в отношении высокопоставленных чиновников, в том числе и президентов. Строго говоря, в истории Южной Кореи нет такого президента, который бы не оказался за решеткой до или после своего президентства,  и/или не был убит/или совершил суицид после отставки.

Избежать же судебного преследования/импичмента а также не запятнать свою репутацию в коррупционных скандалах после окончания полномочий смогли только 2 президента из 13. Эти двое, Ким Дэ Чжун (1998-2003) и Мун Чжэ Ин (2017-2022), однако, находились в тюремном заключении до начала своих президентских полномочий. Ким Дэ Чжун был приговорен сперва к смертной казни, замененной пожизненным заключением (впоследствии амнистирован), а  Мун Чжэ Ин был арестован и посажен на 4 года за участие в протестной деятельности. Исходя из этих данных, рассмотрение вопроса о истории политической культуры в Республике Корея  представляется чрезвычайно важным занятием, особенно, для понимания событий сегодняшнего дня.

  1. Первая Республика (1948–1960): Первый президент Южной Кореи Ли Сын Ман был избран в 1948 году. Его правление носило сугубо авторитарные черты, сопровождаясь подавлением оппозиции. Он был вынужден уйти в отставку и бежать из страны после студенческих протестов в 1960 году, известных как Апрельская революция, из-за обвинений в фальсификации выборов.
  2. Майский переворот (1961): Генерал Пак Чон Хи пришёл к власти в результате военного переворота. Его режим, продолжавшийся до 1979 года, характеризовался экономическими реформами, но также репрессиями против оппозиции. В корейской историографии получил поэтичное название «диктатура развития». Он был убит в результате заговора в 1979 году.
  3. Октябрьский переворот (1979): После убийства Пака военные вновь взяли власть под руководством генерала Чон Ду Хвана. Его авторитарный режим столкнулся с массовыми протестами, включая трагедию в Кванджу (1980), где погибли сотни мирных жителей. Впоследствии, был отправлен в отставку и приговорен к высшей мере наказания по совокупности преступлений. Однако, был помилован.
  4. «Демократизация» (1987): После долгих протестов был проведены первые «демократические» выборы президента. Однако, в последующие годы президенты Южной Кореи неоднократно оказывались в центре скандалов.

Импичменты и судебные разбирательства
– Ро Дэ У, правивший с 1988 по 1993 год, был осужден за коррупцию в 1996 году.

–  Ким Ён Сам (1993-1998), прославившийся как борец с коррупцией, сам  оказался в центре коррупционного скандала, в котором были замешаны как он сам так и его ближайшие родственники. В частности, его сын получил за финансовые махинации реальный уголовный срок.

– Но Му Хён (2004-2008) ему был выдвинут импичмент, который не был утвержден конституционным судом.

– Ли Мён Бак (2008–2013) также был осуждён за коррупционные преступления.

– Пак Кын Хе, первая женщина-президент Южной Кореи (2013–2017 гг.), была отстранена от должности через импичмент и впоследствии приговорена к тюремному сроку за злоупотребление властью и коррупцию.

Взаимоотношение КНДР и РК сейчас

В настоящее время межкорейские отношения переживают фазу очередного кризиса. Причиной этому является приход к власти в РК правых консерваторов, которые считают, что нормальные отношения с северным соседом им вовсе ни к чему, а смотреть друг на друга в перекрестие прицела, постоянно ожидая военной провокации, гораздо лучше, нежели иметь нормальные отношения и вести взаимовыгодную торговлю.

Во многом, определяющим фактором политики взаимодействия двух Корей является позиция Вашингтона. На территории Южной Кореи в настоящий момент все еще развернут американские вооруженный контингент, поэтому, говорить о «независимой южнокорейской внешней политики» в настоящий момент не приходится.

Были ли периоды, когда Юг и Север ладили и развивали мирные инициативы? Безусловно, да, речь идет как минимум о времени президентства Ким Дэ Чжуна и Мун Чжэ Ина, единственных президентов Южной Кореи, Которые не попали в тюрьму по окончании срока и не оказались замешаны в коррупционных скандалах. Оба президента были ставленниками демократических партий.

Однако, когда у власти правые консерваторы, (которые по неслучайному стечению обстоятельств оканчивают свою политическую карьеру чаще всего в тюремной камере) происходит эскалация напряженности, мирные инициативы отменяются, на смену им приходят военные планы и провокации.

Есть ли мирное будущее у разделенного народа Кореи? Безусловно да, однако, для его появления к власти в Южной Кореи должен прийти человек, который будет понимать простую истину, торговать всегда лучше, чем воевать.

Анализ текущей ситуации и прогноз развития событий в Южной Корее

Введение военного положения президентом Юн Сок Ёлем и последовавший политический кризис углубили существующие социальные и экономические проблемы в стране. Это событие имеет значительные последствия для внутренней политики, экономики и международного имиджа Южной Кореи.

Если речь о внутренней политике, то стоит отметить такие факты как:

  1. Рост политической нестабильности

Ожидается, что политическое противостояние продолжится. В условиях падения доверия к президенту и его администрации оппозиционные силы будут стремиться усилить свое влияние, возможно, добиваясь досрочных выборов. Протестные настроения в обществе также могут сохраняться.

  1. Угроза демократическим институтам

Введение военного положения вызвало критику как внутри страны, так и за ее пределами. Сохранение доверия к демократическим институтам станет важной задачей для Южной Кореи. Возможно усиление гражданского контроля за деятельностью власти и требования реформ, направленных на предотвращение подобных кризисов в будущем.

  1. Реализация реформ или усиление авторитаризма

В зависимости от действий и.о. президента, страна может пойти по двум путям. Первый сценарий предполагает проведение реформ и попытки снизить уровень противостояния через диалог с оппозицией. Второй сценарий – ужесточение контроля со стороны администрации прехзидента, что может привести к новым протестам и ослаблению международной репутации страны.

Экономика

  1. Падение доверия к экономике

Политическая нестабильность уже вызвала опасения у инвесторов. Южная Корея, будучи одним из ведущих технологических и экспортно-ориентированных государств, может столкнуться с замедлением темпов роста экономики. Ослабление национальной валюты и снижение активности на фондовом рынке – возможные краткосрочные последствия кризиса.

  1. Социальные и экономические реформы под давлением:

Если политическая ситуация стабилизируется, правительству придется сосредоточиться на решении острых социальных вопросов, таких как безработица, высокий уровень долгов населения и неравенство. В противном случае социально-экономическая напряженность будет расти, усугубляя кризис.

  1. Риски для международной торговли:

Ухудшение репутации Южной Кореи как стабильного партнера может отразиться на ее позициях в международной торговле. Однако крупные компании, такие как Samsung и Hyundai, вероятно, сохранят свои конкурентные преимущества, если политический кризис не перерастет в длительный конфликт.

Прогнозы

В краткосрочной перспективе все будет сосредоточено вокруг фигуры президента, а именно будет ожидаться решение конституционного суда по вопросу законности выдвинутого импичмента. Помимо этого, не исключено, что и.о. президента ЮК также может быть подвержен процедуре импичмента, если подозрения в его причастности к введению военного положения будут подтверждены доказательствами.

В Среднесрочной перспективе с высокой долей вероятности стоит ожидать досрочных президентских выборов в Южной Корее в следующей, 2025 г. На этих выборах шансы победы представителей оппозиционной «демократической партии» крайне высоки. В случае победы кандидата от демократов, высока вероятность проведения политики «разрядки» и нормализации межкорейских отношений,  по крайней мере, на время правления ставленника демократической партии.

___________________________________________________________________________________

[1] речь идет про эпопею с взаимным запуском воздушных шарова друг другу. Юг отправляет на Север листовки и агитплакаты (“идеологический мусор”), Север пересылает на Юг просто мусор. Эпопею по запуску шаров с листовками начала южнокорейская сторона.

Автор: Денис Дроздов

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Image by pikisuperstar on Freepik

Поделиться в сетях: