Встреча президентов Франции и России Эммануэля Макрона и Владимира Путина поможет выработать политику для ослабления режима антироссийских санкций, считает профессор французского института геополитики Университета Париж 8 (IFG-Paris 8) Андрэ Филлер.
Я думаю, что личная встреча позволит – возможно, в рамках Трианонского диалога – выработать двустороннюю политику, способствующую облегчению режима санкций в связи с невозможностью их полного снятия”, – сказал Филлер РИА Новости.
Он напомнил об экономических интересах Франции и давлении со стороны представителей французской индустрии, которые много инвестировали в российскую экономику. Франция – первый иностранный работодатель в России, подчеркнул эксперт.
“Мне кажется, что два президента существенно согласны, но нужно найти способ сформулировать этот договор таким образом, чтобы Европейский союз мог бы следовать формально этому двустороннему желанию и одобрить с юридической точки зрения постепенное снятие санкций против России и, напротив, российских санкций против европейской продукции”, – добавил собеседник агентства.
Национальный секретарь Французской коммунистической партии (ФКП) и депутат Национального собрания Фабьен Руссель считает, что санкции Евросоюза в отношении России нужно отменить, а экономические отношения вернуть на прежний уровень. По его словам, санкции наносят ущерб экономике Франции и ЕС, особенно сельскому хозяйству. Политик особенно отметил запрет на экспорт молока, который совпал с внутренними производственными квотами ЕС в 2015 году и привел французских производителей к кризису.
Присоединение Россией Крыма в 2014 году спровоцировало в ее адрес со стороны США волну международных санкций (МС). Данная акция может считаться поворотным пунктом в развитии страны не только в XXI веке, но во всей новой истории России.
Значение МС определяется тем обстоятельством, что они, как правило, заметно тормозят развитие страны-изгоя и вызывают волну внутренних ответных политических решений, которые, в конечном счете, ведут к снижению уровня жизни населения.
Введение США МС российским руководством было воспринято в качестве политического вызова, непосредственным ответом на который стал курс на импортозамещение. С этого момента тема оценки санкций стала постоянной в научных и аналитических изданиях. Не удивительно, что вся эта аналитическая палитра разделилась на два полюса – материалы, в которых утверждается сокрушительное влияние санкций на российскую экономику, и рапорты, в которых доказывается их низкая результативность с параллельным обсуждением положительного эффекта от них. В рамках второго направления делаются оценки ущерба от МС, которые понесли присоединившиеся к ним страны, а также проводится сравнение с величиной ущерба России. В результате в научном дискурсе сложилась неопределенность в отношении этой проблемы, т.е. открытым остается следующий принципиальный вопрос: Россия действительно сильно пострадала от введения МС или же все страхи перед ними сильно преувеличены?
В августе 2014 года вступило в силу продуктовое эмбарго на ввоз в Российскую Федерацию продовольственных товаров из стран Запада. Однако в стране продовольственный кризис и резкий рост цен не наступили. С магазинных полок пропали продукты питания из стран Запада, на смену которым пришли аналоги отечественного производства. Запрещенные товары заменили продовольствием из государств, не поддержавших санкции в отношении России: Китай, ЮАР, Марокко, Египет, Турция, Иран, Азербайджан, Армения, Узбекистан, страны Латинской Америки и другие.
В том же году Москва ввела ответные санкции на импорт продуктов из стран, поддержавших продовольственное эмбарго против РФ. К таким государствам относятся: США, Канада, Австралия, Норвегия, страны Евросоюза. Французский канал France 24 отмечает, что в Россию все еще запрещено ввозить мясо, рыбу, морепродукты, некоторые молочные продукты, фрукты, овощи из этих стран. Ответный запрет серьезно навредил европейским аграриям.
А вот экономика РФ, вопреки ожиданиям, не пострадала, а, наоборот, стабилизировалась благодаря развитию импортозамещения. Решающий момент наступил для российских фермеров, которые воспользовались случаем и получили еще и государственную поддержку. Предпринимателям дали шанс из небольшого производства сделать крупные сельскохозяйственные предприятия. Начинающим аграриям государство выделяет субсидии, на которые можно приобрести корма, строительные материалы или технику.
Эмбарго пошло на пользу стране и, в частности, сельскому хозяйству в России. Избавив от конкурентов с Запада, оно предоставило новые возможности российским производителям. В планах правительства России продолжать импортозамещение. Так, на усовершенствование местного производства в 2015-2016 годах было выделено 5 млрд. долларов. Антироссийские санкции внесли позитивный вклад в развитие экономики РФ, заявил первый заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов, выступая на биржевом форуме. “Консолидировались, импортозамещение, мы существенным образом макроэкономически выглядим лучше, чем другие страны. Долговая нагрузка, соотношение внутреннего и внешнего долга, долг государственный к ВВП, соотношение резервов и совокупного долга и импорта. То есть все макроэкономические показатели у нас выглядят очень хорошо».
Рядовые граждане Евросоюза не поддерживают действия своих властей против Российской Федерации. Это в очередной раз продемонстрировали протесты фермеров во Франции. Но смогут ли толпы протестующих каким-то образом подействовать на свое правительство, заставить их изменить свое мнение, отказаться от никому не нужных санкций, которые подрывают экономику европейских стран и сказываются на финансовом благополучии рядовых европейских жителей?
С введением санкций против РФ было очевидно: со стороны России вскоре последует ответная реакция. Европейские аналитики, ориентирующиеся в экономических законах, предвидели, что ответные меры нашего государства негативно скажутся на финансовом благополучии Евросоюза в целом и отдельных его государств. Конечно, Россия не замедлила с ответными действиями, и правительство Старого Света с ужасом стало считать возможные убытки. В первую очередь от эмбарго России пострадали такие государства, как Венгрия, Польша, Норвегия, Прибалтийские страны. Изначально западные аналитики прогнозировали, что дело обойдется несколькими миллиардами евро потерь. Но постепенно подсчеты становились все пессимистичнее: в 2014 году цифра звучала уже в 40 млрд. евро, а в 2015 году увеличилась до 50 млрд. евро. Но точные размеры ущерба никому не известны.
В итоге от санкций и примененных российских антисанкций пострадали все сферы европейской экономики, но особенно тяжело пришлось аграрному бизнесу. Так, профессор и ДЭН Владимир Мантусов, заведующий кафедрой мировой экономики Российской Дипломатической академии МИД отметил, что не приходится говорить о том, что какие-то сферы европейской экономики не пострадали от санкций. Не найдется ни одной страны Старого Света, которая бы не поставляла в РФ каких бы то ни было товаров. И, конечно, больше всех под удар попала наиболее субсидированная во всем мире и чувствительная отрасль национальной экономики-сельское хозяйство. Кроме непосредственного влияния санкций возросла внутренняя конкуренция аграриев, вызванная тем, что продукция их предприятий не направляется больше в Россию. Это вылилось в снижение цен и рост предложений на европейских рынках.
Американские санкции, введенные президентом США Дональдом Трампом в отношении нефти из Ирана и Венесуэлы, непреднамеренно повысили спрос на российское топливо марки Urals. Об этом пишет Bloomberg. По данным агентства, российские нефтяные компании с ноября 2018 года получили дополнительный доход в размере 905 миллионов долларов. Санкции привели к росту спроса на Urals в связи с сокращением добычи нефти странами ОПЕК и их партнерами.
К сожалению, во многих российских хозяйственных отраслях все еще применяют методики и сырье из США и Европы.
Российские технологии, к сожалению, значительно уступают западным, поэтому страна не всегда может обеспечить предприятия высококачественным оборудованием. С каждым годом государство выделяет все меньше финансов Всероссийскому НИИ маслоделия и сыроделия.
France 24 отмечает и предупреждает, что производители сельскохозяйственной продукции извлекли из эмбарго выгоду, но когда-нибудь санкции в отношении России отменят, а конкуренция наберет обороты. И к этому российским фермерам нужно быть готовыми.
Убытки России в результате санкций от различных стран только в прошлом году достигли 6,3 млрд долларов. Эти цифры обнародованы на сайте Министерства экономического развития. Всего в санкционное противостояние с Россией в 2018 году вступали 62 страны. В их число вошли даже Беларусь и Индия, с которыми у Москвы, в целом, вполне нормальные отношения. Больше всего ограничительных мер против России, согласно мониторингу Минэкономразвития, ввел Евросоюз – 25. Это стоило Москве почти два с половиной миллиарда долларов. Соединенные Штаты действовали реже – девять ограничений, но ущерб от них был вполне ощутимый – 1,2 млрд долларов. Также весомые потери Российская Федерация понесла от Украины и Турции – соответственно 775 и 713 млн долларов. Наиболее сильно от санкций пострадали такие сектора российской экономики, как металлургия (без малого 4 млрд долларов), сельское хозяйство, химическая промышленность и автопром.
“Сухой Суперджет”
«Кто действительно серьезно страдает от санкций, помимо конкретных лиц, против которых они налагаются, так это сравнительно немногочисленные высокотехнологичные сектора российской экономики, в большой степени завязанные на импортное оборудование и комплектующие, вошедшие в список запрещенных поставок в России», – конкретизировал Андрей Нечаев (российский государственный деятель и учёный-экономист. Доктор экономических наук, профессор, профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова). В качестве примера Андрей Нечаев привел “Сухой Суперджет” (Sukhoi SuperJet 100) – региональный лайнер, на который российский авиапром делал большую ставку. Россия не может сейчас реализовать контракт с Ираном на поставку лайнеров, потому что этому противодействуют США на том основании, что в самолете достаточно большое количество комплектующих американского производства, – добавил он. – Это действительно потеря, а главное – потеря в секторе, который хоть как-то мог быть конкурентоспособным на мировом рынке».
Речь идет о поставках к 2020 году 40 российских пассажирских самолетов. Эксперты оценивают общую сумму контракта, заключения которого Москва добивалась с 2014 года, более чем в 2 млрд долларов. Без разрешения Казначейства США тут не обойтись, так как доля американских комплектующих в Sukhoi SuperJet 100 превышает 20 %.
Санкционную тему вновь поднял и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Он повторил, что по-прежнему не считает, что российская экономика адаптировалась к вводимым против нее ограничительным мерам. «Я неоднократно говорил, что Россия всё-таки теряет от санкций, и она продолжает терять», – констатировал Кудрин. По его словам, нельзя утверждать, что «мы обнулили это влияние, нет, оно не нулевое, оно отрицательное». Россия из-за санкций не добирает в плане инвестиций и экономического роста, отметил он. Кроме того, как ему представляется, нельзя сбрасывать со счетов угрозу очередных западных санкций, которые неизбежно вызовут «новые шоки». «В силу нашей вовлеченности в мировую торговлю и связи, и большой импорт технологий в Россию, в некоторых отраслях доходящий до 70-80% в наших производственных отраслях, мы чувствительны к любым санкциям извне, и они могут быть жёсткими».
Если рассмотреть всю внешнюю торговлю России, то несложно увидеть, что величина чистого экспорта с 2013 г. по 2016 г. снизилась с 212,3 до 103,2 млрд. долл., что соответствует индексу падения в 2,06.
Таблица 1. Внешняя торговля России со странами, поддержавшими МС.
Таблица 2. Динамика валютного курса доллар/рубль.
Несложно видеть, что индекс роста обменного курса за 2013–2018 гг. превысил красную черту, а в момент своего максимума в 2016 г. он ее превысил существенно. Такое развитие событий на бытовом уровне проявилось, в частности, в том, что в 2016 году, в период кульминации обрушения рубля, в стране действовал так называемый запретительно высокий валютный курс, который сделал почти невозможным выезд россиян за границу.
Если учесть существование так называемого эффекта переноса, когда девальвация национальной валюты частично переносится в форму ее инфляции на внутреннем рынке, то можно говорить о принципиальном подрыве всего монетарного климата в России.
Таблица 3. Динамика средних потребительских цен (тарифов) на автомобильный бензин.
*Авторская оценка.
Развитие инфляционных процессов внутри страны имеет множество проявлений, в том числе ставший традиционным для России рост цен на автомобильный бензин. МС, приводящие к дестабилизации монетарного климата, усиливают этот процесс.
Таблица 4. Динамика прямых инвестиций в России, млн. долл.
Такой масштабный инвестиционный спад просто исключает динамичное развитие страны в ближайшие 5 лет. И это, пожалуй, один из самых болезненных итогов МС.
Указанная негативная тенденция поддерживается и другими экономическими механизмами. Например, одной из самых серьезных проблем от МС считается запрет на кредитование российских банков и компаний в западных банках. Это резко сократило доступ российского бизнеса к «дешевым» деньгам. Так, по данным PricewaterhouseCoopers, в 2013 г. только на рынке еврооблигаций российские компании-эмитенты привлекли 46,4 млрд. долл., тогда как в 2015 г. – лишь около 5 млрд. долл. Несложно видеть, что индекс падения западного инвестиционного ресурса для страны составляет почти 10 раз.
Подобные потери обескровливают страну и ведут к постепенному становлению совершенно иной экономической и социальной модели развития. По-видимому, одним из наиболее ярких проявлений «слома» старой социальной политики стало увеличение в 2018 г. пенсионного возраста: мужчинам с 60 до 65 лет, а женщинам – с 55 до 63 лет
Таблица 5. Сравнительные социальные характеристики стран.
Не будет лишним напомнить, что подобное увеличение пенсионного возраста всеми высшими руководителями страны категорически отрицалось. Вполне логично предположить, что столь непопулярная мера оказалась вынужденной именно из-за давления МС.
Проведенный анализ показывает, что эффект от МС никак нельзя считать мелкой помехой на пути социально-экономического развития России. Ущерб нанесен колоссальный и он во многом меняет даже не столько экономическую, сколько социальную диспозицию внутри страны. Как это всегда бывает, ущерб от санкций накапливался на протяжении нескольких лет, после чего оказался переложен на население и бизнес, которые буквально в одночасье оказались в совершенно ином социальном и экономическом измерении.
Нет никаких сомнений, что нынешние санкции против России вполне преодолимы и их можно «преобразовать» в динамичное развитие страны. Однако для этого необходима совершенно иная экономическая политика, которую нынешнее правительство, похоже, пока проводить не стремится.
Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов http://kapital-rus.ru/, https://ria.ru/, https://iz.ru/
Поделиться в сетях:
Комментарии отключены.