Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Обращение по изменению нормативов по продаже алкогольной продукции

«Институт развития социально-экономических проектов и инициатив» направил 14 сентября 2023 года Обращение в адрес Министерства здравоохранения РФ на имя Мурашко М.А., министра здравоохранения Российской Федерации.

Обращение

по изменению нормативов по продаже алкогольной продукции

АНО «Институт развития социально-экономических проектов и инициатив» работает над исследованиями и разработкой предложений и программ по различным направлениям социально-экономического развития России и исследованиями мировых проблем.
11 сентября отмечается Всероссийский День трезвости, призванный популяризировать здоровый образ жизни и еще раз напомнить гражданам страны, особенно молодому поколению, о разрушительном действии алкоголя на здоровье и жизнь. Потребление алкоголя является одним из основных факторов высокой смертности в России и влечет очень серьезные последствия для здоровья молодежи в целом. В России из-за употребления алкоголя по статистике в 2018 году напрямую погибли 48 тыс. человек, это примерно 2,6% от всех смертей в стране за этот период. Алкоголизм наносит огромный ущерб экономике и усиливает деградацию общества.
Важно отметить четыре приоритетных направления в борьбе против алкоголизма — ценовая политика, доступность алкогольной продукции, маркетинг и информация о вреде для здоровья. Требуются определенные усилия всего общества и особенно организации здравоохранения. Считаем, что необходимы серьезные законодательные изменения и активная антиалкогольная пропаганда в СМИ.
В Саратовской области на законодательном уровне решением Областной Думы запрещена продажа алкоголя в следующие дни и даты:
1 сентября – День знаний
11 сентября – Всероссийский день трезвости
1 июня – День защиты детей
27 июня – День молодежи
В мае – Последний звонок в школе
Предлагаем распространить данную практику Саратовской области о запрещении продажи алкоголя в определенные дни на законодательном уровне на все регионы России.
Также предлагаем рассмотреть вопрос создания по всей России «Организаций трезвости и здоровья», которые бы финансировались за счет государственного бюджета или за счет грантов и проводили обширную и планомерную антиалкогольную работу во всех учебных заведениях, начинаю от детских садов до вузов, а также на предприятиях в гражданском обществе и в СМИ.
В Саратове есть положительный пример работы Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья под руководством Корольковой Наталии Александровны. Многолетние наработки этой организации и лучших аналогичных организаций по всей стране можно использовать для применения в других регионах.
Большую роль играет антиалкогольная пропаганда на телевидении. Необходимо организовать полномасштабную кампанию по запрету демонстрации спиртных напитков в телепередачах и кино, как это было сделано в отношении табачной продукции.

Агрессивный маркетинг и позиционирование алкоголя в магазинах (особенно в супермаркетах) на лучших торговых местах в открытом и прямом доступе, который практикуется повсеместно, также стимулирует его продажи. Чем доступнее алкоголь, тем выше уровень его потребления. По данным ученых, если спиртное расположить в хорошо просматриваемых местах магазина, его продажи вырастают на 23–46% в зависимости от крепости. Если же алкоголь будет перенесен в отдельные изолированные помещения или специализированные магазины, то потребление значительно снизится.
Предлагаем рассмотреть возможность запретить размещение алкоголя на видных полках магазинов, чтобы таким образом сократить число «случайных» покупателей, по такому же принципу, как сейчас ведется торговля сигаретами. Такая мера позволит в первую очередь ограничить потребление алкоголя среди молодого поколения, которое больше всего подвержено воздействию яркой рекламы.
Для упорядочения нормативов по продаже алкогольной продукции в России, что приведет к сокращению употребления алкоголя

предлагаем:

1. Запретить продажу алкоголя в свободном доступе в продуктовых супермаркетах, торговых точках. Продажу производить только в закрытых изолированных помещениях только в специализированных магазинах и на оборудовании с применением специальных ширм для ограничения доступа и саморекламы. В таких магазинах предлагаем уменьшить время работы по продаже алкоголя, например, с 11:00 до 19:00.

2. Установить камеры видеонаблюдения абсолютно во всех точках продаж алкогольной продукции.

3. Повысить возраст продажи алкоголя до 21 года.

4. Ввести антиалкогольные ограничения для телевещателей, а именно: перед началом и во время передач, фильмов, сериалов или музыкальных клипов, содержащих сцены употребления спиртного, обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде алкоголя, как это сделано по ограничению по табачным изделиям.

Просим Вас внимательно рассмотреть данные предложения, вынести их на законодательный уровень и принять соответствующие нормативы.
Это поможет во многом сократить смертность и позволит вести здоровый образ жизни населению России.

Шашко В.А., директор АНО ИРСЭПИ


На основании Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, государственные и общественные организации обязаны дать ответ в течении 30 дней.

10 октября 2023 года получен ответ от Министерства здравоохранения РФ на обращение АНО ИРСЭПИ от 14.09.2023 г.

Поделиться в сетях: