Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Операция ООН по поддержанию мира на Кипре

Организация Объединенных Наций начала свою миротворческую деятельность в 1948 г. с учреждения Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке.

В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами: согласие сторон, беспристрастность, неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Хотя деятельность по поддержанию мира четко не оговорена в Уставе ООН, операции по поддержанию мира (далее ОПМ), традиционно опирались на него. В соответствии с Уставом Совет Безопасности (СБ) несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Из этого следует и признается большинством государств, что решения о создании, проведении, изменении, расширении, продлении, завершении, времени и месте развертывания ОПМ входят в полномочия СБ.

Совет имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание ОПМ. Но в последние годы при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операции, СБ делает ссылки на главу VII Устава. В этой главе предусмотрены «действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».

В резолюции определяются мандат, масштабы и задачи операции. Затем Генеральная Ассамблея (ГА) утверждает бюджет и ресурсы ОПМ. На основании статьи 17 Устава финансирование ОПМ является коллективной обязанностью всех государств-членов ООН, в соответствии с которой они делают взнос на миротворческую деятельность.

Генеральная Ассамблея распределяет расходы на операции по поддержанию мира на основе специальной ставки взносов, которая исчисляется по сложной формуле, установленной государствами-членами. Эта формула учитывает, в том числе, относительное экономическое положение государства-члена, при этом на постоянных членов СБ возлагается бóльшая часть расходов в силу их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.

Утвержденный бюджет на операции ООН по поддержанию мира на финансовый год с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года составляет 6,38 млрд долл. США. Соединенные Штаты (27,89%), Китай (15,21%), Япония (8,56%), 8 – Российская Федерация (3,04%).

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, поэтому по ее просьбе необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска (или берет) и опознавательный значок.

Миротворческие войска Организации Объединенных Наций на Кипре (ВСООНК)
Республика Кипр обрела независимость 16 августа 1960 года. Конституция Республики была сформулирована таким образом, чтобы обеспечивать баланс между интересами кипрско-греческой и кипрско-турецкой общин. Греция, Кипр, Соединенное Королевство и Турция подписали договор, гарантирующий основополагающие положения конституции и территориальную целостность и суверенитет Кипра. Между греко-киприотами и турко-киприотами возникла напряженность, в итоге в 1964 году на территорию острова ввели миротворческий контингент ООН в соответствии с резолюцией 186 СБ ООН.

Мандат ВСООНК был первоначально сформулирован следующим образом: «…в интересах сохранения международного мира и безопасности (…) приложить все усилия для предотвращения возобновления столкновений и, при необходимости, содействовать поддержанию и восстановлению закона и порядка и возвращению к нормальным условиям».

Через десять лет на острове произошел военный переворот, новые власти поддерживали идею присоединения Кипра к Греции. Ситуацией воспользовалась Турция и ввела на остров войска, почти в течение месяца там продолжались боевые действия. После боевых действий 1974 года Совет поручил Силам выполнять некоторые дополнительные функции.

В отсутствие политического урегулирования кипрской проблемы ВСООНК остаются на острове в целях наблюдения за линиями прекращения огня, поддержания буферной зоны, проведения гуманитарных акций и оказания поддержки миссии добрых услуг Генерального секретаря.

Задача ВСООНК существенно осложняется отсутствием официального соглашения о прекращении огня. По этой причине персоналу ВСООНК ежегодно приходится иметь дело с сотнями инцидентов. Самые серьезные инциденты обычно происходят там, где линии прекращения огня ближе всего подходят друг к другу, особенно в Никосии и ее пригородах.

Их реакция может включать в себя развертывание войск, направление устных и письменных протестов и принятие последующих мер для обеспечения того, чтобы положение, существовавшее до нарушения, было восстановлено и чтобы повторные нарушения не допускались.

Персонал
Образцово показательной миссией в гендерном отношении являются Силы ООН на Кипре, где три женщины возглавляют миротворческий контингент. Глава миссии Элизабет Спехар, старший советник полиции Анн Кристен Квилеквал и командующий Силами генерал майор Шерил Пирс.
Численность – 1013 человек. Страны, предоставляющие воинские и полицейские контингенты – Великобритания, Аргентина, Словакия.

В итоге остров разделили на северную часть, турецкую, и южную, греческую. В 1983 году было создано признанное лишь Турцией государство Турецкая Республика Северного Кипра. Между ними находится буферная зона, «зеленая линия», где находятся миротворцы ООН.

Зеленая линия
Протяженность составляет примерно 180 километров. Ширина буферной зоны между линиями, которая захватывает некоторые наиболее ценные сельскохозяйственные угодья, колеблется от менее 20 метров до примерно 7 километров, а ее площадь составляет около 3 процентов общей площади острова. Зона пролегает через центр старого города НикосИи, разделяя город на южную и северную части.

В буферной зоне проживает около 10 000 человек, в ее пределах расположено несколько деревень и ферм. Деревня Пила известна тем, что является единственной деревней на Кипре, где греки и турки живут бок о бок.

Турецкие войска построили барьер на северной стороне зоны, состоящий в основном из ограждения из колючей проволоки, бетонных сегментов стен, сторожевых вышек, противотанковых рвов и минных полей. В марте 2021 года Кипр возвел забор из колючей проволоки в Буферной зоне, чтобы обуздать нелегальную иммиграцию.

После почти 30-летнего запрета на пересечение границы администрация киприотов-турок в апреле 2003 года значительно ослабила ограничения на передвижение через разделительную линию, разрешив киприотам-грекам пересекать границу через контрольно-пропускной пункт Ледра Палас, расположенный недалеко от стен старой Никосии.

До вступления Кипра в Европейский союз Республика Кипр ввела ограничения на пересечение иностранцами “зеленой линии”, но они были отменены для граждан ЕС. Как правило, гражданам любой страны разрешается пересекать линию, в том числе греческим и турецким киприотам.

Попытки урегулировать
Многократные попытки сторон урегулировать кипрскую проблему пока не привели к позитивному результату. Во время последнего саммита по кипрскому урегулированию с участием лидеров общин острова, глав МИД держав-гарантов кипрской безопасности и генсека ООН, который состоялся в конце апреля 2021 года в Женеве, турко-кипрская сторона выдвинула в качестве условия для старта межобщинных переговоров по урегулированию признание существования на острове двух раздельных государств. Такой подход противоречит прописанным в резолюциях СБ ООН положениям о том, что на Кипре должна быть сформирована двухзональная и двухобщинная федерация, на чем, в свою очередь, настаивает греко-кипрская сторона.

Россия
Российские власти говорят о необходимости в решении данного вопроса опираться на резолюции Совбеза ООН. В марте 2016 года Россия впервые направила своих представителей в состав международного контингента по поддержанию порядка на Кипре. Церемония принятия вновь прибывших «голубых касок» прошла в штаб-квартире ВСООНК в Никосии и ознаменовалась поднятием российского флага. В задачу миротворцев, трёх российских женщин-полицейских, будет входить поддержание мира между двумя общинами острова, а также общий мониторинг. На данным момент 10 человек.

Последние новости
Правительство непризнанной мировым сообществом Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) предъявило миротворческому контингенту ООН на острове (UNFICYP) ультиматум. UNFICYP предложено признать ТРСК либо покинуть ее территорию в течение месяца. -> Турция разместила на территории непризнанной Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК) ударные беспилотники

Автор: Жусубалиева Мадина Темурбулатовна
бакалавр 4 курса ИИМО СГУ, направление подготовки «Международные отношения»,
участник Круглого стола «Роль ООН в современном мире» к международному Дню Организации Объединенных Наций 25 октября 2022 г. г. Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, XI корпус, 515 аудитория

Изображение на заставке: Image by www.slon.pics on Freepik

Поделиться в сетях: