Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Обязанность стран ООН соблюдать международное право

В статье рассмотрена история становления современного миропорядка через призму создания и развития ООН. Раскрыты механизмы взаимодействия между странами на международной арене. Помимо этого, обозначены преимущества для всего мирового сообщества соблюдения установленных норм и правил, а также рассмотрены последствия нарушения принципа международного права.

Современный международный миропорядок, как система взаимодействия между государствами, берет свое начало после завершения самой кровопролитной войны – Второй мировой. В 1945 году странами-победительницами: СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем создается новая международная организация для решения споров между странами – Организация Объединенных Наций (ООН) взамен показавшей свою неэффективность прошлой организации, Лиги Наций.

Перед ООН ставилось 4 основных цели:
– Поддержание мира и безопасности
– Развитие дружественных отношений между странами
– Сотрудничество в решении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека
– Согласование действий разных стран

История учит тому, что без способа выстраивать международную коммуникацию, мир начинает скатываться к конфликтному состоянию, которое затем может перерасти в мировую войну. Так было перед Первой и Второй мировыми войнами. Поэтому, после того как крупные кровопролитные конфликты завершаются, человечество ищет способы сделать так, чтобы они никогда не повторились. После окончания Второй мировой войны становится ясно, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе основная линия противостояния будет лежать в плоскости борьбы СССР и США, коммунистической и капиталистической идеологий.

С учетом последних достижений технического прогресса, а именно, изобретения ядерного оружия, гипотетический конфликт между Москвой и Вашингтоном имел большой риск стать глобальной катастрофой для всего человечества. Чтобы этого не допустить, была создана площадка, на которой было возможно вести коммуникацию противоборствующим сторонам, и даже приходить к общему мнению по многим вопросам.

Уникальность ООН как средства международной коммуникации заключается в том, что этот орган создавался как нейтральный, т.е. он не был на стороне США или СССР, а всего лишь служил площадкой переговоров. Факт того, что при создании этой организации учитывались интересы всех сторон, повлиял на то, что многие нормативные акты, обязательные к исполнению всеми странами-участниками организации, например, такие как устав ООН, имеют довольно расплывчатые описания, а также внутренние противоречия, которые позволяют их очень широко трактовать.

Также, решения по ключевым вопросам, которые напрямую затрагивали сферу интересов СССР или США, было невозможно принять. Но несмотря на все это, ООН – это уникальная, единственная в своем роде структура, которая позволяет осуществлять международную коммуникацию.

Структура ООН

Изначально, ООН состояла из следующих основных структурных элементов:
Совет Безопасности ООН.
Единственный орган, обладающий возможностью принимать императивные решения и к чему-либо обязывать другие государства.СБ ООН состоит из 5 постоянных членов, которые обладают правом ВЕТО – это РФ, США, Франция, Британия, КНР, а также 10 непостоянных членов, которые избираются с помощью механизма ротации на срок 2 года. В ведении СБ ООН находятся самые важные вопросы для всего человечества, так как это единственный орган в структуре ООН, который может принять императивные решения, будь то о вводе войск ООН куда-либо, или же, о международных санкциях против кого либо, которые обязуются исполнять все члены ООН.

– Генеральная Ассамблея ООН
Самый крупный орган ООН, в который входят все государства-члены ООН, на текущий момент это 193 страны. Генеральная Ассамблея ООН является главным совещательным и представительным органом организации. Темой для обсуждения на заседаниях ГА ООН является широкий спектр вопросов. Все страны-участницы ООН имеют право выступать и высказываться по существу повестки дня ГА ООН. Помимо этого, ГА ООН решает много функциональных задач, такие как:
– назначение генерального секретаря ООН (по рекомендации СБ ООН);
– избрание непостоянных членов СБ ООН;
– утверждение бюджета ООН;
– а также множество иных функций.
Итогом заседаний ГА ООН являются резолюции, которые принимаются большинством голосов. Однако, резолюции ГА ООН носят лишь рекомендательный характер и необязательны к исполнению.

– Международный суд ООН
Это главный судебный орган ООН, который занимается решением спорных вопросов, возникающих между государствами. Он действует на основании статута, который является частью устава ООН. Состоит из 15 судей, с ротацией раз в 3 года ⅓ состава судей. В юрисдикции этого органа находится все судопроизводство по линии ООН, однако, существует большое количество прецедентов, когда национальные правительства не признавали юрисдикцию суда, ссылаясь на определенные юридические коллизии в статуте. К примеру, так поступили Соединенные Штаты, когда в 1986 году рассматривалось дело «Никарагуа против Соединенных Штатов». Никарагуа обвиняли США во вмешательстве во внутренние дела и поддержку вооруженных повстанцев контрас. США учли позицию суда, но заявили что она необязательна для исполнения национальными органами власти Америки. Таким же образом США поступили во время иска Югославии против США, заявив об отсутствии юрисдикции суда над США.
Таким образом, это еще раз подтверждает высказанный выше тезис о том, что когда дело касается разбирательства против стран, обладающих правом вето в СБ ООН, юрисдикция ООН бессильна против них.

– Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС)
Это центральный орган для обсуждения экономических и социальных проблем. Он нужен для выработки рекомендаций по политике и экономике всем странам-членам ООН. Помимо представителей государств, в его состав входит более чем 1600 различных неправительственных организаций с консультативным статусом.

– Секретариат ООН
Это орган, обладающий административными функциями, основная цель которого поддержание нормального функционирования всей структуры ООН.

Все вышеперечисленные органы ООН являются основными и составляют ядро ООН, а, следовательно, и ядро международного миропорядка.

До 1994 года функционировал также Совет по опеке ООН, в ведении которого было рассмотрение вопросов подконтрольных территорий. Однако, после того, как последняя такая территория, Палау, в 1994 году получила независимость, необходимость в этом органе отпала и его заседания были прекращены.

Помимо вышеперечисленных основных органов существует более 30-ти различных специализированных органов ООН, такие как ВТО, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МВФ, КТК и другие. Эти органы создавались для решения специализированных задач, для того, чтобы разгрузить СБ и ГА ООН от рассмотрения этих вопросов. Также в структуре ООН присутствует большое количество разнообразных специализированных фондов, таких как ЮНИСЕФ (детский фонд), ВПП (всемирная продовольственная программа) и другие.

Международные договоры

Основа международного миропорядка заключается в признании всеми ключевыми игроками общих и обязательных для всех «правил игры». Они заключаются не только в признании устава ООН, но также и в выполнении различных межгосударственных соглашений.

Ярким примером таких международных договоров, которые удалось заключить между большинством стран мира, является договор о нераспространении ядерного оружия. Несмотря на то, что на момент заключения этого договора активно продолжалась холодная война, и Москва, и Вашингтон осознавали важность подобного соглашения. Это один из тех немногих случаев, когда противоборствующим сторонам удалось прийти к согласию в каком-либо вопросе.

Распространение ядерного оружия, обладающего чрезвычайно разрушительной мощностью за пределы официально признанного «ядерного клуба» (5 стран постоянных членов СБ ООН) привело бы к большим неконтролируемым рискам эскалации. К договору в настоящий момент присоединились все признанные страны, за исключением Индии, Пакистана, Израиля, Южного Судана и КНДР.

Северная Корея была членом ДНЯО, но вышла из него в 90-е годы, Индия и Пакистан в нарушении договоренностей обзавелись ядерным оружием, Израиль подозревается в разработке и хранении ядерного оружия и не собирается подписывать договор, не раскрывая факт наличия или отсутствия у него ядерного оружия. Южный Судан – это относительно молодое государство, получившее независимость в 2011 году, никакой ядерной инфраструктуры не имеет, и никогда не высказывался против этого договора, тем не менее, на текущий момент это государство все еще к нему не присоединилось.

Существует большое количество конвенций, присоединение и ратификация их – это дело добровольное. Конвенции направлены как на укрепление мира и безопасности, такие как ДНЯО, КЗХО, КБТО, которые запрещают те или иные виды вооружения, так и на более узкие темы, например экологические конвенции, направленные на улучшение экологической обстановки на планете: Киотский протокол, Парижское соглашение; договоры, регламентирующие пользование теми или иными пространствами: Конвенция ООН по морскому праву, и многие другие.

Преимущества соблюдения международных договоров

Так как на сегодняшний день по-прежнему не существует универсального международного правительства, которое могло бы выступать в роли арбитра в спорах между странами, всем государствам приходится так или иначе договариваться, вырабатывать определенные общие правила игры.

Ключевым моментом большинства соглашений является то, что за неприсоединение к тому или иному договору нельзя наказать государство, можно лишь убедить его это сделать путем демонстрации выгоды от участия в это договоре. Также, существует большое количество способов обходить любые международные договоры, однако, подобное поведение неминуемо приведет к разбалансировке всей системы, краху структуры международного права, и все это может перерасти в новую мировую войну.

Практика показывает, что всем крупным военным потрясениям предшествовал крах существующего миропорядка, и нарушение ранее установленных договоренностей. Так было перед Первой и Второй мировыми войнами, однако, это случалось и ранее в истории человечества. Что интересно, каждый раз после завершения очередной масштабной кровопролитной войны первым делом вновь устанавливались общие правила игры, которым обязались следовать все государства.

История с установкой общих правил игры повторилась и во время создания ООН. На момент ратификации договора о создании ООН в ее состав входило всего около 50-ти государств, сейчас же к ООН присоединились все признанные государства на нашей планете. Более того, ряд непризнанных государств усиленно добивается признания своей легитимности именно через требование включить их в состав стран-членов ООН.

Основным элементом, вызывающим такую большую привлекательность для всех стран мира в ООН, является то, что посредством существующих механизмов ООН, любая страна, в независимости от ее экономического состояния и политического строя имеет право высказаться в стенах организации и быть услышанной.

Также любое государство-член ООН имеет право поднять вопрос на повестку дня в ГА ООН, а если вопрос является важным и серьезным, даже передать его на рассмотрение в СБ ООН. Помимо этого, членство в ООН открывает дорогу к большому количеству гуманитарных программ, грантов и фондов, что является особенно привлекательным для тех стран, которые испытывают серьезные финансовые и продовольственные трудности.

Международные санкции

Для функционирования международной организации необходимы не только позитивные, но и негативные меры воздействия. Они применяются за нарушение принципов устава ООН, а также иных принципов международного взаимодействия.
Говоря о негативных мерах воздействия, можно выделить 3 основные группы:
– Осуждение
– Санкции
– Применение военной силы

Осуждение – это наиболее мягкая форма негативных воздействий. Осуждать могут резолюции ГА ООН, однако, никаких реальных ограничений на объект осуждений не накладывается

Санкции – это уж более серьезные меры негативного воздействия, так как они влекут за собой реальные последствия для осуждаемого субъекта. С точки зрения ООН, санкции – это те меры воздействия, которые не предполагают применение военной силы и описаны в главе VII статье 41 устава ООН. Так как эти действия несут реальные последствия, есть только один орган в структуре ООН который может это принять – СБ ООН. Зачастую, к политике применения санкций прибегают тогда, когда остальные способы воздействия были исчерпаны и показали свою неэффективность. Для принятия резолюции, которая накладывает санкции на того или иного актора, необходимо согласие всех 5 постоянных членов СБ ООН, так как они обладают правом вето на любую резолюцию. До 1990 года Санкции ООН применялись исключительно редко, они были применены против режима апартеида в ЮАР, а также против непризнанной Родезии (ныне Зимбабве). После распада СССР и краха мировой социалистической системы применение санкций по линии ООН активизировалось.

Применение военной силы – это крайние меры, на которые может пойти ООН, если все остальные способы воздействия исчерпаны и не показали свою эффективность. Эти вопросы регламентируются VII главой устава ООН, и также применяются после принятия соответствующей резолюции в СБ ООН. На практике, масштабное применение военной силы под флагом ООН произошло лишь однажды – во время Корейской войны 1950-1953, когда советская сторона, вместо того, чтобы применить право вето на резолюцию США, просто бойкотировала заседание. Чаще всего применение военной силы под эгидой ООН проходит в рамках миротворческих миссий, которые призваны разделять стороны конфликта. Большое количество подобных миссий продолжают действовать сейчас на Ближнем Востоке и Африканском континенте.

Самым же распространенным методом воздействия является способ санкционного давления.
Существует большое количество видов санкций, которые может согласовать СБ ООН:
– Экономические
– Торговые
– Дипломатические
– Спортивные
– Культурные
– Эмбарго на поставку вооружения
– Заморозка счетов

Эти, а также многие другие категории санкционного давления, имеют большую вариативность. Важным аспектом санкционной политики является факт того, что, зачастую, накладывая санкции на то или иное государство, больше всего страдают обычные мирные граждане. Поэтому со временем ООН перешла к практике составления так называемых «черных списков» в которые входят люди, ответственные за нарушения, вызвавшие санкции, а не вся страна целиком.

Тем не менее, санкции, направленные против всего государства целиком никуда не делись, и они по-прежнему больше всего бьют по мирному населению, а не по правящей элите.
На сегодняшний день СБ ООН было санкционировано около 30-ти санкционных ограничений против различных стран мира, 13 из них продолжают действовать до сих пор.

Проблемы соблюдения международного права

Международное право – это надгосударственный конструкт, с которым соглашаются большое количество государств. Он держится, по большей части, на взаимном доверии и на вере в то, что ваш оппонент тоже будет его соблюдать. Как показала практика, до сих пор не существует беспристрастного механизма, который мог бы выступать арбитром в делах государств, особенно, если дело затрагивает интересы одной из 5-ти «великих держав» – постоянных членов СБ ООН.

Зачастую, многие страны принимают и ратифицируют большинство договоров с оговорками, которые позволяют им в случае необходимости уходить от ответственности. С помощью этого механизма США ушли от ответственности Международного Суда ООН в деле Никарагуа против США, и на этом же основании они отказались от участия в рассмотрении МС ООН дела Югославии против НАТО: дело, в котором Югославия, вполне обоснованно заявила претензии всем странам НАТО в связи с ракетно-бомбовыми ударами, которые эти страны наносили по ее территории.

История не знает, и, скорее всего, никогда не узнает, такого случая, когда к ответственности привлекут какое-либо государство из состава постоянных членов СБ ООН. Также история не знает случая, когда какое-либо государство было бы исключено из состава ООН.

Заключение

Механизмы современного миропорядка, воплощенные в системе ООН, безусловно имеют свои изъяны. Эти изъяны позволяют широко трактовать устав, а иногда и вовсе уходить от международной ответственности.

Но делают ли все эти минусы бесполезной современную систему миропорядка? Ответ на данный вопрос не может быть однозначным, но автор статьи считает, что несмотря на все минусы, недочеты и изъяны, которые есть у ООН, такая система международной коммуникации необходима, без нее мир рискует скатиться в неконтролируемую эскалацию, которая может привести даже к ядерной войне.

Автор: Владимир Уткин

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by www.slon.pics on Freepik

Поделиться в сетях: