Вступив в МВФ, Россия изначально имела цель получить деньги для оплаты огромного внешнего долга, оставшегося после ликвидации СССР.
Одна из основных функции МВФ состоит в надзоре, который заключается в контроле над финансовой и экономической деятельностью 189 стран-участниц и мониторинге международного валютного рынка. В этом процессе, осуществляемом в разрезе регионов, конкретных стран и международном уровне, фонд обнаруживает возможную угрозу стабильности и рекомендует внести требуемые исправления в экономическую сферу, которые смогут повысить экономическое развитие и обеспечить финансовое спокойствие.
Для обнаружения угрозы стабильности и роста, требующей принятия корректирующих политических действий, МВФ тщательно следит за ситуацией. Помимо этого, в данной политике, где нынешняя глобальная экономика имеет очень тесные взаимосвязи, когда проблемы одного участника влияют на множество остальных стран, крайне важным становится глобальное взаимодействие. Членами фонда являются практически все страны, кроме небольшого списка государств, которые способны активно взаимодействовать между собой. Мониторинг МВФ подразделяется на многосторонний надзор над мировой экономической системой, а также двустороннее наблюдение, направленное на отдельные государства.
МВФ был основан 27 декабря 1945 года. 29 первых стран-участниц в тот день поставили подпись на главном документе МВФ – Хартии. Основная цель создания организации, обозначенная на ее сайте, обеспечить надежность общей валютной системы, которая представляет собой сочетание международных расчетов и курсов обмена денежных средств и обуславливает возможность ведения гражданами взаимных операций.
На сегодняшний день в фонде 189 участников.
У МВФ большой функционал, как пример, мониторинг состояния общей финансовой политики, на международном уровне и в любом отдельном государстве. Также государства-члены МВФ могут получить консультацию у сотрудников фонда. Также МВФ занимается кредитованием экономически слабых стран.
Каждый участник, состоящий в фонде, имеет свою квоту, которая влияет на возможность получения финансирования, сумму взносов, количество голосов при выборе решения. В настоящий момент формула для выведения квоты в МВФ включает в себя 4 элемента:
– стабильность экономики,
– ясность экономической картины,
– валовый внутренний продукт и
– мировые государственные резервы.
Страны-участницы осуществляют вклад денежных средств в назначенной валютной пропорции: 1⁄4 оплачивается в любой из следующих валют: доллар США, евро (до принятия единой европейской валюты это были франк и немецкая марка), фунт стерлингов, японская иена, китайский юань. Остальные 3⁄4 можно вносить в валюте государства-участника.
Из-за многообразия видов государственных валют, в 1972 МВФ ввел в оборот внутренне средство платежей SDR (специальные права займа) и перевел в него все финансовые потоки организации для общего удобства. Кредитование и другие расчеты в МВФ ведутся только в SDR, при этом, исключительно безналичным способом, купюр и монет SDR не имеет. Курс периодически меняется: на 1 июня 1 SDR стоил 1,38 $ или 78,4 рублей.
В конце 1988 года, после начала распада двухполярной системы, зафиксированы первые взаимосвязи СССР с МВФ. Официальное заявление о стремлении Советского Союза вступить в фонд было озвучено в сентябре 1989 года, во время 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Но западные государства, в частности США, озвучили свою неготовность принять СССР в МВФ, потому что страна имела значительные траты в военной сфере, и к тому же поддерживала политических оппонентов Запада – Китай и Кубу.
Доклад, подготовленный в декабре 1990 года МВФ, ВБ, ОЭСР и другими международными организациями, рекомендовал СССР провести масштабные изменения в стране, обеспечив переход от плановой экономики к рыночной, а мировое сообщество должно было оказать Союзу всестороннюю поддержку.
Президент США Джордж Буш-старший на встрече Большой Семерки в июле 1991 года в Лондоне вынес предложение и договорился с президентом СССР Михаилом Горбачевым присвоить стране особый статус ассоциированного участника, не прописанный правилах фонда. Одновременно СССР официально запросил получение полноправного места в МВФ. Ассоциированным членом фонда Советский Союз стал 7 октября.
На тот период времени задолженность СССР, перешедшая затем на правах преемственности к России, составлял более 65,3 млрд $. Цифра возросла по сравнению с 1985 годом в 2.5 раза. Получение поддержки от МВФ становилось особенно востребованным.
Россия получила членство в МВФ 1 июня 1992 года.
При вступлении РФ в МВФ сложилась следующая ситуация: страна в 1992 году не могла выплатить свой взнос в валюте. Решение вопроса оказалось довольно любопытным: Германия, Франция, Япония и США на 1 день выдали кредит России в своей государственной валюте без процентов, Россия внесла свою долю и тут же запросила предоставление финансового резерва. Это валютный займ в размере 1⁄4 квоты, который участник МВФ может получить в любое время. После получения кредита от МВФ наша страна вернула ранее полученные займы. Квота России равна 2,7%, то есть 12903 млн SDR или 17677 млн $, что составляет примерно 1 триллион рублей.
Долг России после развала СССР по разным источникам был равен от 65 до 140 миллиардов долларов. Сначала было принято решение, что долги будут выплачивать бывшие союзные республики, кроме Латвии, Литвы и Эстонии. Но в конце 1992 года президентом РФ Ельциным Б.Н. было принято соглашение о «нулевом варианте», на основании которого страна приняла обязательства выплачивать общую задолженность вместо союзных республик, но при этом могла воспользоваться всеми активами бывшего СССР.
МВФ совместно с США, как с держателем самой большой квоты в фонде, поддержали это соглашение, по некоторым данным, потому что бывшие республики просто отказались выплачивать свою задолженность, и в 1992 году займ вернула только Российская Федерация. И даже более того, Смыслов утверждает, что МВФ выдвинул подписание этого соглашения условием получения для России членства в фонде.
МВФ предоставляет возможность получать кредит с очень низким процентом, в 1992 году он составил 6,6 % в год, и постоянно снижается. То есть Россия смогла реструктуризировать свои займы, ведь их ставка была гораздо больше.
Со дня вступления в МВФ РФ заметно укрепила свое положение, от получателя кредитных средств доросла до равнозначного партнерства. Часть голосов нашей страны в фонде составляет 2,4 % от всего количества или 60,1 голос. Это 10 позиция после семи лидирующих в индустриальном развитии государств, Саудовской Аравии и Китая.
Должность управляющего в МВФ от России занимает министр финансов А.Г. Силуанов заместителем управляющего является председатель Банка России Э.С. Набиуллина, А.В. Можин служит исполнительным директором от РФ.
С дня принятия России в МВФ взаимодействие с фондом проводилось при помощи регулярных программ, которые обозначали параметры получения финансовой помощи и задачи Российской Федерации по развитию макроэкономики. С 1992 года Россия использовала возможность получения кредита в МВФ 8 раз, общая сумма займов составила около 22 миллиардов $.
График получения первых финансовых вливаний был следующий:
– первый кредит вида «стэнд-бай» в размере 1 млрд долларов поступил в июле 1992 года;
– в июне 1993 года и апреле 1994 года Россия получила 2 займа по 1,5 млрд каждый;
– 6,8 млрд $ были предоставлены в апреле 1995 года;
– в марте 1996 года МВФ предоставил России самый большой займ в своей истории, кредит был выдан по расширенной программе на 10 лет с 4 летним льготным периодом в размере 10,1 млрд $. Российская федерация использовала чуть более половины из этой суммы.
– в июле 1998 года МВФ согласовал увеличение размера финансирования России в рамках специальной программы, одобрил сумму в 2.5 млрд $, но после кризиса в августе 1998 года этот кредит был отозван.
– в июле 1999 года – в размере 4.5 млрд $. Россия сразу получила из него выплату в 640 миллионов, и остальным средствами не воспользовалась.
В нынешнее время Россия взаимодействует с МВФ в новом формате, экономические программы разрабатываются и реализуются автономно, без участия фонда. После 2000 года Россия не кредитовалась в МВФ ни разу, а общий долг перед фондом заметно уменьшился и составлял в 2004 году 5,1 млрд долларов. К началу 2005 года Россия значительно улучшила положительное сальдо своего платежного баланса и скопила достаточные валютные резервы, поэтому согласно правилам фонда имела право совершить досрочное закрытие своего долга. В январе 2005 Российская Федерация целиком закрыла свои обязательства перед МВФ, выплатив остаток имеющегося долга в сумме 3,3 млрд $.
МВФ продолжает осуществлять в России консультационную деятельность и оказывать техническое содействие (миссии экспертов, учебные мероприятия).
В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
В соответствии со статьей IV Статей соглашения МВФ с государствами-членами проводятся двусторонние обсуждения, обычно каждый год. Группа сотрудников МВФ приезжает в страну, собирает экономическую и финансовую информацию и обсуждает с официальными органами страны изменения в экономике и экономическую политику. По возвращении в штаб-квартиру МВФ персонал готовит доклад, который составляет основу для обсуждений Исполнительного совета.
По завершении обсуждения директор-распорядитель МВФ как председатель Совета резюмирует мнения исполнительных директоров, и это резюме направляется официальным органам страны
Группа персонала Международного валютного фонда во главе с г-ном Джеймсом Роафом находилась с визитом в Москвe в течение 14-24 мая для проведения консультаций 2019 года в соответствии со Статьей IV. Это является надзорной функцией со стороны МВФ в условиях всемирной глобализации. В результате очередного надзора российской экономики были сделаны следующие умозаключения.
Перспективы экономического роста в России будут зависеть от эффективности внутренней экономической политики и реформ.
В последние три года рост ВВП составлял в среднем 1,4%, и прогнозируется сохранение подобных темпов роста и в 2019 году. Внешняя поддержка росту ожидается ограниченной, поскольку благоприятная внешняя конъюнктура, способствовавшая быстрому росту во время экономического подъема 2000-х, сменилась санкциями, неопределенностью в мировой политике и торговле и снижением цен на нефть. В этих условиях, чтобы повысить потенциал роста, России необходимо сосредоточить основные усилия на внутренних реформах. Важнейший фундамент для этой работы уже заложен: это построенная в сложных условиях, начиная с 2014 года, надежная макроэкономическая основа, включая таргетирование инфляции, гибкий обменный курс и бюджетное правило. Следование этим принципам позволило выдержать внешние шоки и снизить степень неопределенности, связанной с внутренними условиями. В результате повышения устойчивости финансового сектора улучшились возможности банков по поддержке роста. Пенсионная реформа 2018 года поможет смягчить негативные демографические тенденции на рынке труда. Помимо этих факторов, для повышения среднесрочного роста потребуется ускорение структурных реформ, способных улучшить работу экономики. Национальные проекты, объявленные в 2018 году, способны стимулировать экономическую активность, но только при условии их эффективной реализации и дополнительных масштабных усилий по развитию конкуренции, сокращению участия государства в экономике и повышению эффективности государственных предприятий.
Сохранение устойчивой макроэкономической и финансовой политики.
Бюджетное правило фиксирует бюджетную конструкцию и защищает экономику от колебаний цен на нефть. Чтобы закрепить доверие к правилу, рекомендуется избегать дальнейших его изменений, особенно после небольшого смягчения в прошлом году. Официальным органам рекомендуется также воздерживаться от квазибюджетных операций со средствами Фонда национального благосостояния, а следует продолжать инвестировать их в качественные иностранные активы (даже после достижения ликвидной части фонда 7% ВВП), чтобы сберечь ресурсы для будущих поколений и избежать процикличности.
Денежно-кредитная политика успешно справляется с потенциальными угрозами ценовой стабильности, и в настоящее время смягчение представляется обоснованным.
В настоящее время денежно-кредитная политика оценивается как умеренно жесткая. Повышение НДС оказало более слабое, чем ожидалось, влияние на инфляцию. Кроме того, инфляционное давление ослабляется некоторым укреплением рубля и стабильностью внутренних цен на топливо. С учетом этих факторов можно прогнозировать достижение целевого показателя инфляции на уровне 4% в начале 2020 г., даже в условиях снижения ключевой ставки Банком России. Запаздывание со снижением ставки может повысить вероятность снижения инфляции ниже целевого уровня в будущем году.
Дальнейшее укрепление устойчивости финансового сектора поможет поддержать экономический рост.
Необходимо довести до конца работу по расчистке банковского сектора. Одновременно необходимо продолжать работу по укреплению банковского надзора и регулирования, а именно, снижать концентрацию риска на одного заемщика и кредитование связанных сторон, совершенствовать работу по оценке качества активов, а также полностью внедрить стандарты Базеля III в соответствии с графиком. Могут потребоваться дополнительные меры по сдерживанию необеспеченного потребительского кредитования, если действующих мер окажется недостаточно для ограничения угроз финансовой стабильности. Необходимо также разработать такую стратегию по возвращению санированных банков в частные руки, чтобы способствовать развитию конкуренции в банковском секторе.
Повышение эффективности государства для поддержки экономического роста.
Потенциал повышения темпов экономического роста будет зависеть от глубины и масштабности реформ, направленных на усиление конкуренции и снижение роли государства. Прогнозируется, что суммы государственных расходов на инфраструктуру, предусмотренные в рамках национальных проектов, в сочетании с воздействием пенсионной реформы на предложение труда, повысят потенциальный рост на 0,1-0,5 процентного пункта, в зависимости от эффективности отбора, планирования и реализации проектов. Мы также приветствуем проекты, направленные на решение демографических проблем, повышение производительности труда и поддержку занятости, поддержку МСП и предпринимательства, развитие международного сотрудничества и несырьевого экспорта. Вместе с тем, чтобы оценить их потенциальный эффект, потребуется более подробная информация. Чтобы существенно ускорить рост, реформы должны быть направлены на решение многолетних проблем недостаточной конкуренции в экономике и большой роли государства, выражающейся как в его доле в экономике, так и в степени вмешательства в деловую активность. Такие реформы следует направить на облегчение входа на рынок и выхода с рынка, совершенствование корпоративного управления государственных компаний, полную реализацию планов по улучшению делового климата, и стимулирование внутрирегиональной и межрегиональной конкуренции, в том числе в рамках государственных закупок.
МВФ приветствует планы по способствующим росту сдвигам в налогообложении и расходах, но рекомендует их возможное расширение, не нарушая бюджетное правило.
Наряду с запланированным увеличением государственных инвестиций, МВФ приветствует дополнительные расходы на здравоохранение и образование в рамках национальных проектов при условии их адресности и четкой направленности на дальнейшее развитие человеческого капитала.
Рекомендуется упрощение и повышение прозрачности налогообложения нефтегазового сектора, включая постепенную отмену субсидирования внутреннего потребления, при одновременном обеспечении защиты уязвимых групп. За счет улучшения сбора налогов и устранения неэффективных налоговых льгот можно было бы финансировать снижение тарифов страховых взносов, что могло бы способствовать сокращению неформальной занятости. Несмотря на проведенную недавно пенсионную реформу, сохраняются избыточно щедрые возможности досрочного выхода на пенсию. Можно было бы повысить адресность социальных пособий за счет перехода к проверке нуждаемости, чтобы более эффективно бороться с бедностью.
Россия добилась значительных результатов с 2014 года, когда она одной из первых присоединилась к программе МВФ по оценке прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Открытость бюджета прочно ассоциируется с более высокой эффективностью государственного сектора, более низкой стоимостью заимствований и пониженными коррупционными рисками. За последние пять лет правительство дополнительно упрочило свои сравнительно сильные позиции в этой сфере, предоставив оценки запасов природных ископаемых, подробную разбивку затрат на налоговые расходы, опубликовав комплексный доклад о бюджетных рисках и долгосрочные бюджетные прогнозы и приняв программную бюджетную классификацию. Вместе с тем, остаются возможности дальнейшего совершенствования, в том числе путем предоставления отчетности по государственным обязательствам в рамках ГЧП, снижения доли закрытых статей расходов в бюджете (прогнозируется увеличение этой доли до 20% в 2021 году) и улучшения корпоративного управления и финансовой отчетности более чем 30 тысяч государственных предприятий.
Двенадцатого июля 2019 года Исполнительный совет Международного Валютного Фонда завершил консультации с Российской Федерацией в соответствии со Статьей IV. Результаты консультации представлены в соответствующем докладе.
Обратной стороной медали сотрудничества с МВФ стали рекомендации-требования, которые МВФ выставлял к России.
Плодотворное сотрудничество России с Международным валютным фондом – это точное выполнение нашим правительством рекомендаций МВФ:
• повышение пенсионного возраста;
• повышение налогов;
• бюджетное правило – все доходы, полученные от продажи нефтепродуктов сверх 40 долларов за баррель, должны использоваться для закупки валюты и закладываться в Фонд национального благосостояния;
• вывод средств ФНБ за рубеж;
• налоговый маневр, повышение налога на добычу полезных ископаемых при одновременном снижении экспортных пошлин – рост цен на топливо для российских потребителей;
• плавающий курс валют;
• таргетирование инфляции – высасывание денег из экономики;
• высокие ставки по кредитам;
• уничтожение небольших негосударственных банков;
• приватизация рентабельной госсобственности.
Мы вынуждены выполнять кабальный договор с Международным валютным фондом из-за того, что в Конституцию 1993 года, написанную при участии различных заокеанских советников, закралась интересная статья 15 пункт 4:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В поправке для новой редакции Конституции предложенную президентом страны, эта формулировка выглядит в несколько другой трактовке: о приоритете Конституции Российской Федерации над международными договорами:
«Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории Российской Федерации только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат Конституции Российской Федерации».
Насчет выхода России из МВФ много суждений. Здесь есть преимущества, есть и стратегические риски. Риск самоизоляции и угроза вернуться в прошлое.
Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР подписали соглашение о взаимной поддержке. Теперь благодаря этому документу у государств блока БРИКС есть собственный пул резервов в размере $100 млрд, а значит, для преодоления кризисов им не придется прибегать к кредитам Международного валютного фонда. Как и МВФ, резервный пул БРИКС будет сформирован за счет членских взносов стран-участниц. Россия положит в общую копилку $18 млрд, по столько же внесут Бразилия и Индия, еще $5 млрд поступит в пул из ЮАР, и, наконец, остаток суммы целиком покроет взнос Китая.
Таким образом, КНР априори обладает абсолютным преимуществом при принятии решений о выплате (или невыплате) финансовой помощи любой из стран БРИКС. Аналогичные привилегии принадлежат США в рамках МВФ: имея долю в 16,74% голосов, Вашингтон получил фонд почти в единоличное управление со дня его основания. Даже ближайшие конкуренты — Япония, Германия и Великобритания — в совокупности располагают меньшим количеством голосов, чем Штаты.
Столь неравномерная расстановка сил в МВФ — результат распределения долей голосов пропорционально размерам членских взносов. Аналогичная формула применяется и в пуле БРИКС. Нетрудно подсчитать, что размер членского взноса России не даст ей весомых прав при общих голосованиях. Но это не идет ни в какое сравнение с той жалкой долей в 2,39%, что досталась РФ в Международном валютном фонде. С такой квотой наша страна хоть и попала в первую десятку наиболее влиятельных государств, но оказалась аутсайдером с номинальными полномочиями. Но хуже всего то, что это место досталось нам ценой развала собственной экономики. Всплеск инфляции, грабительские ставки кредитования и недавние скачки курса рубля — прямое следствие выполнения всех условий членства РФ в МВФ.
«Конкуренция с МВФ — отдаленная, но весьма вероятная цель, к которой будет постепенно приближаться валютный пул БРИКС, хотя бы потому, что это очевидно выгодно его создателям», — утверждает аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко. Эксперт не исключает, что в результате мы увидим формирование многополярной системы международных финансовых структур, ответственных за процессы глобального экономического роста. «Но это, безусловно, вопрос не одного десятка лет, потому как на текущий момент система сильно перекошена в сторону доминирования экономической модели и интересов Соединенных Штатов», — предупреждает эксперт.
Предыдущая попытка устранить этот перекос закончилась неудачей. Страны-члены МВФ, недовольные доминирующим положением Америки, настояли на структурной реформе, которая должна была немного увеличить степень влияния наиболее ущемленных развивающихся государств. Но Вашингтон умудрился заблокировать реализацию неудобной для него реформы аж на три года, и все в рамках действующих правил, установленных внутри МВФ. Когда терпение стран-членов фонда подошло к концу, они всерьез задумались о создании локальной организации вроде МВФ.
«Широкий набор функций и достаточное количество валютных резервов в перспективе сделают пул БРИКС прямым конкурентом МВФ, — резюмирует специалист отдела доверительного управления “КИТ Финанс-Брокер” Владимир Капустянский. — Весь вопрос заключается в условиях, на которых будет осуществляться кредитование возможных заемщиков».
В 2020 году совокупный ВВП стран Азии превысит ВВП остального мира: Всемирный экономический форум напоминает, что начинается «азиатская эра». Всего через 10 лет, к 2030 году, на азиатские экономики будет приходиться уже 60% мирового ВВП, а из 2,4 млрд человек, которые в ближайшее десятилетие присоединятся к среднему классу, 90% будут из Азии.
Если государства БРИКС действительно хотят вернуть финансовую независимость и избавиться от перекоса сил в сторону США, надо кардинально менять либо структуру управления пулом, либо собственное законодательство относительно статуса центробанков. Первый вариант относительно прост: передать полномочия по управлению резервами, например, правительствам стран-участниц. Подвох в том, для такого решения потребуется абсолютное единодушие всех пятерых, а как показывает опыт, даже двум странам-партнерам порой очень сложно прийти к консенсусу. Второй вариант — отменить независимость ЦБ и подчинить его государственным интересам. Это уже целиком и полностью зависит от самостоятельного решения каждой из стран; принимать такие решения Россия не только может, но и должна, не дожидаясь остальных членов блока. Нужна только пресловутая политическая воля, а точнее, готовность перейти от пассивного исполнения чужих инструкций к активному и самостоятельному управлению собственной страной. Пока что отсутствие такой готовности у нашего руководства остается единственным, что по-настоящему удерживает РФ от развития.
Источник: статья подготовлена с использованием материалов сайтов https://www.imf.org/, https://tass.ru/, https://www.imf.org/, https://studme.org/, https://www.mid.ru/, http://posthunt.net/
Поделиться в сетях:
Комментарии отключены.