Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Контрибуции и репарации: мировая практика

Говоря об истории контрибуций, нельзя не затронуть тему войны. Война – это чрезвычайно дорогостоящее мероприятие, которое каждый день забирает большое количество финансов, ресурсов, инфраструктурных объектов, и, к сожалению, человеческих жизней. Но мировая практика показывает, что абсолютное большинство войн заканчивается за столом переговоров. Боевые действия прекращаются, а ущерб компенсируется.

Именно в этот момент и появляются такие понятия как контрибуция и репарация, подразумевающие денежную или иную компенсацию за причиненный вред боевыми действиями. В данной статье рассмотрен этот важный элемент завершения многих войн. В статье раскрыто само понятие контрибуции, обозначен ее международно-правовой статус, дана историческая справка по контрибуциям, репарациям, реституциям и сатисфакциям, а также сделан прогноз на будущее этого явления.

Что такое контрибуция?

Контрибуция – это платежи, которые налагает государство-победитель на государство-проигравшего. Также к контрибуциям относят платежи, которыми облагают население занятой территории, подобное называют военной контрибуцией.

Контрибуция – это древнее понятие, возникшее одновременно с возникновение первых войн. Государство-победитель распоряжается имуществом государства-побежденного. Размер, а также характер контрибуционных выплат, а это могли быть не только деньги, но и ресурсы, предметы роскоши, рабы, определялся исключительно государством-победителем.

Существует масса исторических примеров контрибуции. К наиболее древним можно отнести Дарданский мир, заключенный между Римом и Понтийским царством. Тогда проигравшая сторона не только выплатила денежную компенсацию в 3 тыс. талантов, но и также была вынуждена передать Риму около 80 кораблей. Контрибуции были свойственны не только европейскому континенту, но также встречались и в азиатском регионе.

Наибольшую популярность контрибуции приобрели в эпоху Наполеоновских войн. Франция за 13 лет, с 1795 по 1808 годы получила более 20 контрибуций, но и сама подверглась контрибуциям после поражения от антифранцузской коалиции в 1815 году. Размер контрибуции, возложенный на Париж, был огромен, он составлял порядка 700 млн. франков, до уплаты этих платежей часть территории страны была оккупирована иностранными войсками.

После короткого периода войн без контрибуций, страны снова вернулись к практике их взимания. Зачастую, суммы контрибуционных выплат были непомерно высокими, так, в 1871 году на Францию была возложена контрибуция в 5 млрд. франков. Последней же контрибуцией, которая была когда-либо наложена на страну, стала контрибуция в пользу Германской Империи от РСФСР по итогам Брестского мира. После окончания Первой мировой Войны под давлением общественности контрибуции были заменены на репарации, это ознаменовало новый период в истории выплат за причиненный войной ущерб.

Правовой статус контрибуций

Исторически, отсутствие всякого рода ограничений на такие действия приводили к разгулу беззакония армии страны-победительницы на территории проигравшего государства. Зачастую, это были обыкновенные грабежи и мародерство. Подобное поведение по отношению как к государственному имуществу, так и к имуществу частных лиц, страна-победитель не признавала никакого права частной собственности, с течением времени философами, общественниками а также правоведами признавалось негуманным и противозаконным.

Существовали также попытки каким-либо образом ограничить произвол, путем введения платежей в правовое русло. Первая попытка институционализировать понятие контрибуция была предпринята в 1785 году в договоре о дружбе и торговле между Пруссией и США.

Формально, там не было упоминания контрибуции, однако, был прописан пункт о неприкосновенности частной собственности на случай, если Пруссия и США станут врагами. На практике проверить выполнимость этого пункта так и не получилось, ввиду отсутствия боевых действий между этими странами.

Следующей важной вехой стала Брюссельская конференция 1874 года, на которой была сделана попытка институционализировать критерии и обычаи ведения войны, среди которых в том числе была и контрибуция.

Было произведено разделение на то, что выплачивается проигравшей стороной стране-победителю, и на те сборы денежных и иных средств, которые взимались на территории, занятой противником. Впервые предлагалось проводить документирование контрибуций, что, в теории, должно было уменьшить количество произвола, самоуправства на местах и несправедливые поборы среди мирного населения на оккупированной территории.

Развитие эта идея получила в 1899 году на первой Гаагской конференции мира, и окончательно оформилась в 1907 году, на второй Гаагской конференции мира. Взимание денежных и иных выплат ограничивалось действием местного налогового законодательства, а также эти взыскания не могли налагаться на всех граждан за деяния отдельных граждан. Помимо этого, страна, которая ведет изъятие денежных и иных средств с населения захваченных территорий, обязывалась вести документацию всех контрибуций.

Однако, принятые документы по-прежнему никак не регламентировали тот объем денежных и иных обязательств, которая страна-победитель имела право взыскивать со страны проигравшей.

Отсутствие конкретизации этого пункта нарушало саму концепцию контрибуции, как платы за понесенный ущерб, так как сумма определялась государством-победителем. Это могло привести к тому, что контрибуция могла стать самоцелью войны.

Институционально, принцип недопустимости контрибуций был зафиксирован в мирных договорах со странами-союзницами Германии в 1947 году, а в 1949 году Женевская конвенция признала любые контрибуции вне закона. Вместо этого полагались лишь репарации, как более гуманный вид покрытия ущерба, так как он подразумевал лишь компенсацию за ущерб, нанесенный боевыми действиями.

В отличии от контрибуции, репарации не покрывали военных расходов страны-победителя. Также, контрибуция могла быть наложена государством-агрессором на проигравшую сторону, тогда как репарация, как правило, применяется только к государству-агрессору, которое проиграло военные действия.

Помимо этого, стоит отметить и иные способы компенсации ущерба, нанесенного боевыми действиями:

Реституция – это материальное возмещение ущерба в результате неправомерного международного акта путём восстановления состояния, существовавшего до его совершения. Как правило, подразумевает собой возвращение неправомерно изъятого имущества.

Сатисфакция – это форма возмещения морального вреда, причиненного государством международно-противоправным действием. Сатисфакция относится к политическим формам ответственности. Как правило. выражается в публичном признании вины первыми лицами государства, которое совершило противоправное деяние.

Компенсационные выплаты после Первой мировой войны

Первая Мировая война стала самым крупным конфликтом начала ХХ века. Поражение Тройственного союза вновь актуализировало вопрос о выплате компенсаций странам-победителям расходов из-за боевых действий. Большая часть финансовой и иной ответственности была на Германии, однако, она не единственная несла материальную ответственность за проигранные боевые действия.

Изначально, страны-победительницы хотели наложить на Германию контрибуции, однако, под давлением международной общественности, а также благодаря усилиям многих дипломатов, контрибуции были заменены более мягкой формой – репарациями. Репарации предполагали выплаты Германией странам-победительницам денежной компенсации за причиненный ущерб.

Сумма репараций вызвала жаркие дискуссии. Так, президент США, Вудро Вильсон настаивал на том, чтобы никаких платежей с Германии не взимать, полагая, что это может в будущем вызвать чувство реваншизма и привести к новой большой войне.

Франция же, наоборот, настаивала на самых больших суммах, на это у нее было 2 причины:
1. Франция являлась страной, наиболее сильно пострадавшей от Первой мировой войны.
2. Французская сторона предполагала, что большая сумма репараций не позволит Германии восстановиться, и она не сможет более представлять угрозу для Франции.

Британская сторона придерживалась мнения, что репарации необходимы, но их сумма и время, за которые они должны быть отданы, не должны быть губительны для Германии, чтобы в будущем она смогла восстановить свою экономику и стать хорошим торговым партнером.

Итогом Версальского мирного договора стало то, что Германия обязалась выплатить сумму, эквивалентную 50 млрд. $ США (по ценам того времени) золотом, товарами, кораблями, ценными бумагами и иными способами.

Кроме Германии, репарации были возложены также на Болгарию, Австрию, Венгрию и Турцию. Сумма репараций Болгарии составляла 2,250 млрд. золотых франков. Помимо этого, Болгария обязывалась передать Греции, Румынии и Королевству сербов, хорватов и словенцев в качестве реституции – возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного с территории государства, которое являлось военным противником, за угнанные тысячи единиц скота. Также Болгария должна была ежегодно отправлять 50 тыс. тонн угля Королевству сербов хорватов и словенцев в качестве компенсации за разрушенные угольные шахты. Германия, Австрия и Венгрия также обязывались передавать руду, древесину и скот в качестве репараций странам-победителям.

В течении 1920-1930-х годов способность выплачивать репарации Болгарии, Австрии, Венгрии и Турции постоянно снижалась вследствие прогрессирующего экономического кризиса. Поэтому к 30-м годам ХХ века эти страны были полностью освобождены от выплаты репараций.

Для Германии был создан специальный график платежей, по которому она обязалась выплатить сумму в 250 млн. $ сразу и 500 млн. $ ежегодно, а также сумму, эквивалентную 26% немецкого экспорта. Однако, из-за бедственного экономического состояния страны, все планы выплат срывались, немецкая сторона настаивала на всяческой реструктуризации суммы выплат, а по некоторым показателям просто саботировала платежи.

Произошедшая в США великая депрессия, а также гиперинфляция и затяжной экономический и политический кризис в Германии заставили страны-победительницы пересмотреть сумму и сроки платежей. Приход же к власти Адольфа Гитлера в Германии и вовсе поставил крест на всех выплатах, так как Германия отказалась от всех обязательств по платежам.

К вопросу о продолжении выплат репараций за Первую мировую войну удалось вернуться лишь в 50-х годах. Тогда Германия, разделенная на 2 государства, ГДР и ФРГ, согласилась погасить оставшуюся сумму выплат после объединения страны. К этому вернулись только в 90-е годы, когда Германия снова стала единым государством. Последний платеж по репарациям был произведен немцами в 2010 году.

Компенсационные выплаты за Вторую мировую войну

Вторая Мировая война вновь сделала вопрос о выплате репараций актуальным. На Ялтинской и Потсдамской конференциях, лидеры стран антигитлеровской коалиции договорились о суммах и типах выплаты репараций для Германии и ее союзников. Сумма была установлена гораздо более скромная, по сравнению с суммой, которая была наложена на Германию за Первую мировую войну, и составила всего 20 млрд $, 10 из которых полагались Советскому Союзу, как стране, наиболее пострадавшей от действий Германии. Также было установлено требование брать не столько финансами, сколько ресурсами. Это по замыслу стран-победительниц должно было минимизировать риск немецкого реваншизма, какой имел место быть после Первой мировой войны.

СССР брал репарации станками, заводами, электростанциями, предметами роскоши и прочими ценными вещами. Все это, само собой, не могло ни коем образом в полной мере покрыть тот ущерб, который нанесла Германия СССР во время войны, но позволило ускоренными темпами осуществить восстановление страны.

Согласно данным историка М.И. Семиряги, Москва вывезла около 3 тыс. разных фабрик и заводов, более 90 электростанций, более 500 тыс. станков и электромоторов, а также всевозможное научное и лабораторное оборудование. В списке репараций также значились различные суда, вагоны и паровозы, телефонное оборудование. В первую очередь интерес представляли заводы военного и двойного назначения, предприятия химической, металлообрабатывающей и пищевой промышленности.

Так как советская зона оккупации была меньше чем зона оккупации западных стран, то СССР также полагалась часть имущества, находящегося на территории западной зоны оккупации. Но бывшие союзники по антигитлеровской коалиции всячески старались саботировать процесс передачи немецкого имущества Москве.

Помимо заводов и станков, СССР также в счет репараций брал и текущую производящуюся в Германии продукцию. Также на территории СССР и западных держав трудилось большое количество немецких военнопленных, которые занимались восстановлением городов и промышленности, а также строительством нового жилого фонда, который серьезно пострадал во время войны.

К примеру, в СССР Германией и ее союзниками было уничтожено более 1700 различных населенных пунктов, как крупных городов, ПГТ так и еще большее количество сел и деревень. приблизительные оценки указывают на цифру около 70 тыс. разрушенных деревень.

Самым же большим вкладом Германии в экономики стран-победительниц были отнюдь не ресурсы, деньги или станки. Это были немецкие ученые, которые были вывезены на территории стран-победительниц, в основном, в СССР и США, и продолжили трудиться над своими проектами. 

Отцом американской космической программы можно по праву считать Вернера Фон Браун – создателя знаменитых баллистических ракет Фау-2. В Советском Союзе также продолжили свою работу большое количество немецких ученых.

К 1954 году Германия (ГДР и ФРГ) была освобождена от обязательных выплат союзников, это было сделано, в основном, по политическим причинам, из-за активно развивающейся холодной войны между СССР и США. Линия раздела между западным и восточным блоком как раз проходила по государственной границе двух Германий, поэтому как СССР, так и США считали важным облегчить экономическое состояние подконтрольных им Германий, так как выплата репараций серьезно ослабляла возможности развития этих стран.

Германия и ее союзники также выплатили большое количество репараций другим странам, пострадавшим от войны. Среди получателей репараций, помимо основных стран-победительниц –  СССР, США, Великобритания, Франция – были такие страны как Польша, Югославия, Греция, Нидерланды. Отдельно Германия компенсировала нанесенный урон евреям перед Израилем, также многие немецкие компании выплачивали компенсационные платежи за использование подневольного труда еврейских заключенных на своих фабриках и заводах.

Помимо Германии, репарации выплачивали и другие страны-союзницы оси, такие как:
1. Япония – страна восходящего солнца выплатила репарации Китаю, Филиппинам, Южной Корее. Кроме этого, была проведена реституция, Япония вернула некоторые артефакты и предметы искусства, которые незаконно вывезла с территории оккупированных стран.
2. Италия – выплачивала репарации Югославии, Греции, а также Эфиопии.
3. Австрия – несмотря на то, что Австрия была аннексирована Германией в 1938 году, и на момент Второй мировой войны не была самостоятельным субъектом, она выплачивала компенсационные выплаты евреям, которые пострадали от действий немецкого режима.
4. Финляндия – это единственная страна, которая в полной мере выплатила все возложенные на нее репарации.

Репарации после Второй мировой Войны

Несмотря на то, что после Второй мировой войны произошло большое количество войн и конфликтов, репарации почти никогда не назначались и не выплачивались.

Два самых кровопролитных конфликта ХХ века после Второй мировой – Корейская и Вьетнамская войны прошли без репараций. И если в Корейской войне страны остались в статусе кво, ни одна из сторон не смогла достигнуть военных целей, а граница между двумя Кореями до сих пор проходит по 38 параллели, то войну во Вьетнаме американцы проиграли, но никаких государственных репараций Социалистической Республики Вьетнам они не выплатили.

При этом многие западные исследователи отмечают большое количество военных преступлений, которые войска США совершили на территории Вьетнама. О военных преступлениях американцев подробно пишет известный американский журналист, метр жанра журналистских расследований, лауреат Пулитцеровской премии, а также 5-ти кратный лауреат премии Джорджа Полка, Сеймур Херш.

Американская сторона не выплатила никаких государственных компенсаций за вред, причиненный применением химического оружия против мирного вьетнамского населения. Химический реагент «агент оранж», который распылялся в огромных количествах привел к большему числу смертей, а также заболеваний среди мирного населения Вьетнама. США даже не принесли публичные извинения за военное вмешательство. В международном праве есть специальное определение для таких публичных извинений – сатисфакция, а также не принесли извинений за  применение запрещенных методов и средств ведения войны: пусть напалм, как варварское средство ведения войны был официально запрещен лишь в 1983 году, его неизбирательность, равно как и те невыносимые страдания, которые он доставлял, были хорошо известны американцам и ранее.

Вторжение американцев в Ирак, бомбардировки Югославии, также остались без репараций, реституций и сатисфакций, несмотря на то, что неизбирательность бомбардировок и прицельная атака гражданских объектов признавалась даже американской стороной.

Более того, общественное мнение приветствовало проведение неизбирательных бомбардировок, об этом можно судить по обложке популярного журнала TIMES за 1999 год, где присутствовала надпись «Bringing the serbs to hell» и «Massive bombing attack opens the door to peace» что можно дословно перевести как «Ввергнем сербов в ад» и «Массированные бомбардировки открывают дорогу к миру».

Аналогичная ситуация прослеживалась также и во время американского вторжения в Ливию.
Единственными странами, которые были подвергнуты выплате репараций после окончания истории с выплатами репарации за Вторую мировую войну, были:
1. Ирак – после войны в персидском заливе 1990-1991 гг. Совет Безопасности ООН обязал Ирак выплатить Кувейту репарации в размере 52,4 млрд. $, а также отчислять 5% от экспорта газа и нефти в пользу Кувейта. В 2021 году Ирак полностью выплатил все репарации.
2. Уганда – в феврале 2022 года МУС (Международный Уголовный Суд) обязал Уганду выплатить репарации ДР Конго в размере 325 млн. $, за ущерб, нанесенный во время второй конголезской войны (1998-2002).

Правомерность репараций

Вопрос о выплате репараций и о их правомерности всегда являлся чрезвычайно сложным. Репарации подразумевают выплаты за причиненный ущерб во время войны. Но оценка этого ущерба не может быть объективной и однозначной. К примеру, говоря о боевых действиях, всегда стоит учитывать потери как среди военных, так и мирных граждан. Но можно ли оценить какой-либо суммой человеческую жизнь?

Также вопросы репараций таят в себе угрозу реваншизма, как было с Германией после поражения в Первой мировой войне. Историки сходятся во мнении, что непомерно огромные суммы репараций, а также унизительный, по мнению немцев, Версальский мирный договор, стали ключевыми факторами, способствующими росту популярности реваншистских идей и прихода нацистов к власти.

С другой стороны, отказ от всяческих репараций, реституций и сатисфакции может привести к тому, что страна не понесет никакого наказания за развязанную войну, что тоже в корне противоречит нормам международного права. Практика показывает, что вопрос о выплате репараций – это сложный и конфликтный вопрос, выполнение репарационных платежей почти всегда растягивается на годы и даже десятилетия. Германия полностью выплатила репарации за Первую мировую войну только спустя более чем 90 лет с момента ее окончания.

Эксперты по международному праву высказывают мнение, что первые по-настоящему репарационные платежи были наложены на Ирак и Уганду, так как при оценке суммы выплат принимался во внимание только урон, нанесенный боевыми действиями, тогда как репарации, которые наложили на Германию и ее союзников после Первой и Второй мировых войн, носили скорее произвольную оценку, и по сути своей больше напоминали контрибуции.

Требования репараций в современном мире

Из-за продолжающейся СВО, украинская сторона настаивает на требовании репараций с России. Эти требования поддерживаются рядом западных стран, в числе которых США и Великобритания. Украинские требования были рассмотрены в Генеральной Ассамблее ООН, была принята резолюция о создании международной комиссии, которая будет заниматься подсчетом ущерба, причиненного Россией с последующим требованием репараций за этот ущерб.

Российская сторона назвала эту резолюцию «ничтожной». Более того, резолюции Генеральной Ассамблеи носят лишь рекомендательный характер и необязательны к исполнению. Единственный орган, который может назначить выплату репараций в императивном порядке, это Совет Безопасности ООН. Однако, Россия обладает правом вето, которое непременно будет наложено на любую резолюцию подобного толка.

Учитывая богатый исторический опыт вооруженных конфликтов, произошедших после Второй мировой войны, можно сказать, что требования украинской стороны вряд-ли будут удовлетворены. В истории нет прецедентов, когда страна-постоянный член Совета безопасности ООН выплачивала кому-либо репарации, а история американских военных интервенций во все уголки мира наглядно показывает, что даже в случае военного поражения, как было в войне во Вьетнаме, формально, США не проиграли ни одной крупной битвы во Вьетнаме, но все равно вынуждены были уйти, американская сторона не платила никаких репараций.

Помимо Украины существует еще ряд стран, которые требуют выплаты репараций. Однако, почти все они относятся к репарациям за причиненный ущерб во время Второй мировой войны. Наиболее активно получения репараций добивается Польша, которая потребовала от Германии 1,3 млрд. $ репараций за ущерб, нанесенный в годы Второй мировой войны. Однако, немецкая сторона отрицает все обвинения, заявляя, что все обязательства по выплатам репараций Берлин выполнил еще в 1954 году, когда Польша сама отказалась от требований репараций от Германии.

Выводы

Военные действия всегда несут гибель и разрушения. Всеми странами-членами ООН они оцениваются резко негативным образом, что, впрочем, не отменяет факта того, что военные действия до сих пор активно ведутся в различных уголках мира. Разрушения, которые нанесли боевые действия, непременно должны быть компенсированы, однако, на сегодняшний день пока что не существует такого механизма, который бы смог беспристрастно рассматривать дела подобного толка, вынося справедливое решение, обязательное к исполнению всеми сторонами конфликта. А как оценить жизнь погибших: и какая контрибуция возможна за жизнь погибших.
Но сатисфакция за разрушения и гибель людей, безусловно, должна быть.

Автор: Владимир Уткин

Изображение на заставке: Изображение от upklyak на Freepik

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций

Поделиться в сетях: