Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Международное сотрудничество в культуре

Международное сотрудничество в культуре играет важную роль в современном мире, способствуя взаимопониманию, толерантности и обмену опытом между народами. В условиях глобализации и технологического прогресса культурные связи становятся всё более значимыми, поскольку они помогают преодолевать барьеры, укрепляют дружеские отношения между странами и способствуют созданию многообразного культурного пространства. Культура выступает важным инструментом “мягкой силы”. Совместные культурные проекты, международные фестивали, обменные программы и выставки — всё это расширяет горизонты и вносит значительный вклад в развитие мирового культурного наследия. Взаимодействие различных культурных традиций и идей обогащает каждую из них, создавая новые формы искусства и укрепляя культурную идентичность наций.
В этой статье мы рассмотрим основные аспекты международного сотрудничества в области культуры, обсудим его важность и влияние на мировую арену, а также изучим примеры успешных международных проектов, которые стали символами дружбы и взаимопонимания между народами.

Основные принципы международного культурного сотрудничества

Термин «международное культурное сотрудничество» относится к формализованному сотрудничеству, выходящему за пределы национальных границ. В некоторых странах отделы в министерствах иностранных дел и посольствах специально посвящены культурному сотрудничеству, в то время как в других эта задача преимущественно выполняется определенными организациями, слабо связанными с государством. Так, культурное сотрудничество иногда осуществляется напрямую частными фондами, образовательными учреждениями, а также НПО.

Культурное сотрудничество может:
1. Способствовать мобильности и помогать студентам, ученым, художникам и деятелям культуры через программы обмена, а также через предоставление грантов и стипендий. Культурные службы посольств могут работать, например, в качестве посредников и оказывать поддержку местным организациям, желающим пригласить художников из своей страны.
2. Способствовать организации международных мероприятий таких как фестивали, конференции, выставки и тд. Такие мероприятия выступают в знак уважения определенных традиций, культурного наследия или культурных практик, а также для поощрения обмена идеями и инновациями.
3. Оказывать техническую помощь и наращивать человеческий потенциал в таких областях, как, например, сохранение наследия, продвижение культурных индустрий или защита культурных прав. Такая помощь может принимать форму профессионального обучения и наставничества, а также создания новых культурных учреждений – школ, университетских кафедр, библиотек и тд.

Международное культурное сотрудничество может быть как двусторонним, так и многосторонним. Первый вариант включает в себя только две страны и опирается на их усилия по выявлению общих черт в их истории или в современных культурных практиках. На характер такого культурного сотрудничества могут влиять различные факторы: уровень развития культурных секторов двух стран, уже существующие отношения и стратегический интерес, который они видят в сотрудничестве друг с другом, помимо культурного аспекта. Такая форма сотрудничества может способствовать достижению соглашений по многим предметам переговоров.

Многостороннее культурное сотрудничество, в свою очередь, включает множество субъектов, таких как международные организации, фонды и ассоциации. Оно может быть направлено на создание культурных связей и общей истории и культуры (например, общий язык или общая религия), а также на содействие сотрудничеству по определенной проблематике (например, по защите и сохранению культурного наследия, включая мировые исторические памятники и локальные традиционные ремесла). Многостороннее культурное сотрудничество также может осуществляться на региональном уровне для укрепления связей между соседними странами и содействия интеграции.
Сегодня культурное измерение в той или иной степени признается практически всеми странами как существенный элемент ведения международных отношений.

Импульс к налаживанию международного культурного сотрудничества является результатом нескольких факторов, происходящих на современной международной арене:
– широко распространенное убеждение в том, что расширение культурного сотрудничества может способствовать международному взаимопониманию и развитию мирного мирового сообщества;
– реальность взаимозависимости всех наций в их развитии и в их потребности в доступе к культурным, интеллектуальным и технологическим ресурсам мира;
– признание того, что напряженность и идеологические конфликты можно смягчить путем содействия международному взаимопониманию и повышению благосостояния людей, а не путем вооруженных конфликтов.

Роль ООН в международном культурном сотрудничестве

ООН стала центром международного культурного сотрудничества благодаря своей миссии по поддержанию мира, безопасности и развития на глобальном уровне. Созданная после Второй мировой войны, ООН изначально стремилась к восстановлению международного диалога и понимания, в том числе через культуру. В рамках ООН была основана ЮНЕСКО – специализированное учреждение, ответственное за содействие культурному обмену и сохранение культурного наследия. Создание ЮНЕСКО сделало ООН ключевой платформой для международного культурного сотрудничества.

Первоначально внимание ЮНЕСКО было сосредоточено на продвижении знаний и содействии международному взаимопониманию путем поощрения сотрудничества в области образования, науки, культуры и средств массовой информации. Быстрое возникновение новых государств на бывших колониальных территориях привело, однако, к усилению внимания к культурному сотрудничеству как средству решения проблем замедленного государственного развития.

На начальных этапах ЮНЕСКО потребовалась помощь от других учреждений ООН и особенно от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), Международной Организации Труда (МОТ), Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) и региональных комиссий ООН в Африке, Азии и Латинской Америке. Кооперация между различными ведомствами организации привела к усилению всей системы ООН и мобилизации мировых ресурсов знаний, навыков, образования, науки и искусств.

Сегодня ЮНЕСКО координирует усилия по охране культурных объектов, памятников и традиций через такие программы, как Список Всемирного наследия и Конвенция о нематериальном культурном наследии, обеспечивая защиту и популяризацию уникальных культурных ценностей по всему миру. Например, в 2023 году ЮНЕСКО добавила 42 новых объекта в Список Всемирного наследия [1], а в 2024 году – еще 24, что говорит о стремлении организации сохранить как можно больше культурно значимых памятников.

ЮНЕСКО также продвигает идею культурного разнообразия как источника обмена и инноваций, способствуя принятию и исполнению международных договоров и практик по сохранению многообразия культурных выражений. Дополнительно, ЮНЕСКО активно поддерживает программы, направленные на укрепление межкультурного диалога, понимания и сотрудничества через образование, искусство и творчество. С ЮНЕСКО активно сотрудничают свыше 600 наиболее авторитетных международных неправительственных, образовательных, научных, культурных, молодежных, женских, религиозных и других организаций [2].

Другие организации, продвигающие культурное сотрудничество

Помимо ЮНЕСКО, важную роль в международном культурном сотрудничестве играют региональные организации. Например, Совет Европы, который через свои культурные программы и инициативы, такие как Европейская культурная конвенция и программы защиты культурных ценностей, способствует развитию культурного обмена и поддержке культурного многообразия в Европе. Европейский культурный фонд (ECF) активно продвигает культурное сотрудничество на европейском континенте, финансируя проекты, направленные на поддержку культурного диалога и укрепление связей между различными культурными сообществами.

Также значимый вклад вносит Международный совет музеев (ICOM), который поддерживает сотрудничество между музеями по всему миру, способствуя обмену знаниями и опытом в области музейного дела и сохранения культурного наследия. Кроме того, такие организации, как, например, Институт Гёте, Alliance Francaise, занимаются продвижением культурных обменов, поддержкой языковых и образовательных программ, а также организацией культурных мероприятий, которые способствуют укреплению международных связей и взаимопониманию. Эти организации играют ключевую роль в формировании глобального культурного пространства, где культурное разнообразие ценится и поддерживается.

Культурная дипломатия как направление международного сотрудничества

Параллельно с охраной культурного наследия и поддержкой культурного разнообразия, важным аспектом международного сотрудничества в данной сфере является культурная дипломатия. Опираясь на понятие «мягкой силы», введенное в 1980-х годах американским политологом Джозефом Наем, Милтон Каммингс, еще один американский политолог, предложил определение культурной дипломатии как «обмена идеями, информацией, искусством, языком и другими аспектами культуры между нациями и народами с целью содействия взаимопониманию». Культурная дипломатия охватывает широкий спектр практик с различными целями, будь то создание альянсов, стимулирование экономического развития или поддержка мира и безопасности.

Культурная дипломатия используется странами для продвижения своей культурной самобытности на международном уровне. Эта уникальная форма межкультурного диалога обладает силой укреплять и обновлять многостороннее сотрудничество, выходящее за рамки конкурирующих интересов, для создания глобальных общественных благ, а также для решения некоторых насущных проблем нашего времени, таких как распространение дезинформации, социальное неравенство и изменение климата.

Ранее направленная на завоевание «сердец и умов» в стратегических целях – или даже иногда работающая в целях разъединения – современная культурная дипломатия может рассматриваться в контексте долгосрочного сотрудничества и обмена ценностями, будь то обеспечение мобильности художников для продвижения культурного разнообразия или запуск международных языковых программ. Современным примером является Сеть творческих городов ЮНЕСКО (UCCN), которая объединяет 246 городов по всему миру для внедрения культурных и креативных индустрий в их местное развитие, позволяя этим городам продвигать свою культуру.

Формы культурной дипломатии существовали на протяжении столетий, и первыми «культурными дипломатами» были исследователи, путешественники, торговцы, учителя и художники. Многие европейские страны использовали культурную дипломатию в качестве знака вежливости и/или для создания политических союзов. В конце XIX века такие страны, как Франция (1883) и Италия (1889) начали создавать сети учреждений для продвижения своих культур и языков за рубежом.

1920-е годы изменили контуры культурной дипломатии, поскольку радиопередачи на иностранных языках могли использоваться как способ распространения культурных сообщений среди населения за рубежом. На протяжении всей истории культура иногда была инструментом геополитики. Так, например, после Второй Мировой войны многие страны сосредоточили свою внешнюю политику вокруг культуры для имиджевого восстановления от темных страниц военного времени.

Культурная дипломатия вовлекает широкий круг неправительственных субъектов, таких как художники, журналисты, учителя, лекторы и студенты, которые поддерживают и усиливают эти процессы, отличая ее от других областей дипломатии. Например, программа иностранных студентов Фулбрайта в Соединенных Штатах Америки или программа студенческого обмена ERASMUS Европейского союза являются инструментом для содействия культурному обмену и построению взаимных ценностей. Такие культурные отношения часто развиваются более органично, а не имеют стратегических внешнеполитических целей.

Культурное сотрудничество и Нобелевская Премия

В контексте международного культурного сотрудничества важную роль играют Нобелевские лауреаты по литературе, чьи произведения и деятельность способствовали установлению и укреплению связей между культурами разных народов. Литература является единственной сферой культуры, в которой присуждается Нобелевская премия, поскольку она имеет уникальную способность отражать многообразие человеческого опыта и служить средством для глубокого понимания различных культурных и социальных контекстов. На момент 2022 года эта премия была вручена в общей сложности 119 лауреатам.

Одним из ярких примеров таких лауреатов является Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1913 году. Его поэзия и проза, насыщенные гуманизмом и глубоким пониманием культурных различий, оказали огромное влияние на литературу и культуру не только в Индии, но и по всему миру. Тагор был первым неевропейцем, удостоенным Нобелевской премии по литературе, и его творчество способствовало укреплению межкультурных связей и взаимопонимания между Востоком и Западом.

Перемещаясь в Латинскую Америку, мы найдем пример выдающегося прозаика и журналиста Габриэль Гарсиа Маркес, лауреата Нобелевской премии по литературе 1982 года, который внес значительный вклад в мировой культурный ландшафт. Его произведения, написанные в стиле магического реализма [3], не только популяризировали латиноамериканскую культуру и историю, но и создали мост между различными литературными традициями. Турецкий писатель и сценарист Орхан Памук, получивший Нобелевскую премию по литературе в 2006 году с формулировкой “За поиск души своего меланхолического города [4]”, также исследует в своих произведениях взаимодействие и противоречия между Востоком и Западом. Его романы, сочетающие элементы восточной и западной литературных традиций, способствуют пониманию и диалогу между культурами, подчеркивая важность культурного обмена в современном мире.

Как и Орхан Памук, Дорис Лессинг, английская писательница и лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года, стремится показать сложность человеческих отношений в многообразном культурном контексте и часто в своих работах затрагивает темы конфликтов, иммиграции, расовых предрассудков, культурной идентичности и колониализма. Ее произведения помогают глубже понять глобальные культурные взаимодействия и изменения, продвигая идеи толерантности и взаимопонимания. Интересно, что на момент получения премии она была самым пожилым лауреатом в этой области – ей было 88 лет.

Ключевую роль в международном культурном сотрудничестве сыграли и русские писатели, такие как Борис Пастернак и Александр Солженицын, ставшие лауреатами Нобелевской премии по литературе в 1958 и 1970 годах соответственно. Их работы стали символами культурного и идеологического диалога между Востоком и Западом в контексте холодной войны. Пастернак и Солженицын через свои произведения и личную позицию способствовали пониманию и осознанию культурных и политических реалий Советского Союза, продвигая идеи свободы и человеческого достоинства.
Особое место среди лауреатов занимает Шон Макбрайд, бывший Министр Иностранных дел Ирландии, получивший Нобелевскую премию мира в 1974 году за активную поддержку идей культурного обмена и сотрудничества в рамках ЮНЕСКО.

Таким образом, вклад этих Нобелевских лауреатов в международное культурное сотрудничество неоценим. Литература как форма искусства обладает уникальной способностью пересекать границы, создавая пространство для диалога и обмена идеями.

Заключение

В заключение стоит отметить, что международное культурное сотрудничество всегда играло значимую роль в укреплении связей между народами и содействии взаимопониманию. Однако в условиях современных геополитических вызовов и, в частности, после начала специальной военной операции России в 2022 году, наблюдается существенное уменьшение научного и культурного сотрудничества между Россией и другими странами. Это привело к ограничению участия в международных проектах и организациях, уменьшению обмена идеями, что, в свою очередь, сужает возможности для взаимного обогащения. Тем не менее, культурная дипломатия и поддержка культурных инициатив остаются важными инструментами для восстановления доверия и налаживания взаимодействия, что подчеркивает необходимость поиска новых форматов и платформ для сотрудничества в изменившихся условиях.


[1] https://culturaleconomics.org/more-is-worse-shifting-perspectives-on-unesco-world-heritage-sites/

[2]https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/un/organizatsii_sistemy_oon/organizatsiya_obedinyennykh_natsiy_po_voprosam_obrazovaniya_nauki_i_kultury_yunesko/1687851/

[3] Маги́ческий реали́зм — художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.

[4] https://azbooka.ru/author/pamuk-o-efq5

Автор: Варвара Заикина

 

Изображение от freepik

Поделиться в сетях: