Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Международная кооперация в образовании и науке

В последние годы новая геополитическая напряженность и растущий национализм поставили под сомнение принципы многосторонности и привели к более «закрытому» миру. Однако в то же время пандемия COVID-19 и другие вызовы, стоящие перед миром, такие как изменение климата, продовольственная безопасность, энергетический кризис, продемонстрировали, что локальных решений недостаточно: только глобальный подход может привести к более устойчивому миропорядку.

Поэтому сотрудничество важно и необходимо как никогда, особенно в сфере образования и науки, для обмена существующими и создания новых знаний, проведения исследований, которые могли бы ответить на глобальные и локальные вызовы, и дать молодому поколению навыки и компетенции для решения будущих задач.

По этой причине замыкаться в собственных достижениях и не учитывать мировые тенденции — это определенный тормоз и откат в развитии. Международное сотрудничество в этих областях способствует обмену инновациями и созданию рабочих мест, обеспечивая мобильность между странами, в связи с чем наша статья как никогда актуальна.

Глобальное образование

Изменения в структуре послевоенных государственных систем образования, в управлении этими системами, в их финансировании, а также изменения в учебных программах получили столь необходимый импульс от теории человеческого капитала, сформулированной Теодором В. Шульцем в 1960 году.

Идея о том, что образование является капиталом в том же смысле, что и материальный капитал, оказала огромное влияние на долю национальных бюджетов, выделяемых на образование, управление государственными системами образования, размеры государственных учреждений и их административные структуры и т.д.

Сегодня университеты по-прежнему выполняют традиционную функцию обучения, но предлагают целый ряд новых профессиональных дисциплин, от государственного управления до науки о продуктах питания. Произошел прорыв в индустрии знаний.

Информационная эпоха и достижения в области коммуникаций придали университетам еще одно измерение: они становятся международными сообществами. Изоляционизм, существовавший в 1960-х годах, сменяется усилиями многих университетов по расширению возможностей для международного образования.

Например, в СССР в 1960 году был создан Университет Дружбы народов, что во многом было обусловлено началом деколонизации стран «третьего мира». Позже он стал первым российским университетом, который перешел на Болонскую систему обучения, а также ввел принятую в Европе систему баллов (ECTS).

Однако в связи с закрытостью страны основная масса студентов приходилась на страны социалистического лагеря, Латинской Америки и Африки. Образование для студентов было бесплатным, к тому же, им предлагались соответствующие студенческие льготы. В СССР к 1990 году единовременно обучалось примерно 125 000 иностранных студентов, что было третьим показателем в мире после США и Франции. Самыми популярными направлениями для обучения были инженерно-технические специальности, 70% всех иностранцев обучались в РСФСР.

В современной России также достаточно распространено обучение иностранцев, которых привлекает относительно низкая оплата за образовательные программы. Согласно данным Министерства образования РФ, в 2019/2020 учебном году в стране обучались более 300000 иностранных граждан более чем в 700 вузах, но число бюджетных мест для них составляет лишь 18000 (2021/2022 учебный год).

Существуют также стипендии Правительства РФ, различных благотворительных фондов, а также частных лиц, но, как правило, иностранцы участвуют в конкурсе на равных с гражданами РФ.

И всё же международное сотрудничество в области образования гораздо лучше развито в Западных странах. Европейские университеты имеют большой опыт интернационализации, что стало возможным благодаря Болонскому процессу, в рамках которого европейские страны согласились реструктурировать свои системы высшего образования, чтобы сделать трансграничное сотрудничество более реальным и эффективным.

Также в 2014 году всем странам мира был предоставлен доступ к европейской программе обмена Erasmus+ , которая является частью проекта «Непрерывное образование» (Lifelong Learning Projects) и позволяет студентам и аспирантам обучаться в партнерских зарубежных университетах в течение определенного срока, а также пройти практику на предприятии в любой из стран, участвующих в программе. Как правило, участнику студенческого обмена оплачивают обучение, медицинскую страховку, а также выплачивают ежемесячное пособие.

Международному образовательному сотрудничеству способствует также программа «Erasmus Mundus», которая выходит за рамки ЕС и дает возможности обмена практически для всех стран мира, что способствует укреплению связей между университетами.

Принцип функционирования такой же: студенты (и преподаватели) ВУЗов-участников могут пройти семестр или практику в любом университете мира, который, в свою очередь, также является участником программы. Однако заявку на участие в программе обмена не могу подавать студенты бакалавриата.

Таким образом, международное сотрудничество в сфере высшего образования является эффективным инструментом для поддержки усилий публичной дипломатии ЕС по всему миру и политики ЕС за его пределами. Это даёт свои плоды – в 2022 году европейские страны заняли с 4 (Швеция) по 15 (Швейцария) места в рейтинге стран мира по уровню образования населения (Education Index).

Однако, несмотря на свободу передвижения по странам Европы, гибкую систему выбора специальности, недостатками данной системы являются высокие расходы на проживание и стоимость обучения, которые не всегда покрываются университетом, бюрократические процедуры, особенно для граждан неевропейских стран – перевод документов, нострификация, отсутствие помощи в поиске жилья и т.д.

Необходимо также отметить роль ЮНЕСКО в содействии международному сотрудничеству в области образования. В соответствии с 4 Целью устойчивого развития Организации Объединенных Наций, необходимо гарантировать всем равные возможности для получения качественного образования. Особое внимание уделяется развивающимся странам, особенно африканским.

ЮНЕСКО поддерживает страны в повышении мобильности и межуниверситетского сотрудничества в сфере высшего образования посредством ратификации и реализации «Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию» и региональных конвенций. «Квалификационный паспорт ЮНЕСКО» для беженцев и уязвимых мигрантов служит механизмом реализации соответствующих положений конвенций для этих групп. Программам международного сотрудничества содействуют также такие организации как Общество распространения труда (ОРТ), ОЭСР и т.д.

Кооперация в сфере науки

Международная научная кооперация рассматривается как исторически важная форма развития науки и технологий, источник повышения компетенций всех вовлеченных участников. Когда ученые сотрудничают между странами и дисциплинами, они могут достичь большего, чем они могли бы достичь в одиночку, и они могут совершить прорыв в исследованиях, который был бы невозможен без международного сотрудничества.

К сожалению, до сих пор присвоение названий лабораториям, присуждение стипендий национальных академий и Нобелевских премий предоставляется отдельным лицам, часто на основе индивидуальных, а не коллективных показателей эффективности.

Тем не менее, за прошедшие годы было много успешных примеров международного научного сотрудничества, в том числе такие, как ЦЕРН (европейская организация по ядерным исследованиям), которое сделало глобальное сотрудничество между учеными одной из ключевых миссий ЮНЕСКО сразу после окончания Второй мировой войны и создало основу для поддержки других учреждений, сочетающих научное превосходство с научной дипломатией.

Компетентный обзор уровня международного научного сотрудничества даётся в «Докладе ЮНЕСКО по науке: на пути к 2030 году ». Утверждается, что самый высокий уровень международного научного сотрудничества наблюдается в странах Карибского бассейна, где в период с 2005 по 2014 год доля соавторства научных публикаций выросла с 59% до 82% статей. Напротив, менее половины научных статей написаны иностранными сотрудниками в Европейском Союзе (36–46%) и в Латинской Америке (39–42%).

Швейцария, которую Европейский союз считает «лидером инноваций», зафиксировала один из самых высоких показателей международного соавторства в 2014 году: 72% (по сравнению с 59% в 2005 году) – это гораздо более высокий показатель, чем в ЕС (46% в 2014 г.), что связано с тем, что 51% студентов, обучающихся по передовым исследовательским программам в Швейцарии, родились за границей.

Несмотря на это, страны с высоким уровнем дохода (ЕС и США), как правило, являются предпочтительным партнером для большинства развивающихся стран, в том числе в контексте исследовательского проекта, финансируемого донорами.

Это объясняется, например, фактором престижности того или иного европейского или американского вуза. Например, согласно рейтингу QS World University Rankings 2023, Массачусетский технологический институт в США по-прежнему удерживает лидерство, 11 лет подряд. Как и годами ранее, топ-10 рейтинга почти полностью состоит из университетов США и Великобритании, что наглядно демонстрирует академическое преимущество этих стран и объясняет их популярность среди иностранных студентов. Единственное исключение составляет швейцарский ETH Zurich, занимающий 9-е место и являющийся ведущим учебным заведением континентальной Европы. В топ-50 рейтинга также впервые появляются университеты Франции, Южной Кореи, Австралии, Канады и Германии.

Что касается Доклада ЮНЕСКО по науке, то несколько факторов объясняют эту тенденцию к расширению международного научного сотрудничества. С одной стороны, с 2008 г. наблюдается феноменальный рост научных публикаций (+23%), что само по себе является отражением 21%-го роста глобального пула исследователей в период с 2007 по 2013 г., который в настоящее время насчитывает 7,8 млн человек. С другой стороны, «конкуренция за публикации в ограниченном числе влиятельных журналов резко возросла, — отмечается в отчете, — как и конкуренция среди ученых за получение работы в самых известных исследовательских институтах и университетах». Более того, эти учебные заведения сами все больше конкурируют друг с другом за привлечение лучших мировых талантов».

Многие темы исследований поддаются международному сотрудничеству, например, в области астрономии или науки об океане, где десятки авторов могут подписать одну и ту же исследовательскую работу.

В то же время Интернет сделал возможным глобальное движение в направлении «открытого образования» благодаря широкому развитию и доступности университетских онлайн-курсов (MOOCS), предоставляемых новыми глобальными университетскими консорциумами».

Вместе с тем, для решения сложных задач 21 века наука должна быть еще более прозрачной, доступной и инклюзивной. Почти 70% научных публикаций в мире до сих пор имеют платный или ограниченный доступ.

Поэтому первая международная концепция открытой науки была принята 193 странами, присутствовавшими на Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2021 года. Благодаря открытой науке ученые и инженеры используют открытые лицензии для более широкого обмена своими публикациями и данными, программным обеспечением и даже оборудованием.

Заключение

Таким образом, во всех регионах мира наблюдается тенденция к расширению научного и образовательного сотрудничества, большую роль при этом играет ЮНЕСКО. Вместе с тем, сегодня право на образование до сих пор не доступно всем слоям общества, зачастую из-за его дороговизны и высокой конкуренции. Также не все учёные имеют равные возможности из-за отсутствия, например, качественных лабораторий для проведения исследований в родной стране. Данные факторы должны побудить ЮНЕСКО и другие международные организации принимать более решительные меры, чтобы добиться провозглашаемых целей.

Автор: Варвара Заикина

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Изображение на заставке: Image by rawpixel.com on Freepik

Поделиться в сетях: