В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире страны постоянно сотрудничают по обширному кругу вопросов, включая, например, торговлю и окружающую среду, поэтому необходима единая структура для обеспечения порядка и мирного сосуществования. Такую роль выполняет международное право: оно охватывает набор правил и принципов для регулирования поведения государств и других международных субъектов. Международное право основано на договорах, конвенциях и правовых прецедентах.
На самом деле, из-за того, что международное право создано искусственно, у нас нет причин ему подчиняться, если оно не имеет какой-либо ценности или не служит какой-либо полезной цели. Это заставляет нас задуматься о том, какова может быть эта ценность и цель. Как пишет американский философ и исследователь Мортимер Селлерс [1], ответ можно дать одним словом: справедливость. Справедливость — это ценность, которая оправдывает или может оправдать международное право, и цель, к которой международное право должным образом стремится. В связи с этим данная статья напоминает о том, что человечество тоже должно стремиться к тому, чтобы сделать международное право легитимным и эффективным инструментом для разрешения различных глобальных проблем и достижения этой справедливости.
Истоки международного права
Международное право как единая система сводов и правил не существовало в античности. На первом месте стояли военные цели, и о равенстве и справедливости между государствами практически не шло речи – взаимоотношения строились с позиции силы. В Древней Греции и Древнем Риме, однако, стали появляться некоторые правила, которые так или иначе упорядочивали межгосударственные отношения. Например, было введено правило неприкосновенности послов. Распространённой была практика заключения договоров о нейтралитете во время войн между греческими городами-полисами. Cчитается, что впервые сам термин “право между народами” (лат. jus inter gentes), происходящий от понятия римского права «право людей», был введен в 16 веке испанским юристом В. де Виктория.
Примерно в то же время голландец Гуго Гроций (1583—1645 гг.), которого справедливо называют «отцом» науки международного права, впервые выдвинул доктринальную конструкцию международного права. В своем труде «О праве войны и мира» (1625 г.) он сформулировал три основных принципа: суверенность, международное сотрудничество и гуманизм, сочетая идеи естественного права [2] и действующего позитивного права[3]. Гроций считал, что источниками естественного права являются договоры между государствами, обычаи, природа и Бог. Он подчеркивал существование особого рода «права людей», которое возникает в силу взаимного соглашения между государствами и служит интересам всех сообществ. Примечательно также, что Гроций подчеркивал важность свободы открытого моря, и эта идея быстро завоевала признание среди европейских держав, которые приступали к масштабным миссиям по колонизации по всему миру.
Стоит отметить, что все же создание универсального критерия для периодизации истории международного права невозможно. Это обусловлено тем, что исторические события в каждом регионе радикально отличались до начала эпохи глобализации. Однако, популярным критерием для периодизации истории международного права является подписание значимых международных договоров или проведение крупных мирных конференций. Примеры таких событий включают Вестфальский мир (1648), Утрехтский мир (1713), Версальский договор (1919), Гаагские мирные конференции и другие.
В 20 веке международное право трансформировалось в юридическую дисциплину, занимающуюся практическим применением права. По окончании Второй Мировой войны появлялось все больше новых договоров, процедур и институтов. Причины были разнообразны: рост трансграничной деятельности, технологические инновации и, безусловно, возросшая потребность в распространении идеи о мирном сосуществовании по всему миру.
Современная система международного права и ее особенности
Система международного права, какой мы знаем ее сегодня, сложилась после создания ООН. В отличие от Устава Лиги Наций, организации предшественницы ООН, принятие Устава ООН не сопровождалось утопичной риторикой о зарождающейся мировой федерации. Устав в гораздо меньшей степени верил в формальные методы мирного урегулирования споров и был более склонен признать особую роль великих держав. Тем не менее, в общем виде в Уставе ООН были изложены следующие принципы, которые составили основу современного международного права:
1) Принцип неприменения силы и угрозы силой (п. 4, ст. 2);
2) Принцип разрешения международных споров мирными средствами (п. 3, ст. 2);
3) Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств (п. 7, ст. 2);
4) Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
5) Принцип равноправия и самоопределения народов (п. 2, ст. 1);
6) Принцип суверенного равенства государств (п. 1, ст. 2);
7) Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву (п. 2, ст. 2);
8) Принцип нерушимости государственных границ;
9) Принцип территориальной целостности государств;
10) Принцип уважения прав человека и основных свобод (ст. 1, 55, 56)
Впоследствии эти принципы были дополнительно уточнены и закреплены такими документами, как:
1) Декларация о принципах международного права 1970 года;
2) Заключительный акт СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе) 1975 года;
3) Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года;
4) Международные пакты о правах человека 1966 года (Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах).
Хоть и роль великих держав, очевидно, не отражается в данных принципах, она закрепилась с помощью созданных институтов. Это касалось, прежде всего, передачи особых полномочий Великобритании, Китаю, Франции, Советскому Союзу и США – постоянным членам Совета Безопасности ООН. Они стали гарантами международного мира и безопасности и были наделены, ко всему прочему, правом вето – мощнейшим инструментом управления международной правовой системой и влияния на глобальные процессы. СБ ООН получил право действовать (или не действовать) в зависимости от обстоятельств и через согласование любых действий между упомянутыми державами.
С одной стороны, история показала, что такой механизм во многом приводил к параличу ООН, например, во время Корейской войны (1950-1953 гг.), когда Советский Союз блокировал действия ООН. С другой стороны, Совет Безопасности – не единственный созданный инструмент послевоенного международного права. Так, Суэцкий кризис 1956 года стал первым крупным испытанием для миротворческих операций Организации. До этого времени ООН направляла лишь небольшие наблюдательные миссии в зоны конфликтов. Теперь же миротворческие операции ООН были направлены на обеспечение прекращения огня и создание условий для политического урегулирования, хотя их правовая природа оставалась неясной, что создавало сложности для проведения последующих операций, таких как миссия в Конго в 1960 году.
Впоследствии все же была выработана модель миротворчества, которая оставалась актуальной до 1990-х годов, когда появление новых типов конфликтов и изменение политической расстановки сил в ООН сделали традиционный формат миротворческих операций устаревшим. Можно сказать, что ООН до сих пор находится в поиске рациональной степени миротворческого вмешательства в происходящие конфликты.
В 1947 году была создана Комиссия международного права (КМП), которая состояла из независимых экспертов и готовила проекты для дальнейшего обсуждения и принятия международных конвенций. На первой сессии КМП в 1949 году были определены 14 ключевых тем, включая право международных договоров, ответственность государств, юрисдикционные иммунитеты, право открытого моря и территориальных вод, дипломатические и консульские отношения и другие. В период с 1945 по 1960 годы работа КМП шла медленно, что вызвало разочарование в международном сообществе. Однако, несмотря на это, подготовительная работа по таким темам, как сокращение безгражданства, дипломатические отношения и право международных договоров, привела к заключению важных международных соглашений, среди которых Венские конвенции о дипломатических сношениях (1961), консульских сношениях (1963) и праве международных договоров (1969).
Создание Международного суда ООН также внесло значительный вклад в развитие международного права в этот период, и его решения оказались важными для разъяснения неясных аспектов права и для утверждения правовых прецедентов. Суд вынес ряд решений по вопросам, касающимся институтов ООН, в том числе по вопросам компенсации за ущерб (1949 г.) и компетенции Генеральной Ассамблеи (1950 г.), и рассмотрел в общей сложности 182 дела по состоянию на февраль 2023 года.
Помимо Международного суда ООН, над обеспечением соблюдения международного права работают десятки других судов и трибуналов. Одной из общих черт этих судов является проблема привлечения нарушителей к ответственности за их действия. Возьмем для рассмотрения Международный трибунал по морскому праву. В 2016 году суд постановил, что территориальные претензии Китая на Южно-Китайское море не имеют под собой никакой основы в международном праве. Несмотря на это решение, Китай продолжил милитаризацию региона.
Создание международного права привнесло как структуру, так и определенную размытость в правовое регулирование на глобальном уровне. С одной стороны, принципы, заложенные в Уставе ООН и других международных документах, создали упорядоченную систему взаимодействия государств, регулирующую ключевые аспекты, такие как неприменение силы, невмешательство в дела государств и разрешение споров мирными средствами. С другой стороны, международное право оставило простор для различных интерпретаций. Это связано с тем, что конкретные обстоятельства и политические интересы различных стран могут приводить к разным трактовкам одних и тех же норм.
Примером служит принцип неприменения силы. Многие государства интерпретируют этот принцип как абсолютный запрет на использование силы в международных отношениях, кроме случаев самообороны или санкционированных Советом Безопасности ООН операций. Другие же государства расширяют понятие самообороны, включая превентивную оборону. Например, США оправдывали вторжение в Ирак в 2003 году как превентивную самооборону, хотя многие другие страны посчитали это нарушением международного права.
Контроль за соблюдением международного права также остается сложным и фрагментарным. Нарушение международных обязательств может привести к правовым спорам, которые могут быть разрешены через международные институты, такие как вышеупомянутые Международный суд ООН и СБ ООН. Однако их деятельность во многом зависит от политической воли ведущих держав и согласия участников. Например, постоянные члены Совета Безопасности могут блокировать принятие решений, что часто приводит к параличу организации, как это случилось во время Корейской войны или других конфликтов. В результате соблюдение международного права оказывается в значительной степени политизированным, и его применение варьируется в зависимости от интересов крупных государств и международной обстановки.
Выполнение международных соглашений также регулируется через механизмы голосования и принятия резолюций. Плюсы данного подхода заключаются в том, что он обеспечивает широкое представительство интересов: голосование позволяет вовлекать в процесс все страны, создавая условия для учета интересов как больших, так и малых государств, что делает международные решения более легитимными. Также резолюции и голосования способствуют мирному урегулированию споров, предотвращая военные действия и помогая в разработке многосторонних решений. Кроме того, процедуры голосования и принятия резолюций обеспечивают прозрачность процесса принятия решений и предсказуемость действий международных организаций.
Однако существуют и недостатки. Многие резолюции носят рекомендательный характер и не имеют юридически обязывающей силы, что снижает их влияние на страны, которые могут игнорировать принятые решения. Кроме того, процедуры голосования и принятия резолюций могут затягиваться, особенно когда мнения стран-членов расходятся, что замедляет реагирование на кризисные ситуации.
Международные правовые обязательства, как мы выяснили, исходят из ряда различных источников, и государства по-разному подходят к соблюдению этих обязательств. Некоторые рассматривают международное право как часть своего внутреннего права.
Например, в соответствии со статьей 94 Конституции Нидерландов, международные договоры и постановления международных организаций, такие как Европейский Союз, имеют прямое действие и превосходят национальные законы. Другие рассматривают международное право отдельно от внутреннего права и требуют внутреннего законодательства для реализации международных обязательств. Примером служит Великобритания, которая придерживается дуалистической системы – международное право и внутреннее право рассматриваются как две отдельные системы. Международные договоры, даже после их подписания и ратификации, не имеют прямого действия в британском праве. Для того чтобы они вступили в силу на территории страны, требуется принятие соответствующего национального закона.
Тем не менее, если страна вступила в ООН, приняла Устав ООН и ратифицировала другие ключевые документы, она берет на себя обязательство следовать этим нормам международного права. Присоединение к таким документам подразумевает, что государство обязано не только соблюдать положения, закрепленные в этих международных соглашениях, но и создавать условия для их реализации внутри своей правовой системы. Например, договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1970 года охватывает 191 страну, что делает его одним из самых широко поддерживаемых международных соглашений. Однако, так ли мы близки к полной ликвидации ядерного оружия? Существует множество споров по поводу соблюдения обязательств по разоружению, установленных в рамках ДНЯО. Несмотря на обязательство государств к разоружению, многие из них продолжают модернизировать свои ядерные арсеналы, а также развивать новые технологии.
Если между двумя странами подписаны договор или соглашение, это также налагает на обе стороны обязательства по их выполнению. В международном праве действует принцип pacta sunt servanda, означающий, что договоры должны исполняться добросовестно. Это фундаментальный принцип, закрепленный в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
Так или иначе, уже к 2015 году в рамках ООН как глобального института международного права были заключены более 500 многосторонних договоров, охватывающих широкий спектр проблем: от разоружения, прав человека, морского права, космического пространства, торговли и окружающей среды до международной организованной преступности и терроризма[4]. Укрепление международной правовой базы и дальше будет приоритетной задачей всей организации. Да, действительно, эта система имеет свои недостатки и размытости, однако она представляет собой структуру, которая снижает уровень хаоса в международных отношениях и повышает предсказуемость действий государств и других акторов.
Международные организации, такие как ООН, Всемирная торговая организация и другие, а также неправительственные организации и транснациональные компании, становятся все более влиятельными актерами. Их участие в международных процессах требует создания правил и норм, которые учитывают их интересы и действия. Это приводит к необходимости адаптации международного права, что, в свою очередь, способствует его эволюции и усложнению, но также увеличивает уровень ответственности и обязательности. Вспомним недавние глобальные вызовы, такие как изменение климата или пандемия коронавируса. В таких ситуациях международное право становится важным инструментом для координации действий стран и обеспечения соблюдения совместных обязательств.
Важность этой системы нельзя недооценивать в условиях глобализации и взаимозависимости, когда стабильность и предсказуемость становятся критически важными для мирного сосуществования и совместного решения глобальных проблем. Международное право функционирует на основе системы согласия – в этом его сила и слабость. Однако оно также может помочь расширить возможности национальной общественности, чтобы призвать свои правительства к ответу на возникающие проблемы. Когда международное право действует как эталон, оно служит ориентиром для разработки и внедрения дружелюбных практик во взаимодействии между государствами, организациями и другими субъектами.
[1] Sellers, Mortimer N. S., and Maxwell Chibundu. “The Purpose of International Law Is to Advance Justice—and International Law Has No Value Unless It Does So.” Proceedings of the Annual Meeting (American Society of International Law), vol. 111, 2017, pp. 301–08. JSTOR, https://www.jstor.org/stable/26628053. Accessed 4 Oct. 2024.
[1] Есте́ственное пра́во, негативное право (лат. ius naturale) — доктрина в философии права и юриспруденции, признающая наличие у человека ряда неотъемлемых прав, которые принадлежат ему исходя из самого факта его принадлежности к человеческому роду.
[1] Позити́вное пра́во, положи́тельное пра́во (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли которого может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данному праву, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения.
Автор: Варвара Заикина
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций
Изображение от brgfx на Freepik
Поделиться в сетях: