Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Милосердие в современном мире

В современном обществе остро стоит потребность в самостоятельной, нравственной личности, способной самостоятельно отстаивать свою точку зрения, идеалы и ценности. Проблема воспитания настоящих граждан нашего государства неразрывна связана с развитием сознательного стремления детей к добру, пробуждении в них сострадания, любви и сочувствия. Ребенок не может стать личностью и гражданином без освоения современных цивилизованных форм взаимодействия, без умения сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

Милосердие одно из самых древних человеческих чувств. Человек стал человеком не тогда, когда взял в руки палку и пристроил к ней камень, когда почувствовал хорошие чувства не только по отношению к своему соплеменнику, а когда он пожалел такого же человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Д.Н. Ушаков говорит о том, что милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Необходимо отметить, что слово милосердие заимствовано из старо-славянского языка, где оно является словообразовательной калькой лат. misericordia (miser «достойный сожаления, милости» – мило, cord – серд- ia – ие). Согласно М. Фасмеру существительное «милосердие» производное от древнерусского милосьрдъ, старославянского милосрьдъ, чешского milosrdny, польского miosiemy – кальки из латинского misericordia. Значение слова «милосердие» – «доброта, сострадание».

Милосердие как «лакмусовая бумажка» общества

Достаточно долгое время понятие «милосердие» наше общество воспринимало как унижающие человеческое достоинство. Будто бы в милосердии и сострадании нуждаются лишь слабые, униженные и беспомощные люди. Что же означает понятие – милосердие? И, главное, как прививать чувство милосердия детям? Можно ли и нужно воспитывать наших детей милосердными в такое трудное и недоброе время?

Если заглянуть в историю воспитания милосердия в семье, то в крестьянских семьях детей обучали состраданию и сочувствию к несчастным, убогим и нищим. Обычаи обязывали крестьян принимать в своем доме усталых путников: обогреть, накормить и утешить. И с той же доброжелательностью брать в дом нищих и убогих.

Богоугодным и необходимым делом считалось подать милостыню, пожалеть, помочь больному и бедному. Детям объясняли, что необходимо оказывать помощь всем, кто в этом нуждается: пострадавшим от пожара или стихийных бедствий, многодетным семьям, живущим в нищете.

При чем воспитание было не на словах, а на личных примерах: люди оказывали помощь погорельцам, делились последним куском хлеба, давали им приют. Семья, в которой заболел кормилец, рассчитывала на помощь односельчан, которые приходили топить печь, готовить еду, ухаживать за скотом. Вдовам и сиротам люди помогали вспахать огород, засеять и собрать урожай.

Ведь где же, как не в семье детям прививают жизненные ценности —сострадания, милосердия, толерантности, любви к родному дому, родителям, малой родине, наконец, к стране в которой родился!

Борьба добра и зла бесконечна, в нашей жизни на смену злым детям могут прийти и злые внуки. Милосердие – это милость сердца. Милость, доброта, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, яростный, не чувствующий боли другого, не замечающих его бед, презирающий ближних. Чужая боль, несчастье, потеря, падение – вот на что обращено милосердие, которое так важно для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, поэтому так важной необходимо учить воспитанников чувствовать и переживать чужую боль, снисходительными к ближним.

Слова патриарха Алексея II:
«Милосердие и благотворительность, да войдут в ваши сердца и станут душевной потребностью, которая в прошлом была присуща всем тем, кто составлял славу российскому предпринимательскому и купеческому делу, кто созидал национальную культуру, возводя стены храмов и монастырей, больниц и музеев, кто, возжигая светильник православной веры, воздвиг памятник величию и подвигу Святой Руси».

В стихотворении «Памятник» А.С. Пушкин написал такие слова: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию».

Милосердие всегда строится на уважении и чувстве сострадания к человеку. Оно направлено на сохранение самоуважения в каждом человеке. Именно поэтому оно мило сердцу и никогда не унижает, поскольку не кричит о себе и не бросается в глаза. Вспомните случаи из жизни, кинофильмов, художественной литературы, когда милосердие, забота были проявлены не на словах, а на деле. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Благотворительность – одна из форм милосердия, которая всегда была традиционной чертой русского народа. В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России.

Что есть «милосердие»

Разбираясь, что такое милосердие и как отличить его от других духовно одобряемых качеств важно отметить не только желание человека помочь или эмпатийно посочувствовать, но также отсутствие внутренней критики к тому, кому оказывается помощь. Т. е. тот, кто действует из данных побуждений, не будет одновременно поучать или критиковать другого, указывать на его ошибки или показывать правильный путь.

Тут скорее заранее работает ощущение, что нуждающийся человек невиновен, раскаялся или совершил что-то не по злому умыслу, а вообще оценка отсутствует как таковая.

В милосердии всегда присутствует жертва, т. е. когда человек даёт немного денег нищему, при этом имея миллионы, то это не милосердие, а вот тот же самый поступок от того, кто считает копейки, чтобы выжить можно отнести к милосердному.

Там где много свободного времени и его некуда потратить, и эта личность выбирает участие в благотворительных акциях, есть только желание себя развлечь, безусловно направленное на благое дело. Совершенно иначе обстоит ситуация там, где человек едет помогать в приют после двенадцати часов собственной работы, жертвуя нормальным сном, обедом и отдыхом. Стремление помочь, превосходящее собственные нужны, сила духа понять, что хоть и сам нуждаешься, но можешь и из этого состояния помогать другим – это истинное проявление милосердия.

Но никогда милосердие не является соседством глупости, когда таким человеком будут помыкать – это умение предоставить возможность и стать рядом с тем, у кого трудности в их решении, это попытка показать другие пути и научить, если об этом попросят. Когда другой только пользуется помощью, а её все продолжают оказывать, то скорее речь может идти о созависимых отношениях, где один служит моральным или материальным «донором», а на деле там нет помощи, поскольку в ней никто и не нуждается, а требуется только постоянное вливание энергии.

Милосердие и бескорыстие

Отсутствует при проявлении милосердия не только материальная выгода, но прежде всего моральная, проявляющаяся в желании получить благодарность или хвалу от других. В нём нет эгоизма, который может проявляться в совершении благих дел ради собственной репутации, подкармливания эго или раздувания личной важности. Но оно всегда несёт спокойствие и благость собственной душе того, кто поступает милосердно, т.к. у него просто нет моральной возможности поступить иначе.

Также тот, кто милосерден, получает уникальную возможность меньше гневаться, ведь нет осуждения другого и представления, как тот должен себя вести. Это принятие мира таким, какой он есть, с негативными моментами и личной возможностью их исправить.

Чем больше таких проявлений, тем проще становится общение на любом уровне, тем легче складываются отношения, а в итоге человек получает помощь, не ожидая её. Это очень важный момент, что всё равно получит именно потому, что помогает другим не ради собственной выгоды. А тот, кто делает добро, надеясь, что в любой ситуации ему все ринутся на выручку чаще всего остаётся один, потому что в самом начале побуждения была корысть.

В целом данная черта считается положительной и духовной, но может порицаться другими членами общества в тех ситуациях, когда, по их мнению, оступившийся, не заслуживает помощи или поддержки. Оно может объясняться глупостью или наивностью, незаслуженным уважением или недальновидностью, но в любом из этих вариантов отсутствует гуманное отношение к окружающим, а присутствует только страх и погоня за собственной безопасностью или выгодой.

В религиозных конфессиях различного уровня проявление милосердия считается одной из духовных практик, показывающих не только любовь к конкретному человеку, но к божеству через заботу о его творении. Именно поэтому в верующей среде такие поступки самоотречения всегда воспринимаются благосклонно, а в наиболее ярких вариантах даже канонизируются.

Сестры милосердия

Сёстры милосердия стали для многих символом сострадания и любви к ближнему. Женщины не только оказывали профессиональную помощь страдающим, но и делились с ними своим душевным теплом, которое в тяжёлые минуты стоило многого.

Сёстры милосердия появились в Российской империи в середине XIX века, когда по инициативе влиятельных особ были основаны первые общины сестёр (Свято-Троицкая в 1844 г., Никольская в 1848 г. и другие). Девушки и женщины могли добровольно вступить в общину, пройти необходимую подготовку и приступить к труду в открытых при общинах приютах и больницах.

Новым этапом в развитии движения сестёр милосердия стала Крымская война (1853–1856), во время которой по инициативе великой княгини Елены Павловны была открыта Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. Принятые в общину дамы и барышни прошли скорый курс обучения, после чего отправились на фронт и работали под руководством выдающегося русского хирурга Н.И. Пирогова. В условиях нехватки врачебного персонала помощь сестёр приносила большую пользу.

В середине XIX века звания сестёр милосердия получили лишь десятки женщин, среди которых большинство – знатные дамы. Позже их число увеличивается, среди них множество тех, кто не имел знатного происхождения. Накануне Первой мировой войны в России было около 4 тысяч сестёр милосердия, а во время Великой войны их было уже более 20 тысяч.

Героизм сестёр милосердия

Сохранилось множество примеров героизма сестёр. Хирург В. А. Оппель рассказывал о случаях на Кавказском фронте Первой мировой войны, когда сёстры милосердия окруженного турками госпиталя закрывали раненых собой от выстрелов. В марте 1916 г. на всю страну прогремела печальная весть: немецкая подводная лодка потопила «Портюгаль» – плавучий госпиталь Российского Общества Красного Креста, часть персонала и раненых погибли. Как выяснилось, персонал госпиталя проявил выдержку и жертвенность. Сёстры и санитары отдавали свои спасательные средства раненым. Оказавшись на берегу, персонал сразу же начал оказывать первую помощь всем пострадавшим.

Новую роль пришлось на себя взять некоторым сёстрам милосердия, когда противоборствующие стороны договорились отправлять сестёр с ревизиями в лагеря для военнопленных. Русские сёстры в сопровождении нейтральных сторон побывали в лагерях Австро-Венгрии и Германии, после чего представили руководству Красного Креста отчёты о положении дел в лагерях.

Основание Российского Красного Креста

Общепризнанной датой основания Российского Красного Креста считается 1854 г., когда великая княгиня Елена Павловна основала в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Во время обороны Севастополя ее возглавлял выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов. В одном из своих трудов он писал, что «неоценимую услугу в лазаретах и в транспортах доставляли под Севастополем сестры Крестоводвиженской общины…» В 1854-1856 гг. эта община насчитывала 202 человека, почти все они участвовали в Крымской войне, 17 из них погибли.

Но практика действенного сострадания, помощи физической и духовной как богоугодного и гуманного начала родилась в России еще раньше. Народный размах приобрела помощь пострадавшим в боях во время вторжения Наполеона в 1812 г., а также опека героев после войны.

Уже в 1814 г. Александр I учреждает Комитет помощи раненым. 3 мая 1867 г. (по старому стилю) император Александр II утвердив устав Общества попечения о раненых и больных воинах, которое в 1879 г. было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК). Почетными членами общества стали император, все великие князья и княгини, многие высокопоставленные лица и представители высшего духовенства.

К 1904 году Красный Крест стал, по сути, общероссийским координатором всей общественной и частной помощи. Земские, городские союзы и другие общественные организации работали в тесном контакте с РОКК, где сосредоточивалась вся информация с театра войны о нуждах армии.

Необходимо отметить, что Российский Красный Крест ставил перед собой более широкие задачи, чем общества других стран. С 1872 г. он начал оказывать помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий.

Голод 1891-1892 гг. стал национальной трагедией. РОКК собрал 5 миллионов рублей пожертвований. На эти средства было создано 2763 столовых на 213 546 человек, 40 приютов и ночлежных домов на 1283 человека, выдано около 4 миллионов обедов. Голод вызвал распространение эпидемий. Поэтому РОКК направило в наиболее зараженные районы передвижные санитарные отряды, в составе которых было 710 сестер милосердия. Многим людям спасли жизнь чайные и столовые, которые открывало РОКК во время холеры и других эпидемий для неимущих людей.

Об объемах работы Красного Креста говорят цифры: во время Первой мировой войны в учреждениях РОКК трудилось 1885 врачей, 15 325 сестер милосердия, 250 фельдшеров и 35 852 санитара. Источник

Милосердие и сострадание

… Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И. Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его». Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.

Миллионы советских людей лишились своих родных, близких, друзей, положили свои жизни на Алтарь Победы. Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, советские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, к женщинам и детям побежденной Германии, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. В сердцах бойцов царило милосердие и человечность, самые благородные чувства человека.

Об этом рассказывает В. Астафьев в замечательной повести «Пастух и пастушка», в которой есть яркий эпизод, отражающий разное отношение людей к пленным. Солдат в маскхалате, недавно узнавший о смерти близких ему людей, казненных фашистами, не смог сдержаться. Он в диком гневе начал стрелять по пленным. Горе затмевает человеческий разум. Одни люди находят выход и продолжают жить дальше, а некоторые гаснут, как свеча, сломленные бедой. Таким и был наш мститель. Главный герой произведения Борис не дал свершиться казни над пленными до конца, потому что считал, что пленные – это побежденные враги, и к ним нужно относиться гуманно. Так же относится к раненым немцам и доктор, оказывающий помощь солдатам, не разбирая, кто перед ним: советский или немецкий солдат.

Таким образом, понимая, что человечность присуща человеку на войне, можно сделать вывод, что именно в дни сражений и боевых будней людям нужно быть милосерднее друг к другу, стремиться разделить боль другого, утешить и поддержать страдающего.

Взаимопомощь в трудные времена ВОВ

Во время Великой Отечественной войны взаимопомощь между людьми была почти нерушимым законам, помогали друг другу, тащили на себе раненых, делились хлебом, патронами, заменяли друг друга в окопах. Даниил Гранин, собирая материал для «Блокадной книги», вспоминал, как блокадники рассказывали удивительные случаи взаимопомощи. В 1942 г. зимой шла по улице женщина, упала, а это значит, что она уже не сможет подняться, замёрзнет. Прохожий, такой же доходяга, как и она, подымает её и, подставив плечо, ведёт её к дому, поднимается с ней по лестнице, растапливает печурку, поит кипятком, спасает ей жизнь. Таков был закон блокадной жизни – помочь другому человеку, потому что завтра это может случиться с тобой.

Весной 1942 г. около 0,5 млн человек вывезли в эвакуацию из осаждённого Ленинграда в Казахстан — Алма-Ату и в Узбекистан — в Ташкент и Самарканд; из осаждённой Москвы зимой 1941—1942 гг. — в Куйбышев, а также в Сибирь и на Южный Урал были эвакуированы около 2,5 тыс. … К концу года вывезли около 15 млн чел.

Эвакуация проходила при помощи администрации заводов, эвакопунктов и городской железнодорожной станции. К 7 августа из Ленинграда эвакуировалось 311 387 детей в Удмуртскую, Башкирскую и Казахскую республики, в Ярославскую, Кировскую, Вологодскую, Свердловскую, Омскую, Пермскую и Актюбинскую области.

В годы Второй мировой войны Узбекистан принял более 1,5 миллиона эвакуированных людей, из них более 250 тысяч были детьми. В первые дни эвакуации 239 воспитанников детских домов были отправлены в Фергану, 280 – в Андижанскую область, 80 – в Ташкент, 408 – в Бухарскую и Самаркандскую области.

В номере газеты «Коммунист» за 12 февраля 1942 года материал об эвакуированных детях. Нельзя без волнения читать пожелтевшие от времени строки призыва: «Дети остались без крова, без семьи, сделаем все, чтобы обеспечить их судьбу, сгладить для сирот горечь невозвратимой утраты».

Эшелоны с детьми прибывали в Саратов, рассказывала газета. У детей, даже самых маленьких, в глазах светилась печаль и тревога. Многие были полуодеты: их везли в том, в чем они играли, когда налетели самолеты с черной фашистской свастикой. Ребят надо было одеть. За дело взялись комсомольцы города, их поддержали взрослые. За короткий срок было собрано и пошито около 30 тысяч комплектов одежды.

В Саратове был открыт детский дом “Красный городок”. Детские дома были открыты и во многих районах области. Дети, потерявшие родителей, воспитывались в колхозах, в сельских и городских семьях. Партия и народ, напрягшие все силы в борьбе с озверелым врагом, делали все возможное, чтобы помочь детям, сохранить их для будущей жизни. Источник

Проблема милосердия в глобальном развитии общества

Милосердие вызывает всё больше споров, когда речь заходит о его влиянии на глобальное развитие общества. Те, кто придерживается духовной направленности, независимо от веры или её отсутствия, говорят о том, что именно такие черты сохраняют что-то человеческое и дают всем людям шанс. Это своеобразный маркер того, с чем мы все отличаемся от животных, и чем больше милосердия в человеке, тем больше он приближён к духовному миру, где возможны трансформации .

Но существует и ряд особенностей, например проблема милосердия по отношению к преступникам, когда человеческая душа раздваивается в своих порывах. Наказывать – немилосердно, такая прерогатива отдана только высшему разуму и собственной совести человека, но, к сожалению, любая система (а социум является именно системой) требует строгого соблюдения правил для её общего существования. Одним из способов заставить соблюдать такие правила является именно наказание, наиболее ярко проявляющееся в системе судового законодательства.

Этот и другие вопросы можно решить не только чётким установлением правил и их слепым соблюдением, но руководствуясь принципом отношения к другим с позиции, как бы хотелось, чтобы поступали с самим человеком. Это применяется в действенном мире, когда наблюдая раскаяние или то, что человек исправляется, ему дают амнистию. Это же присутствует, когда родители наказывают ребёнка, но не для проявления жестокости, а с заботой о нём и вовремя чувствуют, когда необходимо остановиться, пока такая забота не стала причиной серьёзной травматизации психической сферы личности.

Как и о человеческой, о таком качестве как Милосердие большинство людей современной эпохи заботятся очень мало. Практически все стремятся достичь материального благополучия и телесных удовольствий, успеха, славы, влияния и власти, но почти никто не стремится постичь и раскрыть в себе силу и свет Милосердия.

Сегодня, наше общество испытывает явный дефицит таких духовных скреп как: милосердие, сочувствие, сострадание.

Статья подготовлена с использованием материалов из свободных источников.

Статья подготовлена: Петр Федотов

Афоризмы о Милосердии. Высказывания великих.

► «Каждый милосердный поступок – это ступень лестницы, ведущей к небесам». Генри Бичер

► «Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем. Бернард Мандевиль

► «Источник зла есть тщеславие, а источник добра – милосердие…» Франсуа Шатобриан

► «Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?» Виктор Гюго

► «Мы слишком часто препоручаем людей милости Господа и слишком редко сами проявляем милосердие». Джордж Элиот

► «Не надо смешивать снисходительность, которая чаще всего преступна и губительна, с милосердием, которое никогда таковым не бывает. Христос не «снисходителен». Жильбер Сесброн

► «Быть милосердным – значит делать все, что в наших силах». Джон Донн

► «Милосердие – поистине великая вещь, это дар Господа, который, будучи правильно употреблен, уподобляет нас самому Богу, насколько это вообще возможно…» Иоанн Златоуст

► «Я думаю, что милосердие состоит в том, чтобы любить Бога ради Него самого, а своего ближнего – ради Бога». Сэр Томас Браун

Источник: https://kerchtt.ru/

Фото на заставке: litcult.ru

Поделиться в сетях: